Философия в поисках сущности человека.

Человек есть объектом изучения разных наук. Как биологическое существо он исследуется в медицине, генетике, анатомии, физиологии, как социальное — в социологии, социальной психологии, как духовное существо — в гуманитарных науках. Наиболее значимую роль в ориентации этих изучений играется философия, которая изучает в целом его отношения и проблему человека к миру. Философию интересует самоё устойчивое, фундаментальное в отношениях человека с миром. Для получения целостного представления о человеке философия переосмысливает эти конкретных наук, опыт художественного изображения человека, повседневный мир его общения.
Представление о человеке в философии складывалось в течении всей её истории. Так, в греческой философии человек космоцентричен, а в средневековой его образ теоцентричен. В философии нового времени образ человека смещает всевышнего на периферию, выдвигаясь сам в центр. На место человека, верящего не в себя, а в всевышнего в средневековой философии, приходит его познание как мыслящей вещи. После этого на место антропоцентричной концепции человека пришла деятельностная парадигма, базы которой были заложены в хорошей германской философии и после этого взяли собственное предстоящее развитие в марксистской философии. В базе построения тех либо иных учений о человеке постоянно лежит то либо иное познание природы человека. Наряду с этим природу человека усматривали в разных факторах, что и выяснило сущность этих учений.
К числу главных концепций природы человека относятся натуралистические, психотерапевтические, социологические и персоналистические учения.

Натуралистические концепции — это учения, каковые разглядывают человека в первую очередь как биологическое существо. Объяснение его поведения опирается нате же законы, что и объяснение животных по большому счету. Наряду с этим, конечно, учмтывается, что человек своеобразное животное, но предполагается, что эта специфика определяется чисто билогическими изюминками человека. Происхождение натуралистических концепций связано с удачами биологии и, например, создание Дарвиным учения об естественном отборе и разработка Павловым физиологии высшей нервной деятельности. направляться подчернуть, что сами эти учёные не были приверженцами натуралистического понимания человека. А вот самый последовательно натуралистический подход к человеку отыскал в социологии Г.Спенсера, что разглядывал эволюцию общества по аналогии с эволюцией живой природы. В случае, если на уровне общества Спенсер отождествлял закономерности эволюции социума и живого организма, то на уровне рассмотрения поведения отдельного человека он отождествлял социальные явления борьбы, соперничества с борьбой за существование, имеющей место в живой природе. Таковой подход стал называться социал-дарвинизма. Многие идеи социал-дарвинизма взяли впоследствие развитие в социобиологии. Представители этого направления, опираясь на успехи современной биологии стремятся растолковать людскую жизнедеятельность, с одной стороны, генетической предрасположенностью человека, а сдругой — необходимостью его приспособления к внешним условиям. С данной точки зоения, к примеру, нравственное поведение определяется в первую очередь генетической предрасположенностью, а после этого полезностью соблюдения моральных установлений общества.
В русле натуралистических учений стал широко распространен и бихевиоризм, в котором человеческое поведение рассматривалось по схеме “стимул — реакция”, причём в качестве реакции бралось замечаемое воздействие человека, а не его мысли, переживания. Из бихевиористской схемы вытекало, что поведение человека формируется равно как и поведение животных. Такие социальные процессы как, к примеру, воспитание, в бихевиоризме напоминало учение.
Противоположностью натуралистическим концепциям являются социологические концепции, сущность которых содержится в абсолютизации процесса социализации человека. С позиций данного подхода индивид делается человеком в собственном смысле лишь в обществе, проходя через стадии социализации. Самый последовательно социологический подход к пониманию человека взял в марксизме, а также в работах выдающегося советского психолога Л.С.Выготского, что дал достаточно подробное описание процесса социализации как процесса овладения культурными средствами регулирования людской поведения.
Вместе с тем в науке и философии существуют представления, имеющие очень продолжительную историю, которое разглядывает человека как существо в первую очередь духовное. Человек с данной точки зрения отличается не собственной природной организацией и не участием в публичной судьбе, а собственной духовностью, т.е. стремлением и способностью к осуществлению сокровищ, каковые никак не заданы ни природой, ни обществом. В этом собственном качестве он выступает как личность, т.е. как существо, стремящееся к осуществлению им же поставленных целей. Такие воззрения стали называться “персонализм”. Персоналистические концепции взяли в XX веке широкое распространение и особенно в философском направлении — экзистенциализме. Экзистенциализм характеризует человека не как что-то данное, то, что он является на данный момент, а как возможность, то, чем он может стать. Человек как личность имеется устремлённость к чему-то. Эта устремлённость, согласно точки зрения приверженцев экзистенциализма, совсем не вытекает из окружающей человека Среды. Она результат собственного ответа человека, его выбора. Выбирая то, к чему он пытается, собственные совершенства, ценности, человек тем самым выбирает себя, собственное “Я”. Потому, что человек не обусловлен ни своим телом, ни своим социальным окружением, а абсолютно свободен в выборе собственного “Я”, то экзистенциалисты отказывают науке в познании людской существования. Исходя из этого для описания его существования они используют своеобразные способы, каковые стали называться феноменологических (феноменология — дисциплина, занимающаяся описанием феноменов сознания).
Самый полно на сегодня неприятность человека рассматривается в тех учениях, каковые исходят из целостности человека, как существа биосоциального со сложным психологическим миром явлений. Природа человека с точки данного подхода отличается непостоянством и разнообразием. Человек владеет одним неповторимым свойством — открытостью, незавершённостью его как создания. В отличие от вторых существ он способен преодолевать собственную видовую ограниченность, быть неотторжимой частью живого мира и возвышаться над ним. В данной особенности самое значительное своеобразие человека.

Обществознание 10 Сущность человека как проблема философии


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: