Воспитатель. Следующая остановка «Кто где живет». Дабы отправиться дальше нам необходимо выполнить задание (обращает внимание детей на картины). Посмотрите, парни, в громадном обруче лежат картины с изображением различных животных и растений (кабан, лось, кукушка, орешник, дуб, черника, ель, бабочка, пчела, кузнечик, жаворонок, одуванчик, ромашка, лягушка, сом, кувшинка, щука, камыш), а рядом три громадных обруча. Лесовичок желает проверить ваши знания о том, что растения и животные смогут жить лишь в определенных условиях: одни обитают в воде (вот обруч светло синий цвета), другие живут в лесу (вот обруч зеленого цвета), а имеется еще растения и животные, каковые живут на лугу (вот обруч желтого цвета). Перед вами картины с изображением животных и растений. Нужно забрать картину, выяснить, кто это, где живет либо растет.
Дети берут по одной картине и вольно расходятся по помещению. По команде воспитателя: «Отыщи собственный дом!» любой ребенок обязан занять место в одном из обручей.
Воспитатель. Молодцы, отправляемся дальше на следующую остановку. Посмотрите, на ветке дерева что-то висит…Записка, а в ней вопрос: «Что такое лес?» Как мы можем ответить на данный вопрос? (Лес —это неспециализированный дом для животных и растений.) Лесовичок желает проверить, знаем ли мы, что в лесу, как и в любом доме, имеется этажи, каковые именуются… Как? (Ярусы.) Давайте продемонстрируем Лесовичку, что мы не только знаем, что в лесу имеется ярусы, но еще и знаем, кто живет на этих этажах.
Дидактическая игра «Лес — многоэтажный дом».
Педагог дает каждому ребенку картину-модель с изображением леса, мелкие картины с изображениями различных животных и дает задание: «Расположите животных по этажам леса». Дети садятся на ковер и располагают животных по «этажам»— ярусам леса.
Воспитатель. По всей видимости, Лесовичку понравилось с нами играться. Посмотрите, он еще что-то приготовил. Вот три плотных листа бумаги — зеленый, красный и пестрый. Я пологаю, что это «столы» для животных. А вот и комплект картин с изображением различных животных. Лесовичок желает нам заявить, что различные животные питаются различной пищей: одни питаются растениями, другие —животными, а третьи —и растениями, и животными. Как именуются животные, каковые питаются растениями? (Травоядные.)
Как именуются животные, каковые питаются вторыми животными? (Хищники.) Как именуются животные, каковые питаются и растениями, и животными? (Всеядные.)
Дидактическая игра «Методы питания животных».
Воспитатель раскладывает листы бумаги на некоем расстоянии друг от друга и дает детям задание: верно рассадить предложенных животных за «столы» (хищников —за красный стол, травоядных — за зеленый, всеядных —за пестрый стол). Дети берут по одной картине и относят их к соответствующим «столам» .
Воспитатель. Парни, следующая остановка именуется «Цепи питания», но так как мы знаем и про «цепи питания». Давайте поразим Лесовичка и выстроим различные цепи питания.
Проводится дидактическая игра «Цепи питания». Педагог обращает внимание детей на картины с изображением жителей леса (листья, гусеница, кукушка, сокол; ствол дерева с корой, личинка жука короеда, дятел; хищная птица, трава, заяц, волк); дает задание: забрать одну картину, выяснить, кто на ней нарисован и чем он может питаться. По команде: «Цепочка, постройся!» дети должны подняться так, дабы оказалась цепь питания: растение, травоядное животное, хищник первого порядка, хищник второго порядка. Детская группа, которая первой верно построится, побеждает.
Дидактическая игра «Что возможно приготовить из злаков». Педагог подводит детей к обручу, в котором лежат картины с изображением культурных злаков.
Воспитатель. Что растет на поле? (Рожь, пшеница, кукуруза, овес.) А вот и четыре чудо-печи, каковые смогут испечь довольно много вкусного. Посмотрите, что печет первая печь, вторая печь, третья, четвертая.
Дети подходят к картинам, на которых изображены печи, и разглядывают, что эти печи пекут.
Воспитатель. Вот задание: нужно подойти к обручу-полю, забрать картину с изображением злака, принести ее к печи. Но направляться быть внимательным и верно расположить злаки, поскольку любая печь печет лишь одно собственный изделие: первая — овсяное печенье, вторая —белый хлеб, баранки; третья — ржаной хлеб; четвертая — кукурузные хлопья.
Дети подходят к обручу-полю, берут по одной картине с изображением злака и относят к соответствующей чудо-печи.
Воспитатель. Отечественное путешествие закончилось. Вот мы опять в детском саду. Посмотрите, тут довольно много растений. Как одним словом возможно назвать эти растения? (Комнатные растения.) Какие конкретно условия нужны растениям для жизни? (Свет, тепло, вода, почва.) Верно, всем растениям нужен свет. Но одним нужен броский свет. Как одним словом именуются такие растения? (Светолюбивые.) Другие растения смогут выносить и тень. Как они именуются? (Теневыносливые.)
Педагог раздает детям, по 4—5 эмблем (на одних нарисовано броское солнце, на вторых солнце закрыто тучками) и дает задание: эмблемы с изображением броского солнца поставить около светолюбивых комнатных растений, а эмблемы с изображением солнца, закрытого тучами, около теневыносливых растений. Дети берут эмблемы, ходят по зимнему саду и расставляют их около растений.
Воспитатель. Мы с вами знаем, что всем растениям нужна вода. Но растения и к воде относятся по-различному: одни весьма обожают воду. Как они именуются? (Влаголюбивые.) Другие растения устойчивы к засухе. Как именуются такие растения? (Засухоустойчивые.)
Воспитатель раздает детям по 4—5 эмблем (на одних изображена заполненная водой лейка, на вторых —лейка, в которой мало воды) и дает задание: расположить эмблемы около растений с учетом их отношения к воде. Дети располагают полученные эмблемы около комнатных растений.
Воспитатель. Парни, вы такие молодцы! Со всеми заданиями совладали, и Лесовичок поручил мне вручить вам дипломы «Юный эколог».
Перечень литературы:
1. Рунова, М.А., Бутилова, А.В. Ознакомление с природой через перемещение. Интегрированные занятия. [Текст]- М.: Мозаика-Синтез, 2006 г., 110 с.
2. Смирнова, В.В., Балуева, Н.И., Парфенова, Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. [Текст]- Сб.: Альянс, 2001 г., 116 с.