Становление и развитие инфраструктуры социального учреждения 2 глава

художественно.10

10Главная причина сложившегося положения – недостаточное финансирование социальных учреждений. В целом же социальному сектору социально-педагогической инфраструктуре особенно малых городов характерен низкий уровень развития материально-технической базы, которая уже не отвечает требованиям современных социальных разработок. Темпы износа и старения строений опережают темпы их строительства и реконструкции новых объектов. Не обращая внимания на то, что около 50% строений имеют все виды благоустройства (в городе – около 90%, в селе – 35%), треть учреждений социального обслуживания России не имеет центрального отопления, буфетов и столовых; срочный капремонт нужен 33,3% строений, в


В залах неспециализированного пользования, в большинстве случаев, употребляются особые средства художественной ясности, включающие элементы декоративного мастерства, и сменные элементы преобразования среды и художественного оформления (всевозможных занавесов, экранов и т.д.). При разработке интерьеров учреждения соцзащиты направляться обратить особенное внимание на возможности цветовой отделки помещений, применяя утепленные и яркие тона.

В следствии изучения отечественного и зарубежного опыта архитектурных и интерьерно-дизайнерских элементов инфраструктуры учреждений социального обслуживания были сформулированы следующие принципыоформления помещений, лежащие в базе личностно- ориентированной модели социальной работы с русскими клиентами. Главными из них являются правила:

формирование увеличенного пространства при сотрудничестве экспертов социальной клиентов и работы; к примеру, разновысокая мебель, разрешающая выдерживать расстояние при личном обращении с каждым клиентом; разделительные элементы (столы, стенды и т.п.);

активности, самостоятельности, творчества; возможности поменять внешнюю среду, строить ее в соответствии со собственными вкусами, настроениями, конкретной обстановкой;

стабильности, динамичности, защищенности и надёжности от нежелательных вторжений внешнего мира;

гибкого зонирования и комплексности (с одной стороны, жизненное пространство в учреждении социального обслуживания должно разрешать клиентам центров социального обслуживания заниматься в один момент

аварийном состоянии находятся 1,2%, не имеют всех видов благоустройства более 10% строений социальных учреждений.

различными видами деятельности, не мешая друг другу, иначе — учитывать ограниченность помещения социального учреждения;

эмоционального благополучия и индивидуальной комфортности членов и каждого клиента их семей, нужна определенная смена и цветовая среда помещения конкретного цветового ответа, нужно иметь гостиную для взрослых и непременно обеспечить детям «личное пространство»;

сочетания привычных и неординарных элементов (не громоздкие произведения живописи, этюды, эстампы, скульптуры, воспроизводящая музыкальная аппаратура, музыкальные инструменты разного звучания);

открытости: природе (зеленые помещения, дворики, оранжереи, места для домашних животных); культуре (произведения живописи, литературы, музыки должны органично входить в дизайн интерьера с присутствием региональных изюминок культуры, декоративно-прикладных промыслов); обществу (участие в функционировании и организации среды разновозрастных клиентов, социальных работников); собственному внутреннему миру (зеркала, фотопортреты сотрудников и клиентов учреждения, папки и альбомы с фото);

соответствия возрастным и половым различиям клиентам (предоставление возможности, как мужчинам, так и дамам, проявлять собственные склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами женственности и мужественности) и др.

При формировании и проектировании интерьера учреждения соцзащиты нужен учет социальных, эстетических, психотерапевтических, физиологических, педагогических и эргономических требований; он не может быть лишь экономически детерминированными. На данный момент к оформлению учреждения соцзащиты предъявляются следующие требования.

Социальные требования — соответствие оформления помещений целям, содержанию и задачам модернизации совокупности соцзащиты,

своеобразным изюминкам оказания социальных одолжений населению: активизации деятельности клиентов, доступности, наглядности, физиологической, психотерапевтической и социальной безопасности.

Эстетические требования предполагают: комплексный подход к оформлению и оборудованию помещений; соответствие оформления их назначению; создание эмоционального климата средствами планировки, освещения, цветовой отделки, художественно-образного ответа фрагментов пространственно-предметной среды; современное материально- техническое оснащение учреждения соцзащиты и его помещений разного назначения; действенное применение встроенного секционного сборно-разборного оборудования (ленточные столы, стеллажные конструкции и т.п.); применение при оформлении помещений произведений декоративно-прикладного и народного мастерства; круглогодичное озеленение помещений; неспециализированную культуру взаимоотношений социальных работников, клиентов и специалистов (внешний вид) и т.д.

Психотерапевтические требования ориентированы на: обеспечение эмоции психотерапевтической защищенности; формирование весёлого мировосприятия (психотерапевтическое здоровье); формирование знаний, умений, навыков не только как социальной цели, но и как средства полноценного развития; содействие становлению специалиста и взаимоотношений клиента социальной работы как этически и духовно-нравственному совершенству и т.д.

Санитарно-гигиенические требования связаны с обеспечением оборудования и безопасности материалов всех помещений учреждения соцзащиты, оборудования и соответствия мебели половозрастным особенностям и требованиям Госта клиентов и специалистов учреждения и др.

Педагогические требования ориентированы на создание громаднейшего комфорта для персонала и клиентов учреждения соцзащиты населения. К ним относятся требования: создание оптимальных условий для

лично-групповых встреч; обеспечение информативности, содержательности, разнообразия, доступности и привлекательности (безбарьерная среда) всей предметно-пространственной среды учреждения.

Так, конструирование инфраструктуры учреждения соцзащиты разрешило выделить четыре главные группы ее инфраструктурных элементов, любая из которых характеризует ее со своей своеобразной стороны. Комплект компонентов в этих элементах не есть необходимым для каждого учреждения, но желательным для обеспечения клиентов социальными одолжениями учреждения соцзащиты. Выбор тех либо иных компонентов осуществляется в соответствии целями, стратегиями и задачами реализации социальных стандартов и социально- воспитательных мероприятий, зависит от материального и денежного положения того либо иного учреждения соцзащиты, от культуры и мастерства экспертов социальной работы.

Иначе, инфраструктура социального учреждения по собственному комплекту элементов, по чертям компонентов в каждом из них в значительной степени тождественна (конечно, с учетом специфики каждого из них) муниципальный инфраструктуре: интегративные (координационные и управленческие структуры), организационные (работы, объединения и т.д.), материально-технические (строения, земельные наделы и их оформления), интерьерно-дизайнерские элементы.11. Именно это тождество инфраструктурных элементов любого социального учреждения и населённого пункта разрешает сделать выводы о том, что, во-первых, учреждение социального обслуживания населения есть значительным, базисным элементом социальной инфраструктуры любого населенного пункта, а во-

вторых, что конструирование инфраструктуры социальных учреждений есть одним из развития и направлений формирования социальной инфраструктуры района, округа, города.

11 В этом случае не рассматривались другие элементы социальной инфраструктуры учреждения социального обслуживания, к примеру, кадровый состав, условия его жизнедеятельности и пр.

Перечень литературы

1. Кабанов И.В. Особенности архитектурно-функциональной организации школ-интернатов для детей-и детей сирот, оставшихся без попечения своих родителей: Автореф. дис. … канд. архитектуры (1990).

2. Ковальчук М.А. Подготовка старшеклассников к социальной самозащите: Автореф. дис. … канд. пед. наук (1995)

3. Коптяева Л.В. Особенности процесса производства образовательных одолжений как фактора социального воспитания: Автореф. дис. … канд. пед. наук (2000).

4. Прохорова О.Г. развитие и Формирование социально-педагогической инфраструктуры малого города России: Автореф. дис….. докт. пед. наук, Тамбов, 2006.

3.2. Организация труда в социальных учреждениях.

Хухлина В.В., к.соц.н., доцент

Организация труда в социальном учреждении: понятие, содержание, основные факторы и принципы.Организация труда это приведение трудовой деятельности людей в определенную совокупность. Она характеризуется внутренней упорядоченностью, направленностью и согласованностью сотрудничества для реализации совместной цели и программы.

Организация труда понимается и как деятельность по изменению и установлению порядка сотрудничества работников со средствами производства и между собой для успешного успехи целей трудовой деятельности.

Организация труда это и определенный порядок, совокупность трудовой деятельности человека; совокупность мероприятий, устанавливающих условия и порядок осуществления трудовой деятельности и направленная на действенное применение трудовых ресурсов.

Организация труда имеет статический нюанс (структуру труда) и динамический (функционирование, поведение, сотрудничество людей в ходе трудовой деятельности).

Под влиянием научного прогресса, трансформации средств производства, разработок, методов и форм управления и т. д. изменяются структуры труда, происходит замена одних форм организации труда вторыми, более действенными в конкретных условиях. Организация труда есть одной из функций управления учреждением.

Уровни организации труда.Сложные формы организации труда имеют иерархическую структуру. Организация труда имеет различные уровни- на уровне общества, предприятия (учреждения), на рабочем месте.

Публичная организация труда это регулирования и определённый способ упорядочения трудовой деятельности в обществе. К ней относятся: формы и способы привлечения людей к труду, соединение рабочей силы со средствами производства, кооперация и разделение труда в обществе, распределение результатов труда между участниками общества, обеспечение воспроизводства рабочей силы.

Организация труда на предприятии (учреждении) рассматривается как осуществления и определённый порядок построения трудового процесса, образующий совокупность сотрудничества работников со средствами производства и между собой с целью достижения заблаговременно поставленной цели трудовой деятельности. Организация труда на данном уровне предполагает разделение и кооперацию труда, разработку способов труда, благодаря которым возможно выполнен тот либо другой вид работы, организацию рабочих мест, создание условий труда, подбор и расстановку кадров, определение обязанностей и перечня функций каждого работника, установление меры труда посредством нормирования, организацию зарплаты ; установление правил дисциплины труда, снабжающих согласованность и порядок в работе; режим отдыха и труда работников.

Организация труда на рабочем месте требует научного подхода. Она включает такие нюансы, как большой учет функциональных возможностей человека, определение порога утомления, работоспособности, степени реакции на непредвиденные раздражители, устойчивости к факторам среды (температурным скачкам, шуму, давлению и т. д.). Наровне с опытным отбором, обучением, тренировкой громадное значение имеет привлечение инженеров-психологов для лучшего приспособления рабочего места к возможностям людской организма, а соответственно и создания условий чтобы повысить эффективность труда работника.

Особенности организации труда в социальном учреждении.Изюминкой деятельности социальных учреждений в совокупности социальных работ РФ есть государственная стандартизация и регламентация как видов учреждений, так и качества предоставляемых одолжений. Организация труда в социальном учреждении имеет отличительные изюминки. Они характеризуются соотношениями между тремя показателями: предметом труда, квалификацией человека и средствами «труда трудящегося».

Организации труда строится на сочетании личного и коллективного труда.

В учреждениях совокупности соцзащиты различают материальный (производственный) и нематериальный (непроизводственный труд).

Специфика труда служащих социальных учреждений пребывает в том, что они делают труд, что выражается в обеспечении социального публичного развития; конкретно материальных сокровищ не создают, но снабжают условия их производства; снабжают эффективность и рациональность публичных взаимоотношений, процессов и явлений; владеют особенным предметом труда — особым объектом и информацией деятельности — группами населения и различными категориями.

Изюминкой организации труда в социальных учреждениях кроме этого являются цели и задачи, стоящие перед совокупностью соцзащиты населения, состав отдельных групп и категорий работников социальных

учреждений, учет гендерной составляющей. Труд служащих, занятых в учреждениях социальной сферы, характеризуется громадным разнообразием функциональной структуры делаемых задач — от административных до образовательных, медицинских, и пр.

Задачи организации труда в социальном учреждении.Главными задачами организации труда в учреждении являются:

  • экономическая (производительности труда и повышение эффективности);
  • психофизиологическая (создание благоприятных условий труда);
  • технико-техническая (влияние организации труда на совершенствование структуры учреждения);
  • социальная (привлекательности труда и обеспечение содержательности, сочетание физических и умственных упрочнений действующий при исполнении определённых функций и работ).

Организация труда, являясь одной из функций управления, базируется на общих принципах и закономерностях управления.

Ключевые принципы организации труда:

  • Комплексность организации труда — объектом организации труда являются все структурные элементы — как структуры и отдельные подразделения, так и деятельность учреждения в целом.
  • Пропорциональность организации труда — установление рациональных пропорций затрат труда разных трудового коллектива и специалистов.
  • Согласованность организации труда — обеспечение исполнения всех элементов единого производственного процесса в соответствии с регламентированной их длительностью в строго установленный срок. Отклонения в сроках исполнения и недостаточная координация приводят к нарушению обычного хода трудового процесса и понижению производительности труда.

  • Непрерывность организации труда — обеспечение постоянного осуществления взаимосвязанных процессов труда, основанных на кооперации и специализации, при соблюдении установленного регламента исполнения каждым работником всех его функций.
  • Ритмичность организации труда — синхронизация и равномерное выполнение всех операций одного либо нескольких связанных между собой трудовых процессов.
  • Системный подход к ответу комплекса задач по организации труда.
  • Планомерность — планирование количественного и качественного состава трудового коллектива, нормативной базы.
  • Научная обоснованность — применение научных советах по работе кадрами, всесторонние обосновании нормативной базы и заработной платы, учитывающие технические, экономические, организационные, психофизические и социальные факторы.
  • Заинтересованность работников результата собственного труда, предусматривающая создание четкой совокупность материального и морального стимулирования.
  • Создание условий, нужных для установления зависимости заработной платы от конечных результатов.
  • Обеспечение динамичности ее нормирования восприимчивости и системы труда к проявлениям научного прогресса.
  • Эффективность организации труда — это обобщающий принцип, предполагает исполнение всех трудовых процессов с оптимальным соотношением затрат и приобретаемых результатов.

Главные направления организации труда.Порядок осуществления трудового процесса предполагает установление состава работ; обеспечение подготовки и подбора нужных работников; разделение всех видов работ между работниками и установление между ними совокупности сотрудничества, т.е. определенной кооперации труда; приспособление

рабочих мест для безопасности и удобства работы; разработку рациональных форм, приёмов и методов труда; расчет норм труда, вытекающих из конкретных технических ответов; создание благоприятных условий труда; организацию обслуживания рабочих мест всякого рода запасными работами; системы норм и установление труда его оплаты; планирование, учёт и анализ труда. Ответ перечисленных задач образовывает содержание организации труда в социальном учреждении.

Главными направлениями организации труда в учреждении являются:

  • Разделение труда — обособление видов трудовой деятельности между работниками, другими подразделениями и бригадами на предприятии. Это — отправной пункт организации труда, что, исходя из целей производства, пребывает в закреплении за каждым работником и за каждым подразделением их обязанностей, функций, видов работ, технологических операций.
  • Кооперация труда — установление совокупности производственной связи между работниками.
  • Нормирование- постоянное поддержание и установление на требуемом уровне качества таких норм трудовых затрат, применение которых в организации, планировании, зарплате разрешает обеспечить повышение эффективности производительности и дальнейший рост труда работы предприятия (норма труда — мера труда, затрачиваемого в определенных организационно-технических условиях с учетом передового отечественного и зарубежного опыта.)
  • Организация рабочих мест– совокупность мероприятий по его планированию, оснащению предметами и средствами труда, размещению их в определенном порядке, его рабочего аттестации и обслуживанию места.
  • Организация обслуживания рабочих мест — сотрудничество между работниками и основными работниками запасных подразделений и служб.

  • рационализация и Аттестация рабочих мест — оценка и периодический учёт, аттестация рабочих мест на предмет их соответствия современным требованиям.
  • внедрение и Разработка рациональных методов и приёмов труда (способов исполнения работы), включающая в себя изучение трудовых процессов с применением разных технических средств и способов, отбор наиболее методов труда и рациональных приёмов, их внедрение и совершенствование методом организации производственного инструктажа, обучения; обновление и расширение научно-технической информации.
  • Создание благоприятных санитарно-гигиенических и психофизиологических условий труда, предусматривающих устранение вредности производства, тяжелых физических, психотерапевтических и эмоциональных нагрузок, внедрение эстетики в производственную среду, безопасности системы труда и формирование охраны.
  • Действенное применение рабочего времени, оптимизация отдыха и режимов труда.
  • Подбор, подготовка, повышение и переподготовка квалификации работников: планирование персонала, профотбор и профориентацию, найм персонала, разработку концепции развития персонала и ее реализацию (квалификационный рост, планирование карьеры и т. п.), повышение и подготовка квалификации.
  • Организация материального стимулирования и оплаты труда есть в один момент звеном, соединяющим человека со фактором и средствами производства действенной организации труда.
  • укрепление и Воспитание дисциплины труда, предусматривающее комплекс мер по усилению производственной и трудовой дисциплины, формирование эмоции ответственности, развитие творческой других форм и инициативы активного участия работников в жизни организаций.

  • учёт и Планирование труда — осуществляется для установления нужных неспециализированных трудозатрат, численности персонала, фонда заработной платы.

Условия труда и факторы их формирования. безопасность и Охрана труда.В рекомендациях и конвенциях МОТ указывается, что жизнедеятельность людей и трудовая деятельность совпадают во времени и пространстве, либо, в противном случае говоря, главная активная судьба человека проходит на работе.

От длительности рабочего времени и от условий труда зависят не только итог труда, но и такие факторы, как неспециализированная длительность судьбы, состояние трудоспособности, физического здоровья, период социальной активности и др.

Условия труда на рабочем месте это совокупность главных их видов и понятий, дающих представление об взаимосвязи и условиях труда между ними. Производственные, санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социальные (Рис. 1). условия являются совокупностью факторов, определяющих состояние производственной среды и оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека.

Становление и развитие инфраструктуры социального учреждения 2 глава

Под производственной средой знают совокупность факторов, воздействующих на работоспособность людей в ходе их трудовой деятельности.

На работоспособность человека влияют и факторы личностного порядка (настроение, отношение к труду, состояние организма).

безопасность и Охрана трудаКонституция РФ предусматривает, что любой в праве на труд в условиях, отвечающих требованиям гигиены и безопасности. здоровье и Труд людей охраняются страной. Нормы, содержащиеся в ст. 7 и 37 Конституции РФ, составляют конституционные базы охраны труда. В них заложены и снабжающие права работников на охрану труда, национальные нормативные государственное охраны управление и требования труда охраной труда, обязанности работодателя по обеспечению надёжных охраны и условий труда, финансирование мероприятий по улучшению охраны и условий труда, контроль и государственный надзор за соблюдением трудового

законодательства и охране труда, учёт и расследование несчастных случаев на производстве и др.

Охрана труда — совокупность здоровья безопасности работников и обеспечения жизни в ходе трудовой деятельности. Охрана труда включает правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия направленные на обеспечение надёжных условий труда.

Охрана труда как университет труда трудового права — это совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, надёжных для жизни и здоровья работников, необходимых для выполнения работодателями и их чиновниками. Университет охраны труда включает следующие группы норм трудового права:

1. инструкции и правила по охране труда;

2. особые правила охраны работников, занятых на работах и тяжёлых работах с вредными либо страшными условиями труда;

3. особые нормы об охране труда дам, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью;

4. нормы об организации совокупности управления охраной труда, о финансировании и планировании мероприятий по охране труда;

5. нормы, регулирующие деятельность контроля и органов надзора за соблюдением законодательства о труде, не смотря на то, что и имеющих относительную самостоятельность, и ответственность должностных лиц и работодателей за нарушение законодательства об охране труда.

Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям гигиены и безопасности.В соответствии со ст. 37 Конституции РФ и ст. 2 ТК РФ, любой гражданин в праве на труд в условиях, отвечающих требованиям гигиены и безопасности.

Это право конкретизировано в ст. 219 ТК РФ и подкреплено обеспечениями, содержащимися в ст. 220 ТК РФ. В частности, любой работник в праве на:

  • рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
  • необходимое социальное страхование от несчастных случаев на производстве и опытных болезней в соответствии с законом ;
  • получение точной информации от работодателя, соответствующих общественных организаций и государственных органов об охране и условиях труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, и о мерах по защите от действия вредных и (либо) страшных производственных факторов;
  • отказ от исполнения работ при происхождения опасности для его здоровья и жизни благодаря нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных законами , до устранения таковой опасности;
  • обеспечение средствами личной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
  • обучение приёмам труда и безопасным методам за счет средств работодателя;
  • опытную переподготовку за счет средств работодателя при ликвидации рабочего места благодаря нарушения требований охраны труда;
  • запрос о проведении охраны труда и проверки условий на его рабочем месте органами контроля и государственного надзора за соблюдением законодательства о охране и труде труда работниками, осуществляющими госэкспертизу условий труда, и органами профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о охране и труде труда;
  • обращение в органы власти РФ, органы власти субъектов РФ и муниципальные органы власти, к работодателю, в объединения работодателей, а также в опытные альянсы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;

  • личное участие либо участие через собственных представителей в рассмотрении вопросов, которые связаны с обеспечением надёжных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании случившегося с ним несчастного случая на производстве либо опытного заболевания;
  • дополнительный медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего дохода на протяжении прохождения оказанного медицинского осмотра (обследования);
  • компенсации, установленные законом, коллективным соглашением, соглашением, трудовым соглашением, если он занят на работах и тяжёлых работах с вредными и (либо) страшными условиями труда.

Трудовой кодекс Российской Федерации легально закрепил широкое содержание право работника на труд, отвечающий требованиям гигиены и безопасности, главные положения которого отражены в трудовом контракте.

Трудовой соглашение — соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работодатель обязуется дать работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным контрактом, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, вовремя и в полном размере выплачивать работнику зарплату, а работник обязуется лично делать определенную этим соглашением трудовую функцию, выполнять действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Рабочее время. Режимы отдыха и труда.Серьёзным элементом организации труда есть рациональная организация применения рабочего времени, что имеет громадное значение чтобы повысить эффективность работы учреждения.

время отдыха и Рабочее время — это два взаимосвязанных университета трудового права. Длительность трудовой деятельности работников определяется рабочим временем.

Рабочее время — время, за который работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового соглашения обязан выполнять трудовые обязанности, и иные периоды времени, каковые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени (к примеру, простой не по вине работника, оплачиваемые перерывы в течение рабочего дня (смены) и др.).

Обычная длительность рабочего времени не имеет возможности быть больше 40 часов в неделю, это указывает большую длительность рабочей недели для всех работников РФ независимо от того, на предприятии (в организации) какой организационно-правовой формы они трудятся, на временной либо сезонной работе, пятидневной либо шестидневной рабочей неделе.

Не считая обычной различают сокращенную и неполную длительность рабочего времени.

Выступая как одна из наиболее значимых задач организации труда, экономия рабочего времени есть в один момент показателем уровня данной организации. Степень рациональности организации труда в учреждении, в первую очередь, характеризуется тем, как полно и действенно употребляется рабочее время.

Джейми Бартлетт «Подпольный интернет. Темная сторона мировой паутины» — Обзор | Timcore


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: