Фотоаппарат и техника фотографирования

«Тихо… Снимаю!» Раздается легкий щелчок… Что же происходит в аппарате в момент съемки? Затвор, преграждающий путь свету, раскрывается, лучи проходят через объектив, и на фотографической пленке, как на мелком экранчике, появляется изображение снимаемой сцены. Затвор опять закрывается, но в эмульсии, которой покрыта пленка, остается скрытое фотографическое изображение. Дабы оно стало видимым, необходимо пленку обработать.

Как обрабатывают фотопленку.

Фотоэмульсия содержит микроскопические кристаллики бромистого серебра. Это соединение неустойчиво. Под действием света оно понемногу разлагается с выделением свободного серебра. А также за краткий момент съемки отдельные кристаллики успевают разложиться. Они-то и образуют скрытое изображение.

Опустим пленку в раствор проявителя. Он восстанавливает все серебро, но не сходу, а понемногу. И раньше всего — на тех участках, где уже имеется скрытое изображение. Эмульсия в этих местах начинает скоро чернеть. Это желтоватые кристаллики бромистого серебра преобразовываются в пылинки железного серебра, такие мелкие, что они выглядят тёмными.

Дабы пленка не почернела вся, ее необходимо одновременно с вынуть из проявителя, ополоснуть и перенести в раствор закрепителя (довольно часто именуемого латинским словом «фиксаж»). Закрепитель растворяет оставшееся бромистое серебро, удаляет его из эмульсии. Исходя из этого в тех местах, куда при съемке свет не попал, пленка делается прозрачной. В противном случае, что при съемке было ярким, остается тёмным. Иными словами, получается негатив. Его шепетильно промывают и высушивают.

Чтобы получить прямое, хорошее изображение, нужно негатив просветить полностью, подложив под него фотобумагу либо другую пленку. Тёмные участки не пропустят света, так что сейчас уже скрытое изображение окажется в том месте, где негатив прозрачен, т. е. где при съемке было мрачно. Значит, по окончании обработки тёмное снова станет тёмным, а яркое — ярким, и мы возьмём позитив (см. рис. 1).

Значительно сложнее взять цветное фотографическое изображение. Посмотрите цветной рисунок 2, А. Это оригинал, что мы будем снимать на особую пленку с тремя различными эмульсионными слоями. Не считая них плёнка имеет прозрачную базу и кое-какие вспомогательные слои, но на отечественной упрощенной схеме они не продемонстрированы.

Верхний слой эмульсии чувствителен к светло синий цвету. В нем окажутся скрытые изображения лишь тех полей таблицы, в которых находятся оттенки светло синий, то есть: светло синий, голубого, пурпурного (т. е. красно-фиолетового). Белое поле отражает все лучи, среди них и светло синий, и исходя из этого также даст скрытое изображение (рис. 2, Б).

Средний слой чувствителен к зеленому. В нем окажутся скрытые изображения полей: белого, голубого, зеленого и желтого. В нижнем слое, чувствительном к красному, окажутся изображения белого, желтого, пурпурного полей и красного таблицы-оригинала.

Сейчас нам необходимо скрытое изображение сделать явным, т. е. показать его. Но как? В случае, если опустить цветную пленку в простой проявитель, то все скрытые изображения станут легко тёмными. Исходя из этого проявитель для цветной пленки особый, а в любой слой добавлено собственный особенное вещество — компонент, т. е. составная часть. В непроявленной пленке эти компоненты бесцветны. Но при проявлении особым цветным проявителем они окрашиваются, и наряду с этим лишь в тех местах, где восстанавливается серебро.

В этом и содержится главной фокус цветной фотографии на многослойных пленках. Проявляющее компоненты и вещество подобраны так, что любой слой эмульсии окрашивается в нужном месте.

Но не думайте, что в синечувствительном слое, к примеру, образуется светло синий краситель. Так как в изображении белого поля рисунка 2, А образуются все три красителя, т. е. оно будет смотреться тёмным. Эта картина нам уже знакома по черно-белой фотографии: получается негатив. Но в случае, если белое делается тёмным, а тёмное — белым, то каким же будет светло синий? Выясняется — желтым! Д зеленое — пурпурным, а красное — голубым! Словом, компоненты подобраны так, дабы получались не прямые цвета рисунка 2, А, а дополнительные к ним, т. е. дополняющие их до белого. Это видно на рисунке 2, В, не смотря на то, что и не отлично: мешают зерна серебра, выделившиеся вместе с красителем.

Дабы удалить это серебро, пленку отбеливают в особом растворе, а позже закрепляют. Остаются одни красители (рис. 2, Г). На рис. 2, Д продемонстрировано, как выглядит данный цветной негатив на просвет. Разглядим его поля слева направо.

Желтый + пурпурный + светло синий = тёмный (в оригинале, рис. 2, Л, был белый);

желтый + белый + белый = желтый (в оригинале — светло синий);

желтый + пурпурный белый = красный (в оригинале — светло синий);

белый + пурпурный + белый = пурпурный (в оригинале — зеленый);

белый -f- пурпурный + светло синий = светло синий (в оригинале желтый);

белый + белый + светло синий = светло синий (в оригинале — красный);

желтый + белый + светло синий = зеленый (в оригинале — пурпурный);

белый + белый + белый = белый (в оригинале — тёмный).

Так вот он какой, цветной негатив! Под красным небом расцветают голубые розы на кустах с пурпурными страницами… Но напечатаем с этого негатива позитив, покажем его — и все краски поднимутся на собственные места (см. рис. 2, Е,2, Ж и 2, 3).

В отечественном рассказе очень многое упрощено либо не упомянуто вовсе. В действительности получение цветных фотографий еще сложнее. Помимо этого, мы не поведали о ходе обработки с обращением изображения, что дает сходу позитив. Но и данный процесс намерено выстроен так, что вся сложность достается на долю химзавода, где делают многослойные пленки. И еще на долю лаборатории, где эти пленки обрабатывают.

Так что фотограф может все внимание, все умение, целый художественный вкус сосредоточить на выборе кадра, на освещении снимаемой сцены, на композиции.

Виды фотоаппаратов.

Схема фотоаппарата продемонстрирована на рис. 3. Пленка запрятана в светонепроницаемом корпусе 2. В то время, когда раскрывается затвор 3, объектив 4 дает на эту пленку изображение снимаемого объекта. Количество света, попадающего на пленку, регулируется временем открытия затвора 3 («выдержкой») и размером отверстия диафрагмы 5.

Под схемой продемонстрированы различные аппараты, от несложных до самых идеальных. Лишь в СССР их производят более 30 видов. Для чего так много, в случае, если схема устройства одинаковая?

Различные аппараты созданы для различных видов работ, для фотографов различной квалификации. Наилучшее уровень качества снимков возможно взять при громадном формате негатива. Имеется аппараты, снимающие на роликовую пленку шириной 6 см. Но они тяжелее, больше по размерам, требуют нередкой перезарядки. Исходя из этого ими пользуются по большей части специалисты для съемки портретов, для художественной фотографии, для газетных и журнальных фоторепортажей. Любители чаще снимают на пленку шириной 35 мм так называемыми малоформатными аппаратами, каковые меньше, легче и заряжаются сходу на пара десятков снимков. В случае, если пользоваться мелкозернистыми пленками и не делать при печати через чур громадных повышений, возможно взять красивые снимки.

Дабы сделать снимок, необходимо:

  1. зарядить пленку, а в многозарядном аппарате — продвинуть ее на следующий кадр;
  2. выяснить расстояние до объекта съемки и навести объектив так, дабы снимок оказался резким;
  3. взвести затвор аппарата;
  4. установить затвор на необходимое время выдержки, т. е. на то время, за который он будет открыт;
  5. выяснить условия освещения объекта съемки;
  6. установить необходимое отверстие диафрагмы, для получения нормального негатива при данном освещении, данной чувствительности пленки и выбранном времени выдержки;
  7. навести аппарат на объект так, для получения лучшей композиции снимка;
  8. и лишь затем — спустить затвор.

Все эти операции возможно автоматизировать.

В первую очередь было совмещено продвижение пленки со взводом затвора: один поворот головки либо особого курка — и готово. А в некоторых новейших аппаратах со встроенной батарейкой и этого не требуется: сделал аппарат — и снимок сам тут же продвигает пленку и опять взводит затвор.

После этого был создан оптический дальномер, совмещенный с видоискателем. Выбирая композицию кадра, фотограф одновременно с этим наводит объектив так, дабы совместились сдвоенные контуры объекта в глазке видоискателя. Но, на данный момент в большинстве аппаратов делают зеркальный видоискатель. Он дает более большое изображение, так что наводку легко установить по резкости этого изображения.

Время выдержки при съемках скоро движущихся объектов приходится выбирать меньше, дабы снимок не оказался смазанным. При простых же съемках ответственнее верно установить диафрагму, для получения нужной «глубины резкости». В этих обстоятельствах время выдержки принимают таким, дабы при выбранной диафрагме взять верную экспозицию. И в некоторых новейших аппаратах это время отрабатывается машинально.

Условия освещения умелые фотографы определяли на глаз, а начинающие — по особенным таблицам. Позже показались фотоэлектрические устройства — экспонометры. Скоро придумали встраивать экспонометр в фотоаппарат, а его стрелку либо цифровой индикатор помещать в окно видоискателя. Наконец, создали экспонометр, что сам, машинально устанавливает или необходимое отверстие диафрагмы при заданной выдержке, или выдержку при заданной диафрагме, как уже говорилось. Нужно лишь заблаговременно настроить экспонометр в зависимости от чувствительности заряжаемой пленки.

Наводку объектива на резкость также возможно упростить. В самых несложных аппаратах, не имеющих ни зеркала, ни дальномера, наводка на фокус время от времени делается не по шкале расстояний, а по знакам — условным картинам, появляющимся в окне видоискателя. Снимаете портрет — наводите так, дабы в окне показалась рожица; фигуру в полный рост либо маленькую группу — человек; пейзаж —елочка. Стали появляться и аппараты с автоматической фокусировкой объектива.

Что же осталось делать фотографу, вооруженному самым современным аппаратом?

  1. Засунуть в аппарат многозарядную кассету;
  2. навести аппарат на объект съемки так, для получения лучшей композиции снимка;
  3. медлено надавить кнопку.

Возможно не тревожиться: снимок окажется и достаточно резкий, и верный по экспозиции. Но фотография не только развлечение, она еще и мастерство. А для того, чтобы получить произведение искусства, мало надавить на кнопку. Приходится «поиграть» и освещением, и выдержкой, и диафрагмой. И аппарат, что устраивает любителя, не подходит живописцу.

Для квалифицированных любителей и профессионалов производят аппараты с более идеальными объективами и с рядом особых приспособлений. Одно из ответственных приспособлений — лампа-вспышка для съемок при недостаточном освещении. Питается она от отдельного устройства, которое фотограф носит на ремне через плечо. Но уже имеется аппараты со встроенной батарейкой и вспышкой для нее. В некоторых из них вспышка включается машинально при недостаточном освещении, а ее продолжительность отрабатывается в зависимости от расстояния до объекта.

В случае, если снимают на негативную пленку, то снимки позже печатают на фотобумаге, в большинстве случаев с повышением. Для этого помогает особый прибор — увеличитель. А вдруг снимают на обращаемой пленке, то по окончании обработки приобретают слайды. Их вставляют в рамочки и демонстрируют на экране посредством диапроектора. Но со слайда возможно взять и фотокарточку. Ее печатают на обращаемой фотобумаге, обработка которой пара сложнее простой.

Диапроекторы различаются по световой мощности и по степени автоматизации смены слайдов. Самые сложные и дорогие освещают громадные экраны, да к тому еще воспроизводят звуковое сопровождение, записанное на магнитофильме либо на грампластинке. Продаются тематические серии слайдов.

Диапроектор показывает снятую сцену на экране страно ярко, крупно, красочно. Жаль лишь, что в застывшем, неподвижном виде. Дабы заметить заснятые кадры в движении, нужна уже не фотографическая, а кинематографическая техника. Она отличается устройством аппаратов — съемочного и проекционного, но пленки и процессы их обработки те же, что и в фотографии (см. Киносъемочный аппарат).

Съемка портрета на улице. Уроки фотографии. Базовый курс. Fotoshkola.net рекомендует


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: