Изучение центральной части Арктики до 1950 года было сосредоточено в основном в западной части Арктического бассейна, вернее, к юго-западу от линии, проходящей от Новосибирских островов до Гренландии. Тут лежали пути дрейфующих судов, станции «Северный полюс-1» и полюсных экспедиций. Одновременно с этим широкие области, расположенные к северо-востоку от данной линии, оставались неизученными. О дрейфе льдов, состоянии водных весов, метеорологических условиях в этом «белом пятне» возможно было делать выводы только примерно. Это затрудняло изучение циркуляции воздуха над всей Центральной Арктикой, других явлений и движения льдов. Для детального изучения этого района было решено создать дрейфующую научную станцию, названную «Северный полюс-2», либо «СП-2».
Лагерь станции «Северный полюс-2»
К организации данной станции приступили еще во второй половине 40-ых годов двадцатого века. В подготовке ее, как и станции «Северный полюс-1», участвовали многие научные учреждения, заводы, благодаря чему она была обеспечена всем нужным для производства научных наблюдений, каковые, кстати сообщить, были организованы более обширно, чем в прошлых дрейфующих экспедициях. В состав персонала станции входили ученые разных профессий (океанографы, метеорологи, геофизики, аэрологи). Главой станции был назначен М. М. Сомов, океанограф, имеющий обширный опыт полярных изучений.
В состав гидрологической группы входили М. М. Никитин (парторг станции), 3. М. Гудкович и А. И. Дмитриев; ледоисследовательскую группу составляли Г. Н. Яковлев и И. Г. Петров; астрономами и магнитологами станции трудились Н. А. Миляев, М. Е. Рубинчик и М. М. Погребников; в метеорологическую и аэрологическую группу входили К. И. Чуканин, В. Е. Благодаров, П. Ф. Зайчиков и В. Г. Канаки. На станции пребывали доктор В. Г. Волович, радисты Г. Е. Щетинин и К. М. Курко и механик М. С. Комаров.
Технически станция была оснащена существенно лучше, чем предшествующая станция «Северный полюс-1». В частности, для перевозки оборудования была использована машина «ГАЗ-67», которая отлично оправдала себя в условиях дрейфующих льдов и оказала полярникам огромную услугу, высвободив их от лишнего труда.
31 марта 1950 года самолет летчика В. Н. Задкова, до отказа нагруженный имуществом станции, поднялся в воздух и направился в район, где должна была быть произведена высадка на лед. На борту самолета пребывало шесть научных работников, каковые должны были сразу же по окончании посадки самолета начать научные наблюдения.
Установка гидрологической палатки в лагере станции «Северный полюс-2»
Через восемь часов, в ночь на 1 апреля самолет опустился на ледяное поле, заблаговременно выбранное для устройства лагеря. На льдине, дрейфовавшей в данный сутки в районе 76°03? северной широты и 166°36? западной долготы, уже был один из самолетов экспедиции.
Выбранная для организации станции льдина представляла собой большое долгое поле. Площадь его составляла около 30 квадратных километров, толщина — около 3 метров. Такое поле, казалось, способно было выдержать каждые ледовые сжатия.
Первые дни нахождения на льдине состоялись в громадном напряжении. В течение ночи и всего следующего дня перетаскивали грузы с аэропорта в лагерь, монтировали оборудование и к концу вечера уже имели возможность сказать на материк, что станция начала трудиться и ожидает прибытия остальных грузов и ее будущих жителей.
За маленькое время на льдину было доставлено около 60 тысячь киллограм разного груза, среди них и упряжка псов для облегчения переброски оборудования от посадочной площадки к лагерю, расположенному в километре от площадки.
Для жилья были установлены усовершенствованные каркасные палатки. Все они были освещены электричеством, радиофицированы, а кое-какие имели кроме того телефоны для связи в лагеря. В особой широкой палатке была организована столовая, либо, как ее именовали, кают-компания. В свободное от работы время коллектив станции тут же проводил собственный досуг — просматривали лекции и доклады, слушали радио, обсуждали результаты собственных научных изучений.
М. М. Сомов (справа) и К. И. Чуканин на прогулке
А работы было довольно много, программа изучений была огромная. Каждый день в пара сроков необходимо было делать метеорологические наблюдения, каковые тут же обрабатывались и передавались на материк для применения при составлении прогнозов погоды. Довольно много времени отнимали гидрологические наблюдения, наблюдения за течениями и дрейфом льдов. Но особенно трудоемки были аэрологические наблюдения. Ежедневно, независимо от состояния погоды, в атмосферу посылались радиозонды, показания которых тут же обрабатывались и сообщались на материк.
Особого внимания потребовали наблюдения за дрейфом льдов, перемещения которых имели возможность принести довольно много проблем станции. Жизнь на дрейфующих льдах во многом связана с состоянием льда. Летом из-за снега и бурного таяния льда работа на дрейфующих льдах осложняется: появляются снежницы, озерки воды, ледяные поля выясняются сплошь покрытыми толстым слоем пропитанного водой снега, и двигаться по льду становится весьма проблематично.
В то время, когда началось стремительное таяние льда и снега и воду из появившихся на поверхности ледяного поля озер нужно было спускать под лед, механик М. С. Комаров изобрел ледовый бур, что отыскал потом широкое использование в высокоширотных экспедициях и на дрейфующих станциях. Зимний период, в то время, когда необходимо было залить неровную льдину и сделать ее пригодной для посадки самолетов, М. С. Комаров сконструировал помпу, которая при помощи ветряка качала воду на ледяное поле. Неизменно намораживая лед, получалось поддерживать в хорошем состоянии посадочную площадку. Полярники изобретали и сами изготовляли кроме того особые устройства для научных изучений. Тот же М. С. Комаров сконструировал дрейфограф, при помощи которого регистрировалось перемещение льдины.
Актинометрические наблюдения на станции «Северный полюс-2»
Через полгода дрейфа станция находилась недалеко от «полюса относительной недоступности», примерно на широте 78°. Сейчас на станцию были направлены три самолета под руководством летчиков М. А. Титлова, Б. С. Осипова и В. Н. Задкова. Они благополучно достигли станции и доставили в том направлении около 20 тысячь киллограм разного груза.
Из-за наступивших морозов осложнились научные работы, поскольку они потребовали долгого нахождения на открытом воздухе. Но, не обращая внимания на это, все научные работы выполнялись строго в намеченные сроки.
Самым тяжелым месяцем на станции был февраль, за который довольно часто наблюдались подвижки льда, сопровождавшиеся торошением и сильными сжатиями. В следствии этого ледяное поле, на котором был расположен лагерь дрейфующей станции, раскололось и недалеко от лагеря появились трещины. Пара трещин прошло под рабочими палатками; кое-какие палатки были уничтожены, и пребывавшее в них оборудование погибло. Мачты радиостанции были опрокинуты; это угрожало прервать регулярную сообщение с материком. Столб, на котором был установлен ветродвигатель электростанции, вышел из строя.
На протяжении одной из таких подвижек льда всего в 150 метрах от станции появился ледяной вал, что стал скоро надвигаться на лагерь. За ним показались новые ледяные валы, один из которых подошел на расстояние 10 метров к ближайшей палатке. Ледяное поле, на котором пребывала станция, распалось на отдельные обломки. Нужно было срочно перенести лагерь на другую, более надежную льдину. Сделать это в условиях полярной ночи при нередких подвижках льда было очень тяжело. А в то время, когда, наконец, нашли подходящую льдину, началось новое сжатие, расколовшее ее на части.
Аэрологические наблюдения на станции «Северный полюс-2»
В отыскивании новой надежной льдины для лагеря люди с громадным риском, в пургу, чёрной ночью уходили в различные стороны обследовать район станции. Наконец такую льдину удалось отыскать. Она пребывала в километре от лагеря, но путь к ней преграждали громадные свежие трещины и ледяные валы, каковые то сходились, то расходились. Необходимо было расчистить путь, засыпать трещины. С огромным напряжением сил, показав довольно много настойчивости и мужества, зимовщики сделали это. Применяя автомашину, которая буксировала за собой нагруженный до отказа «поезд» из 5-6 нарт, они скоро перебазировали собственную станций. Научные наблюдения наряду с этим практически не прекращались, так же, как и прежде в срок производились метеорологические наблюдения, и сводки с дрейфующей станции систематично посылались на материк.
Год пробыла станция «Северный полюс-2» в океане. Она выполнила все намеченные замыслом апреля и 11 работы 1951 года была снята с дрейфующих льдов. Станция сейчас пребывала на 81°45? северной широты и 163°48? западной долготы. На случай вероятного визита станции в будущем на ней было покинуто некое оборудование.
За все время нахождения на льдах станция «Северный полюс-2» прошла на север более 600 километров по прямой; целый же путь ее был очень извилистый, он составлял более 2500 километров.
Научные наблюдения станции принесли довольно много полезных данных. в течении всего дороги были подробно изучены течения и дрейф льда на разных глубинах, взяты новые информацию о направлении дрейфа, на основании которых возможно было высказать предположение, что в этом районе существует антициклонический дрейф льда, направленный по часовой стрелке (позже это предположение подтвердилось); было обнаружено, что глубины колеблются в громадных пределах и что в район дрейфа станции попадают атлантические воды, но уже очень сильно поменявшие фундаментальные собственные свойства.
Наблюдения подтвердили, что в этом районе частенько проходят циклоны; удалось взять первые точные сведения о вертикальном строении воздуха над центральной частью Арктики и выяснить нижнюю границу стратосферы в высоких широтах. Помимо этого, было найдено, что в Центральную Арктику попадают утепленные воздушные веса из Тихого океана, каковые распространяются на большом растоянии на север над нижним 100-200-метровым слоем воздуха в виде замечательного слоя толщиной около 7-8 километров. Собраны были только полезные сведения о характере ледяного покрова, и взяты эти по распределению элементов земного магнетизма, на основании которых были уточнены магнитные карты. Все эти сведения существенно расширили отечественные представления о природе центральной части Северного Ледовитого океана и внесли полезный вклад в арктическую науку.
Но значение и роль дрейфующей станции «Северный полюс-2» этим не ограничились. Льдина, на которой пребывала станция, конечно, продолжала собственный дрейф. Летом 1954 года на протяжении разведывательных полетов высокоширотной экспедиции она была обнаружена. Прошло три года с того момента, как льдина была покинута, и опять она была практически в той самой точке, откуда начала собственный дрейф.
Измерение температуры льда (лагерь станции «Северный полюс-2»)
На льдину была высажена несколько научных сотрудников, среди которых был и участник дрейфа И. Г. Петров. Обследовав льдину, они нашли очень занимательные в научном отношении явления. Так, к примеру, кое-какие палатки находились сейчас не просто на поверхности ледяного поля, а на ледяных столбах, высота которых превышала человеческий рост. Разъяснялось это тем, что пол в палатках был покрыт несколькими слоями оленьих шкур, и тогда как кругом под влиянием солнечных лучей происходило таяние льда и снега, под палатками лед, изолированный оленьими шкурами, не таял. Данный интересный факт наглядно говорит о том, что лед в центре Арктики тает в большинстве случаев под действием солнечных лучей и что это таяние летом достигает больших размеров. Высота столбов, на которых находились палатки, наглядно показывала толщину слоя льда, стаявшего в течение трех лет.
Наряду с этим, но, нужно учесть, что толщина льдины не изменилась и так же, как и прежде достигала трех метров, другими словами за три года снизу наросло столько льда, сколько стаяло его сверху. Так понемногу происходит обновление ледяного покрова по направлению снизу вверх.
Обнаружение остатков станции «Северный полюс-2» проливает свет и на вопрос о дрейфе льда в этом районе. Льдина, на которой пребывала станция, за четыре года обрисовала практически замкнутый круг и пришла к собственному начальному положению. Наблюдения над дрейфом «ледяных островов», найденных в этом районе в разные годы, подтверждают эту схему дрейфа. есть ли такая схема дрейфа в этом районе постоянной и устойчивой либо она характерна лишь для данного периода, — ответ на данный вопрос смогут дать лишь будущие изучения в центре Арктики.