Философская антропология: человек как предмет философского анализа в классической и постклассической философии.

Познание человека – центральная неприятность философии. Постановка ее содержится еще в словах Сократа: «Познай самого себя». Наряду с этим он имел в виду, что познать себя – это значит познать в себе человека по большому счету.

Итак, философия пытается распознать, что такое человек по большому счету. Каковы его сущность и природа? Считается, что по природе человек – существо биологическое, а по сущности – социальное.

Т.е. человек – противоречивое существо. Это отмечал философ и учёный Восстановления Б.Паскаль: «страшно убедить человека в величии, умолчав о низменности, еще страшнее не раскрыть ему глаза на двойственность людской натуры. Пускай он знает, каков он в конечном итоге».

В людской природе имеют место несоответствия материального и духовного, конечного и нескончаемого, биологического и социального, осознанного и бессознательного и т.д. Н.Кузанский: человек имеется микрокосмос.

Итак, идет ли сейчас биологическая эволюция человека? Имеют ли место мутации? – да. Но нет условий для направленного отбора мутаций. Этому мешают здравоохранение, мораль и т.п. социальные факторы. Но имеет место такое явление как акселерация, говорящее об определенных трансформациях в биологии человека. Помимо этого, расизм, геноцид, наркомания (как социальные факторы) также будут оказать влияние на генофонд человека. И вдобавок начинается генная инженерия, идет процесс глобализации (смешение рас) и т.д. Человек не прекратил быть существом биологическим.

В целом же естественный отбор сейчас не есть движущим причиной прогрессивного развития человечества, не он определяет существование человека.

Особенности существования человека: 1) животные приспосабливаются к среде, а человек среду приспосабливает к своим целям, формирует культуру, вторую природу, техногенную среду обитания. 2) удовлетворение естественных потребностей человека регламентируется культурными правилами, традициями. Культура накладывает запреты на поведение людей, сдерживая его животные формы. Но дает простор для развития социальных качеств, сознания человека. 3) Общество формирует у человека сверхприродные потребности – социальные, духовные, культурные (так что неправ был Фрейд, понимая человека, как животное задавленное культурой…).

Выделяют два главных подхода к человеку: 1. Биологизаторский, что преувеличивает роль биологического в человеке и 2. Социологизаторский, преувеличивающий роль социального и недооценивающий роль биологического в жизни, в поведении общества и человека. Человек, с диалектической точки зрения, существо биосоциальное. Время от времени уточняют: биопсихосоциальное, додают – духовное, космическое и т.д. Вобщем – многогранное.

Термин «антропология» в первый раз был употреблен Аристотелем для обозначения той части философии, которая изучает человека. В Новое время начинается человек и естествознание как живой организм стал предметом научного изучения. И антропологией нарекли науки, изучающие человека как организм.

Антропологический принцип положил в базу собственного учения представитель хорошей германской философии Людвиг Фейербах: основной предмет философии – человек, из этого, философия – это философская антропология. Его учение – антропологический материализм.

Хороший взор на человека

Хорошей взор на человека развивался вместе с культурой и классической наукой в целом. Человек – это, в первую очередь, существо разумное, микрокосмос. Это творческое существо, талантливое самостоятельно, осмысленно делать собственный выбор, а, значит, существо свободное.

(Неприятный: человек – это звучит гордо!

Пушкин: самостоянье человека – залог величия его…

Паскаль: человек – мыслящий тростник.

Религия: человек создан по подобию и образу Божьему.

Фейербах: человек – природное существо, он создал всевышнего.

Вольтер: Всевышний создал человека и человек отплатил ему тем же.

Метафизический материализм. Ламетри: человек – машина.

Марксизм: человек – совокупность публичных взаимоотношений.

Энгельс: человек – это существо, в котором «природа приходит к осознанию самой себя».

Русский космизм: человек – существо космическое.

Бердяев: антроподицея пребывает в том, что существование человека возможно оправдано его творчеством, для которого нужна свобода).

————————————————-

Хорошая философия видела в человеке в первую очередь думающее и созерцающее существо, удивленное окружающим миром и хотящее попасть в меру собственных возможностей осознать и растолковать его.

Неклассический подход к человеку.

Неклассика, как вы не забывайте, начинается с иррационализма: Ницше, Кьеркегор, Шопенгауэр.

У Ницше и Шопенгауэра — люди подчиняются какой-то бессознательной и тщетной воле, у Кьеркегора – Всевышнему.

Из этого начала развиваться основная мысль, что в человеке имеется силы, неподвластные ему. Соответственно, отыскать сущность человека, как это пробовала сделать хорошая философия, — нереально.

Фрейд начал разрабатывать тему бессознательного в человеке. Человеком движут самосохранения и инстинкт размножения. Культура накладывает на них в определенных обстановках запреты. Но задавленные культурой инстинкты сублимируются в культурное творчество. Так, основное в человеке – биологическое (это — биологизаторство).

Человек существо иррациональное. Познать его сущность нереально. И экзистенциализм говорит, что направляться сосредоточить внимание на существовании человека. Чем оно характеризуется? – отчуждением, отчаянием, страхом и т.п. Хайдеггер думал, что бытие человека – это бытие к смертной казни.

Человек постоянно стоит между смертью и жизнью, необходимостью и свободой, разумом и инстинктом, животным и социальным, альтруизмом и эгоизмом и т.д. Из этого, смятение эмоций, пограничные обстановки, сомнения, моменты отчаяния. И лишь в эти моменты мы раскрываемся.

А.Камю: «непременно наступает время, в то время, когда необходимо выбирать между действием и созерцанием. Это и именуется стать человеком».

Человек пробует преодолеть дискомфортность бытия, обращаясь в вере либо к творчеству, к нравственным сокровищам.

(У Ницше человек – канат между сверхчеловеком и животным).

Предмет и специфика философской антропологии


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: