В то время, когда выпускник школы определяет собственный жизненный путь и выбирает профессию преподавателя, он значительно чаще ориентируется на тот учебный предмет, что обожает, знает и хочет преподавать детям. Он уверен, что глубокое знание этого предмета обеспечит ему успех. Неудачи начинаются позже, в то время, когда юный преподаватель остается один на один с детьми и внезапно обнаруживает, что они совсем не похожи на тот идеально мнимый сосуд, что он подготовился наполнить знаниями.
В случае, если преподаватель — человек творческий, ищущий, он начинает осознавать, что успех работы педагога зависит от умения общаться с детьми, и пытается наверстать потерянное. Но большая часть, к сожалению, не поймёт появившуюся проблему как собственную неподготовленность к общению, обвиняет во всем «непослушных», «недисциплинированных», «нелюбознательных» учеников и, начиная использовать строгие способы, наводит порядок в классе либо уходит из школы. Результаты одного соцопроса, приведенные И. С. Коном в книге «Психология юношеского возраста», свидетельствуют: 79 % преподавателей уверены, что у них с учениками полный контакт; но лишь 18 % школьников придерживаются того же мнения.
Принимая общение как что-то естественное, присущее человеку как воздушное пространство, мы не должны забывать, что данный воздушное пространство, эту воздух мы создаем сами. Вступающему на тяжёлую стезю педагогической деятельности направляться как возможно раньше обучаться строить отношения с людьми и детьми, развивать в себе те качества, каковые для этого нужны.
Общение — процесс многосторонний, многоплановый. Исходя из этого существует множество разных определений его. Общение — это обмен либо передача информации от одного человека второму.
Общение — процесс сотрудничества людей. Общение — это обмен духовными сокровищами и т. д.
самый компактным и правильным есть, на отечественный взор, определение, данное психологом В. Н. Мясищевым, что разглядывает общение как процесс сотрудничества конкретных личностей, в некотором роде отражающих друг друга, относящихся друг к другу и влияющих друг на друга.
Многозначность понятия «общение» связана с его многофункциональностью.
Для чего нужно человеку общение?
Во-первых, оно делает наиболее значимую функцию регуляции совместной деятельности людей. Общение и появилось тогда, в то время, когда у одного человека возникла необходимость объединиться и договориться с другими людьми о совместной трудовой деятельности с целью физического выживания.
Во-вторых, общение помогает установлению общности между людьми и самоопределению личности. Вне контактов с другими людьми человек не существует не только физически, но в первую очередь психологически: ему нужна эмоциональная помощь, чувство, что он значим для других, что он собственный среди собственных. Вместе с тем он пытается не только быть со всеми и как все, но и определиться среди вторых, привлечь к себе внимание вторых, выразить себя, показать собственную индивидуальность.
В общении так или иначе выражается отношение человека к второму человеку. И в зависимости от характера этого отношения общение воздействует на эмоциональное состояние человека, снабжает эмоциональный комфорт либо неудобство, есть средством действия одного человека на другого, побуждения его к действию.
Наконец, общение — наиболее значимый инструмент познания, так когда через содержательное общение с другим человеком либо продуктами его творческой деятельности мы приобретаем нужные знания.
Педагогическое общение, т. е. общение преподавателя с учениками, кроме уже названных целей делает своеобразные педагогические функции:
1. Снабжает благоприятный эмоциональный климат, в котором происходит обучение.
2. Формирует условия для развития интереса детей к учению и снабжает творческий темперамент учебной деятельности.
3. Содействует ответу воспитательных задач, каковые ставит преподаватель, поскольку конкретно в ходе педагогического общения самый интенсивно происходит обмен духовными сокровищами, формируется отношение ученика к миру, к людям, к самому себе.
Психологи выделяют разные виды общения, исходя из его целевой направленности. В деятельности же учителя самый значимы два из них:
а) межличностное общение (свободное) — общение вне деятельности, нацеленное на создание эмоциональной удовлетворенности взаимоотношениями с окружающими;
б) деловое общение в ходе совместной деятельности: к примеру, двух педагогов, обсуждающих волнующую их опытную проблему, либо учителя с учениками на уроке на протяжении ответа тяжёлой задачи, объяснения нового материала либо опроса (при условии неспециализированной заинтересованности в итогах совместной деятельности).
Опыт говорит, что добиться успеха в деловом сотрудничестве возможно, лишь строя его на личностной базе, начиная общение с установления эмоционально благоприятных взаимоотношений с другими людьми. Самый убедительно это обосновывает книга Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», создатель которой дает множество конкретных советов, помогающих людям разных профессий решать собственные деловые неприятности, развивая у себя умение располагать к себе вторых людей.
Книга Д. Карнеги особенно нужна преподавателю, поскольку из-за специфики педагогической деятельности у него обычно формируется в общении позиция «сверху», рвение сохранять психотерапевтическую расстояние во взаимоотношениях с учениками. В это же время достижение деловых контактов с учениками (к примеру, взаимодействия и взаимопонимания в ходе ответа конкретных задач обучения на уроке) существенно затруднено, в случае, если преподаватель не обращает внимания на межличностное общение, не формирует на уроке либо вне его эмоциональной общности, конфиденциальных взаимоотношений с детьми. Лишь в таковой атмосфере большая часть учеников, в особенности застенчивых и робких в себе, смогут быть свободными, раскованными, максимально показать и реализовать собственные потенциальные возможности.
Исходя из этого культура педагогического общения основана на развитии у преподавателя неспециализированной психотерапевтической грамотности и культуры общения с людьми. Ведущим критерием при выборе педагогической профессии должна быть направленность на другого человека, интерес к его личности и умение строить отношения с людьми.
Из чего же складывается коммуникативная (от лат. communico – связываюсь, общаюсь) культура преподавателя?
В базе ее — личностные качества, ценностные ориентации, установки, проявляющиеся в отношении к людям и в первую очередь ученикам, и техника общения — владение инструментом общения: речью, мимикой, жестами, перемещениями, приемами действия на другого человека, приемами саморегуляции, создания рабочего творческого самочувствия.
Личностные качества преподавателя, проявляющиеся в общении, зависят в первую очередь от характера человека, его типологических изюминок. Существуют два противоположно проявляющих себя в общении типа людей: экстраверты и интроверты. Интроверты направлены вовнутрь себя, на мир собственных переживаний. У них формируется собственный видение мира, довольно часто не совпадающее с настоящим положением вещей. Не имея возможности высказать все, что думает, поскольку он уверен — другие не осознают его, интроверт предпочитает остаться в мире собственных переживаний, замкнуться в себе и не пытается к общению с людьми, тяготится контактами, предпочитает им собственные книги, инструменты, коллекции.
Экстраверт, напротив, очень расположен к общению, это его стихия. Ему неизменно нужно быть с кем-то, независимо от эмоционального состояния. Но контакты его обычно поверхностны, непродолжительны, исходя из этого он довольно часто формирует о себе чувство как о поверхностном, поверхностном человеке. Ему нужно чаще оставаться наедине с собой, обучаться быть одному, стремиться к более глубоким и устойчивым взаимоотношениям с другими людьми. Нельзя сказать о предпочтительности того либо другого типа. У каждого имеется свои проблемы и свои достоинства. Конечно, что педагогической деятельностью не рекомендуется заниматься тому, для кого мучение — постоянное общение с людьми. К счастью, большая часть людей сочетает в себе свойства как интроверта, так и экстраверта.
С типологическими изюминками связано ведущее профессионально-личностное уровень качества преподавателя — общительность. Разглядывая общительность как многослойное, комплексное уровень качества, В. А. Кан-Калик выделяет множество составляющих его компонентов (1, с.47-49). Вместе с тем отличительной изюминкой педагогической общительности есть влияние на нее ценностных установок и эмпатии преподавателя.
Можем ли мы назвать общительным педагога, что мало интересуется детьми, их внутренним миром, не пробует осознать их и выслушать, а принимает другого человека как средство выразить себя, продемонстрировать себя, любой разговор пытается перевести на себя, стать центром коммуникации? Обратите внимание при общении с людьми, что вы предпочитаете: слушать вторых либо сказать сами? Весьма интересно ли вам слушать собеседника? Не появляется ли желание перебить его? Умение слушать другого человека, быть внимательным к нему, понимать его состояние — наиболее значимые составляющие педагогической общительности. И они появляются лишь в том месте, где имеется глубочайший интерес к внутреннему миру ребенка, потребность в общении с ним на духовном уровне.
«С болью видишь, как кроме того у опытных собственный предмет преподавателей воспитание время от времени преобразовывается в ожесточенную войну лишь по причине того, что никакие духовные нити не связывают учеников и педагога, и душа ребенка — застегнутая на все пуговицы рубаха», — пишет В. А. Сухомлинский (2, с. 30).
Непременно, общительностью не исчерпываются те личностные особенности, на которых базируется культура педагогического общения. Она включает и другие качества личности преподавателя, нужные в общении: справедливость, открытость, честность, терпимость, выдержка, самообладание, требовательность, тактичность… Продолжите данный перечень сами. Вы заметите, что в него мы можем включить все лучшие человеческие качества, поскольку все они проявляются в общении преподавателя с учениками. Вы убедитесь, что культура педагогического общения аккумулирует в себе и эмоциональную культуру преподавателя, и культуру педагогического мышления, в ней проявляется жизненная концепция личности, ее отношение к себе и вторым людям. Наконец, коммуникативная культура преподавателя предполагает необходимость развивать многие педагогические свойства, которые связаны с коммуникативной деятельностью педагога:
дидактические — умение преподносить ученикам материал доступно, светло и ясно, приводить к интересу к нему;
организаторские — от них сильно зависит свойство преподавателя наладить общение с детьми и в детском коллективе. Наряду с этим преподаватель не рядовой участник общения, а организатор сотрудничества между детьми, между их родителями и детьми, между детьми и педагогами. Он обязан играться ведущую роль, быть инициативным, активным в общении, обучаться руководить общением и строить его, мочь организовывать разные свободное общение и виды деятельности детей, быть талантливым передавать и заряжать собственной энергией вторых;
перцептивные — свойство попадать в эмоциональное состояние ученика, по внешнему виду, по мимике, перемещениям, жестам определять его переживания и чувства. Для этого нужно изучать «язык» жестов и мимики, быть внимательным, развивать собственную наблюдательность. Мы чаще принимаем другого человека и растолковываем его поведение поверхностно: либо на базе сложившихся стереотипов в оценке и восприятии вторых людей, либо на базе отождествления себя с ними. Значительно чаще мы прислушиваемся к тому, что говорит человек, забывая, что существует расхождение между эмоциями человека и тем, как он их интерпретирует. Подлинное состояние человека, кроме того неосознаваемое им, проявляется на подсознательном уровне в его жестах, перемещениях, мимике. «К примеру, ученик в школе. Вот он вперил невидящий взор в учительницу. Тело напряжено, посадка прямая, ноги хорошо сведены. В действительности ученик ничего не слышит — он отключился от учительницы и бессознательно применяет предохранительную технику: «Я целый внимание».
А вот второй ученик. Он согнулся вперед, сидит на краешке стула, склонив голову набок и оперев ее на руки, — он вправду слушает. Жест «рука у щеки» свидетельствует, что человек над чем-то задумался, о чем-то думает» (3, с.15). 50 % информации о человеке несут мимика и жесты — утверждают эксперты. И в случае, если мы желаем обучиться осознавать другого, нужно развивать свойство улавливать мгновенные реакции человека, мочь их «просматривать».
Микропрактикум
Пребывав в транспорте, незаметно приглядитесь к чьему-либо лицу. Постарайтесь вообразить изучаемое лицо радующимся, опечаленным… испуганным… насмешливым… гневным… полным нежности… Попытайтесь представить те эмоции, эмоции, каковые испытывает данный человек сейчас. Будьте осмотрительны и неназойливы.
не меньше значимы для успешного педагогического сотрудничества экспрессивные свойства преподавателя — свойство к адекватной передаче собственных чувств и мыслей посредством речи, мимики, движений и жеста.
Опыт говорит, что большая часть молодых преподавателей, начинающих педагогическую деятельность, приходят в школу с гуманистическими ценностными установками, хорошим отношением к детям, выполнены самыми благими намерениями. Но не всегда эти намерения, эти сокровища переводятся в воздействие, во взаимоотношения с учениками. Что им мешает? В первую очередь неразвитость техники общения, жеста общения: и средств речи, перемещений, мимики, и незнание приёмов и способов сотрудничества с детьми. Нужна продолжительная и упорная тренировка, постоянная работа над собой, дабы овладеть способами и этими средствами.
Итак, развитие коммуникативных свойств преподавателя идет параллельно с развитием всех других педагогических свойств.
Культура общения преподавателя целостно проявляется в личном стиле его сотрудничества с детьми. В. А. Кан-Калик разглядывает стиль общения как «лично-типологические изюминки социально-обучающихся и психологического взаимодействия педагога» (1, с.97). В стиле общения находят выражение:
особенности коммуникативных возможностей преподавателя;
сложившийся темперамент воспитанников и взаимоотношений педагога;
творческая индивидуальность педагога;
особенности ученического коллектива.
Каждому преподавателю свойствен собственный стиль общения. Вместе с тем имеется что-то общее во сотрудничестве педагогов с детьми, что разрешает типизировать, классифицировать существующие стили педагогического общения.
Чаще всего стиль общения определяют на базе стиля управления, т. е. по тому, как ведет себя человек в роли начальника в ходе совместной деятельности.
Существуют три главных стиля управления: авторитарный, демократичный, либеральный. Познакомимся с краткой чёртом данных стилей, представленной авторами учебного пособия «Базы педагогического мастерства» (4).
Авторитарный стиль характеризуется тем, что преподаватель единолично определяет направление деятельности группы, показывает, кто с кем обязан сидеть, трудиться, пресекает всякую инициативу обучающихся. Главные формы сотрудничества — приказ, указание, инструкция, выговор. Кроме того редкая признательность звучит как команда, в противном случае и как оскорбление: «Ты отлично сейчас ответил. Не ожидал от тебя для того чтобы». Найдя неточность, таковой преподаватель высмеивает виновного, значительно чаще не растолковывая, как ее возможно исправить. В его отсутствие работа замедляется, в противном случае и вовсе заканчивается. Преподаватель лаконичен, у него преобладает начальственный тон, нетерпение к возражениям.
Авторитарность в общении многолика, она искусно маскируется и может проявляться как скрытая, порождающая принуждение изнутри.
Демократичный стиль проявляется в опоре начальника на мнение коллектива. Преподаватель старается донести цель деятельности до сознания каждого, подключает всех к активному участию в дискуссии хода работы; видит собственную задачу не только в координации и контроль, но и в воспитании; любой ученик поощряется, у него появляется уверенность в себе, начинается самоуправление. Демократичный преподаватель старается самый оптимально распределить нагрузки, учитывая способности и индивидуальные склонности каждого, поощряет активность, развивает инициативу. Главные свойства общения у для того чтобы учителя — просьба, совет, информация.
Либеральный стиль — анархический, попустительский. Преподаватель старается не вмешиваться в судьбу коллектива, не проявляет активности, вопросы разглядывает формально, легко подчиняется вторым, подчас противоречивым влияниям. Практически самоустраняется от ответственности за происходящее. Об авторитете тут речи не может быть.
Разнообразные проявления данных стилей управления возможно представить на базе выделенных В.А.Кан-Каликом стилей педагогического общения:
Авторитарный – общение-расстояние; общение-устрашение.
Демократичный — общение на базе увлеченности совместной творческой деятельностью; общение на базе дружбы; общение-диалог.
Либеральный — общение-заигрывание, общение-самоустранение.
Какой из стилей общения вам больше импонирует? Разумеется, демократичный? Какой из них вы вычисляете нехорошим? Учителя с каким стилем общения вам чаще виделись в школе? А сейчас попытайтесь выяснить на базе данных черт собственный стиль общения на протяжении совместной работы в группе, при организации какой-либо деятельности.
Может ли человек поменять собственный стиль общения, если он не удовлетворяет окружающих и его самого? Непременно. Само собой разумеется, не абсолютно (нереально поменять собственные типологические изюминки), но во многом стиль общения вырабатывается человеком, если он осмысленно относится к общению с другими людьми и всегда работает над развитием собственной коммуникативной культуры. И не нужно ожидать того времени, в то время, когда вы попадете в школу. «Затевать разумную перестройку общения нужно с себя и собственного ближайшего окружения: семьи, друзей, привычного», — рекомендует психолог А. Б. Добрович (5, с.199).
Прислушайтесь к умным рекомендациям, каковые окажут помощь вам сейчас и в будущем улучшить ваши взаимоотношения с людьми и учениками.
Заповеди общения
1. Отношения с людьми — основное в любой деятельности, а тем более педагогической. Все идеи и ваши знания останутся невостребованными, в случае, если дети не потянутся к вам душой, сердцем. Думайте над собственными взаимоотношениями с людьми, стройте их на доверии и взаимопонимании.
2. Общаясь с человеком, ни при каких обстоятельствах не зацикливайтесь на достижении ваших задач и конкретных целей. Стройте общение с людьми не «от себя», а «от них». Будучи преподавателем, не преобразовывайтесь в госслужащего, для которого программа, замысел урока — основное, помните, что ребенок, его интересы, рвения, его будущее и настоящее — вот суть вашей работы.
3. Учитесь видеть в каждом человеке, ребенке то, что выгодно отличает его от вторых, ту «изюминку», которая делает его неповторимым, неповторимым. Не забывайте, что любой человек — неповторим, и к каждому нужен собственный подход. Помогите ему заметить собственные возможности и развить их в себе, чаще демонстрируйте ваше уважение к его преимуществам.
4. Приходя к человеку, покиньте собственные неприятности, амбиции, сложившиеся стереотипы. Говоря с человеком, беседуйте с ним, а не с его официальным статусом, возрастом, собственными представлениями о нем. Потребность в равенстве свойственна всем, а тем более детям. Вступая в контакт с детьми, не стройте с ними общение «по вертикали», сверху вниз. Чаще вспоминайте слова Я. Корчака:
Вы рассказываете:
Дети меня утомляют.
Вы правы.
Вы поясняете:
Нужно опускаться до их понятий.
Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.
Ошибаетесь.
Не от этого мы устаем. А от того,
Что нужно подниматься до их эмоций.
Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.
Дабы не обидеть (6, с.19).
5. Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами вторых людей. Разбирайте, как вы вели себя на протяжении общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общаетесь.
6. Развивайте собственную коммуникативную память, это окажет помощь вам скоро восстанавливать прошлую обстановку общения, воспроизводить ее эмоциональную воздух, расставлять верные выговоры, совершенно верно определять те либо иные психотерапевтические ходы к личности. Старайтесь сходу запоминать внешние изюминки людей, их имена. Не забывайте слова Д. Карнеги: «Имя человека — самый сладостный для него звук».
7. Чаще радуйтесь людям. Ухмылка располагает к вам окружающих людей, формирует благоприятный эмоциональный настрой, вызывает у других рвение общаться с вами.
8. Старайтесь при любой возможности чаще вступать в контакт с детьми: в школе, на улице, у привычных. Честно интересуйтесь тем, чем заняты дети, что их тревожит. Старайтесь заинтересовать их общением с вами.
9. Развивайте ваш внутренний духовный мир, способности и ваши таланты. Не забывайте, что творческая, духовно богатая личность постоянно привлекает вторых людей, магнетически притягивает к себе, в особенности в то время, когда все это сопрягается с чуткостью, свойством осознавать и ценить окружающих.
Американские психологи Дж. Маккроски, В. Ричмонд и другие выделили 22 эмоциональные модели общения и продемонстрировали, что хорошее влияние на эффективность обучения оказывают следующие фразы преподавателя:
1. «Попытайся, тебе это покажется увлекательным и понравится»; «Это хорошая практика».
2. «Тебе это понадобится в жизни»; «Это подготовит тебя к поступлению в университет»; «Это окажет помощь тебе сдать выпускной экзамен».
3. «Ты будешь ощущать себя отлично, в случае, если сделаешь это»; «Лучше тебя с данной работой никто не справится»; «Ты отлично можешь это делать»; «Ты в этом силен, в силу того, что ты способен».
4. «Я обязан знать, как отлично ты это осознаёшь»; «Я обязан заметить, как отлично я тебя научил»; «Я обязан убедиться в том, как ты это делаешь».
Один из самых авторитетных экспертов в области людских взаимоотношений Д. Карнеги выработал 12 правил, соблюдение которых разрешает склонить людей к вашей мнению:
1. Единственный метод победить в споре — это уклониться от него.
2. Проявляйте уважение к точке зрения вашего собеседника. Ни при каких обстоятельствах не рассказываете человеку, что он не прав.
3. Если вы не правы, признайте это скоро и решительно.
4. Сначала придерживайтесь дружелюбного тона.
5. Вынудите собеседника сразу же ответить вам «да».
6. Пускай солидную часть времени говорит ваш собеседник.
7. Пускай ваш собеседник думает, что эта идея в собственности ему.
8. Честно старайтесь наблюдать на вещи с позиций вашего собеседника.
9. Относитесь сочувственно к желаниям и мыслям вторых.
10. Взывайте к более добропорядочным мотивам.
11. Драматизируйте собственные идеи, подавайте их эффектно.
12. Бросайте вызов, задевайте за живое.
А вот что рекомендует Д. Карнеги тем, кто желает понравиться людям:
1. Честно интересуйтесь вторыми людьми.
2. Радуйтесь.
3. Не забывайте, что имя человека — это самый сладостный и самый ответственный для него звук на любом языке.
4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте вторых сказать о самом себе.
5. Рассказываете о том, что интересует вашего собеседника.
6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значимости и делайте это честно.
Правила взаимоотношений с детьми (Г.Л.Лэндрет)
Я не всезнайка.
Исходя из этого я и не буду пробовать быть им.
Я желаю, дабы меня обожали.
Исходя из этого я буду открыт любящим детям.
Я желаю больше принимать в себе ребенка.
Исходя из этого я с благоговением и интересом разрешу детям освещать мой мир.
Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства.
Исходя из этого я разрешу детям учить меня.
Я оптимальнее усваиваю знания, полученные в следствии собственных усилий.
Исходя из этого я объединю свои силы с упрочнениями ребенка.
Время от времени мне необходимо убежище.
Исходя из этого я дам убежище детям.
Я обожаю, в то время, когда меня принимают таким, каков я в действительности.
Исходя из этого я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
Я делаю неточности. Они говорят о том, каков Я — человечный и склонный ошибаться.
Исходя из этого я буду терпелив к людской сущности ребенка.
Я реагирую эмоционально и ясно на мир собственной действительности.
Исходя из этого я попытаюсь ослабить собственную хватку и войти в мир ребенка.
Приятно ощущать себя главой и знать ответы на все вопросы.
Исходя из этого мне пригодится довольно много трудиться над тем, дабы обезопасисть от себя детей.
Я — это я, и тем полнее, чем в большей безопасности я себя ощущаю.
Исходя из этого я буду последователен вместе с детьми.
Я — единственный, кто может прожить мою жизнь.
Исходя из этого я не буду стремиться к тому, дабы руководить судьбой ребенка.
Я обучился практически всему, что я знаю, на своем опыте.
Исходя из этого я разрешу детям покупать личный опыт.
Я черпаю волю и надежду к судьбе в себя.
Исходя из этого я буду признавать и подтверждать чувство самости у ребенка.
Я не могу сделать так, дабы ужас, боль, разочарования и стрессы ребенка провалились сквозь землю.
Исходя из этого я буду стараться смягчать удар.
Я ощущаю ужас, в то время, когда я беспомощен.
Исходя из этого я буду прикасаться к внутреннему миру беспомощного ребенка с добротой, нежностью и лаской.
Поразмыслите об этом:
Самая громадная роскошь на свете — это роскошь людской общения.
А. Экзюпери
* * *
Без постоянного ребёнка и духовного общения учителя, без обоюдного проникновения в мир мыслей, переживаний и чувств друг друга немыслима эмоциональная культура как кровь и плоть культуры педагогической.
В. А. Сухомлинский
* * *
Познание – начало согласия.
Спиноза
* * *
Обращаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их лишь хуже. Обращаясь же с ними так, как словно бы они лучше того, что они воображают в конечном итоге, мы заставляем их становиться лучше.
Гете
* * *
Совершенствование самого себя при помощи вольно использованного на нас влияния вторых и совершенствование вторых методом обратного действия на них как на свободных существ – вот отечественное назначение в обществе.
Фихте
* * *
Общение возможно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все, что происходит между людьми… Отечественная свойство к выживанию, к установлению родных взаимоотношений с другими, отечественное представление о смысле судьбы, верность собственным совершенствам — все это сильно зависит от того, как мы ведем себя в общении с другими людьми.
В. Сатир
Рекомендуем прочесть
1. Атватер И. Я. Я вас слушаю. — М., 1984.
2. Берн Э. Игры, в каковые играются люди: психология людских взаимоотношений. – Л., 1990.
3. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М., 1987.
4. Добротворский И. Л. Как отыскать себя и начать жить. — Воронеж, 1994.
5. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. — М., 1989.
6. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Действенный преподаватель. Практическая психология для педагогов.- Ростов-на-Дону, 1995.
7. Леви В. Мастерство быть вторым. — М., 1980.
8. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: мастерство взаимоотношений. – М., 1994.
9. Мелибруда Е. Я — Ты — Мы: Психотерапевтические возможности улучшения общения. — М., 1986.
10. Роджерс К. Р. Взор на психотерапию. Становление человека. — М., 1994.
11. Уайтсайд Р. О чем говорят лица. — С.-Пб., 1996.
12. Можете ли вы общаться? Кн. для обучающихся / И. Н. Горелов и др. — М., 1991.
13. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, либо Переговоры без поражения. — М., 1990.
14. Шмидт Р. Мастерство общения. — М., 1992.
15. Шостром Э. Анти-Карнеги, либо Человек-манипулятор. — Минск, 1992.
Источники:
1. Кан-Калик В. А. Преподавателю о педагогическом общении. — М., 1987.
2. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические произведения: В 3-х т. – Т.1. – М., 1979.
3. Ниренберг Д., Калеро Г. Просматривать человека — как книгу. — М., 1990.
4. Базы педагогического мастерства / Под ред. И.А.Зязюна. – М., 1989.
5. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М., 1987.
6. Корчак Я. В то время, когда я опять стану мелким. – М., 1961.