Слышали ли вы сказочную музыку Эдуарда Грига, написанную к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт»? За великим норвежским писателем Григ уводит нас к диким, скалистым берегам, изрезанным узкими заливами-фиордами, в загадочные лесные дебри жёсткой, но красивой Норвегии, дабы познакомить с миром неординарных храбрецов.
Тут в соседстве с фантастическими жителями леса — троллями — живут крестьяне — храбрецы драмы Ибсена: ветхая Озе, ее сын Пер Гюнт. В этих лесах всю собственную жизнь одиноко совершила Сольвейг, еще юный девушкой дав обещание Гюнту дождаться его возвращения из странствий по миру. Возвратясь из собственных скитаний с безлюдными руками и зачерствевшим сердцем, Пер Гюнт услышал в лесу песнь Сольвейг. Она оживила в его душе воспоминания о юности, о зря покинутой отчизне.
Генрик Ибсен появился в мелком норвежском городе Шиене. Уже с пятнадцати лет он должен был начать трудиться. Живя вдалеке от родных, Ибсен трудился аптекарским учеником в Гримстаде. Взоры молодого Ибсена сформировались во второй половине 40-х гг. прошлого века, отмеченных подъемом революционного перемещения в Европе. «Под шум великих интернациональных бурь» Ибсен писал стихи, обращенные к храбрецам венгерской революции 1848 — 1849 гг.
Драматическое творчество Г. Ибсена связано с его режиссерской работой в первом норвежском национальном театре в г. Бергене, а после этого в Кристиании (сейчас г. Осло). В 50-х гг. Ибсен создал собственные смелые драмы, написанные по мотивам скандинавского эпоса. Обращаясь к народным преданиям, автор желал поднять патриотические эмоции в собственном народе. Страстный призыв к борьбе за национальное единство раздался в исторической драме Ибсена «Борьба за престол» (1863).
Во второй половине 60-х гг. Генрик Ибсен в Италии формирует философско-аллегорические драмы «Бранд» и «Пер Гюнт». Сохраняя броский национальный колорит, пьесы Ибсена ставят «вечные», главные неприятности людской судьбе. Каким должен быть человек? В чем смысл жизни?
Норвегия вступила тогда на путь буржуазного развития. «Вечные» вопросы получали в этих условиях актуальное значение. Ибсен во целый голос сообщил в собственных пьесах об ответственности человека перед судьбой. Он желал, дабы его соотечественники, сохранив лучшие черты собственной личности, сумели противопоставить их миру мещан и собственников. На разных примерах Ибсен показывал, как много теряет человек, порывая с народом и родиной, думая лишь о самом себе, становясь черствым эгоистом.
Храбрецы Ибсена любой по-своему восстают во имя человеческого достоинства и торжества правды против эгоизма и лжи. В пьесе «Кукольный дом» (1879) Ибсен раскрыл духовную драму дамы в буржуазной семье, провозгласил право личности на борьбу за собственные человеческие права. В то время, когда героиня пьесы Нора нашла неправда, на которой было выстроено ее домашнее благополучие, в то время, когда осознала, что была для мужа всего лишь «куклой», а не втором, она пришла к храброму ответу бросить мужа и жить самостоятельно.
Храбрец второй известной драмы Ибсена — «Враг народа» (1882), врач Стокман, вступает в непримиримый конфликт с обладателями курортного города, каковые бессовестно обманывают народ для собственных доходов.
По-своему строя сюжет собственных пьес, изображая жизнь в большинстве случаев через переживания, через внутренний мир храбрецов, Ибсен захватывает внимание зрителей стремительным развитием характеров, каковые он так ярко может обрисовать. Воздействие пьесы «Кукольный дом» охватывает всего пара дней, но Нора, успев за данный маленький отрезок времени пересмотреть всю собственную жизнь, как бы рождается на отечественных глазах снова. Зритель в течении всего спектакля взволнованно следит за напряженной душевной борьбой Норы, в то время как ее супруг — черствый самолюбец Хельмер, так до конца и не осознаёт, что же случилось за это время с его женой.
В соответствии с построением пьес особенные черты получает у Ибсена диалог. Храбрецы его пьес как бы ведут разговор вслух и в один момент «про себя». Зритель обязан не только смотреть за тем, что говорят действующие лица пьесы Ибсена, но и осознать, о чем любой из них умалчивает.
Беспощадно бичуя эгоизм, душевную черствость, Ибсен стремился вынудить зрителей трезво, сурово оценить собственную судьбу, собственные поступки. Не смотря на то, что Ибсен не всегда мог верно ответить на вопросы собственного времени, он ставил ответственные нравственные неприятности, от которых не должен отворачиваться человек. Всей душой великий писатель грезил об обновлении мира.
Драмы Ибсена пользовались тёплой любовью русских зрителей еще при жизни писателя. Превосходные русские артисты воплотили на сцене образы Норы, доктора и Бранда Стокмана. В исполнении В. Ф. Комиссаржевской, В. И. Качалова и К. С. Станиславского драмы Генрика Ибсена вошли в историю русского театра.