Фридерик шопен (1810-1849)

Фридерик Шопен появился в деревне Желязова Воля недалеко от Варшавы. С детских лет он горячо полюбил польскую народную музыку. «В то время, когда ему случалось услышать песенку либо звуки скрипки из крестьянской хаты либо корчмы, Фридерик, став где-нибудь под окном, казалось, всем своим существом погружался в эти звуки, пристально вслушивался в народную мелодию, упивался ее ритмикой, и тяжело было оторвать его от этих музыкальных наблюдений», — вспоминали потом его родные. Эти ранние впечатления остались у него на всегда: Шопен — великий польский композитор — постоянно стремился передать характер и дух родной песни в собственных мазурках, полонезах, балладах.

В то время, когда в 1829 г. он оканчивал Варшавскую консерваторию, то в экзаменационном перечне показалась отметка: «Фридерик Шопен — музыкальный гений». К этому времени он уже написал два концерта для фортепьяно с оркестром, каковые на данный момент знает любой любитель музыки.

В 1830 г. Шопен уехал из Варшавы в концертную поездку. Он и не подозревал, что ему больше ни при каких обстоятельствах не доведется заметить собственную горячо любимую отчизну. Но он постоянно помнил о ней и прославлял ее в собственной музыке.

Зимний период 1830—1831 гг. Шопен выступал с концертами в Вене, а после этого отправился в Париж, где прожил вторую половину собственной маленькой жизни. Тут он довольно много, плодотворно трудился и не так долго осталось ждать завоевал общее признание парижан превосходно поэтичной своими сочинениями и фортепьянной игрой.

Шопен виделся с наибольшими музыкантами — Ференцем Страницей, Гектором Берлиозом, Винченцо Беллини; поэтами и писателями — Адамом Мицкевичем, Генрихом Гейне, Оноре де Бальзаком, Жорж Санд; живописцем Эженом Делакруа и отыскал среди них довольно много друзей. Но жизнь композитора все больше омрачали тоска по отчизне и усиливающаяся заболевание легких. В новые произведения он вкладывал все достаток фантазии, горечь и всю глубину собственных дум, переживаний. Заболевание понемногу подтачивала силы Шопена; 17 октября 1849 г. он скончался. Композитора похоронили на парижском кладбище Пер Лашёз, но его сердце было возвращено на родину и замуровано в стенке Варшавского костела св. Креста, вблизи которого Шопен жил в юные годы.

очень способный музыкант, давший все собственный творческое воодушевление фортепьяно, Шопен покинул за собственную недолгую судьбу бесценное музыкальное наследие. У Шопена фортепьяно зазвучало с неслыханным ранее яркостью и богатством красок, с нескончаемым множеством оттенков. Но все это было для Шопена только средством выражения того, что переполняло его душу, о чем он желал поведать собственной музыкой людям. Исходя из этого прекрасная виртуозность постоянно сочеталась у него с громадным и глубоким содержанием.

Как на большом растоянии ушли шопеновские этюды от простых произведений этого типа, сколько в них подлинной поэзии, страсти, размаха, сколько броских музыкальных образов! Его вальсы завлекают поэтичностью, мелодическим достатком. Да и во всех творениях Шопена льется воистину неистощимый родник мелодий. Множество то радостных, то грустных картин польской судьбе нарисовал Шопен в мазурках, балладах и скерцо — драматически-напряженных, полных романтической тревожности, порывистости. К величайшим сокровищам фортепьянной музыки принадлежат сонаты Шопена си-бемоль минор (с ужасным похоронным маршем) и си минор. Изумительное умение Шопена выразить глубокое содержание в сжатой краткой форме отличает прелюдии, ноктюрны, экспромты. Раздумья о страданиях и красивом будущем польского народа композитор воплощает в гордых, праздничных полонезах.

Лист сообщил в один раз: «Слушая кое-какие полонезы Шопена, видишь словно бы жёсткую, тяжелую поступь людей, выступающих с доблестной отвагой против всего самого наглого и несправедливого в судьбе человека». В музыке Шопена раскрывается сложность и богатство духовного мира человека. Вот по какой причине она дорога, понятна, увлекательна и музыкантам-специалистам, и любителям; любой находит в ней вечно довольно много близкого себе.

У нас Шопен уже давно стал одним из самых любимых композиторов. Его высоко ценили М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов. В РФ в 1861 г. вышло первое в мире полное собрание сочинений Шопена. Русские пианисты, а также А. Г. Рахманинов и Рубинштейн, завоевали славу отличных исполнителей музыки польского композитора.

Музыку Шопена высоко ценят и отечественные советские люди. В 1918 г. В. И. Ленин подписал декрет о сооружении монументов наибольшим деятелям всемирный культуры, и среди вторых имен в том месте было имя Шопена. Советские исполнители музыки Шопена много раз завоевывали первые премии на интернациональных конкурсах, каковые устраиваются каждые пять лет на родине композитора. Для нас Шопен наравне с Мицкевичем стал олицетворением творческого гения польского народа.

Мастерству Шопена, порожденному великим и святым эмоцией любви к отчизне, верой в неисчерпаемость народных сил, в собственности одно из первых мест среди духовных сокровищ человечества.

Игорь Слуцкер. Фредерик Шопен (1810-1849). Ноктюрны


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: