Обыденное и научное знание. Неприятность субъективного и объективного.
Научное знание постоянно отличается последовательным и систематическим характером. Не говоря уже о точных науках и математике, где большая часть утверждений логически выводится из немногих исходных посылок, кроме того в так называемых эмпирических науках относительно редко видятся отдельные, изолированные обобщения либо догадки. (Под эмпирическими в большинстве случаев знают науки, в значительной степени опирающиеся на такие умелые способы изучения, как наблюдение, измерение и эксперимент). В большинстве случаев, такие обобщения входят в науку только тогда, в то время, когда они согласуются с другими имеющимися в ней обобщениями и утверждениями. В конечном счете их стараются взять логически из более широких обобщений, допущений и принципов.
Наука, на какой бы ступени развития она ни пребывала, тем и отличается от обыденного знания, что представляет собой не несложную совокупность «сведений» о мире, «комплект» информации, а определенную совокупность знаний. Научное изучение есть целенаправленным познанием, результаты которого выступают в виде совокупности понятий, теорий и законов.
Как мы знаем, что задолго до происхождения науки люди получали достаточно качественные знания о качествах и свойствах явлений и предметов, с которыми они сталкивались в собственной повседневной практической жизни.
И по сей день мы много определим посредством обыденного знания. Научное знание не отделено непроходимой стеной от обыденного: и научное и обыденное познание в конечном счете стремятся к достижению объективно подлинного знания, опираются на факты, а не на веру.
Часто, отмечая качественное отличие научного знания от обыденного, забывают о связи, существующей между ними, не учитывают того, что наука появилась из обыденного знания. Это неоднократно подчеркивали сами ученые.
Объективные знания это то, что дано тебе от природы (внутренние часы, в том месте третий глаз, шестое чувство и т.д.).
Субъективные это то что в ходе жизнедеятельности человека приобретается им ( знание алфавита, азбуки и т.д.).
функции и Предмет философского знания. Разделы философии.
Философия это совокупность научных знаний о самые фундаментальных универсальных и формах бытия и общезначимых законах природы, мышления, общества и тд.
Не все довольно.
Не все ложно.
Не все действительно
Функции:
-мировоззренческая – философия участвует в комплексном формировании мировоззрения человека.
-методологическая – философия проясняет и уточняет условия и методы применения научных способов.
— критическая – философия осуществляет рефлексию культуры.
Предмет философии:
В предмет философии входит общее в материальном бытии и общее, характеризующее целостное бытие человека. Но предмет философии в еще большей степени отличен от предмета частных наук, изучающих материальное бытие и человека, тем, что он является отношением человека к миру, мира к человеку.
Главными частями теоретической философии выступают:
онтология — учение о бытии;
гносеология — учение о познании;
диалектика — учение о развитии
аксиология (теория сокровищ);
герменевтику (толкования знаний и теорию понимания
наука и Философия. Неприятности связи.
Наука и имеется особенный вид людской деятельности, направленный на результат и производство знания данной деятельности — систематизированное, объективно-подлинное знание.
1. наука — особенный вид деятельности, направленный на производство знания;
2. наука появляется в ходе отделения «теоретической» деятельности от деятельности практической;
3. философия и наука в античном мире не были поделены, философия содержала в себе все «теоретическое» знание о мире: физику, астрономию, математику и т.д.
Любая наука исследует конкретный объект, определенный фрагмент мира, определенную его сторону, пользуется особыми способами, опирается на наблюдения и эксперимент, пользуется устройствами и т.д. Предметом философии есть отношение «человек—мир». В этом отличие философии от вторых наук — физики, химии, биологии и т.д.
Философия — самосознание человека, попытка осознать самого себя, собственную деятельность, практическую и теоретическую, собственный место в мире, осознать жизнь, цели существования
Совокупность знания считается наукой, если она отвечает определенным параметрам:
1. объективность (изучение природных объектов, явлений, забранных самих по себе, независимо от заинтересованностей индивида, его субъективности)
2. рациональность — обоснованность, доказательность — в рамках любой науки что-то обосновывается
3. нацеленность на воспроизведение закономерностей объекта
4. системность знаний — упорядоченность по определенным параметрам
5. проверяемость — воспроизводимость знаний через практику
Философия не удовлетворяет лишь 5 критерию (не всякое философское учение возможно воспроизведено через практику), исходя из этого философия — это наука, но особенного рода.
Философия в течении всего собственного развития была связана с наукой, не смотря на то, что сам темперамент данной связи, а правильнее, науки и соотношение философии с течением времени изменялось.
В истории сложились два крайних подхода в понимании науки и взаимосвязи философии. Первый подход стал называться натурфилософии. В соответствии с этим подходом философия представляет собой особенный метод познания мира, как следует отличающийся от того метода познания, что представлен наукой. Философия производит собственные, философские истины. Такие истина глубже, чем истины науки. Наука обязана приспосабливать собственные истины к истинам философии. Философия как метод познания первична, наука как метод познания вторична.
Второй подход стал называться позитивистского. В соответствии с этим подходом философия не имеет какого-либо собственного предмета познания и собственного собственного метода познания, хорошего от науки, она в лучшем случае имеется одна из наук, самая неспециализированная наука. А своеобразие философии пребывает в предельно широком уровне обобщения, а не в ее методе либо предмете познания. Философский метод познания – это научный метод познания. Никакого другого метода познания, не считая научного, не существует.