Тема 1. Философия права: предмет, структура, функции
Цель изучения темы: приобрести представление о статусе философии права.
Задачи изучения темы: распознать предмет и объект философии права, категории и понятия философии права, структуру философско-юридического его функции и знания.
Итог освоения темы:
Индекс компетенции | Индекс образовательного результата | Образовательный итог |
ОК-1 | З-1 | знает социальную значимость профессии юриста, формулирует понятие коррупционных действий |
ОК-3 | З-1 | владеет знаниями в области культуры мышления, нужном уровне интеллектуального развития юриста |
ПК-2 | З-1 | формулирует понятие, виды и признаки нормативных правовых актов |
ПК-3 | В-1 | способен уважать честь и преимущество личности |
ПК-9 | З-1 | владеет знаниями в области управленческой деятельности |
ПК-15 | У-1 | может действенно осуществлять правовое воспитание |
Предмет философии права
Само наименование дисциплины «философия права» говорит о ее фундаментальном предопределении – давать философское осмысление права, что находит собственную конкретизацию в предмете философии права, понятийно-категориальном аппарате философии права, месте философии права в совокупности наук.
Генезис философии права
Философия права – старая наука, берущая собственный начало во времена античности (Платон, Аристотель), взявшая особенное развитие в XVII-XVIII вв. и функционирующая в совокупности современного гуманитарного знания.
Первичной духовной предпосылкой философии права явилось этическое (религиозно-этическое) обоснование действующих юридической практики и законоположений. Конкретно в этике находит помощь категория справедливости – соразмерности, меры, и сама возможность принуждения людей к соблюдению единых правил, норм.
Вторым наиболее значимым источником права стало обоснование законов, правосудия через категорию естественного права(С.С. Алексеев). Строго говоря, о философии права обращение возможно вести тогда, в то время, когда идея исследователя от очевидных фактов социальной судьбе (фактическое бытие права, воля страны, обычаи, нравственность и т.д.) обращается к глубинам естественной судьбе людей – естественному праву.
Философия права может строиться в двух науковедческих плоскостях:
— в качестве исконнофилософской дисциплины, разглядывающей право под углом зрения определенной универсальной философской совокупности;
— в качестве интегрированной философско-правовой области знаний, в то время, когда на базе определенных философских идей осуществляется проработка правового материала.
Широкую трактовку права с философией роднит то, что да и то, и второе подразумевают категорию «свобода». Фундаментальные неприятности права – свобода, справедливость, равенство, вина, ответственность и др. – в один момент являются и философскими проблемами, поскольку они подразумевают обнаружение сущности человека, смысла его жизни, онтологической структуры мира, методах его познания.
Философия открывает глубинные смыслы права, т.е., с одной стороны, обосновываетоправданность определенного поведения людей, а, с другой – задает границы свободы (возможности) для того чтобы поведения. Отсюда вытекают такие категории права, как закон, моральное право, божественное право, простое право, правомочия и т.д. Так, право по собственному духу философично,являет собойфилософию права –синтез«философии на философии» и «практике в теории».
В истории философско-правовой мысли существовали разные подходык определению предмета философии права:
— мысль права (Гегель);
— публичный идеал (С. Франк)
— либертаризм (В. С. Нерсесянц, С. С. Алексеев);
— логика, теория и диалектика познания правового бытия (Д.А. Керимов).
Предмет философии праваможно выяснить на базе подхода И. Канта: 1) что я могу знать о праве; 2) что я обязан делать в соответствии с требованиями права и по какой причине? 3) на что я могу сохранять надежду при нарушения этих требований; 4) что такое правовой человек либо что представляет собой право как метод людской бытия.
На базе вышеизложенного напрашивается вывод, что подходов к философии права столько, сколько существует философских совокупностей. В случае, если неспециализированная философия имеется учение о предельных основаниях людской бытия, то философия права – учение о предельных основаниях права как одного из способов людской бытия.
Философия права: точки зрения «за» и «против»
Зарождение философии права обусловлено тем фактом, что эта дисциплина находится на юриспруденции и стыке философии. Исходя из этого возможно выделить два главных источника философии права:
1) Общефилософская разработка правовых неприятностей:многие из важных достижений хорошей философии – итог для того чтобы подхода, потому что без рефлексии оснований права и правовой действительности в целом философская совокупность не имеет возможности принимать во внимание полноценной.
2) Переход от ответа практических задач юриспруденции к их философской рефлексии:к примеру, осмысление оснований права, ответственности и вины может предшествовать осмыслению сущности права.
Но и в первом, и во втором случае философия права ориентируется на постижение смысла и сущности права, заключенных в нем принципов и начал.
Позиция отрицания философии права характерна дляюридического позитивизмав лицеюридической догматики,изолирующей право от метафизических наук (наук о духе)
Но в пользу философии права возможно привести следующие основания:
— историческое основание,т.е.неприятности философии права постоянно волновали человечество;
— актуальное основание,т.е.обнаружение тайн и загадок права доступно только философскому подходу,потому, что иными дорогами нереально разделитьпредметную (хорошую) и духовную (естественную) ипостаси права и, следовательно, осознать сущность права;
— опытное основание, т.е.большой профессионализм и
— честность юриста предполагают осознание большого гуманистического смысла собственной деятельности, что неизбежно востребует философские правила, обоснования и подходы.