Ворог пальма салю гало| зака| ла||к жел 11 глава

Пример ответа: Перелетные птицы. Птицы (какие конкретно?) перелетные.

Улетают перелетные птицы. Сухие листья облетели. Выпал первый снег. Осенние лужи замерзли. Лесные обитатели спрятались. Опустел пионерский лагерь.

8. Задание то же.

Краснеет узкая рябина. Морская даль синеет.

Кленовые листья желтеют. Зеленеет юная елочка.

Белеет парус одинокий. Чернеет дальний лес.

9. Прослушайте предложение. Подберите к слову-предмету слово-показатель. Повторите предложение полностью. Начертите его схему.

Подули ветры. Замерзли реки. Листья облетели. Цветы завяли. Улетели птицы. Выпал снег. Наступила зима.

10. Прослушайте предложение. Назовите слово-предмет и относящееся к нему

слово-показатель. Изобразите их графически. Поставьте вопрос к слову-показателю.

Выплыло на небо красное солнышко. Рыженькая белочка прыгала по деревьям. Белое одеяло почву укрывало. Росла в лесу дикая яблонька. Серый волк помогал Ивану-царевичу. Висят на ветках яблочки наливные.

11. Прослушайте предложение. Начертите его схему. Назовите главные слова

К каждому слову поставьте вопрос.

Методические советы. Логопеду направляться учесть, что независимо от структуры предложения вопрос сперва ставится к слову, обозначающему предмет, позже к слову, обозначающему воздействие.

Мелкий мальчик смеется. Светит красная лампа.

Ливень кончился. Лает злая собака.

Скорый поезд уехал. Звенит школьный звонок.

Стр.127

4. Прослушайте предложение. взглянуть на схему. Какого именно слова не достаточно и предложении? Скажите недостающее слово по смыслу, повторите предложение полностью.

5. Прослушайте предложение. взглянуть на схему. Каких слов не достаточно в предложении? Скажите недостающие слова по смыслу. Скажите предложение полностью.

Методические советы. Логопед может применять лексический материал заданий 3 и 4. Произносит предложение без слов-показателей, к примеру: Белочка грызет орешек. Дети вставляют необходимое слово и произносят предложение полностью, показывая на графическое изображение каждого слова в схеме.

6. Разглядите картину. Составьте предложения по картине и данным схемам. Назовите главные слова в каждом предложении.

Оборудование: сюжетные картины, по которым .возможно составить предложение типа Щенок ловит бабочку, схемы предложения:

Методические советы. У каждого ребенка сюжетная картина, схемы начерчены на доске. Ученики делают задание самостоятельно. При затруднении возможно совершить коллективную работу по одной картине на доске, по окончании чего дети должны возвратиться к независимой работе.

Дательный падеж

Составьте предложения по картине и данной схеме. Дополните предложения, отвечая на вопросы. Повторите предложения полностью.

Оборудование: сюжетные картины, по которым возможно составить предложения типа Мальчик просматривает книгу брату. Птица

Стр.128

12. Прослушайте предложение. Начертите его схему. Назовите главные слова, поставьте вопрос к каждому слову. Назовите слово-слово и предмет-показатель, поставьте вопрос к слову-показателю.

Рыжая лиса убежала. Воздушный шарик лопнул. Закончился первый урок. Мяукает мелкий котенок.

Распространение предложения прямым определением и дополнением

Винительный падеж

I. Игра «Что мы видели?».

Описание игры. Логопед именует детям место предлагаемой прогулки: «Мы в зоопарке» и задаёт вопросы: «Что мы видим?» Дети отвечают стереотипной фразой: Мы видим клетки, Мы видим слона и т. п. Логопед смотрит за тем, дабы слова не повторялись.

Мы в зоопарке. Что мы видим? (Клетки, бассейны, деревья.) Кого мы видим? (Слона, зебру, мартышек и т. д.)

Мы в лесу. Что мы видим? (Деревья, грибы, ягоды, кусты и т. д.) Кого мы видим? (Белку, зайца, ежей, ужей, волка.)

Мы на болоте. Что мы видим? (Мох, кочки, бруснику, клюкву.) Кого мы видим? (Лягушек, комаров, куликов, ужей.)

Мы в поле. Что мы видим? (Ромашку, колокольчики, траву, клевер.) Кого мы видим? (Бабочек, стадо, стрекоз.)

2. Разглядите и назовите картины. Закончите посредством картины предложение. Скажите предложение полностью.

Методические советы. Логопед смотрит за верным потреблением имен существительных в винительном падеже.

Список картин: трава, кукла, бутылка с молоком,

пластилиновый заяц, доска, астры, мыши, дрова, грибы, лошади.

Сева косил …. Тома поливала … .

Вера баюкала …. Кошка ловит ….

Лена выпивала …. Отец рубил ….

Андрюша слепил …. Дети собирают ….

Столяр строгал …. Пастух пасет ….

3. Прослушайте предложение. взглянуть на схему. Какого именно слова не достаточно

в схеме? Засуньте нехватающую карточку в схему. Повторите предложение.

Оборудование: схема предложения, составленная из карточек с графическим изображением слов, карточка с графическим изображением слова-показателя

Методические советы. Логопед образовывает схему, соответствующую каждому предложению, но без слова, обозначающего показатель.

Стр.129

Белочка грызет лесной орешек. Ежик тащит сухие листья. Бобер тащит громадное бревно. Тоненькое деревце сломал ветер.

Лена сушит . . . варежки. Сапожник чинит . . . ботинки. Грач склевал . . . гусеницу.

Глубокую нору вырыла лиса. Ласточка слепила комфортное гнездо.

Спелую малину обожает медведь. Юные яблони побил град.

Мама стирает . . . белье. Бабушка вяжет . . . свитер. Котенок разбил . . . чашку.

принесла червяка птенцам и т. п.;

Методические советы. Логопед ставит на фланелеграф картину, под ней образовывает схему:

Ученики придумывают предложение: Сережа просматривает книгу. После этого логопед задает вопросы, ученики отвечают на них, повторяя любой раз оказавшееся предложение, и вставляют в схему названное слово: Просматривает кому? (брату. Сережа просматривает книгу брату.) Какому брату? (младшему. Сережа просматривает книгу младшему брату.) Какую книгу? (занимательную. Сережа просматривает любопытного книгу младшему брату.)

Чтобы детям легче было ориентироваться в схеме, кое-какие графические изображения возможно заменить словами либо предметными картинами.

Дятел принес жирного червяка голодным птенцам.

Бабушка вяжет шерстяные носки мелкому внуку.

Румяный колобок поет радостную песню зайцу.

Родительный падеж

1. Прослушайте словосочетания. Ответьте на вопросы. Четко проговаривайте окончания слов.

Пример:, Нора (кого?) лисы.

Лисья нора. Нора (кого?) …. Совиное гнездо. Гнездо (кого?) …. Соловьиная песня. Песня (кого?) …. Гусиное перо. Перо (кого?) …. Мамина шляпа. Шляпа (кого?) …. Сосновые ветки. Ветки (чего?) …. Дубовый лист. Лист (чего?) …. Еловая шишка. Шишка (чего?) …. Кора березы. Кора (чего?) …. Тополиный пух. Пух (чего?) ….

2. Составьте словосочетания из названного картинки и слова, верно поменяв и наименование. Скажите оказавшиеся словосочетания.

Список картин: 1-й набор — сыр, булка, торт, колбаса, масло, хлеб, пирог; 2-й набор — дубы, березы, сосны, елки, тополя, осины, клены.

Методические советы. Сперва логопед раздает детям картины из первого набора и предлагает разглядеть эти картины, после этого он произносит слово кусок и требует детей составить словосочетание. Дети отвечают: кусок сыра и т. д.

Подобно ведется работа с картинами второго набора и словом последовательность. Логопед смотрит за верными окончаниями имен существительных в родительном падеже.

Стр.130

3. Закончите словосочетание, отвечая на вопрос. Повторите его полностью.

4. Закончите словосочетания по смыслу.

Пример ответа: Лисята у лисы.

Лисята у . . . . Лосята у . . . .

Зайчата у .. . . Медвежата у . . . .

Ежата у . . . . Бельчата у . . . .

5. Закончите словосочетания по картинам. Скажите словосочетания полностью.

Список картин: машина, автомобили; сумка, сумки; банка, банки; чашка, чашки; платье, платья.

Пример: Колесо от автомобили. Колеса от автомобилей.

Колесо от .. ; . Колеса от … .

Ручка от … . Ручки от … .

Крышка от … . Крышки от … .

Блюдце от . . . . Блюдца от … .

Пуговица от … . Пуговицы от … .

6. Из данных слов составьте словосочетание, отвечая на вопрос что? либо

чего? (кого?).

Пример ответа: Крыша дома.

дом, крыша стук, колесо

дома, крыши стук, колеса

петух, хвост роза, цветок

петухи, хвосты розы, цветки

уши, заяц иглы, еж

уши, зайцы иглы, ежи

7. Прослушайте предложение. Отыщите в нем неточность. Исправьте ее. Скажите предложение верно.

Лена выпила стакан кисель. Саша съел кусок торт. Больной выпил чашку молоко. Галя слышала голос кукушка. Звучно стучали капли ливень.

8. Прослушайте слова. Составьте из них предложения. Начертите графическую

схему этих предложений. Повторите предложения по схеме.

Пример: Охотник отыскал следы лисы.

Охотник, отыскать, следы, лиса. Мы, слышать, крик, петух. Лесник, слышать, крик, сова. Люди, стричь, шерсть, овца.

Стр.131

9. Прослушайте слова. Составьте из них предложения. Начертите графическую схему этих предложений. Повторите предложения по схеме.

листвы, слушали, шум, туристы лебеди, тишину, обожают, озер строят, строители, домов, довольно много бабушка, сказок, довольно много, знает поют, октябрята, песен, довольно много

10. Прослушайте словосочетания. Скажите слова, обозначающие показатели:

а) по вопросу, б) по схеме.

Методические советы. Логопед именует словосочетание, к примеру, шум дождя. После этого задаёт вопросы: Какого именно дождя? Ученики отвечают: Шум осеннего дождя. Так выполняется первая часть задания. После этого логопед чертит

схему на доске

и именует словосочетание, к примеру, шорох листьев. Ученики дополняют словосочетание подходящим по смыслу словом, обозначающим показатель предмета, и произносят словосочетание полностью, к примеру, осенних, шорох осенних листьев.

а) шум . . . дождя б) шорох . . . листьев

скрип . . . двери запах . . . цветов

раскаты . . . грома скрип . . . колес

ягоды . . . рябины повадки . . . зверей

тень . . . дерева свора . . . лебедей

II. Прослушайте предложение. Составьте его схему. Подберите подходящие по смыслу слова по вопросам, засуньте их графическое изображение в схему. Повторите предложение полностью по схеме.

Оборудование: схемы предложения у каждого ученика и для демонстрации на фланелеграфе.

Методические советы. Логопед произносит предложение: Витя рисует улицу. Один ученик на фланелеграфе, остальные на местах выкладывают схему этого предложения. После этого логопед задаёт вопросы: Улицу чего? Ученики отвечают, к примеру, города и вставляют графическое изображение названного слова в предложение, после этого произносят предложение: Витя рисует улицу города. Логопед задаёт вопросы: Какого именно города? Дети отвечают, к примеру, громадного и вставляют предложение полностью: Витя рисует улицу громадного города. Подобно ведется работа с другими предложениями.

Витя рисует улицу (громадного города).

Наташа собирала ягоды (колючего крыжовника).

Распустились почки (юный березы).

Алеша собирает фантики (шоколадных конфет).

Света несла корзину (белых грибов).

12. Прослушайте предложение. Верно ли оно составлено? Отыщите и исправьте неточность.

Аня старшей сестры надела платье. Коля младшего брата забрал конструктор. Свинья ветхого дуба подрывала корни. Отец привез оленя рога громадные. Свет слепил глаза броского солнца.

Стр.132

Творительный падеж

1. Составьте предложение по картине. Добавьте слово, отвечающее на вопрос

чем? Повторите предложение полностью.

Примерный список картин: девочка гладит платье, мальчик колет дрова, мама моет посуду.

Пример ответа: утюгом. Девочка гладит платье утюгом.

2. Прослушайте предложение. Измените его по примеру.

Пример: Девочка машет платком.— Девочки машут платками.

Мальчик рисует карандашом. Ученик пишет ручкой.

Дворник метет метлой. Пилот руководит самолетом.

Столяр пилит пилой. Рыба дышит жабрами.

3. Закончите предложение, отвечая на вопросы. Повторите предложение полностью.

Лена машет (чем?) (платком). Лена машет (каким?) платком …. Витя пишет (чем?) (ручкой). Витя пишет (какой?) ручкой …. Отец копает (чем?) (лопатой). Отец копает (какой?) лопатой …. Дед пилит (чем?) (пилой). Дед пилит (какой?) пилой ….

4. Закончите предложения по схеме, отвечая на вопросы каким? чем?

Лиса машет

Дятел стучит

Жук шевелит

Бабочка машет

Кошка умывается

Собака грызет

5. Прослушайте предложения. Изобразите их графически. Повторите их с опорой на схему.

Саша красит забор зеленой краской. Мама вяжет свитер узкими спицами. Игорь колет дрова острым топором. Вера моет тарелки горячей водой. Надя вышивает салфетку светло синий нитками.

6. Прослушайте предложения. Верно ли они составлены? Скажите их верно.

Дорожки замело белый снег. Дети украсили елку блестящие бусы, многоцветные шары. Кроликов кормят свежая капуста, сладкая морковка, зеленая травка.

Задания на закрепление пройденного материала

1. Разглядите картину. Составьте по ней и схеме предложение из четырех слов.

Примерный список картин: дед рисует кораблик внуку, девочка дает корм курам, мальчик дарит куклу сестре, мама берёт книгу сыну.

Схема:

Методические советы. По окончании того как дети составят предложение (Дед рисует кораблик внуку), логопед задает вопросы:

Кто? (Дед.)

Дед что делает? (Дед рисует.) Рисует что? (Рисует кораблик.) Рисует кому? (Рисует внуку.)

2. Прослушайте предложение. Сосчитайте в нем количество слов. Добавьте еще одно слово, которое обозначает показатель предмета.

Методические советы. Употребляется лексический материал прошлого задания.

Пример ответа: Дед рисует мелкий кораблик внуку. Старенький дед рисует кораблик внуку. Либо: Дед рисует кораблик любимому внуку.

Работа над предлогами

На данном этапе коррекционной работы перед логопедом стоят четыре главные задачи:

1) организовать представление о смысловой (семантической) значимости предлогов;

2) организовать представление о предлоге как отдельном слове;

3) организовать навык предложного управления;

4) научить детей верно произносить предлоги, а после этого и писать их.

Над смысловым значением предлогов предлагается трудиться следующим образом:

Стр.134

а) перемещая разные предметы в пространстве;

б) определяя размещение предмета, изображенного на картине;

в) по-различному располагая изображение одного предмета относительно изображения другого предмета на плоскости;

г) выясняя и употребляя предлог в устной речи без зрительной

опоры.

На занятиях логопед обширно применяет графические схемы предложений, вводя в них не только графическое изображение предлога, но и его буквенное написание.

Предлоги рекомендуется давать в следующей последовательности: в, из; на, с; у, к, от; в, за; под, над; по, под; на, над (под, из-под; за, из-за; из, из-за)1.

Первое вводное занятие, и занятия, посвященные предлогам в, из; на, с, возможно проводить подобно тем, что предлагаются в прошлой главе. Наряду с этим логопед, в зависимости от степени подготовленности к письму каждой конкретной группы, самостоятельно решает, вводить ли сперва графическое изображение предлога в схему предложения либо сходу давать его буквенное написание в схеме.

Образцовые виды заданий Предлоги у, к, от

1. Игра «Послушный мяч».

Оборудование: мяч диаметром приблизительно 10 см.

Описание игры. Ученики по кругу перекидывают мяч друг другу и наряду с этим говорят: Лети, мяч, от меня к Свете (либо: От меня к Свете). Лети, мяч, от меня к Диме (либо: От меня к Диме) и т. д. Логопед требует детей голосом выделять мелкие слова.

2. Игра «Колобок».

Оборудование: картины с изображением персонажей сказки «Колобок», стоящие на доске в последовательности происходящих в сказке событий.

Описание игры. Логопед напоминает детям начало сказки и задаёт вопросы: От кого к кому покатился Колобок? Ученики отвечают: От бабушки к зайцу, от зайца к волку и т. д. Логопед требует выделения голосом предлогов от, к.

3. Прослушайте стих. Поведайте, у кого обедал воробей, от кого к кому он летал. Выделяйте голосом предлоги.

Оборудование: текст стихотворения «Где обедал воробей?» С. Маршака, картины с изображением персонажей этого стихотворения.

1 В случае, если дети затрудняются в усвоении предлогов, данных в скобках, логопед может включить их в работу и на втором году коррекционного обучения.

Стр.135

Методические советы. Логопед просматривает стих, после этого последовательно задает вопросы, в один момент выставляя на фланелеграф — картины: «У кого обедал воробей?» (Воробей обедал у льва.) «От кого улетел воробей?» (Воробей улетел от льва.) «К кому улетел воробей?» (Воробей улетел к лисице.) И т. д.

Логопед растолковывает детям значения слов пир и отруби.

— Где обедал, воробей? Погостил у носорога,

— В зоопарке у зверей. Отрубей покушал мало. … Пообедал я вначале Побывал я на пиру

За решеткою у льва. У хвостатых кенгуру.

Подкрепился у лисицы. Был на торжественном обеде

У моржа попил водицы. У мохнатого медведя.

Ел морковку у слона. А зубастый крокодил

С журавлем покушал пшена. Чуть меня не проглотил.

4. Прослушайте предложение. Назовите слово и предлог, с которым он «дружит». Изобразите их графически.

Колобок ушел от бабушки. К Лене пришли гости.

Колобок от зайца ушел. Гости ушли от Лены.

От волка ушел Колобок. Гуси опустились у реки.

Колобок ушел от медведя. Митя утратил пуговицу от рубахи.

От лисы Колобок не ушел. Девочки встретились у дома.

5. Прослушайте предложение. Назовите слово и предлог, с которым он «дружит».

Тропинка вела от леса к дому. От мамы Павлик отправился к сестре. У Мити имеется стрелочки от часов. Воробей от моржа полетел к слону. У Лены довольно много фантиков от конфет.

6. Прослушайте предложение. Ответьте на вопрос. Начертите графическую

схему собственного ответа, впишите в нее предлог. Назовите слово и предлог, с которым

он «дружит».

Пример ответа:// лесного озера. У озера.

Избушка стояла у лесного озера. (У какого именно озера?)

Машина подъехала к овощной палатке. (К какой палатке?)

От сильного ветра шумит лес. (От какого именно ветра?)

У тёмного щенка были белые ушки. (У какого именно щенка?)

К больному Вите пришли школьные товарищи. (К какому Вите?)

7. Прослушайте предложение. Назовите слово и предлог, с которым он «дружит». Ответьте на вопрос. Повторите предложение полностью. Еще раз повторите слово и предлог, с которым он «дружит».

Методические советы. Цель этого задания — организовать у детей представление о том, что предлог сочетается лишь с именем существительным, а между именем существительным и предлогом возможно сказать слово.

Пример ответа: У стенки. У высокой стенки. Дети остановились у высокой стенки. У стенки.

Дети остановились у стенки. (У какой стенки?) От мороза замерзли окна. (От какого именно мороза?)

Стр.136

У яблони сломалась ветка. (У какой яблони?)

Белочка содрогнулась от стука. (От какого именно стука?)

К празднику дети приготовили костюмы. (К какому празднику?)

8. Прослушайте предложение. Назовите слово и предлог, с которым он «дружит». Изобразите их графически.

Лес потемнел от осенних дождей. У дружных ребят работа ладится. Отправился старик к светло синий морю. Мы попросили тепла у красна солнышка. Отправилась Красная Шапочка к больной бабушке. Люда утратила пуговицу от школьной формы. От широкой реки поднимался туман. Охотники подбежали к бабушкиному домику. У старшего брата была мельница.

9. Из данных слов составьте предложение. Начертите его схему. Назовите

слово и предлог, с которым он «дружит».

Остановились, у, туристы, озера. Теплоход, пристани, к, подошел. Куклы, у, платье, испачкалось. Смеялся, от, Вова, эйфории. От, мерзнут, сильного, холода, руки.

10. Прослушайте предложение. Разглядите схему. Отыщите в предложении

либо схеме неточность и исправьте ее.

Барсук сидит у дерева.

Барсук сидит дерева.

Барсук сидит у дерева.

От боли Лида начала плакать

Боли Лида начала плакать.

От боли Лида начала плакать

Лодка плыла к берегу

Лодка плыла берегу.

Лодка плыла к берегу

Стр.137

11. Прослушайте стих. Назовите слова и предлоги, с которыми они «дружат».

Методические советы. Логопед просматривает стих полностью, позже повторяет его по предложениям.

Облетели листья с клена. Клен от холода дрожит. На дорожке у балкона Золотой ковер лежит.

Предлоги в, за

Начать работу над этими предлогами возможно следующим образом. Сперва логопед помещает одинаковый карандаш в какой-нибудь предмет, к примеру, в коробку, в стаканчик и т. п. Позже помещает тот же карандаш за те же предметы и любой раз задаёт вопросы детей: Где? Ученики отвечают в либо за. После этого логопед берет один карандаш красного цвета, а второй — светло синий, кладет красный карандаш в коробку, а светло синий за коробку и задаёт вопросы: Где красный карандаш? Где светло синий карандаш? Дети должны назвать лишь предлог в либо за. Понемногу количество многоцветных карандашей возрастает.

1. Разглядите картины. Ответьте на вопрос кто где? Назовите предлог.

Примерный список картин: девочка за деревом, птица в клетке, рыбки в аквариуме, собака за конурой и т. п.

Методические советы. Логопед смотрит за верным потреблением детьми падежных окончаний имен существительных.

2. Прослушайте два слова. Составьте словосочетание с предлогом е либо за.

Образцы ответов: а) ложка в стакане; ложка за стаканом; б) дерево за домом.

а) ложка, стакан б) дерево, дом

собака, конура белка, дупло

мальчик, дом коза, калитка

кошка, шкаф молоко, бутылка

тапки, коробка платок, карман

3. Прослушайте предложение, разглядите его схему. Назовите пропущенный предлог, засуньте его в схему. Повторите слово и предлог, с которым он «дружит».

Оборудование: графическая схема предложения для демонстрации на доске.

Методические советы. Логопед произносит предложение, в один момент выкладывая на фланелеграфе его схему.

Вошел дед … сад. … лодку набралась вода. … рекой садится солнышко. Мама держит дочку … руку. Мяч упал … забор. … логове шевелятся волчата. Автобус скрылся … поворотом.

4. Закончите предложение и его схему по картинке и вопросам. Повторите предложение полностью по схеме.

Стр.138

Оборудование: сюжетные картины, по которым возможно составить предложения с предлогами в, за; к примеру: Дети спрятались в шалаше. Зайчик сидит за кустиком; схема предложения для демонстрации на доске.

Методические советы. Логопед именует грамматическую базу предложения и образовывает его схему на доске, после этого задает вопросы где? (либо куда?), в каком? и т. п. Дети отвечают на вопросы, в один момент вставляя в схему графические изображения названных слов.

5. Прослушайте предложение. Отыщите неточность и исправьте ее. Назовите предлог

и слово, с которым он «дружит».

Парни ехали в автобусы. Котенок сидел за коробках.

У Лены в руки громадной шар. Витя скрывается за углой дома.

Яблоки лежат в корзинка. Наташу отправили за конфеты.

Книги носят в портфель. Шарик побежал за ребяты.

6. Составление рассказа по вопросам и картинке.

Оборудование: картина с изображением муравейника

В лесу под деревом.

Методические советы. Логопед предлагает разглядеть картину и прослушать предложение: У дуба стоит муравейник. После этого чертит на доске комбинированную схему и задает вопросы.

У дуба

Дети отвечают на них, логопед вносит их ответы в схему. Дети чертят в тетрадях окончательную схему предложения и произносят предложение полностью по собственной схеме. Предстоящая работа ведется по вопросам.

Где стоит муравейник? Какой муравейник?

В лесу у дуба ==

Кто живет в громадном муравейнике?

Куда ходят муравьи?

— в лес.

Что собирают они в лесу? Какие конкретно травинки?

Они === в лесу Куда садится солнышко? За какой лес?

Стр.139

Куда возвращаются муравьи?

В лесу у дуба стоит громадной муравейник. В громадном муравейнике живут муравьи. Муравьи ходят в лес. Они собирают в лесу сухие травинки. Солнышко садится за чёрный лес. Муравьи возвращаются в громадный муравейник.

Предлог под

Сперва логопед уточняет познание учениками пространственного значения предлога под. Для этого помещает тетрадь сперва под книгу, после этого книгу под тетрадь и задаёт вопросы учеников: Что лежит под тетрадью? Что находится под книгой? После этого задаёт вопросы: Где лежит тетрадь? Где находится книга?

I. Игра «Что под чем?».

Оборудование: разные предметы, к примеру, линейка, картина, коробка, кубик, ручка, тетрадь, книга и т. д.

Описание игры. Вариант 1. Логопед поочередно приводит к ученикам, шепотом дает задание положить один предмет под второй. Ученик без звучно делает его. Остальные ученики именуют, где находятся предметы (тетрадь под книгой, линейка под кубиком, кубик под книгой и т. д.).

Вариант 2. Логопед раскладывает все предметы парами один под другим, после этого, показывая на них, требует учеников сообщить: Что под чем? Любой ученик именует два-три словосочетания.

2. Разглядите картины. Ответьте на вопрос: Что под чем?

Примерный список картин: мяч под столом, гриб под деревом, заяц под кустом, лошадь под навесом, гнездо под крышей.

Методические советы. Ответ обязан складываться из словосочетания, к примеру, мяч под столом, логопед, требует, дабы дети четко проговаривали окончания и предлог имен существительных.

3. Прослушайте два слова. Составьте словосочетания, отвечая на вопросы:

Что под чем? Кто под чем?

голова — шляпа зеркало — полочка крот — почва

батареи — окно люстра — стол мыши — пол

тапки — стул шкаф — коробка куст — заяц

метро — почва парта — ноги гусеница — листик

4. Прослушайте словосочетание, добавьте подходящее по смыслу слово, обозначающее воздействие. Скажите оказавшееся предложение. Начертите его схему.

Методические советы. Логопед получает от детей называния наиболее чёткого произнесения и характерных действий падежных окончаний существительных с предлогом под.

книга под изданием птицы под тучами

зайчик под кустиком корабль под парусами

котенок под шляпой дети под деревьями

люди под зонтиками листья под ногами

мыши под полом крот под почвой

стр.140

5. Прослушайте словосочетание. Составьте его схему. Назовите слово, которое

«дружит» с предлогом, подберите к нему слово-показатель. Графическое изображение этого слова засуньте в схему. Скажите оказавшееся словосочетание

полностью.

раки под корягой желуди под дубом

Дюймовочка под страницей больной под одеялом

гриб под березкой автомобили под мостом

6. Прослушайте предложение. Составьте его схему. Назовите слово, которое

«дружит» с предлогом, подберите к нему слово-показатель. Скажите оказавшееся

предложение. Дополните его графическую схему.

Теплоход проплыл под мостом. Парни уселись под куст.

Самолет летит под тучами. Муравей забрался под листик.

Река сверкала под солнцем. Мышонок юркнул под корягу.

7. Прослушайте предложения. Изобразите их графически, впишите в схему

предлог под и слово, с которым он «дружит».

под

Пример:

Ручка закатилась под письменный стол. —

Река сверкает под серебристой луной. Дети сидели под раскидистым дубом. Дюймовочка дремала под громадным страницей. Грибы росли под ветхой елкой.

8. Прослушайте предложения. Назовите слово и предлог, с которым он «дружит».

Пример: под одеялом. Люди дремлют под ватным одеялом. Под высоким обрывом сверкает река. Ежик спрятался под опавшими страницами. Раки зимуют под речными корягами. Мальчики промокли под проливным дождем. Под густыми ветвями было мрачно и сыро.

9. Прослушайте слова. Составьте из них предложения. На каком месте, в предложении стоит предлог под?

заяц, куст, под, сидит зеркало, крючок, прибили, под

весла, лодка, под, положили лежит, газета, телевизор, под

под, астры, окно, растут ласточка, крыша, под, свила,

гнездо

Предлоги по, под

Время от времени ученики смешивают предлоги по и под не по их семантическому значению, а по акустико-артикуляционному сходству. Исходя из этого, логопеду направляться постоянно смотреть за четким и верным произнесением этих предлогов.

Стр.141

На начальных этапах работы, уточнив семантическое значение предлогов по и под, целесообразно поместить на доске карточки с этими предлогами чтобы дети имели возможность сравнить их не только по звучанию, но и по написанию.

ГАЛО — я увидела это!!! / Приметы / Удивительное природное явление / Влог


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: