Игры со звуками, буквами и словами 9 глава

Психогимнастика

¦ ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ

Пластический этюд «Новоселье». Представьте, что вы
приобрели мебель в новую квартиру. Продемонстрируйте, как мы
несем тяжелый шкаф, перетаскиваем диван, переносим
легкие стулья, расставляем книги на полки, бережно
ставим посуду в сервант.

Передайте позой внешний вид дивана, крова и стула-
ти. Представьте себе, что один из вас — сиденье, а дру-
гой — спинка. (кровать и Диван возможно изобразить с по-
мощью трех детей, а стул — двух детей.)

¦ ДЕЙСТВИЯ С МНИМЫМИ ПРЕДМЕТАМИ.

Изобразите, как столяр делает мебель: строгает рубан-
ком доски, сверлит дырки, скручивает их шурупами.

Продемонстрируйте, как вы делаете уборку, а я додумаюсь, что
вы делаете. (Дети выколачивают диван, протирают пыль.)

¦ ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

Изобразите стол, уставленный вкусной едой; сломан-
ный табурет; шкаф, наполненный одеждой; диван, по ко-
торому прыгают дети; сервант с новой посудой.

О чем имели возможность бы сказать эти предметы между собой?
Что они имели возможность бы сообщить вам?

Развитие небольшой моторики.
Координация речи с перемещением

Делайте движения и действия пальчиками и руками в со-
ответствии со смыслом текста стихотворения.

Раз, два, три, четыре —
Нужна мебель для квартиры.
Грузчиков мы пригласим
И отправимся в магазин.

— Что в том месте сейчас реализовывают?

— Кресла, стулья, табуреты,
Шкафы, буфеты и диваны.

Продемонстрировать, какую мебель приобрели в магазине. Согнуть
правую руку в кулак и приставить к левой ладони, по-
ставленной вертикально (стул). Накрыть кулак левой ру-
ки ладонью правой руки (стол). Поставить левую ладонь
перпендикулярно правой ладони (диван).

Формирование
лексико-грамматического строя речи

¦ синонимы

Придумайте слова, родные по значению к словам сесть, лечь.
Составьте предложения со словами сел, присел, уселся.

Сесть — засесть, усесться, восседать, присесть.
Лечь — распластаться, растянуться, раскинуться, при-
лечь.

¦ АНТОНИМЫ

Придумайте слова, противоположные по значению,— «сло-
ва-неприятели».

мягкий — твёрдый
матовый — блестящий
брать — реализовывать
разламывать — мастерить
придвинуть — отодвинуть
уронить — поднять
соединить — разъединить

открыть — закрыть
подняться — сесть
справа — слева
вверху — внизу
на большом растоянии — близко
комфортно — некомфортно

Составьте предложения со словами мягкий, жёсткий, посиде-
ли, поднялись, уронили, подняли, вверху, внизу.

Стул жёсткий, а диван (мягкий).
На стуле посидели, позже (поднялись).

Стул уронили, позже (подняли).

Спинка у стула вверху, а ножки (внизу).

¦ МНОГОЗНАЧНОСТЬ слов

Ответьте на вопросы.

Понимаете ли вы, что свидетельствует слово гардероб? (Шкаф для
одежды. Одежда одного человека. Помещение в школе
либо в театре для хранения верхней одежды визитёров.)

У кого имеется ручка? (У девочки, у малыша и т. д.)
У каких предметов имеется ручки? (У чашки, у чайника, у
двери и т. д.) Чем мы пишем? (Ручкой.)

О чем возможно сообщить мягкий? (Мягкий диван, хлеб,
снег; мягкая кровать; мягкий темперамент у человека.)

¦ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

Повторите слова. Какие конкретно слова не являются родственными?

мебель, мебельщик, мебельный, меблированный, ме-
таллический, механик

спальня, спаленка, спальный, дремать, дремлющий, сон, находиться
раскладушка, раскладной, раскладывать, расстояние,
расставание

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

Имя существительное

¦ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
ТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

«Один — довольно много».

один стул — стулья — довольно много стульев
один табурет — табуреты — довольно много табуретов
одна тумбочка — тумбочки — довольно много тумбочек
одна кровать — кровати — довольно много кроватей
одно трюмо — трюмо — довольно много трюмо

Дополните предложения.

В комнате стоит диван, в магазине стоят (кровати),
довольно много (кроватей).

У стенки стоит стул, а за столом — (стулья), довольно много (сту-
льев).

У вас на кухне один стол, в группе стоят (столы), а в
детском саду довольно много (столов).

¦ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Сочините чистоговорки со словами стол, кровать, шкаф, стул.

Ул-ул-ул, мне приобрели новый (стул).
Ула-ула-ула, четыре ножки имеется у (стула).
Улу-улу-улу, подойди-ка, Маша, к (стулу).
Улом-улом-улом, не бегайте со (стулом).
Уле-уле-уле, посиди на (стуле).

Скажите пропущенные коротенькие слова-предлоги.

Стол стоит … комнате.
Кошка вышла … стола.
Даша подошла … столу.
Гости сидят … столом.
Чашки стоят … столе.

… кресле комфортно сидеть, а … кровати — дремать.
(В, из-под, к, за, на, в, на.)

Составьте предложения из перепутанных слов.

тумбочка, рядом, стоит, кроватью, с
диван, мячик, укатился, за
полку, мама, поставила, вазу, на
бабушкин, под, креслом, лежал, клубок
я, мягком, грежу, о, диване

¦ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Ответьте на вопросы.

О каких предметах мебели возможно сообщить мой, твой,
отечественный, их, его, ее? (Шкаф, стол, табурет, стул.)

О чем из мебели возможно сообщить моя, твоя, отечественная? (Кро-
вать, кушетка, тумбочка, тахта.)

О чем из мебели возможно сообщить мое, твое, отечественное? (Крес-
ло, сиденье, трюмо.)

О чем из мебели возможно сообщить мои, твои, отечественные? (Сту-
лья, кресла, кровати.)

¦ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ,
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ, Причастиями и Местоимениями

Дополните словосочетания.

два древесных (стула)

пять мягких (кресел)

три журнальных (столика)

мой письменный (стол)

моя маленькая (кроватка)

мое любимое (кресло)

мои мягкие (кресла)

две стоящие в спальне (кровати)

мальчик, сидящий на (стуле)

девочка, сидящая за (столом)

Имя прилагательное

¦ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЧИСЛАМ и РОДАМ

Исправьте неточность.

гарнитур, магазин (мебельная)
стульчик, шкафчик (детская)
кровать, тумбочка (древесный)
кроватка, вешалка (детский)
кресло, канапе (эргономичная)
креслице (детский)
столы, шкафы (полированное)
шкафчики, стульчики (детское)

Повторите слова, исключите лишнее слово.

шкаф платяной, громоздкий, трехстворчатый, деревян-
ный, обеденный

кровать широкая, узкая, мягкая, эргономичная, древесная,
книжная

кресло мягкое, эргономичное, прекрасное, кожаное, посудное
столы кухонные, обеденные, письменные, круглые,
платяные

Глагол

¦ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ-
НАМ

Неопределен- ная форма Единственное и множест- венное число настоящего времени Прошедшее время Будущее время
мастерить мастерит, -ят мастерил будет мастерить
сидеть сидит, -ят сидел будет сидеть
лежать лежит, -ат лежал будет лежать
дремать спит, -ят дремал будет дремать
перевозить перевозит, -ят перевозил будет перевозить

¦ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ

Неизвестная форма Прошедшее время Будущее время
распилить распилил распилит, -ят
отремонтировать отремонтировал отремонтирует, -ют
поставить поставил поставит, -ят
сложить сложил сложит, -ат

Ответьте на вопросы.

В ответах применяйте слова ремонти-
ровать, вытирать, прикрепить, сесть, раздеться

Что делает столяр со сломанным табуретом? (Столяр
ремонтирует табурет.)

Что будет делать отец с отвалившейся дверкой шка-
фа? (Отец прикрепит дверку к шкафу.)

Куда сядет дед, дабы взглянуть телевизор? (Де-
душка сядет в кресло.)

Что делала мама в помещении? (Мама вытирала пыль с
мебели.)

Что будут делать дети, придя с зимней прогулки?
(Дети будут раздеваться. Дети разденутся. Дети снимут с
себя верхнюю одежду.)

Что сделают дети со своей одеждой? (Они повесят одеж-
ду в шкаф.)

¦ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Ответьте на вопросы.

Что я делаю? (Я лежу, сижу.)
Что мы делаем? (Мы лежим, сидим.)
Поинтересуйся у приятеля. (Ты лежишь, сидишь?)
Что вы делаете? (Вы лежите, сидите.)
Что он (-а) делает? (Он (-а) лежит, сидит.)
Что они делают? (Они лежат, сидят.)

¦ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Слушайте и делайте.

«Сядь!», «Тащи!», «Открой!», «Закрой!», «Подними
стул!», «Поднимитесь рядом со столом», «Закройте створки
шкафа!», «Подвинь стул!», «Садитесь, прошу вас, на
стул», «Присаживайтесь, прошу вас, на диван».

¦ СОЧЕТАЕМОСТЬ ГЛАГОЛОВ С НАРЕЧИЯМИ

Какие конкретно слова лишние?

Шкаф нести весьма легко, не легко, приятно.
Кровать стоит рядом, близко со шкафом, вверху.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

¦ ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ и СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Посредством УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫХ СУФФИК-
СОВ

Назовите предмет либо показатель предмета нежно.

полка — полочка
стол — столик
стул — стульчик
кровать — кроватка

мягкий — мягонький
легкий — легонький
ровный — гладенький
тяжелый — тяжеленький

¦ ОБРАЗОВАНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ И ОТЛИЧНОЙ СТЕПЕ-
НЕЙ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

мягкий — мягче — самый мягкий (мягчайший)
тяжелый — тяжелее — самый тяжелый (тяжелейший)
легкий — легче — самый легкий (легчайший)
эргономичный — эргономичнее — самый эргономичный

Ответьте на вопросы.

Какой стул легче — пластмассовый либо древесный?

Какой предмет — табурет, платяной шкаф либо стол —
самый тяжелый?

Какая обивка — кожаная либо матерчатая — самая проч-
ная?

О каком предмете мебели возможно сообщить самый удоб-
ный?

¦ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

Составьте новое слово из двух.

Шкаф, у которого две створки (двустворчатый шкаф).
Шкаф, у которого три створки (трехстворчатый шкаф).
Кровать из двух ярусов (двухъярусная кровать).

¦ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ Посредством ПРИСТАВОК

Составьте новые слова.

Игры со звуками, буквами и словами 9 глава

Игры со звуками, словами и буквами

(Задания выполняются с применением наглядного материала.)

Назовите первый и последний звуки в словах стол, столик, табурет, шкаф.

Какие конкретно это звуки? (Жёсткие согласные звуки.)

Определите заглавия мебели по первому и последнему звуку. Какое это слово, в случае, если в нем первый звук п, последний — а? (Полка.) В слове первый звук к, последний — т’. (Кровать.) Первый звук ш, последний — ф. (Шкаф.)

Определите заглавия мебели по наличию согласных звуков. В слове имеется согласные звуки т, р’, м. Какое это слово? (Трюмо.) В слове имеется согласные звуки т, б, р’, т. (Табурет.) В слове имеется согласные звуки в, д’, н. (Диван.)

Предугадайте, какое слово я задумала. В слове имеется один гласный звук — у. (Стул.) В слове один гласный звук — а. (Шкаф.) В слове один гласный звук — о. (Стол.)

В слове три слога, первый слог ве, последний — ка. Какое это слово? (Вешалка.) В слове два слога, последний слог вать. (Кро-вать.) В слове первый слог тум. (Тумбочка.)

В слове четыре слога, в середине имеется слог душ. Какое это слово? (Раскладушка.)

Соберите «рассыпанные» звуки в слово: к, р, в, т’, а (кровать), п, т, а, р, а (парта), в, н, а, и, д’ (диван). Составьте новые слова из первых звуков заданных слов.

стул окна фонарик абажур (софа) шапка каша арбуз фонтан (шкаф) сумка табурет утка лыжи (стул)

Составьте слова из перепутанных слогов: лик-сто (столик), тур-ни-гар (гарнитур), ло-крес (кресло), бельме (мебель).

Составьте слова из первых слогов названных предметов.

веник шалфей камыш (вешалка) диван зайка нерпа (дизайнер)

Замените в словах один звук (одну букву). Какое новое слово окажется?

палка — полка

букет — буфет стол — стул

«Слово в слове».

Отыщите новые слова, каковые «спрятались» в перечисленных словах: раскладушка (ладушка, клад, кадушка, душ, кашка), тумбочка (бочка, чум, туча).

Развитие познавательных процессов

(Задания выполняются с применением наглядного материала.)

¦ Восприятия и РАЗВИТИЕ Ощущения

Выясните на ощупь фактуру различных материалов, из которых сделана мебель.

Какой предмет мебели самый большой?

Какой предмет мебели в вашей квартире самый мелкий?

Что ниже шкафа, но выше табурета? (Стол.)

Назовите цветовые оттенки и цвет материалов, из которых изготовлена мебель.

Какие конкретно предметы мебели напоминают по форме прямоугольник? Что не редкость круглым? Круглым?

Нарисуйте замысел собственной квартиры и выясните в ней пространственное размещение мебели, применяя слова около, между, около, рядом, справа, слева, посередине. Поведайте о размещении мебели в помещениях по картинкам.

Чем стол был раньше? Чем может стать мебель по окончании долгого времени?

Работа с картинами.

¦ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Выполните задания.

Положите книгу на стол, посадите зайку на диван, а куклу в шкаф. Куда вы положили зайку?

Расставьте кукольную мебель так, дабы столик стоял между диваном и трюмо, а стульчики стояли за столом.

Игра «Возможно — запрещено». Возможно либо нельзя ставить кастрюли в платяной шкаф? Сидеть на стуле? Сидеть в шкафу? Лежать на диване? Хранить одежду в постели? Царапать стулья? Рвать обивку? Разрисовывать стулья?

Игра «Да — нет». Скоро дайте ответ, так происходит либо нет?

Котенок спит в кроватке, а Катя — на полу.

Мы ложимся дремать в кровать, а котенок — под кровать.

Чашки ставлю я на пол, ноги я кладу на стол.

Ложки положу на стол, ноги запрячу я под стол.

Сяду я на винегрет, буду кушать табурет.

Сяду я на табурет, буду кушать винегрет.

¦ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Кто знает, пускай продолжает.

Я знаю такую мебель: стол, стул…

Послушайте, запомните и повторите слова в такой же последовательности: диван, кресло, стол.

Послушайте слова еще раз. Диван, кресло, стол, стул. Какое новое слово показалось?

Повторите слова кровать, тумбочка, полка, буфет, сервант.

Послушайте еще раз и сообщите, какое слово провалилось сквозь землю из последовательности тумбочка, полка, сервант.

Расставьте, как было.

Посмотрите и запомните, как стоит мебель. (Размещение мебели изменяется.)

Расставьте мебель, как прежде.

Кто стремительнее разложит?

Разложите на две группы картины с изображением электроприборов и мебели.

¦ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Назовите одним словом.

Кровать, диван, шкаф, сервант — это (мебель).

¦ УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ И СИТУАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ

Исключите лишний предмет.

Табурет, стул, диван, кресло, стол. (Стол, поскольку на нем нельзя сидеть.)

Тахта, диван, скамья, кресло. (Скамья, поскольку она твёрдая.)

Торшер, книжный шкаф, трюмо, полка.

Буфет, холодильник, плита, мойка.

Молоток, выпивала, клещи, скрепка.

Какой неспециализированный показатель у данных предметов?

Платяной шкаф, книжный шкаф и сервант. (В них имеется дверцы и полки, они сделаны из дерева, в них возможно что-то положить.)

Стол, диван и стул. (Они сделаны из дерева, у них имеется ножки.)

Скамья, кресло и табурет. Бревно, пенёк и стул. (На них возможно сидеть.)

Книга, шкаф, дверь, тумбочка и коробка. (Их возможно открывать и закрывать.)

Книжная полка, книга, стол и карандаш. (Эти предметы сделаны из дерева.)

Чем отличаются эти предметы?

¦ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Если бы Стулья умели сказать, о чем они имели возможность бы попросить детей?

О чем имели возможность бы вести разговор Кресло и Диван, Тумбочка и Шкаф, Стул и Табурет, Книжная полка и Книга, Шкаф и Одежда, Сервант и Посуда?

Сочините чистоговорки-«смешинки», чистоговорки-«страшилки».

Ол-ол-ол, на кухне стоит (стол).

Ван-ван-ван, на потолке стоит (диван).

Аф-аф-аф, из квартиры ушел (шкаф).

Ол-ол-ол, он по улице (отправился).

Род-род-род, распугал он целый (народ).

Развитие диалогической речи

Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Мебель». Составьте мини-диалоги.

Что такое мебель? Какую мебель ставят в прихожей? По какой причине эту часть квартиры назвали прихожей? Куда возможно повесить уличную одежду? Куда ставится уличная обувь? Для чего в прихожей необходимо зеркало?

Какую мебели возможно поставить в гостиной? Какие конкретно предметы, находящиеся в гостиной, не относятся к мебели? (Торшер, пианино, телевизор, музыкальный центр.) По какой причине столик назвали журнальным? На чем эргономичнее всего отдыхать?

Какая мебель стоит в спальне? По какой причине шкаф для одежды лучше поставить в спальню?

Какую мебель ставят на кухне? По какой причине стол назвали обеденным? На чем эргономичнее сидеть — на стуле либо табурете?

Какая неспециализированная часть имеется у кресла, дивана, стола, тумбочки и табурета? (Ножки.) У какой еще мебели имеется ножки? Полки? Спинки? Сиденье? Какую мебель возможно открыть и закрыть? Выдвинуть? Сложить?

Люди каких профессий принимают участие в изготовлении мебели? Без чего нельзя сделать мебель? (Без инструментов и наличия материалов.) Какие конкретно материалы употребляются для того чтобы? Какая обивка самая гигиеничная? Самая прекрасная? Какие конкретно инструменты необходимы столяру для того чтобы?

Возможно ли принимать пищу в кровати либо сидя на диване? По какой причине этого запрещено? По какой причине нельзя прыгать по дивану? По какой причине нельзя залезать на диван в тапочках? Как верно заботиться за мягкой мебелью? Необходимо ли протирать ее мокрой тряпкой либо применять пылесос? Как содержать в чистоте полированную мебель?

Куда вы посадите гостей, пришедших к маме либо к вам? С какими словами вы обратитесь к ним? («Проходите, прошу вас, в помещение», «Рады вас видеть у себя дома», «Садитесь, прошу вас, в кресло, в нем вам будет эргономичнее».)

По какой причине нужно беречь мебель? Отлично это либо не хорошо, в то время, когда мебель продолжительно помогает людям? (В случае, если люди берегут мебель, значит, меньше вырубается деревьев для изготовления новой мебели.)

Стихи

Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. О чем расска-
зывается в стихотворении?

ОТКУДА СТОЛ ПРИШЕЛ?

— Ты сообщи, сообщи нам, стол,
Ты откуда к нам пришел?

— Я пришел из леса.

— Чем ты был в лесу дремучем?

— Был я деревом скрипучим,
Ветер страницами игрался,
Птиц на ветках я качал.

— Как на ветках ты качал?

— Так вот и этак птиц я качал.

— Как же ты столом-то стал?

— Лесорубы приходили
И пилой меня спилили.

— Как пилой тебя пилили?

— Так вот и этак вот пилой меня пилили.

— Что позже с тобой произошло?

— Позже приехал лесовоз,
На фабрику меня увез.

— Как тебя он вез?

— Так вот и этак вот на фабрику он вез.

— Что позже с тобою было?

— А позже, а позже
Стал прекрасным я столом.

— Куда же ты с фабрики попал?

— В зданиях начал жить, людям помогать.

Г. Волкова

ОТКУДА СТОЛ ПРИШЕЛ?

Берете тетрадь и книгу,
Садитесь вы за стол,
А вы имели возможность бы поведать,
Откуда стол пришел?
Недаром пахнет он сосной,
Пришел он из глуши лесной.
Вот данный стол — сосновый стол —
К нам из лесу пришел.
Пришел он из глуши лесной —
Он сам когда-то был сосной…
Но в лес он больше не отправится —
Он с нами будет жить.
Сутки изо дня, с каждым годом
Он будет нам помогать.

С. Маршак

СТОЛЯР

Мастерит столяр буфеты,
Стулья, тумбы, табуреты.
В стружках целый его верстак,
Вот трудиться нужно как!

В. Степанов

Загадки

Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки.

Так сдружил он деревяшки —
Планки, рейки, колобашки,—
Что водой не разольешь.
Вот какой чудесный клей
У меня имеется…
Жить на свете веселей,
В случае, если дело клеится.

(Столярный клей)
А. Шибаев

… Доску грызла и кусала,
На пол крошки набросала,
Но — не съела ни куска:
Знать, невкусная доска.

(Выпивала)

Голова в избе, ноги в стенке.

(Гвоздь)

У них в любой момент тяжелый труд:

Все что-то жмут, все что-то жмут.

(Клещи)

Рамы, двери, табуреты,
Полки, тумбочки, скамейки.
Очень важные предметы

Руки делают мои.
Отлично, что в мастерской
Все, что нужно, под рукой.
Подходящая доска,
Да — корявые бока …
Он хоть и металлический,
А таковой любезный!..
Сто поклонов дал ей,
И сейчас она ровней.

(Топор)

Грызть дрова — простое дело!
Я опилочек покушала,
Сок древесный попила!
Кто такая я?

(Выпивала)

У конька, у горбунка
Древесные бока.
У него из-под копыт
Стружка белая летит.

(Рубанок)

В нем котенок обожает дремать,
Бабушка — носки вязать.
И для чтения газет
Лучше места в доме нет.
До чего комфортно, в случае, если
Отдыхаешь в мягком … (кресле).

Негромко рыбы дремлют в реке,
Черепаха — на песке,
Соловей уснул на ветке,
На насесте дремлют наседки,
Лошадь стоя может дремать,
Ну, а я ложусь в … (кровать).

С. Ситников

Днем стою одна, скучаю,
Ночью дремать всех заставляю.

(Кровать)

Поднялась на четыре ножки,
Но не спешит по дорожке,
А стоит, кряхтит легко,
Подпирая седока.

(Табуретка)

Под крышей четыре ножки,
А на крыше — суп да ложки.

(Стол)

Хоть у нас четыре ножки,
Мы не свинки и не кошки.
Мы не кони, хоть на нас
Вы садитесь много раз.

(Табуреты, стулья)
Ю. Чичев

БЫТОВЫЕ
МАШИНЫ и ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ

СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ

имя СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ бытовая техника газовая плита пылесос утюг стиральная машина холодильник электроплита кофемолка соковыжималка электромясорубка электропечь тостер электрочайник электросамовар кипятильник кухонный процессор микроволновка посудомоечная машина телефон фен электробритва электроосвети- тельные устройства торшер бра люстра настольная лампа аудио- и видеотехника телевизор видеомагнитофон компьютер радиоприемник проигрыватель плеер магнитофон музыкальный центр оптические устройства камера фотоаппарат кинопроектор профессии телемастер радиомастер электромонтер электрик оператор наладчик программист фотограф телефонистка другие слова газ газопровод электрический ток электростанция электропривод вилка розетка шнур кабель выключатель штепсель патрон лампочка счетчик пробки предохранитель
осторожность безопасность мастерская телеателье имя ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ бытовой кухонный электрический музыкальный электронный механический стиральный непроизвольный компьютерный оптический телевизионный телефонный газовый настольный настенный осмотрительный осмотрительный надёжный громкий умелый ГЛАГОЛ включать проводить пылесосить светить молоть сушить брить массажировать печь мыть стирать кипятить фотографировать отремонтировать починить заморозить ПРИЧАСТИЕ включенный отключенный вычищенный молотый трудящийся гудящий светящийся НАРЕЧИЕ с опаской осторожно пристально сначала позже срочно в тот же миг мгновенно вмиг изнутри снаружи тихо

Психогимнастика

¦ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕС-
КОГО СОСТОЯНИЯ

Выразите эмоциональное состояние, связанное со слу-
чившимися событиями. Продемонстрируйте, как вы радуетесь по-
купке компьютера либо видеоприставки, огорчились по-
ломке телевизора, прикоснулись к тёплому утюгу.

¦ ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

Передайте перемещением, мимикой либо позой функцио-
нальное бытовых машин и назначение электроприборов:
наполненный продуктами холодильник, трудящийся пы-

лесос, закипевший электрочайник, включенный телеви-
зор, трудящийся миксер и др.

Изобразите белье в стиральной машине; морковь, апель-
син и яблоко в соковыжималке; кофе в кофемолке; взби-
тые сливки и т. д.

¦ ДЕЙСТВИЯ С МНИМЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Представьте, что вы чистите ковер пылесосом, взбива-
ете яичные белки для торта миксером, ходите по комна-
те в наушниках и слушаете приятную музыку.

Развитие небольшой моторики.
Координация речи с перемещением

Делайте движения и действия в соответствии со смыслом
текста стихотворения.

Что за шум на кухне данной?
Будем жарить мы котлеты.
Мясорубку мы заберём,
Скоро мясо провернем.
Миксером взбиваем дружно
Все, что нам для крема необходимо.
Дабы торт скорей испечь,
Включим мы электропечь.
Электроприборы — это чудо!
Жить без них нам было б худо.

Е. Игнатьева

Формирование
лексико-грамматического строя речи

¦ АНТОНИМЫ

Придумайте слова, противоположные по значению,— «сло-
ва-неприятели».

включать — выключать
сломать — отремонтировать

выдернуть — засунуть
разморозить — заморозить

¦ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

Послушайте и повторите родственные слова. Какая неспециализированная
часть имеется в этих словах?

электричество, электрик, электропроводка, электропри-
боры, электрический

кипятильник, кипяток, кипячение, кипеть, выкипать,
закипевший

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

¦ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

Ответьте на вопросы.

По какой причине бытовые электрические автомобили назвали так:
пылесос, кофемолка и хлебопечка? (Пылесос — пыль со-
сет, кофемолка — кофе мелет, хлебопечка — хлеб печет.)

Добавьте к части слова электро слова мясорубка, по
лотер, плита, чайник, самовар. Какие конкретно новые слова по-
лучились?

¦ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИ
ЛАГАТЕЛЬНЫХ

осмотрительный — осмотрительнее — самый осмотрительный
осмотрительный — осмотрительнее — самый осмотри-
тельный

надёжный — надёжнее — самый надёжный
громкий — громче — самый громкий

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

Имя существительное

¦ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
ТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

«Один — довольно много».

один пылесос — пылесосы — довольно много пылесосов
один утюг — утюги — довольно много утюгов

один холодильник — холодильники — довольно много холодиль-

НИКОВ

один телефон — телефоны — довольно много телефонов

одна люстра — люстры — довольно много люстр

одна камера — камеры — довольно много камер

одно бра — бра — довольно много бра

¦ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Сочините чистоговорки со словом телефон.

Он-он-он, у нас дома (телефон).
Она-она-она, посиди у (телефона).
Ону-ону-ону, беги скоро к (телефону).
Оном-оном-оном, отлично нам с (телефоном).
Оне-оне-оне, шум какой-то в (телефоне).

Сочините чистоговорки со словами утюг, пылесос, люстра.

¦ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Ответьте на вопросы.

О каких машинах и электрических приборах возможно
сообщить мой, твой, отечественный? (Утюг, пылесос, фен, компьютер.)

Игры со словами на звук [ж]


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: