Ф. м. достоевский (1821-1881)

Жизнь русского народа в прошлом веке была мучительно тяжелой. Крестьяне, рабочие, ремесленники, чиновники низкого ранга, интеллигенты-разночинцы испытывали безнадёжную потребность, граничившую с нищетой, и сносили бесчисленные оскорбления богачей и господ. «Должен был явиться человек, что воплотил бы в собственной душе память о всех… муках людских… Данный человек — Достоевский», — писал М. Неприятный.

Федор Михайлович Достоевский появился и вырос в Москве. Папа писателя служил военврачом. Это был человек вспыльчивый, болезненно странный и скупой. Жить с ним пришлось тяжело. В семье царили обиды и взаимное недоверие. В то время, когда Достоевскому исполнилось шестнадцать лет, он переехал в Санкт-Петербург и поступил в Военно-инженерное училище. Но жить вдалеке от родных, от семьи было еще хуже. Потребность, одиночество, а основное — отсутствие надежд на лучшую судьбу мучили Достоевского без конца. «Безрадостно жить без надежды… Наблюдаю вперед, и будущее меня ужасает», — жаловался он.

Кончив училище, Достоевский поступает на работу, но тяготится ею и весьма не так долго осталось ждать выходит в отставку: в его сердце загорается мечта стать писателем. Все силы души отдает он работе над собственным первым произведением. Полный сердечного трепета, двадцатипятилетний Достоевский принес роман «Бедные люди» Белинскому и Некрасову, каковые, прочтя рукопись, пришли в восхищение. «Цените ваш дар и станете великим живописцем», — сообщил Белинский молодому автору. Достоевский сказал, что это была самая праздничная 60 секунд его жизни.

Тяжелые опробования ожидали молодого писателя. За участие в революционном кружке Петрашевского в 1849 г. Достоевский был приговорен к смертной казни. Вместе с другими осужденными его уже ввели на эшафот, прочли смертный решение суда, палач накинул белые саваны, воины подняли ружья. И лишь тогда было заявлено о замене казни каторгой. Довольно много стоили Достоевскому четыре года каторги, а после этого четыре года солдатской работы. В Сибири автор еще ближе познакомился с мучениями собственных соотечественников. Он утвержает, что он определил русский народ «так отлично, как, возможно, немногие знают его».

ссылка и Каторга позволили Достоевскому видеть жизнь совсем особенную, познакомиться с «погибшим народом». Данный народ и рисует автор в собственном произведении «Записки из мертвого дома» (1856). горячее и страданий Правдивое изображение народа сочувствие автора угнетенным и обездоленным делают эту книгу громадным гуманистическим произведением.

В 1859 г. Достоевский возвратился в Санкт-Петербург, где прожил солидную часть последующей судьбе и создал наибольшие собственные произведения.

Восемь лет подневольной судьбе губительно отразились на его здоровье: до конца жизни Достоевского мучили припадки эпилепсии (падучей заболевании). Помимо этого, несчастья в семье не легко отразились на характере писателя. Смерть любимого брата, жены, двоих детей — все это ему было нужно пережить по окончании возвращения из ссылки. Дабы прокормить собственную семью и семью погибшего брата, литературного дохода не хватало. «Работа из-за денег задавила и съела меня», — писал он в 1865 г. Лишь через два десятилетия по окончании возвращения в Санкт-Петербург Достоевскому удалось освободиться от финансовых долгов. Подорвавший собственный здоровье еще в ссылке и тюрьме, а после этого — тревогой и постоянными беспокойствами за родных, Достоевский погиб в 1881 г.

Беспощадно правдиво продемонстрировал Достоевский горестную участь угнетенных и обездоленных. Его книги полезны в первую очередь выраженными в них идеями хороша и справедливости. Образами собственных храбрецов автор пробуждал сочувствие, уважение и симпатию ко всем «униженным и обиженным». В этом состоит его основная заслуга. Уникальный, только гениальный живописец, Достоевский стоит рядом с наибольшими писателями других стран и России. «Гениальность Достоевского бесспорна, — писал Неприятный, — по силе изобразительности его талант равен, возможно, лишь Шекспиру».

В собственном первом произведении — романе «Бедные люди» (1846) — Достоевский, подобно автору «Шинели» Н. В. Гоголю, говорил о тех невзгодах и бедах, которыми была полна жизнь «мелких людей» Санкт-Петербурга. Уже в «Бедных людях» проявилась основная изюминка таланта писателя — умение пробраться в душу мелкого, обиженного судьбой человека. До него это умение ярко проявилось уже в «Станционном Шинели» Гоголя и «смотритель» Пушкина.

Его храбрецы — Макар Алексеевич Девушкин, практически тридцать лет переписывающий канцелярские бумаги, и сирота Варенька, получающая на хлеб шитьем, — раскрывают собственные переживания, мелкие эйфории, обиды и большие горести в письмах друг к другу. Сердечные и неподкупно честные, они желают жить по-человечески — ощущать себя свободными, видеть уважение и внимание окружающих, наконец, сытыми, одетыми и не дрожать над каждой копейкой. Но кроме того эти их жажды, такие скромные и естественные, не смогут осуществиться. Не выдержав тягот полунищенского существования, тяжело больная Варенька выходит замуж за нелюбимого человека и окончательно уезжает с ним из Санкт-Петербурга. «Да как же возможно такое, Варенька! К кому же я письма писать буду, маточка? — Я погибну, Варенька, обязательно погибну, не перенесет мое сердце для того чтобы несчастья! Сам я для Вас лишь и жил одних!» — с отчаянием восклицает Девушкин в собственном последнем письме, которым и кончается роман.

С особенно громадной художественной силой продемонстрировал Достоевский невыносимое положение бедного люда в «наказании и Преступлении» (1866). Потрясающее чувство создают страницы романа, говорящие о ужасной смерти семьи Мармеладова — небольшого петербургского госслужащего.

Достоевского тревожила печальная участь детей бедняков, и часто дети становились главными храбрецами его произведений. Не легко складывается жизнь чуткой и отзывчивой Не-точки (повесть «Неточка Незванова»): ее мать, замученная непосильным трудом, умирает. Отчим сходит с ума. Безрадостна жизнь Неточки среди чужих людей. Ее единственным утешением становятся книги. Неординарно ярок образ Нелли в романе «Униженные и обиженные», тянущейся ко всему хорошему, но одновременно с этим болезненно самолюбивой, озлобленной девочки.

Теплое чувство вызывают мальчики, изображенные в романе «Братья Карамазовы». Илюша Снегирев, защищая собственного отца от оскорблений, вступает в драку с шестерыми ребятами. Друг Илюши, Коля Красоткин, видя, что в отношениях между людьми царят жестокость и несправедливость, решает «хоть когда-нибудь принести себя в жертву за правду».

Всем этим храбрецам, изображенным с искренним состраданием и горячей симпатией, Достоевский противопоставляет людей из имущих классов — бездушных, черствых, готовых для успехи своекорыстных целей на подлость и любую гнусность. Чувство омерзения вызывают помещик Быков («Бедные люди»), князь Валковский («Униженные и обиженные»), воротила Лужин и помещик Свидригайлов («наказание и Преступление»).

Достоевский жил и творил в эру, в то время, когда в среде угнетенных росло недовольство существовавшими в стране порядками, в то время, когда в душах многих тысяч русских людей накапливались гнев и возмущение. И автор продемонстрировал в собственных произведениях людей, каковые пробуют выступать в протест царившего в стране зла. Таков Родион Раскольников — главный герой одного из лучших романов Достоевского «наказание и Преступление». Ужасная бедность повергает Раскольникова в отчаяние. Он отлично осознаёт, что около него царят волчьи нравы собственнического строя, и до глубины души возмущается жестокостью и бессердечием богачей. Раскольников, но, не делается борцом за лучшее будущее. Привычный с революционными идеями только понаслышке, он уверен, что честное устройство общества нереально. «Не переменятся люди и не переделать их никому, и труда не следует тратить… Так доселе велось и без того постоянно будет!» —с печалью заявляет он. Но и примириться со своей жалкой участью Раскольников — человек волевой и гордый — не желает. Не смотря ни на что пытается он избавиться от нищеты. Возомнив себя неординарной, выдающейся личностью, человеком, которому разрешено все, кроме того правонарушение, Раскольников решает убить и ограбить богатую старая женщина-процентщицу. По окончании продолжительных и мучительных колебаний он осуществляет данный страшный замысел.

Очень ясно и ярко передает Достоевский невыносимые душевные терзания собственного храбреца, ставшего убийцей. Раскольникова без конца мучают ужасные воспоминания о пролитой крови, ужас перед наказанием и разоблачением, чувство безнадёжного одиночества. Люди, пробовавшие в одиночку отстаивать собственный право на людскую существование и шедшие по ужасному пути убийств и грабежей, само собой разумеется, не улучшали судьбе, а делали ее еще мрачнее и страшнее.

Достоевский, но, осуждал не только бесплодный бунт собственных храбрецов-одиночек: Раскольникова, Настасьи Филипповны («Идиот»), Аркадия («Ребёнок»), Ивана («Братья Карамазовы»). Не сумев осознать коренной противоположности заинтересованностей угнетателей и угнетенных, автор быстро отрицательно относился к любому активному протесту против социального зла, среди них и к революционной деятельности. Пережив в молодости увлечение передовыми социалистическими идеями, Достоевский не так долго осталось ждать отошел от этих убеждений и в 60-е гг., в то время, когда в РФ особенно обострилась политическая борьба, был в лагере соперников революционной народовластии. В его романах 60—70-х гг. много раз видятся несправедливые выпады против передовых людей того времени. Особенно светло сказались фальшивые идеи писателя в романе «Бесы».

Достоевский полагал, что лишь религиозные, христианские идеи окажут помощь человечеству, что верховная добродетель состоит не в борьбе против угнетателей, а, наоборот, в покорности и смирении. Он с восторгом пишет о людях безответных, покорных судьбе, ищущих успокоения и утешения в религии — таких, как Соня Мармеладова, князь Мышкин, Алеша Карамазов. Достоевский, но, видел, что верующие и смиренные не сильный, беззащитны и не в состоянии не только избавить мир от зла, но и просто оказать помощь людям. И ему казалось, что удел человечества — это терзания и нескончаемые мучения. «Страдание-то и имеется жизнь!» — говорит автор. Люди в его романах и повестях постоянно испытывают ожесточённые, невыносимые душевные терзания. Достоевский умел посмотреть в самые сокровенные тайники души страдающего человека, в силу того, что сам он пережил и перевидел в собственной жизни довольно много тяжелого.

Ф. М. Достоевский


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: