В 1750 г. в Ярославле случилось ответственное событие: несколько молодежипод руководством Федором Волковым, организовала любительский театр. Успех пьес был так велик, что, не обращая внимания на недовольство духовенства, вычислявшего театр «бесовской забавой», на них сходилось множество людей.
Мало знаем мы о юности и детстве Волкова — этого превосходного человека, значение которого в истории русской культуры В. Г. Белинский сравнивал со значением М. В. Ломоносова. Появился он в купеческой семье в Костроме. В то время, когда мальчику исполнилось 7 лет, погиб его папа. Скоро вся семья переезжает в Ярославль.
Отчим Волкова, ярославский торговец Полушкин, желал сделать из пасынка торговца. Он послал его обучаться сперва в Москву, а после этого в Санкт-Петербург. Но торговца из Волкова не получилось. Больше всего интересовал парня театр.
Как-то Волков случайно попал на спектакль любительского кружка Петербургского шляхетского (дворянского) кадетского корпуса. Ставилась катастрофа А. П. Сумарокова «Трувор и Синав». Волков наблюдал спектакль из-за кулис: в зал ему был вход воспрещен, как несложному купеческому сыну. Спектакль его потряс: «Я пришел в такое восторг, что не знал, где был: на земле либо на небесах. Тут появилась во мне идея завести собственный театр в Ярославле».
Возвратившись в Ярославль, совместно со товарищами и своими братьями — потом известными русскими актерами — государственным служащим Иваном Дмитревским, цирюльником Яковом Шуйским и другими Волков начал ставить регулярные пьесы в специально для данной цели оборудованном сарае.
Волковскими пьесами заинтересовалась царица Елизавета Петровна.
Интерес царского правительства был не случаен. Оно нуждалось в постоянном опытном театре, что бы пропагандировал его идеи. Русского опытного театра в то время еще не было. В Санкт-Петербурге гастролировали зарубежные труппы, ставились с громадным успехом любительские пьесы шляхетского кадетского корпуса. Стать актерами-специалистами воспитанники корпуса не имели ни права, ни жажды. И царица Елизавета Петровна, определив о театре Волкова, распорядилась выписать его труппу в Санкт-Петербург.
К этому времени уже имелся нужный для театра переводной и национальный русский репертуар. Русские пьесы писал учитель Петербургского шляхетского корпуса А. П. Сумароков. Содержание большинства собственных катастроф драматург заимствовал из русской истории, а комедий — из современного русского быта.
Первые пьесы волковского театра при дворе не имели успеха. Но царица выбрала трех самые талантливых участников группы: Ф. Волкова, И. Дмитревского и А. Попова — и послала получать образование шляхетский корпус под начало Сумарокова.
В корпусе Волков нашёл превосходное прилежание и страсть к наукам. Он изучал музыку, фехтование, немецкий, французский и латинский языки, танцы, жестикуляции и искусство декламации.
Позднее к трем будущим актерам присоединились придворные певчие. И вот, наконец, в 1756 г. в Санкт-Петербурге открылся первый опытный неизменно действующий с того времени русский театр. Во главе его стали Ф. Г. Волков и А. П. Сумароков. Волков в этом театре занял положение первого актера и выступал в большинстве случаев в катастрофах.
У русского театра на первых порах не было ни костюмов, ни декораций, никакого театрального хозяйства. Дело доходило до того, что приходилось отменять представления из-за отсутствия средств на шитье костюмов.
По собственному направлению открывшийся театр был обычным театром классицизма: он отстаивал идею подчинения человека долгу, а не эмоции, строгими правилами регламентировал игру актеров. В собственных пьесах Сумароков обосновывал, что дворянство всегда должно быть правящим классом. Наровне с этим театр пропагандировал идеи патриотизма, утверждал, что верность отчизне — главная добродетель гражданина. Театр потребовал от дворян и царя максимума добродетелей и осуждал тех, кто от них отступал. Такая направленность театра была прогрессивной для собственного времени.
Классицизм потребовал игры рассудочной, выстроенной на внешних эффектах. Волков в собственной игре отступал от этого закона классицизма. В случае, если актер хорошего театра не столько переживал, сколько говорил о собственных переживаниях, то Волков получал правды переживаний на сцене и тем самым закладывал базы будущего реалистического театра. Выдающийся актер, Волков одинаково отлично выполнял как ужасные, так и комические роли.
При дворе он замечал воздух лести, лжи, интриг, насилия, жестокости. И чувство протеста против этого звучало в его монологах.
В 1763 г. в честь коронации Екатерины II Волков поставил уличный карнавал «Торжествующая Минерва». Постановка карнавала содержала сатирические выпады против многих порядков, существовавших в ту пору в Киевской Руси: жестокости крепостного права, казнокрадства и бюрократизма.
Распоряжаясь этим карнавалом, Волков простудился и 5 апреля 1763 г. погиб.
Федор Волков был пламенным патриотом собственной отчизны. Он горячо обожал русский народ, из которого вышел сам.