Франц шуберт (1797—1828)

Австрийский композитор Франц Шуберт прожил всего лишь тридцать лет, но успел написать более тысячи музыкальных произведений. Его талант был воистину изумителен, мелодический дар неистощим, но только немногие из современников Шуберта смогли оценить его творения.

Прекрасная шубертовская музыка завоевала широчайшую известность, в то время, когда композитора уже не было на свете, в то время, когда прошла его маленькая судьба, полная лишений и нужды.

Франц Шуберт появился в семье школьного преподавателя из города Лихтенталь — предместья Вены. В их доме обожали музыку, и мелкий Франц постоянно участвовал в домашних концертах. Девяти лет его отдали в учебное заведение, готовившее певчих для придворной капеллы. В том месте мальчик купил большие музыкальные познания и в первый раз начал придумывать сам. По окончании окончания учебы перед парнем встал вопрос о выборе жизненного пути. Казалось, все сказало за то, что он будет музыкантом. Но папа рассудил по-иному, и Шуберт поступил на направления при учительской семинарии.

Четыре года (1813—1817) он обучал детей грамоте. Но его душа была переполнена музыкой, творческое воодушевление ни при каких обстоятельствах не покидало его.

За один лишь 1815 г. Шуберт сочинил более ста сорока песен и среди них — известную балладу «Лесной царь» на стихи Гёте. Наконец Шуберт решил отказаться от учительства, не смотря на то, что ему угрожал разрыв с отцом. Двадцатилетний парень без единого гроша в кармане покинул родной дом и вступил на новый путь, избранный им самим. И он был радостен, сознавая это, не смотря на то, что ему тяжело было нужно в жизни.

Практически все последующие годы Шуберт прожил в Вене. Не обращая внимания на то что непрерывно оказались его новые прекрасные песни, сонаты, симфонии, он не смог отыскать широкого признания. Издатели платили за них гроши. Всего лишь один авторский концерт состоялся при жизни композитора в Вене. Шуберта поддерживало участие преданных друзей, высоко ценивших его превосходные творения. Но они не могли избавить композитора от лишений и тягот, подрывавших его здоровье. Шуберт умер в расцвете творческих сил. Над его могилой на венском кладбище воздвигли монумент с надписью, составленной австрийским поэтом Грильпарцером: «Смерть похоронила тут богатое сокровище, но еще более красивые надежды».

Творения Шуберта прославили его имя в истории мирового музыкального мастерства. Он написал более 600 песен, бессчётные произведения для фортепьяно (а также двадцать одну сонату), квартеты и трио, увертюры и симфонии, оперы и зингшпили (комические оперы в народном духе), музыку к драме «Розамунда» и т. д.

Еще при жизни Шуберта заслуженной славой в кругу друзей пользовались его песни. В этом жанре его великими предшественниками были Бетховен и Моцарт, чьи песни полны неувядаемой прелести. Но конкретно Шуберт наполнил песню необычным мелодическим обаянием и поэтическим чувством. Шуберт придал песне новое значение, расширил круг ее настроений и образов, отыскал броский и ясный музыкальный язык, близкий каждому слушателю.

Как драматическая повесть звучит баллада «Лесной царь». Задушевной лирикой проникнуты «Серенада» и «Розочка» («Песнь моя летит с мольбою»), глубокое раздумье ощущается в «Скитальце».

Шуберт написал два известных песенных цикла — «Зимний путь» и «Прекрасная мельничиха», где отдельные песни—это звенья громадного повествования. любви и История странствий молодого мельника раскрывается в таких известных песнях цикла, как «В путь» («В перемещении мельник жизнь ведет»), «Куда», «Колыбельная ручья» и других.

Песенный цикл «Зимний путь» принадлежит к последним произведениям Шуберта; в нем преобладают печальные и мрачные настроения. Последняя песня «Шарманщик» написана легко и честно. Ее грустная мелодия говорит о переживаниях одинокого и бедного человека.

Шуберт был одним из создателей жанра лирической фортепьянной миниатюры. Его грациозные лендлеры — древние германские вальсы, — мелодичные и весёлые, время от времени подернуты легкой дымкой лирической грусти. Обширно известны прекрасные музыкальные мгновения и фортепьянные экспромты Шуберта.

Песня была весьма дорога сердцу композитора, и он довольно часто вводил ее мелодии и образы в разные камерные и симфонические произведения. Красота певучей песенной мелодии наполняет его фортепьянные сонаты. В фантазии «Скиталец» (для фортепьяно) вторая часть — это вариация на тему одноименной песни.

Жизнерадостностью дышит музыка известного «Фореллен-квинтета», в одной из частей которого композитор варьирует мелодию песни «Форель». А драматически-девушка песня «и напряжённая Смерть» разрабатывается в струнном квартете ре минор. Превосходны по богатству и красоте мелодии два фортепьянных трио Шуберта. Везде и везде в музыке великого австрийского композитора вольно льется песенная мелодия.

Среди симфоний Шуберта выделяются две — до мажор и си минор («Неоконченная»), отысканные только по окончании смерти композитора (в 1838 и 1865 гг.). Они прочно вошли во всемирной концертный репертуар. Симфония до мажор полна силы и величия. В то время, когда слушаешь ее, перед глазами появляются картины борьбы могучих сил, победное могучее шествие народа.

Романтически взволнованная музыка «Неоконченной» симфонии — это рассказ о пережитом, о надеждах и разочарованиях. В симфониях Шуберта достаток содержания сочетается с доступностью и простотой музыкальных образов. И не просто так «Неоконченную» симфонию возможно услышать в исполнении любительских, самодеятельных оркестров.

Шуберт умел сказать в музыке о громадном и ответственном, о пережитом и прочувствованном с простотой, задушевностью и искренностью. Это сделало его мастерство всегда юным, близким и любимым всем людям.

Франц Шуберт — Курс повышения знаний


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: