Многие из вас, возможно, видели электромеханические игрушки: машины, планетоходы, зверюшек, каковые меняют направление перемещения, поворачиваются на месте, издают звуки, повинуясь нажатию кнопки на маленьком пульте, соединенном с игрушкой электрическим проводом. В то время, когда нажимают кнопку, замыкается электрическая цепь, и по ней от батарейки либо аккумулятора идет ток к электродвигателю, что вращает колеса и поворачивает руль игрушки. Совершенно верно так же руководят полетом модели самолета либо планера. На авиамодели установлен радиоприемник, а радиопередатчик находится на Земле. Поступающие от радиопередатчика сигналы в виде радиоволн усиливаются и подаются к миниатюрным электродвигателям либо электромагнитам, каковые приводят в воздействие рули поворота и высоты, заставляя модель поменять направление собственного полета.
На сборочном конвейере автомобильного завода стоит практически собранный автомобиль. Остается установить двигатель. Замечательный кран, как пушинку, подносит двигатель массой в пара сотен килограммов, медлено разворачивает его и опускает на собственный место. А руководит краном оператор, что стоит тут же у конвейера. Он не двигает рычагами, не вращает маховики. В руке он держит маленькую железную коробку с несколькими кнопками. Оператор нажимает кнопки, и кран движется вперед, назад, влево либо вправо, поднимает либо опускает груз. Кран приводится в воздействие несколькими электродвигателями. Нажимая кнопку, оператор включает электродвигатель и тем заставляет трудиться кран.
В кабине лифта вы нажимаете кнопку, и лифт медлено поднимается на необходимый этаж. В этом случае сигнал о подъеме лифта от кнопки подается не на электродвигатель, а на реле, которое срабатывает и включает электродвигатель, расположенный под крышей строения.
Такое управление на расстоянии именуется дистанционным. Используют его в том месте, где некомфортно либо нереально применять простые методы управления: на стройках и промышленных предприятиях при управлении подъемными кранами; на ядерных электростанциях при работе с механизмами, каковые размещаются в помещениях с повышенным уровнем радиации; на ЖД узлах для перевода ЖД стрелок; на электростанциях для регулирования режима работы турбин и электрических генераторов. При дистанционном управлении для каждого сигнала (либо для каждого управляемого объекта) выделяется собственная линия связи. какое количество объектов, столько и линий связи. Исходя из этого, в случае, если управляемых объектов достаточно довольно много и передаваемые сигналы разнообразны, дистанционное управление делается нецелесообразным из-за большого числа линий связи. В этих обстоятельствах используют телемеханическое управление (см. Телемеханика), при котором все либо большая часть сигналов передаются по одной линии (каналу) связи в закодированном виде.