Диагностика зрительной памяти дошкольников по методике Векслера
Применение методики Д. Векслера (1945) разрешает изучить зрительную память у детей дошкольного возраста.
Ребенку предлагается 4 рисунка:
На каждую из картин ребенку разрешается взглянуть в течение 10 секунд. После этого он их обязан воспроизвести на чистом листе бумаги.
Результаты опыта:
1. Две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл;
верно расположенные флажки — 1 балл;
верный угол пересечения линий — 1 балл;
большая оценка этого задания — 3 балла.
2. Громадный квадрат, поделённый на 4 части двумя линиями — 1 балл;
четыре мелких квадрата в громадном .— 1 балл;
две пересекающиеся линии и 4 небольшие квадрата — 1 балл;
четыре точки в квадратах — 1 балл;
точность в пропорциях — 1 балл;
большая оценка этого задания — 5 баллов.
3. Громадный прямоугольник с мелким в нем — 1 балл;
все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника — 1 балл;
мелкий прямоугольник совершенно верно размещен в громадном — 1 балл.) Большая оценка — 3 балла.
4. Открытый прямоугольник с верным углом на каждом краю — 1 балл;
центр и левая и правая стороны воспроизведены верно — 1 балл;
фигура верная за исключением одного неправильно воспроизведенного угла — 1 балл.
Большая оценка — 3 балла.
Большой итог — 14 баллов.
О хорошей зрительной памяти свидетельствует итог — 10 и выше баллов,
о средней – 9 – 6 баллов
о низкой – 5 – 0 баллов.
Диагностика коммуникативных умений ребёнка
Шкалы: умение договариваться, обоюдный контроль, отношение к результату деятельности, взаимопомощь, рациональное применение средств совместной деятельности
Тестируем: Межличностные отношения ·
Назначение теста
Изучение коммуникативных умений детей.
Процедура тестирования
Применяемый материал: силуэтные изображения рукавичек или других несложных предметов, составляющих несколько, 2 комплекта по 6 цветных карандашей.
Изучение проводится с детьми 4–7 лет.
I. Двум детям одного возраста дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, дабы они составили несколько, были однообразные. Поясняют, что сперва договориться, какой узор рисовать, а позже приступать к рисованию. Дети приобретают по однообразному комплекту карандашей.
II. Детям предлагают сделать то же, но дают один комплект карандашей, давая предупреждение, что карандашами необходимо делиться. Потом проводится опыт, в котором участвуют дети различного возраста. Принципиально важно, дабы дети делали задание самостоятельно.
Оценка результатов теста
Разбирают, как протекало сотрудничество детей в каждой серии, по следующим показателям:
- могут ли дети договариваться, приходить к неспециализированному ответу, как они это делают, какие конкретно средства применяют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.;
- как реализовывают обоюдный контроль по ходу исполнения деятельности: подмечают ли приятель у приятеля отступления от начального плана, как на них реагируют;
- как относятся к результату деятельности, собственному и партнера;
- реализовывают ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается;
- могут ли рационально применять средства деятельности (делиться карандашами во второй и четвертой сериях).
Определяют, как зависят эти показатели от возрастного состава пар испытуемых.
Делают выводы о сформированности коммуникативных умений у детей.
Кое-какие замечания к проведению методики
В случае, если ребенок не нарисовал какие-то элементы, то ему предлагается воспроизвести их по примеру в виде независимых фигур, дабы проверить его умение нарисовать эти элементы. Их отсутствие возможно связано не с развитием произвольного внимания, а с неумением ребенка их нарисовать — тр., круг, квадрат, треугольник и т.д.). По ходу работы ребенка психолог [фиксирует:
— какой рукой он рисует;
— как трудится с примером: довольно часто ли наблюдает на него, проводит воздуш-1е линии над рисунком-примером, сверяет ли сделанное с примером либо сует по памяти;
— скоро (либо медлительно) проводит линии;
— отвлекается ли на протяжении работы;
— высказывается либо задает вопросы на протяжении рисования.
Зрительно моторная координация. Тест Бендера
Для изучения зрительно-моторной координации используется тест Бендера.
Стимульный материал
Лист бумаги с фигурами , расположенными в определенном порядке и в определенной ориентации.
Инструкция
Скопируй, прошу вас, эти картинки. Попытайся выполнить задание как возможно правильнее, разместив все три фигуры, каковые тебе нужно срисовать, на одном листе бумаги.
Проведение теста
Детям дают лист белой бумаги и карандаш. По окончании инструкции последовательно предъявляют все три схемы фигур . Взрослый повторяет, что на этом листочке нужно будет нарисовать еще две схемы. По окончании завершения работы одну схему убирают и ребенку предъявляют следующую.
Анализ результатов
При оценке результатов подсчитывают количество баллов, собранных ребенком при рисовании каждой фигуры. Фигура 1 — верный ромб -2 балла, размеры фигур примерно однообразные — 2 балла; обе фигуры соприкасаются углами либо практически соприкасаются — 1 балл. Фигура 2 — горизонтальная ось проходит через все три вершины — 2 балла; имеется хотя бы два четких угла — 2 балла; число элементов верное — 2 балла; расстояние между элементами однообразное — 2 балла. Фигура 3 — у внешней фигуры все утлы верные — 2 балла. Внешняя фигура расположена горизонтально -1 балл; внутренняя фигура лежит посредине громадный — 1 балл; внутренняя фигура соприкасается с внешней вверху и внизу — 1 балл. Большое общее число баллов, которое может собрать ребенок при копировании всех трех фигур, — 18. В норме дети должны собрать не меньше 10-11 баллов.В случае, если ребенок собрал 7-9 баллов, движения руки и координация зрения у него организована слишком мало. У детей, собравших меньше 6 баллов, возможно предположить нарушение зрительно-моторной либо пространственной координации, другие интеллектуальные нарушения.
Классификация результатов
1 +24 и лучше;
2 +14 до+23;
3 Одо+13;
4 -1 до -10;
5 — 11 и хуже.
Вопросы
1. Какое животное больше — лошадь либо собака? Лошадь — оценка 0. Неверный ответ = -5.
2. Утром завтракаем, а в 12 часов дня…? Обедаем. Мы едим суп, мясо — 0. Полдничаем. Ужинаем. Дремлем и другие ошибочные ответы = -3.
3. Днем светло, а ночью…? Мрачно = 0. Неверный ответ = -4.
4. Небо голубое, а трава…? Зеленая = 0. Неверный ответ = -4.
5. Черешни, груши, сливы, яблоки… это что? Фрукты = 1. Неверный ответ = — 1.
6. По какой причине раньше, чем проедет поезд, на протяжении пути опускаются шлагбаумы? Дабы поезд не столкнулся с автомобилем, дабы никто не попал под
поезд и т.д. = 0. Неверный ответ = — 1.
7. Что такое: Москва, Суздаль, Новосибирск? Города = 1, станции = 0. Неверный ответ = — 1.
8. Что час? (Продемонстрировать на бумажных часах четверть седьмого, без пяти мин. восемь, четверть двенадцатого и пять мин..)
Совершенно верно продемонстрировано = 4, продемонстрировано лишь четверть, битый час, час и четверть верно = 3, не знает часов = 0.
9. Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это…, маленькая овечка — это… ?
Щенок, ягненок = 4, лишь одно из двух данных = 0. Неверный ответ = — 1.
10. Собака больше похожа на кошку либо на курицу? Чем? В чем их сходство?
На кошку, в силу того, что у них четыре ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0; на кошку (без приведения знаков подобия) = — 1; на курицу = -3.
11. По какой причине во всех машинах имеются тормоза? Две обстоятельства (тормозить с горы; затормозить на повороте; остановиться при столкновения; остановиться по окончании окончания езды) = 1, одна обстоятельство = 0. Неверный ответ = — 1 (напр. — он не ехал бы без тормозов).
12. Чем похожи между собой топор и молоток? Два неспециализированных показателя (они из дерева и из железа; у них рукоятки; ими возможно забивать гвозди; это инструменты; с задней стороны они плоские) = 3; одно подобие = 2. Неверный ответ = 0.
13. Чем похожи кошка и белка?
Определение, что это млекопитающие, либо приведение двух неспециализированных показателей (у них по четыре ноги, хвост, шерсть, шкурка, это животные; могут лазить по деревьям) = 3; одно подобие = 2. Неверный ответ = 0.
14. Чем отличаются винт и гвоздь? Как бы ты их определил, если бы они были тут на столе?
У винта нарезка (резьба, такая закрученная линия около зарубки) = 3. Винт завинчивается, а гвоздь забивается либо у винта гайка = 2. Неверный ответ = 0.
15. Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание… — это? Вид спорта (физкультура) = 3. Игры (упражнений, гимнастика, состязания) = 2. Неверный ответ = 0.
16. Какие конкретно ты знаешь транспортные средства?
Три наземных самолёт и транспортных средства либо корабль = 4. Лишь три наземных транспортных средства либо полный список (и с самолетом либо с кораблем), но лишь по окончании объяснения Транспортное средство — это то, на чем мы куда-нибудь передвигаемся = 2. Неверный ответ = 0.
17. Чем отличается пожилой человек от молодого? В нем их различие? Три показателя (седые волосы либо отсутствие волос; морщины; уже не
может трудиться; не хорошо видит либо слышит, чаще не редкость болен; скорее погибнет, чем юный) = 4. Одно либо два различия = 2. Неверный ответ = 0. (У него палка. Он курит.)
18. По какой причине люди занимаются спортом?
Две обстоятельства (дабы они были здоровыми, закаленными, сильными; дабы были подвижнее; дабы держались прямо; дабы не были толстыми; это для них развлечение, они желают добиться рекорда, победить и др.) = 4. Одна обстоятельство = 2. Неверный ответ (дабы не погибнуть. Они делают ставку и побеждают деньги) = 0.
19. В то время, когда кто-нибудь уклоняется от работы, это неправильно, не хорошо. По какой причине?
Остальные должны на него трудиться (либо благодаря этого несет ущерб кто-то второй) = 4. Он ленивый, либо мало получает и не имеет возможности себе ничего приобрести = 2. Неверный ответ = 0.
20. По какой причине на письмо наклеивают марку?
Так оплачивают за пересылку (перевозку) этого письма = 5. Тот, второй, должен был уплатить штраф = 2. Неверный ответ = 0.
Методика объёма внимания и определения скорости. Таблица Шульте
Эта методика употребляется для изучения скорости ориентировочно-поисковых перемещений взгляда, количества внимания.
Инструкция: Продемонстрируйте указкой и назовите все числа от 1 до 25. Как возможно скорее, не ошибаясь.
Процедура проведения изучения: Предъявляется таблица, и по сигналу начали исследователь включает секундомер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц. (Таблицы даны в уменьшенном виде.)
Модификация таблиц Шульте (буквенный вариант).
Анализ результатов: Сравнивается время работы по каждой из таблиц. Норма — 30-50 сек на 1 таблицу. Средняя норма — 40-42 сек. В норме на каждую из таблиц уходит приблизительно однообразное время.
устойчивости диагностики внимания и Методика продуктивности у детей 5-6 лет. Отыщи и вычеркни Т.Д. Марцинковской
Ребенок трудится 2,5 60 секунд. Каждые 30 секунд делаются остановки.
Инструкция ребенку
По сигналу Начинай он обязан зачеркивать кружки и обводить в кружок треугольники (см. рис.ниже)
Обработка результатов
Определяется количество предметов на рисунке, просмотренных за 2,5 60 секунд, и за каждые 30 секунд.
_ 0,5N- 2,8п
S= t .
где S — устойчивости внимания и показатель продуктивности; N —количество предметов, каковые просмотрел ребенок; t— время; п —количество неточностей.
S 1 —большой уровень;
0,5 S 1 —средний уровень;
S 0,5— низкий уровень.
Инструкция
11.Послушай меня пристально. Я тебе на данный момент буду задавать вопросы, а ты обязан ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше.
Проведение теста
13.Детям просматривают вслух вопросы, причем время на ответ не исчерпывается. Любой ответ фиксируют, так же как и все дополнительные замечания детей.
Анализ результатов
15.За любой верный ответ дается 1 балл, за неверный — 0 баллов. Внутренняя позиция считается организованной, в случае, если ребенок собрал 5 баллов и больше.
Тест на воображение ребенка. Придумай рассказ Р.С. НЕМОВА
Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо либо о чем или в течение 1 60 секунд, а после этого пересказать его в течение 2 мин. .Это возможно какая-либо история либо сказка.
Воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим показателям:
1) скорость придумывания рассказа;
2) необычность, оригинальность сюжета;
3) разнообразие образов, применяемых в рассказе;
4)проработанность и детализация этих образов;
5) эмоциональность образов.
По каждому из названных показателей рассказ может взять 0 до 2баллов в зависимости от того, как в нем выражен тот илии показатель из вышеперечисленных.
Оценка результатов
Скорость придумывания рассказов оценивается:
2 баллами —в случае, если ребенку удалось придумать рассказ в течение не более 30 секунд;
1 баллом —в случае, если на придумывание рассказа ушло от 30 секунд до 1 60 секунд;
0 баллов —в случае, если за 1 60 секунд ребенок так и не смог ничего придумать.
Необычность, оригинальность сюжета оценивается:
2 баллами — в случае, если сюжет рассказа абсолютно придуман самим ребенком, уникален;
1 баллом —в случае, если ребенок привносит в виденное либо слышанное что-нибудь новое от себя;
О баллов —в случае, если ребенок легко механически пересказы то, что он когда-либо видел.
Разнообразие образов оценивается:
2баллами —в случае, если в рассказе имеется четыре и более персонажей (вещи,события);
1 баллом —в случае, если в рассказе употребляется 2-3 персонажа;
0баллов- в случае, если в рассказе говорится лишь об одном персонаже.
Оценка проработанности и детализации образов в рассказе производится следующим образом:
2 баллами- в случае, если объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более показателями;
1баллом —в случае, если, не считая заглавия, указываются еще 1-2 показателя;
О баллов —в случае, если персонажи в рассказе лишь именуются и дополнительно не характеризуются.
Эмоциональность образов в рассказе оценивается так:
2баллами —в случае, если сам его передача и рассказ рассказчиком достаточно эмоциональны;
1 баллом —в случае, если у рассказчика чувства слабо выражены и слушатели слабо эмоционально реагируют на рассказ;
О баллов —в случае, если образы рассказа не создают никакого впечатления на слушателя.
выводы об уровне развития
10 баллов —высокий;
8-9 баллов —большой;
4- 7 баллов —средний;
2-3 балла —низкий;
0-1 балл —низкий.
Тест на восприятие детей 5 — 5,5 лет. Эталоны Л.А. Венгера
Стимульный материал
Таблица с разными фигурами. Внизу таблицы дается эталон. Нужно иметь и вырезанные из картона эталоны, каковые употребляются для помощи детям и для их обучения.
Инструкция
взглянуть на эту фигурку (показывают эталон). Она решила спрятаться и укрылась среди вторых фигурок, надела на себя дополнительные украшения но форма ее осталась прошлой. Отыщи ее в данной таблице.
Проведение теста
По окончании инструкции детям предоставляют возможность разглядеть эталон а также совершить рукой по его контуру. После этого ребенку дают таблицу, в которой он обязан отыскать фигурку. В случае, если ребенок не имеет возможности отыскать не одной кроме того самой несложной фигурки, ему разрешают забрать вырезанный из картона эталон, что он может прикладывать к различным фигуркам, дабы отыскать абсолютно совпадающую. Такое занятие уже нельзя считать диагностикой практически это коррекция восприятия, причем конкретно того процесса что нарушен у ребенка.
Анализ результатов
При интерпретации направляться обращать внимание как на количество неточностей , так и на темперамент деятельности детей. Так, детям, каковые затрудняются не смогут отыскать верный ответ, нужно предложить обвести пальце в контуры фигурок, сравнив их с контуром эталона. В случае, если это оказывает помощь придти к верному ответу, возможно сделать вывод, что у данного действия восприятия еще не хорошо организованы (что для 5-летнего ребенка есть недочётом), но сама ориентировка адекватна. Возможно предположить что эти дети будут испытывать затруднения и при предъявлении тестов на диагностику мышления, исходя из этого им необходимо оказать помощь научить выделению информативных точек и постепенной сформированности восприятия.
В ходе диагностики приведенные тут образцы эталонов попеременно помещаются внизу таблицы.
При коррекции вырезаются лишь контуры каждого эталона Предлагаемые диагностические методики разрешают оценить уровень развития восприятия у детей.
Цель
Диагностика психотерапевтической готовности детей 5,5-7 лет к школьному обучению, уровня умственного развития ребенка.
Материалы
Управление к тесту, бланк регистрации результатов (таблица 3), сти-мульный материал в виде картин.
Тест складывается из 15 заданий. Для каждого из них предусмотрена собственная совокупность оценок, которая оговаривается в управлении к тесту. Все результаты заносятся в бланк регистрации. Используется только лично, требует хорошей предварительной подготовки исследователя.
Управление К ТЕСТУ
Вводное задание. (Не оценивается, поскольку используется в целях установления контакта с ребенком, и для облегчения понимания им сути первого задания).
Задание складывается из серии трех последовательных картин по сюжету История о постройке башни
(рис. 1-3). Картины необходимо разложить в верной последовательности перед ребенком. Взрослый сам говорит историю, показывая любой раз на соответствующую той либо другой фразе картину.
Инструкция: взглянуть на эти картины. Они нам поведают одну историю. Маленькая девочка сооружает башню из кубиков, она счастлива, что башня получается такая прекрасная (1-я картина). Внезапно пришел один озорной мальчик и специально ногой уничтожил башню (2-я картина). Девочка весьма расстроилась и начала плакать неприятными слезами (3-я картина). После этого картины убираются, а ребенка просят повторить услышанный рассказ, но уже не глядя на картины. Исследователь независимо от качества рассказа еще раз коротко формулирует сущность сюжета: Отлично. Мальчик уничтожил у девочки башню, и исходя из этого она начала плакать.
I задание История в картинах (рис. 4-6)
Задание складывается из трех картин, каковые последовательно раскладываются перед ребенком прося поведать историю, которую он видит на них. Наряду с этим никакая помощь ребенку не оказывается. По окончании того, как ребенок составил рассказ, картины убирают и просят его еще раз кратко пересказать сущность истории (см. Вводное задание).
Оценки:
7 баллов — ребенок отлично отразил смысловую сообщение всех трех картин, уделить время главному в сюжете. Резюме складывалось из главного краткого содержания истории.
5 баллов — ребенок отлично отразил смысловую сообщение в картинах. Значительное и второстепенное обрисовано с однообразным вниманием. Второстепенное кроме этого внесено в краткий пересказ истории.
3 балла — ребенок смог верно и самостоятельно отразить смысловую связь лишь между двумя картинами. В резюме главное внимание уделено второстепенным подробностям.
2 балла — ребенок не смог отыскать смысловую связь между картинами, обрисовал их раздельно друг от друга.
О баллов — ребенок не смог составить рассказ.
II задание Знание цвета
Перед ребенком кладут доску с 12 цветами (красный, оранжевый, желтый, зеленый, светло синий, светло синий, фиолетовый, розовый, тёмный, серый, белый, коричневый) и поочередно, в любом порядке предлагают ему назвать тот либо другой цвет (см. Приложение 1, рис. 1).
Оценка. За любой верно названный цвет начисляется 1 балл.
III задание Заучивание четверостиший
Инструкция (складывается из трех главных частей)
Вводная часть: на данный момент мы выучим одно хорошее стих, которое ты попытайся запомнить, дабы позже поведать дома папе (бабушке, сестре…). Вот послушай:
Как дорожит любым деньком Малюточка пчела! Гудит и вьется над цветком, Прилежна и мила.
1) Сейчас я поведаю первую часть стихотворения, а ты позже его повторишь:
Как дорожит любым деньком Малюточка пчела!
В случае, если ребенок допустил неточности при повторении, то ему говорят: Ты отлично поведал, лишь еще не все верно. Наряду с этим показывают, какие конкретно неточности он допустил и как фраза обязана верно звучать. После этого просят его повторить еще раз. В случае, если ребенок снова допускает неточности, то повторение фразы допустимо не более трех раз.
2) После этого по аналогии заучивают вторую часть стихотворения:
Гудит и вьется над цветком, Прилежна и мила.
3) В то время, когда обе части стихотворения более либо менее заучены, исследователь говорит ребенку; Отлично. на данный момент повторим все стих. Я еще раз тебе его прочту, а ты позже его абсолютно повтори. Читаются обе части. При наличии неточностей поступают так же, как в первой части. Движение заучивания (количество и количество ошибок предлагаемой и принимаемой помощи) фиксируется в бланке регистрации. Оценки:
8 баллов — верное полное воспроизведение всех трех частей. 5 баллов — перестановка, пропуск либо добавление слов в какой-нибудь части.
3 балла — воспроизведение смысла четверостишия собственными словами.
2 балла — отдельные смысловые связи сохранены, но целостная смысловая сообщение нарушена.
0 баллов — комплект тщетных слов либо полный отказ.
IV задание Знание названий предметов
Перед ребенком раскладывают 9 картин (см. Приложение 1, рис. 2-4): яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика. Позже просят назвать любой предмет. При ответе, к примеру, Это цветок, просят уточнить, какой конкретно. В случае, если ребенок именует предметы неверно, то исследователь в конце задания обязан исправить его неточности.
Оценки. Любой верный ответ оценивается в 1 балл.
V задание Процесс счета
Употребляются картины из IV задания. Ребенка задают вопросы: Сообщи сейчас, сколько тут лежит предметов? Если он затрудняется в ответе либо дает ошибочный ответ, то ему подсказывают: Ты можешь посчитать. (Позже при необходимости возможно предложить посчитать еще раз.)
Оценки:
5 баллов — счет без моторных компонентов.
4 балла — тихое проговаривание (перемещение губ).
3 балла — проговаривание шепотом, быть может, с киванием головы.
2 балла — указывание пальцем на предметы при счете без прикосновения к ним.
1 балл — прикосновение пальцем при счете к предметам либо передвижение их.
О баллов — отказ отвечать.
VI задание Порядок счета
Всех детей, каковые совладали с пятым заданием, просят: Вычисляй по порядку, сколько сможешь. В случае, если ребенок не осознаёт задания, то исследователь оказывает помощь ему: 1, 2, 3…. После этого ребенку предлагают начать самостоятельно сперва. При прекращении счета исследователь говорит: Верно, а какое число дальше? Дальше 22 вычислять не нужно. В качестве оценки выставляется число, до которого ребенок верно досчитал.
VII задание Классификация предметов
Употребляются картины из IV задания. Перед ребенком кладут лист бумаги с изображением трех корзин (рис. 7). Инструкция: Вот три корзины. Эта (показывают) — корзина для фруктов, эта (показывают) — для овощей, эта (показывают) — для цветов. Собери, прошу вас, ко мне — все фрукты, ко мне — все овощи, ко мне — все цветы (соответствующие корзины кроме этого указываются).
Оценки. За любой верно классифицированный предмет начисляется 1 балл.
VIII задание Восприятие количества
Складывается из двух частей.
1) Материалы из задания VII лежат в последней позиции. Корзину с цветами закрывают листом бумаги и говорят: Сообщи сейчас, пожалуйста, сколько тут всего предметов? В случае, если нет верного ответа, то ребенку оказывают помощь.
Первая помощь: предметы вынимаются из корзин и раскладываются в цепочку, но между овощами и фруктами оставляют расстояние. Задают вопросы: какое количество тут предметов?
Вторая помощь: убирают разрыв, между фруктами и овощами, переместив их, и говорят: какое количество тут предметов? В случае, если ребенок затрудняется, то просят его сосчитать.
2) После этого все то же самое проделывается в отношении всех трех корзин, другими словами просят сообщить, сколько в них всех совместно забранных предметов при той же совокупности помощи.
Оценки. Верные, независимые ответы оцениваются по 3 балла за каждую часть задания, другими словами максимальный показатель 6 баллов. За любой вид помощи высчитывается 1 балл, другими словами чем больше помощи, тем меньше сумма баллов. При отсутствии ответа либо неверном результате — 0 баллов.
IX задание Размещение фигур
Материалы: три карточки с картинками круга, треугольника, квадрата; девять вырезанных фигур : круги, треугольники, квадраты (Приложение 1, рис. 5).
1) У ребенка задают вопросы, говоря о карточках:
Что тут нарисовано? Возможно, в случае, если вместо квадрат он сообщит прямоугольник либо четырехугольник. В случае, если ребенок не знает названий фигур, то их направляться назвать. За каждое верное наименование начисляется 1 балл.
2) После этого у ребенка задают вопросы: Как ты вычисляешь, по какой причине треугольник именуется треугольником, четырехугольник именуют четырехугольником, а круг — кругом?
Верные ответы:
У треугольника три угла, у четырехугольника четыре угла, а круг — круглый.
За каждое верное объяснение — 1 балл. 3) Перед испытуемым вразброс кладут 9 вырезанных фигур и поодаль от них три карточки с картинками круга, квадрата и треугольника.
Инструкция (поочередно показывают на три карточки): Вот тут у нас — треугольник, тут — квадрат, а тут — круг. Собери и положи, прошу вас, ко мне (показывают на квадрат) все четырехугольники, ко мне (показывают на треугольник) — все треугольники, ко мне (показывают на круг) -все круги.
За каждую верно собранную кучку начисляется один балл.
X задание Сравнение картин
Материал: Четыре пары сравниваемых картин.
Поочередно выкладывая и по окончании исполнения убирая каждую несколько картин, у ребенка задают вопросы: Как ты думаешь, по какой причине эта картина (продемонстрировать) выглядит в противном случае, чем эта (продемонстрировать)? При затруднениях ребенка ему оказывают помощь: Что на данной картине по-второму? Что тут нарисовано, а что тут?
Оценки:
2 балла — верное ответ без помощи.
1 балл — верное ответ посредством.
О баллов — решения нет.
Оценивается любая пара раздельно, следовательно, большая сумма баллов за 4 пары картин — 8.
XI задание Разделение формы и цвета
Перед ребенком кладут лист бумаги с картинками незавершенных фигур (Приложение 1, рис. 6)
Инструкция: Тут нарисованы прямоугольники (продемонстрировать). У каждого из них не достаточно кусочка (продемонстрировать). Подыщи для каждого прямоугольника подходящий кусочек из всех нарисованных тут (продемонстрировать). Взгляни, какой кусочек подходит к этому прямоугольнику (продемонстрировать на первую фигу-РУ)?
После этого последовательно показывают на остальные фигуры прося подобрать недостающие части к ним.
Оценки: Каждое верное ответ должно оцениваться в 1 балл.
XII задание Воспроизведение четверостиший
Ребенку предлагают воспроизвести стих из задания III. Мы с тобой учили стих. не забываешь его? Попытайся поведать. В случае, если ребенок допускает неточности либо по большому счету забыл стих, то процесс обучения повторяется по аналогичной схеме, что и III задание. Для оценивания результата употребляются те же критерии качества исполнения работы, как и в III задании.
XIII задание Нахождение аналогий
Инструкция: Ответь, пожалуйста на пара вопросов:
1) Днем светло, а ночью?., (мрачно)
2) Птица поет, а собака?., (лает)
3) Машина едет, а самолет?., (летит)
4) Голубь летает, а рыба?., (плавает)
5) У кошки — шерсть, а у утки?., (перья)
6) Платье сшито из ткани, а ботинки?., (из кожи)
Оценки: За любой верный ответ начисляется один балл.
XIV задание Срисовывание
Для срисовывания предлагают фигуры: для средней группы — треугольник и квадрат (рис. 16), а для старшей — крест и треугольник и два узора, напоминающие прописной шрифт (рис. 17).
Инструкция: Тут нарисованы две фигуры и два узора (продемонстрировать). Попытайся как возможно лучше срисовать фигуры вот ко мне (продемонстрировать) и тут продолжить узоры (продемонстрировать).
Оценки: выставляются раздельно для каждого рисунка. Изменение величины примера и незначительные пространственные искажения не учитываются.
6 баллов — рисунок похож, адекватен пропорциям и формам примера.
3 балла — рисунок в общем похож на пример, допущены кое-какие искажения форм.
2 балла — рисунок частично похож на пример, главные формы неузнаваемы, но кое-какие подробности возможно предугадать.
0 баллов — рисунок совсем не похож на пример, каракули.
XV задание Описание картины
Ребенку показывают картину и говорят Поведай, прошу вас, о том, что происходит на картине (рис. 18). Оценки:
а) Разговорная обращение.
2 балла — беглая обращение без запинок.
1 балл — достаточно беглая обращение, но имеется паузы.
0 баллов — обращение запинающаяся, прерывная.
б) Построение предложений.
8 баллов — отлично структурированные сложные предложения, употребляются соединительные альянсы.
6 баллов — сложные предложения, стереотипно употребляется один альянс.
4 балла — в основном простые предложения.
1 балл — в основном неполные предложения.
0 баллов — построение предложений нарушено.
в) Артикуляция.
2 балла — четкое произношение звуков.
1 балл — нечеткое произношение звуков.
г) Фантазия, воображение.
Оценивается в 1 балл, в случае, если ребенок не просто повествует о том, что нарисовано на картине, но и о переживаниях, мыслях храбрецов, домысливает о том, что было либо будет и т.п.
Так, большая оценка по всему заданию 13 баллов.
Диагностика зрительной памяти дошкольников по методике Векслера
Применение методики Д. Векслера (1945) разрешает изучить зрительную память у детей дошкольного возраста.
Ребенку предлагается 4 рисунка:
На каждую из картин ребенку разрешается взглянуть в течение 10 секунд. После этого он их обязан воспроизвести на чистом листе бумаги.
Результаты опыта:
1. Две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл;
верно расположенные флажки — 1 балл;
верный угол пересечения линий — 1 балл;
большая оценка этого задания — 3 балла.
2. Громадный квадрат, поделённый на 4 части двумя линиями — 1 балл;
четыре мелких квадрата в громадном .— 1 балл;
две пересекающиеся линии и 4 небольшие квадрата — 1 балл;
четыре точки в квадратах — 1 балл;
точность в пропорциях — 1 балл;
большая оценка этого задания — 5 баллов.
3. Громадный прямоугольник с мелким в нем — 1 балл;
все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника — 1 балл;
мелкий прямоугольник совершенно верно размещен в громадном — 1 балл.) Большая оценка — 3 балла.
4. Открытый прямоугольник с верным углом на каждом краю — 1 балл;
центр и левая и правая стороны воспроизведены верно — 1 балл;
фигура верная за исключением одного неправильно воспроизведенного угла — 1 балл.
Большая оценка — 3 балла.
Большой итог — 14 баллов.
О хорошей зрительной памяти свидетельствует итог — 10 и выше баллов,
о средней – 9 – 6 баллов
о низкой – 5 – 0 баллов.