Ф. и. шаляпин (1873-1938)

Среди многих видов мастерства, горячо любимых народом, особенное место в истории русской национальной культуры занимает мастерство театра оперы и балета. Глобальное значение купило русское оперное мастерство в XIX в. В эту эру великий Глинка пишет «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилу», Мусоргский — «Бориса Годунова», рождаются превосходные оперы Чайковского, Римского-Корсакова и других. Но много лет эти великие произведения, гордость русской национальной музыки, практически не оказались на сцене императорских театров оперы и балета. Посредственные госслужащие, руководившие театрами, предпочитали ставить оперы иноземных композиторов, довольно часто поверхностные и легковесные. Нужен был новый, театр оперы и балета, не связанный тупым, казенным царским управленческим аппаратом. Таким театром в РФ на рубеже XX столетия стала личная опера Мамонтова. Ее организатор, видный деятель русского мастерства Сава Иванович Мамонтов, решил создать театр с только русским оперным репертуаром.

В мамонтовскую оперу привлекались лучшие творческие силы — певцы, музыканты-дирижеры. В создании пьес учавствовали превосходные живописцы, такие, как Серов, Поленов, Врубель, Коровин, Головин, составившие в будущем славу русской декоративной и станковой живописи. Лучшие представители русского общества с огромным удовлетворением встретили появление нового, подлинно театра оперы и балета.

На его сцене в первый раз по-настоящему и проявился гений артиста русского Федора и великого певца Ивановича Шаляпина.

Появился Шаляпин в Казани в семье небольшого служащего. Детство его было безрадостным.

Федя Шаляпин трудился учеником у сапожника, токарем, переписчиком бумаг. Но уже с юношеских лет его неудержимо влекло к мастерству. Он пел в архиерейском хоре, принимал участие в оперных спектаклях как хорист и статист. Позже ему начали поручать маленькие партии. Потянулись годы странствий по городам России. Наконец, Санкт-Петербург — Мариинский театр.

Но слава и признание к Шаляпину пришли не на сцене императорского театра оперы и балета в Санкт-Петербурге, а в Москве, в опере Мамонтова, предугадавшего в нем великого артиста.

Ф. И. Шаляпин был самородком, настоящим сыном русского народа. Он был наделен от природы красивым по тембру голосом (бас), талантливым передавать узкие душевные перемещения.

Умело пользуясь всеми собственными редкими талантами, Шаляпин создал целую галерею очень способных образов-характеров оперного и концертного репертуара. Своим возникновением Шаляпин сразу же опрокинул царившую на оперных подмостках рутину и внес в мастерство оперного пения что-то новое, чем до него не владел ни один, кроме того самый выдающийся оперный артист. Это новое заключалось в достигнутой Шаляпиным полнейшей гармонии между музыкальной психологическим содержанием и характеристикой образа. Голос Шаляпина был так богат разнообразными звуковыми красками, что его возможно сравнить с нескончаемой гаммой красок, которой располагает палитра великого художника. Шаляпин вольно обладал данной «звуковой палитрой», тонко пользуясь богатейшими оттенками собственной музыкальной речи. Шаляпинская стихия — это стихия больших мазков в сочетании с изумительной, филигранной отделкой каждой музыкальной фразы.

Великий певец в первый раз воплотил на сцене открытую Мусоргским поразительную по достатку интонаций речетативную форму музыкальной декламационной речи, поднял ее звучание до вершин величайшей шекспировской катастрофе. Появление Шаляпина на оперной сцене имело огромное значение еще и по причине того, что в русском хорошем оперном репертуаре, как ни в одном втором, такие басовые партии, как Иван Сусанин, Руслан, Иван Грозный и особенно Борис Годунов, наделенные сложными психотерапевтическими чертами, играются центральную, главенствующую роль. Благодаря выдающемуся выполнению Шаляпина эти роли, как и многие другие, стали раз и окончательно ведущими партиями хорошего русского оперного репертуара.

Как не похожи созданные Шаляпиным образы! Царь Борис и Варлаам («Борис Годунов» Мусоргского), Досифей («Хованщина» Мусоргского), Сусанин («Иван Сусанин» Глинки), Владимир Галицкий («Князь Игорь» Бородина), Иван Грозный («Псковитянка» Римского-Корсакова), Мефистофель («Фауст» Гуно) и многие другие партии оперного репертуара, создавшие глобальную славу русскому оперному мастерству.

Уже на репетициях Шаляпин абсолютно перевоплощался в создаваемый им образ. Репетируется сцена из оперы «Борис Годунов» — венчание Годунова на царство в Москве. Борис-Шаляпин выходит из Успенского собора. Он без театрального костюма и грима. Но это уже не Шаляпин — это царь Борис Годунов. какое количество гордости, непреклонной воли и величия в его фигуре, лице, руках.

В каждой опере Шаляпин принимал участие не только как артист, но и как режиссер. Выполняя собственную партию, он следил и за выполнением вторых актеров, по-товарищески помогая советом.

Замечательно обладая мастерством грима, он постоянно гримировал себя сам, любой раз находя все новые и новые ответа.

При всей собственной природной могучей одаренности Шаляпин ни при каких обстоятельствах не надеялся лишь на нее. Его мастерство — итог огромной работы, громадной самокритичности и окружающим, постоянных поисков все новых и новых средств ясности, глубочайшего проникновения в создаваемый образ.

артист русский и Великий певец Федор Иванович Шаляпин покинул неизгладимый след в истории русской и всемирный культуры. Имя Шаляпина известно всему человечеству, и сейчас мы с гордостью можем отыскать в памяти слова Максима Неприятного:

«Федор Иванович Шаляпин постоянно будет тем, что он имеется: ослепительно броским и весёлым криком на всю землю: вот она — Русь, вот каков ее народ…»

Tipo


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: