Первая младшая несколько
Краткая черта речи детей
Словарь. Период от двух до трех лет характеризуется стремительным повышением словарного запаса у детей. Это разъясняется тем, что деятельность ребенка делается сложнее и разнообразнее. Он знакомится с разными особенностями предметов, устанавливает несложные связи между ними, обобщает по сходным показателям. Но свойство осознавать обобщенное значение слов развита еще слишком мало.
На третьем году судьбы у детей появляется более правильное произношение слов и уже не только те, кто всегда общается с ребенком, но все окружающие начинают понимать его обращение. Но все же дети часто пропускают в слове отдельные слоги («клой»— открой, «сото» — высоко), а при стечении согласных один звук («камейка» — скамья, «тул» — стул); вставляют лишние звуки в слово («таньканчик» — стаканчик) и т. п.
Так, наровне с задачей уточнения и накопления активного и пассивного словарного запаса ответственная задача речевой работы в первой младшей группе — совершенствование произношения слов. Упражняя детей в верном произношении слов (на занятиях и вне их), воспитатель обширно применяет прием речевого примера.
Грамматический строй. На третьем году судьбы ребенок начинает высказывать элементарные суждения о предметах, несложных явлениях. Наряду с этим он пользуется как однословными предложениями («Мосьно?» — Возможно?) так и предложениями из нескольких слов («Мама будет умываца» — Мама будет умываться) . Но обращение детей еще весьма несовершенна. Обычно они допускают неточности в роде существительных («Куда отец посола?» — Куда отец отправился?), падеже и числе («Вот лубасек» — Вот рубаха), не всегда употребляют предлоги и союзы («Миса сидит кусит» — Миша сидит и кушает; «Кису каду паток» — Кошку кладу в платок) и т. д.
Воспитатель в ходе бесед с детьми (вопросы педагога помогают детям примером для ответа), чтения рассказов, сказок, стихов, инсценировок, дидактических игр, занятий по картинам и т. д. оказывает помощь им овладевать грамматическим строем речи.
Звукопроизношение. О произносительной стороне речи ребенка возможно делать выводы только тогда, в то время, когда у него накопится большой запас слов, поскольку звуки и их разные сочетания усваиваются детьми только через слово, которое есть для них мельчайшей единицей речи. порядок и Время появления звуков у различных детей неодинаковы. В большинстве случаев к двум годам ребенок усваивает губные звуки (п, п’, б, б’, м, м’), губно-зубные (ф, ф’, в, в’), переднеязычные (г, т’, д’, я, я’, г’, л’), заднеязычные (л, к’, г, г’, х, х ). Свистящие звуки (с’ з, з’, ц), шипящие (ш, ж, щ) и сонорные (р, р’, л) он в большинстве случаев либо пропускает, либо заменяет (с — с’, ф’; з — с’, в; ц — т’; ш — с’, г’; ж — с’, щ — т’; р — л’; р’ — л’; л — л’). Исходя из этого главная задача воспитателя — проводить работу, направленную на овладение детьми перемещениями органов артикуляционного аппарата, каковые совершаются под контролем слуха. А следовательно, нужно развивать и слуховое внимание.
Обследование речи детей
Во время от двух до трех лет у ребенка бурно развиваются фразовая речь и словарь. Вместе с тем развитие речи у различных детей в зависимости от различных обстоятельств (уровня физического и психологического развития ребенка, экологии и др.) протекает по-различному. Конкретно в данной группе принципиально важно распознать детей с отставанием в развитии речи либо с разными речевыми нарушениями. Воспитатель, применяя дидактические игры, занятия по картинам, личное общение с ребенком, выясняет следующее: помогает ли обращение для ребенка средством общения либо он прибегает по большей части к жестам, мимике? Общается ли ребенок при помощи фразовой речи либо произносит лишь отдельные слова либо кроме того отдельные слоги? Понятна ли обращение ребенка окружающим? С радостью ли он повторяет за воспитателем слова, фразы, исправляя тем самым собственный произношение?
Все эти сведенья воспитатель записывает в тетрадь, где на каждого ребенка отводится по 3—4 страницы (дабы отмечать не только недочёты, но и удачи). На базе распознанных изюминок в развитии речи детей педагог образовывает и соответствующий замысел работы.
Особенное внимание нужно обращать на тех детей, у которых весьма медлительно протекает развитие и накопление словаря фразовой речи, т. е., в случае, если к двум-двум с половиной годам у ребенка в активном словаре лишь 20—30 слов, а фраза в большинстве случаев складывается из двух слов типа «Мама ди» (Мама иди), либо ребенок довольно много говорит, но его обращение непонятна для всех окружающих, не считая участников семьи. Внимательно необходимо замечать и за теми детьми, у которых за ранним, бурным развитием речи появляется заикание (дети повторяют слоги, слова, вставляют перед словами гласные звуки и др.). Чем раньше воспитатель обратит внимание на таких детей и окажет помощь им, применяя личный подход, и завлекая своих родителей к занятиям дома, тем скорее начнется верное развитие речи ребенка, формирование верного произношения.
В случае, если же эти речевые недочёты не удастся исправить в течение долгого времени, детей направляться направить на консультацию к психоневрологу и логопеду.
Занятия
Для улучшения произносительной стороны речи у детей двух-трех лет, овладения ими верным произношением слов нужна систематическая работа, направленная на развитие слухового внимания, речевого дыхания, голоса, звукопроизношения. С целью этого применяют упражнения и специальные игры. Особенно громадное значение имеет развитие слухового внимания, поскольку под его контролем производится формирование произносительной стороны речи. Работу по улучшению произношения возможно проводить методом уточнения и вызывания звуков их произношения в разных звукоподражаниях. Сперва берут более простые звукоподражания с открытыми слогами типа: му-му, ку-ку, позже с закрытыми слогами: ав-ав, бум-бум, топ-топ, а после этого со слогами различной структуры и с разными сочетаниями звуков: чик-чирик, тренъ-брень, дили-дон и т. п.
Для первой младшей группы в книге даются дидактические игры на развитие слухового внимания (концентрации, устойчивости, переключения), долгого ротового выдоха, главных качеств голоса (силы, высоты); на уточнение согласных звуков и произношения гласных в разных звукосочетаниях. Согласно данным примерам воспитатель при необходимости может сам подбирать материал. Любой вид работы проводится как целое занятие (в первую половину года — с подгруппами детей, во вторую — со всей группой).