Формирование эстетической культуры средствами искусства

Художественные потенции человека, его эстетические возможности с последовательностью и наибольшей полнотой проявляются в мастерстве. Порожденное людской трудом, мастерство на определенном историческом этапе обособляется от материального производства в своеобразный вид деятельности как одна из форм публичного сознания. Мастерство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к действительности.
Учебный замысел общеобразовательной школы включает дисциплины художественного цикла — литературу, музыку, изобразительное мастерство, они соединяют в себе сложную совокупность самого искусства, науки о нем, навыков практического творчества.
Эстетическое развитие личности средствами мастерства принято в педагогике именовать художественным воспитанием. Обращаясь конкретно к произведениям мастерства, оно требует развития в человеке умения верно принимать явления красоты. Это не означает, что он будет живописцем-специалистом либо экспертом-искусствоведом. Кроме знания последовательности художественных произведений человек обязан купить некий количество сведений из истории и области теории того либо иного вида мастерства. Такое обогащение ярких художественных впечатлений знанием мастерства художника и законов искусства отнюдь не убивает (как это время от времени утверждают) эмоциональности восприятия. Наоборот, эмоциональность эта улучшается, углубляется, а восприятие делается более осмысленным.
Одно из сильных средств воспитания эстетической отзывчивости и литературного вкуса — развитие культуры чтения. На уроках родного языка обучающиеся обучаются принимать литературу как мастерство слова, воспроизводить образы художественного произведения в собственном воображении, тонко подмечать характеристики и свойства действующих лиц, разбирать и мотивировать их поступки. Овладевая культурой чтения, ученик начинает вспоминать над тем, к чему кличет прочтённая книга, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и сильные впечатления.
Развитие художественного вкуса поощряет школьников к эстетической деятельности, которая характеризуется определенными результатами и предполагает, что на протяжении занятий мастерством обучающиеся претворяют в судьбу дешёвые им элементы красивого. Выполняя стих, рассказ либо сказку, они как бы заново воссоздают предлагаемые автором события, оживляя их при помощи собственных мыслей, ассоциаций и чувств, т.е. передают слушающим эмоциональное состояние храбреца, обогащенное личным опытом. И как бы ни бьы мелок и ограничен данный опыт, он все же придает выполнению обучающегося неповторимое своеобразие и свежесть.
Базой музыкального воспитания в школе есть хоровое пение, которое снабжает совместное переживание смелых и лирических эмоций, развивает музыкальный слух, память, ритм, гармонию, певческие навыки, художественный вкус. Громадное место в школе отводится прослушиванию музыкальных произведений в записи, и ознакомлению с элементарными базами музыкальной грамоты.
Одним из средств приобщения обучающихся к художественной культуре есть преподавание изобразительного мастерства. Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные свойства. Это со своей стороны требует научить детей базам изобразительной грамоты, организовать у них умения пользоваться ясными средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного мастерства. Базами реалистического изображения ученики овладевают благодаря обучению их таким средствам художественной ясности, как фактура материала, цвет — линия — количество, светото-нальность, ритм, пропорция и форма, пространство, композиция.
Принципиально важно обеспечить яркое ознакомление обучающихся с выдающимися произведениями русского, советского, зарубежного архитектуры и изобразительного искусства, научить осознавать ясный язык живописца, неразрывную сообщение художественной формы и содержания, воспитать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям мастерства. Принцип связи мастерства с судьбой реализуется в идейно-тематическом содержании занятий: Мастерство видеть. Ты и мир около тебя, Мастерство около нас, Ты и мастерство, Любой народ — живописец, мир интересов и Изобразительное искусство человека, Декоративно-жизнь человека и прикладное искусство.
Возможности эстетического воспитания и художественного образования обучающихся, предоставляемые программой и учебным планом, ограничены. Исходя из этого они должны быть компенсированы в совокупности дополнительного образования.
Громадное распространение взяли беседы, лекции, встречи за круглым столом , университеты культуры, клубы друзей мастерства. Утвердилась такая форма эстетического воспитания, как музыкальная фонотека, в которую включаются записи лучших исполнителей — солистов, хоровых и оркестровых коллективов. Слушая произведения Глинки, Чайковского, Шостаковича, Рим-ского-Корсакова, Прокофьева, школьники знакомятся с жанрами и языком музыки, изучают музыкальные инструменты, голоса, определят о жизни и творчестве композиторов.
Дети особенно эмоционально отзываются на песни, в которых прославлены мужественные, безусловно преданные собственному делу люди, раскрывается подвигов и романтика борьбы.
Громадную роль в формировании эстетической культуры обучающихся играются кино и телефильмы. Восприятие экранизированных искусства и произведений литературы испытывает недостаток в узком педагогическом управлении. Принципиально важно научить школьников верно наблюдать и осознавать кино и телефильмы. В ряде школ с целью этого введен факультативный курс Базы киноискусства, организованы детские киноклубы и школьные кинотеатры.
Огромной силой эстетически-эмоционального действия владеет театр. Нужно, очевидно, предварительно готовить обучающихся к восприятию театрального мастерства, но самое основное — создать условия, при которых дети были бы способны поддаться обаянию игры актеров.
Социально-педагогические изучения продемонстрировали, что школьники достаточно интенсивно посещают кино, наблюдают фильмы, к остальным же видам мастерства обращаются очевидно слишком мало.
Так, эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано организовать у школьников умение и стремление строить собственную жизнь по законам красоты.

Эстетическое воспитание средствами УМК «Искусство. Изобразительное искусство. 1—9 классы»


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: