Вопрос 39. единичное, особенное, общее. необходимость и случайность

Окружающий мир, с одной стороны, складывается из самых разнообразных, явлений и неповторимых предметов, каковые характеризуются лишь им свойственными особенностями с другой — ни один предмет, ни одно явление не существуют в мире совсем изолированно, не существуют сами по себе. Все они находятся в связи с окружающими их телами взаимодействуют с ними, являются элементами каких-либо совокупностей. Являясь элементом, частью какой-либо совокупности каждое тело имеет свойства, каковые являются неспециализированными для всех тел данной совокупности. Это объективно эта изюминка вещей и явлений действительности отражается в категориях «единичное», «особое», «общее» противоречит фактически м заинтересованностям, перевоплотить в единичное. Применяя конкретно эту связь единичного и неспециализированного, селекционер выводит новые сорта растений. Общее и его отношение к единичному по-различному истолковывается в разных фил.совокупностях. метафизически мыслящие фил-ы в большинстве случаев отрывали единичное от общего и противопоставляли их друг другу. В истории фил-и особенно четко выделились два направления по этому вопросу: реалистическое и номиналистическое. Реалисты (к примеру, древнегреческий философ Платон) утверждают, что общее либо неспециализированные понятия (универсалии) существуют самостоятельно независимо от единичного и предшествуют существованию единичных вещей. Они уверены в том, что общее порождает единичное, которое временно, преходяще, появляется, определенное время существует и исчезает. А общее всегда, оно не подвержено никаким трансформациям. Номиналисты (к примеру, средневековый философ Росцелин) обосновывают прямо противоположную точку зрения. Они уверены в том, что настоящим, настоящим существованием владеет только единичное. Все, что существует, единично. Общее же — плод людской интеллектуальной деятельности и существует только в умах людей в виде неспециализированных имен, названий последовательности единичных предметов. Диалектический материализм отвергает как реалистическую, так и номиналистическую теории связи единичного и неспециализированного, считает их неправильными, противоречащими настоящему положению вещей. Верный учет диалектики единичного, особого и неспециализированного имеет огромное познавательное и практическое . значение. Эти категории, как и другие категории философии, отражают разные объективные связи мира и в один момент являются ступенями познания этих связей, Т.е. их логическими формами. Всякое. подлинное познание пребывает в том, что идея человека поднимается от единичного к особому и от особого ко общему. Вправду, любой предмет, с которым сталкивается исследователь, он сперва принимает как уникальный, как единичное. Но уже элементарная практика обнаруживает в изучаемых предметах повторяющиеся показатели. Единичное оказывается владеющим и неспециализированными показателями. В следствии формируются неспециализированные понятия, каковые объединяют множество предметов по каким-либо однообразным особенностям. Но на этом познание не останавливается. Второй стадией познания есть перемещение от общего к единичному. На этом этапе общее, полученное на первом этапе, уже само используется к изучению отдельного (единичного), что разрешает пробраться вовнутрь явления и раскрыть их конкретную природу, их сущность. Так как само по себе происхождение неспециализированного понятия еще не свидетельствует полного обнаружения сущности. Неспециализированное понятие фиксирует только общее, повторяющееся свойство всех предметов данного класса, а этого слишком мало. Так, сопоставляя, сравнивая химические элементы, Д. И. Менделеев сперва отыскал в них неспециализированное свойство — ядерный вес и расположил все элементы в порядке возрастания их ядерного веса. В этом случае мы имеем перемещение познания от единичного к неспециализированному. После этого, исходя из этого неспециализированного свойства, Менделеев установил зависимость от него всех других особенностей химических элементов. На данной стадии, в то время, когда он устанавливал зависимость особенностей элементов от их ядерного веса, процесс изучения шел уже от общего к единичному, Т.е. к конкретной природе каждого элемента. Конкретно знание неспециализированного стало ключом к познанию единичного. Исходя из сообщённого мы можем сделать вывод, что в научном познании нужно учитывать и единичное, своеобразное, и общее. Всякое одностороннее преувеличение одного из этих моментов ведет к ошибочным выводам в теории и на практике.

случайность и Необходимость

Замечая за явлениями окружающего мира, мы можем подметить, что одни явления со временем появляются непременно, а другие — смогут показаться, а смогут и не показаться. Эта особенность связи явлений в ходе развития выражается в философии категориями «случайность» и «необходимость». Необходимость — это такая связь между явлениями, которая носит значительный и необходимый темперамент. Необходимость вытекает из сущности, из внутренней природы развивающегося явления, подготовлена всем предшествующим развитием, исходя из этого она для данного явления постоянна, устойчива. Так, прорастание семени в земле при наличии определенных условий (тепла, жидкости) непременно случится, оно нужно. Ответственной чертой необходимости есть её общий темперамент. Это значит, что необходимость царит во всех общественной жизни и областях природы. В природе, к примеру, необходимостью есть определенная смена времен года, ночи и смена дня, определенное протекание в соответствующих условиях химических реакций. Для живых организмов нужен обмен веществ. Нужно, что студент, поступивший в университет, обязан его закончить. Дитя, зачатое, нужно должно появиться. Случайность — это явление, которое имело возможность показаться, но имело возможность и не показаться. По какой причине? В силу того, что в это же время, что ‘показалось (новое), и тем, что. Вызывает его (старое), нет значительной связи, а сообщение носит внешний темперамент. Эта сообщение не вытекает из внутреннего закономерного развития данного процесса. Явление, которое показалось, не подготовлено развитием предшествующего явления. Случайность характеризует не процесс как такой, а только его конкретное, единичное проявление. Случайность появляется в следствии перекрещивания разных по собственной природе процессов, исходя из этого в отличие от необходимости случайность не необходима, она не носит общего характера. Она может случиться, быть может и не случиться, может протекать так, быть может и в противном случае. Это разъясняется тем, что случайность не вытекает из природы данного явления, она неустойчива, временна. При роду случайности и её отличие от необходимости возможно продемонстрировать на примере прорастания зерен. Как мы знаем, что процесс прорастания в благоприятных для зерен условиях есть нужным, закономерным. В случае, если же какое-то определенное полноценное зерно по тем либо иным обстоятельствам, не имеющим отношения к природе самого зерна (град, засуха, потравы), не смогло прорасти, то данный факт по отношению к данной необходимости будет случайностью. К примеру, нужно, дабы студентам проводили занятия по философии. Но то, что её просматривает какой-то конкретный человек, — это случайность. случайность и Необходимость причинно обусловлены, но разным образом. Необходимость имеет обстоятельства в самой сущности данного процесса, а случайность — в перекрещивании внешних и внутренних для данного процесса событий. случайность и Необходимость диалектически взаимосвязаны. Во-первых, эта сообщение проявляется в том, что случайность и необходимость не изолированы друг от друга, а существуют совместно, в органическом единстве, характерны одним и тем же явлениям. Одно да и то же событие есть и нужным, и случайным одновременно — необходимым в одном отношении и случайным в другом. К примеру, град, будучи случайным по отношению к смерти растения, воображает нужное следствие тех атмосферных условий, каковые сложились в районе его выпадения. Во-вторых, случайности и диалектическая связь необходимости проявляется в том, что они при определенных условиях смогут изменяться местами: случайность делается необходимостью, необходимость — случайностью. Довольно много примеров перехода случайности в необходимость. В живой природе имеют место такие факты, в то время, когда какое-либо изменение, случайно показавшееся в организме, в связи с изменившимися условиями, может закрепиться наследственностью и стать нужным, закономерным. И в обществе случайное в одних условиях может стать нужным в других условиях. Так, случайное применение пленных в качестве рабов в условиях разложения первобытнообщинного строя превратилось в необходимость для развития рабовладельческого метода производства. Переход необходимости в случайность. Известны процессы, в то время, когда растительные и животные виды теряют собственные нужные прежде показатели, каковые стали для них в новых условиях ненужными и случайными. В-третьих, случайности и диалектическая связь необходимости проявляется в том, что случайность выступает как форма и дополнение проявления необходимости, а необходимость пробивает себе дорогу через массу случайностей. Так, как мы знаем, что техники и развитие науки происходит закономерно, по восходящей линии, исходя из этого всякое научное открытие — необходимость. Но эта необходимость /научное открытие/ не существует в чистом виде, она сопровождается рядом случайностей. Случайными факторами являются место и время открытия, определенный ученый и т.д. Так, закон глобального тяготения открыл И. Ньютон (1642-1727). Открытие этого закона историческая необходимость. Но эта необходимость сопровождалась целым рядом случайностей. Случайностью есть то, что это открытие сделал И.Ньютон; то, что оно сделано в Англии; то, что оно сделано в 1687 г. (это год издания книги Ньютона «Математические начала натуральной философии», В которой была изложена его теория тяготения). И в людской обществе необходимость как объективная тенденция пробивает себе путь через случайности. Переход от каменных орудий к металлическим, от ветряной и водяной мельницы к несколько и электричеству, применение внутриатомной энергии имеется историческая необходимость развития производства. Но эта необходимость проявлялась в связи со случайностями, каковые были обусловлены конкретным развитием того либо иного общества, усовершенствованиями и открытиями в технике и науке. Проявлением случайности и взаимосвязи необходимости в обществе есть кроме этого то, что случайность может содействовать формированию объективной необходимости, но может и замедлить (что не редкость частенько) поступательное развитие общества. Такие случайности, как неурожаи, стихийные бедствия, навязанные извне войны тормозят нужный процесс публичного развития. Замедлить процесс поступательного развития общества может и неверная, субъективистская деятельность начальников, являющаяся случайностью по отношению к исторической необходимости.

Изложенная выше точка зрения — это точка зрения диалектического материализма на случайности и соотношение необходимости. Что же касается идеалистов, то они отрицают объективное существование необходимости. Они уверены в том, что в природе нет необходимости, что её вносит в природу лишь человек. Метафизики отрицают случайности и взаимную связь необходимости. Одни из них признают лишь необходимость и отрицают всякую случайность. С их точки зрения все совершается неизбежно, по необходимости, а потому человек бессилен что-либо предпринять, он обязан только пассивно ожидать неизбежного, неотвратимого хода событии. Философы Демокрит, Спиноза, Гольбах по большому счету отрицали объективное существование случайности. Они считали, что человек придумал случайность чтобы прикрыть невежество в некоторых вопросах, собственную неосведомленность в той либо другой области. Они рассуждали так: всякое явление ~MeeT собственную обстоятельство, независимо от того, знаем мы ее либо нет. А раз так, случайных явлений нет, все они с необходимостью порождаются собственными обстоятельствами. Идея о том, что все явления имеют собственные обстоятельства верна. Но неверно то, что все явления происходят с однообразной неизбежностью. Одни из них, вправду, появляются с неизбежностью, потому, что они обусловлены внутренней природой взаимодействующих материальных образований. Другие явления появляются не неизбежно. Они смогут появиться, но с однообразным правом смогут и не появиться, потому, что их происхождение не вытекает из внутренней природы материальных образований, а обусловлено стечением последовательности событий. Признание лишь необходимости и отрицание случайности в конечном итоге ведет к фатализму, т.е. к неправильному убеждению, что все в мире заблаговременно предопределено. Эта точка зрения коротко выражается фразой: «Чему быть, того не миновать». Второе метафизическое направление признает лишь отношения и случайные связи и отрицает нужные. Считается, что реальность — это случайное нагромождение отдельных явлений и событий. Для подтверждения данной мысли приводится множество самых различных примеров из нашей жизни, каковые вправду являются случайностями. Жизнь человека, поворот его судьбы часто определяется событиями и случайными встречами. Но, как было сообщено выше, нет чистых случайностей, каждое явление является единством нужного и случайного. Ф. Энгельс показывал что, безотносительный разрыв случайного и нужного полностью метафизичен. Запрещено дробить явления на нужные и случайные. случайность и Необходимость существуют совместно. Одно да и то же явление и нужно, и случайно.

Вопрос 40. ФОРМА и СОДЕРЖАНИЕ. явление и СУЩНОСТЬ

форма и Содержание

Любой предмет либо явление имеет собственный определенное содержание и соответствующую ему форму. Свойство объектов иметь содержание и форму есть одним из самые общих особенностей действительности. Содержание — это совокупность всех элементов объекта, его особенностей, внутренних процессав, связей, противоречий и тенденций. Форма — это метод еырэжения содержания, метод связи элементов содержания. На уровне здравого смысла термин «форма» отождествляется с понятиями «внешний вид», «фигура». Поэтому нужно различать внешнюю и внутреннюю формы объекта. Внешняя форма в любой момент связана с определенными пространственно-временными границами существования вещи, а внутренняя форма характеризует метод связи элементов содержания вещи, ее особенностей, противоречий и т.Д. Наряду с этим внешняя форма не существует без внутренней, а внутренняя форма постоянно проявляется через внешнюю. Содержание публичного производства — его производительные силы, а форма — производственные отношения. Содержание атома химического элемента — «процессы» и элементарные частицы, которые связаны с их перемещением, а форма — порядок размещения этих частиц в атоме. Содержание живого организма — все изменения и процессы, происходящие в нем (диссимиляции и процессы ассимиляции, процессы дыхания, нервные процессы и по большому счету все трансформации, происходящие и том либо другом органе), а форма — его морфология, структура тела. форма и Содержание диалектически взаимосвязаны, они не смогут существовать приятель без приятеля. Это разъясняется тем, что содержание и форма представляют собой стороны одного и того же предмета. В случае, если имеется содержание, оно непременно имеет собственную форму, и напротив, любой форме соответствует определенное содержание. Либо, как говорят, форма в любой момент содержательна, а содержание в любой момент оформлено. Нет явлений и предметов, у которых не было бы формы и содержания. Со связью формы и содержания мы сталкиваемся на каждом шагу. В то время, когда говорят: «Данный фильм малосодержателен», то имеют в виду не отсутствие содержания, а отсутствие надлежащего содержания. Говорят: «Наружность обманчива». О чем это говорит? В большинстве случаев «наружность» (г.е. форма) соответствует содержанию, но бывают случаи, в то время, когда не соответствует. Тогда «наружность» выясняется обманчивой. Крайне важно соблюдение определенной меры, те. формы соотношения и определённого содержания в людских Отношениях. Тут громадное значение имеет не только «что» сообщить (содержание), но и «как» сообщить (форма). По существу, верное замечание довольно часто вызывает ответную, подчас злобную реакцию конкретно из-за того, «как» это было сообщено. Как говорят, то же слово, да не так бы молвить. Имеет кроме того значение «как взглянуть» (форма), вследствие этого довольно часто начинается выяснение взаимоотношений. Итак, форма и содержание взаимосвязаны, их нельзя отрывать друг от друга. Но в жизни МЫ частенько сталкиваемся с отрывом содержания от формы. В первую очередь отрыв содержания от формы характерен для метафизиков. В частности, таковой метафизический подход к содержанию и форме был у Аристотеля. Он считал, что форма и содержание первоначально существуют сами по себе, независимо друг от друга. И только потом, при образовании какой-либо вещи, они вступают между собой в тесную сообщение. Так, чистым содержанием, лишенным какой-либо формы, у Аристотеля есть «первая материя», материя, лежащая в базе всех вещей. Вместе с тем Аристотель выдвигает чистую форму — Всевышнего, что у него выступает в роли формы всех форм. Примером отрыва формы от содержания есть бюрократизм. Бюрократ игнорирует основное в работе _ ее содержание — и все внимание обращает на форму. В литературе и мастерстве отрыв формы от содержания придание форме самодовлеющего значения ведут к формализму. Разновидностями формализма являются абстракционизм и импрессионизм. Наоборот, недооценка формы в художественном творчестве ведет к пошлому натурализму, к утрата средств_выразительности и эмоционально-психотерапевтического воздеиствия. Но форма и содержание в мастерстве должны пребывать в единстве. содержания и Соотношение формы в мастерстве как писал еще Д. Дидро, выражается законом незаметности формы. Форма не имеет права заслонять содержание, отвлекать внимание на себя. Суть ее существования в том, дабы выразить содержание. Идеальная художественная манера не видна. По аналогии — пример с красноречием. Настоящее красноречие незаметно. В случае, если я подмечаю ваше красноречие, значит вы слишком мало красноречивы. Мастерство живописца, проявляющееся в создании формы, остается лишь мастерством, и не делается мастерством, в случае, если это мастерство не передает судьбе разума и сердца. Бывают картины красивые и приятные. В последних имеется лишь высокое мастерство выполнения при отсутствии содержательности. Безлюдное — отлично сделанные стихи; безлюдное — отлично сделанная музыка, безлюдное — отлично сделанная, отлично написанная картина. итак, лишь те произведения искусства, в которых форма и содержание тождественны, воображают собои подлинные произведения искусства. Но форма активна. Время от времени благодаря форме люди

смогут заметить и заново пережить, казалось бы ‘, отлично привычное. Форма как бы высвечивает глубинный жизненный пласт через снаружи обыденную оболочку, другими словами подлинно художественная форма оказывает помощь обнаружить красоту рядом. Пребывав в органической связи, содержание и форма зависят друг от друга, но эта зависимость неравнозначна, определяющую роль в их взаимоотношениях играется содержание. Форма появляется, формируется не произвольно, а под ярким влиянием содержания, под его давлением. Кроме того то, как человек наряжается, определяется содержанием, в этом случае его внутренним миром. Это обусловлено в большинстве случаев активностью содержания. В ходе развития более подвижным элементом есть содержание, оно изменяется скорее. После этого, в зависимости от трансформации содержания, изменяется и форма. На известной ступени развития появляется несоответствие между новым старой формой и содержанием и это несоответствие разрешается методом совершенствования ветхой замены и формы ее новой. В. И. Ленин писал, что на протяжении развития происходит «сбрасывание и переделка содержания ветхой формы». Активность содержания отлично видна на при мере развития публичного производства. Это развитие постоянно начинается с содержания — производительных сил. Стремясь взять допустимо больше материальных благ, люди всегда совершенствуют орудия труда, повышают собственную квалификацию. А это неизбежно приводит и к трансформации формы публичного производства — производственных взаимоотношений. В развитии живых организмов трансформации начинаются в большинстве случаев с трансформации деятельности органов тела, с трансформации их функций под влиянием условий среды. Одновременно с этим морфологическое строение органов, их форма в течение какого-либо времени остаются без трансформаций. Но изменение функций непременно при водит К тому, что изменяется строение органов. Не смотря на то, что содержание и играется определенную роль по отношению к форме, но это вовсе не означает, что форма ведет себя пассивно, «послушно» следует за содержанием. Напротив, раз появившись, под действием того либо иного содержания, форма получает определенную самостоятельность. Это проявляется в том, что форма, в большинстве случаев, владеет большей устойчивостью, чем содержание. Изменение содержания не ведет к автоматическому трансформации формы. Новое содержание в течение какого-либо времени может сохранять прошлую форму. Это говорит о содержания единства и противоречивости формы. В рамках единства формы и содержания появляются разнонаправленные тенденции. У содержания преобладает тенденция к трансформациям, у формы (как внутренней структуры совокупности) — тенденция к устойчивости. Наконец, относительная самостоятельность формы выражается в том, что она деятельно воздействует на содержание. Действие формы на содержание не редкость двух видов. Форма либо содействует формированию содержания, либо замедляет это развитие. В то время, когда форма соответствует содержанию, она есть главным двигателем его развития. В то время, когда же она не соответствует содержанию, форма мешает его формированию. Потому, что это так, то многие процессы развития лучше осознать, в случае, если растолковывать их как «формы и борьбу содержания». В то время, когда форма соответствует содержанию, а в то время, когда не соответствует ему? На первых порах развития форма постоянно соответствует содержанию, дает содержанию широкий простор, оно начинает бурно развиваться. Но после этого содержание в собственном развитии достигает таковой стадии, в то время, когда форма начинает его сковывать, замедлять его развитие. Так, ветхие способы управления производством (форма), коллективом замедляют развитие производства (т.е. содержание). В следствии появляется несоответствие формы содержанию. И это в итоге ведет к тому, что ветхая форма сбрасывается и обновленное содержание приобретает новую форму. Но эту форму постигает в будущем та же участь. И без того без финиша. Категории «содержание» и «форма» имеют ответственное научно-практическое значение. Познавая предметы окружающего мира, мы, в большинстве случаев, стремимся познать их содержание. Но бывают такие случаи, в то время, когда познанию содержания содействует анализ и выявление формы, другими словами форма выясняется нужным инструментом научного познания. Нужно, действительно, подчернуть, что выделение формы в некоторых случаях выясняется очень тяжёлой задачей. В науке появилась особенная неприятность, именуемая проблемой формализации. Так, например, изучаются формы языковых совокупностей (понятий, предложений, теорий). Ответ математических задач, оперирование химическими формулами разрешают приобретать знание о содержании материальных объектов. Особенно принципиально важно то, что формализация разрешает ответ многих задач передать счётным автомобилям.

явление и Сущность

Сущность — это основная, внутренняя, довольно устойчивая сторона предметов, скрытая от яркого наблюдения. Сущность определяет природу предмета, из нее вытекают все признаки и остальные стороны. Так, сущностью живого организма есть свойственный ему обмен веществ, в силу того, что он лежит в базе всех жизненных процессов, определяет внутреннюю при роду всякого живого тела. Явление — это внешняя сторона предметов, дешёвая яркому восприятию. Явление — это такая сторона, которая возможно отражена конкретно, при помощи органов эмоций, и косвенно, посредством разных при боров.

Сущность, в отличие от явления, эмпирически не дана она возможно познана, установлена лишь на базе переработки материала людской практики, при помощи абстрактного мышления. Так, при помощи несложного восприятия человек не имеет возможности схватить перемещения со скоростью 300000 км/с, а мышление его схватывает, и должно схватить. Категория сущности весьма близка к категории закона. В определенных границах закон и сущность конкретно совпадают. Потому, что закон отражает внутренние, значительные связи, постольку он сходится с сущностью. явление и Сущность между собой диалектически взаимосвязаны, они не смогут существовать приятель без приятеля. Каждое явление содержит в себе частицу сущности, а сущность раскрывается в любой момент через явление. Эта явления и диалектическая связь сущности выражается формулой: «Сущность есть. Явление значительно». Эту идея Гегель выразил так: «Сущность светится через явление». Связь сущности и явления отыскала отражение и в поговорках и народных пословицах. Так, говорят: «Глаза — зеркало души людской». Данный фактор обширно употребляется и при диагностике разных болезней, в то время, когда по внешнему виду человека возможно делать выводы о его здоровье, по внешним показателям выяснить, чем он болеет. Отыщем в памяти иридодиагностику. Сущностью осадков есть насыщение воздуха водяными парами, но она раскрывается через последовательность явлений — град, ливень, туман и Т.Д. Ленин: «перемещение реки — пена сверху и стремительное течение внизу. Но и пена имеется выражение сущности». Не считая пены стремительное течение реки обнаруживается через такие явления, как водовороты, волны, обратные течения и т.д.

Не смотря на то, что сущность и проявляется, «светится через явление», но это не свидетельствует, что явление совершенно верно передает сущность. явление и Сущность конкретно не совпадают, сущность в явлении не раскрывается абсолютно. В каждом явлении непременно обнаруживается сущность, но не абсолютно, а лишь какая-то ее частица.

Если бы сущность и явление совпадали, тогда возможно было бы ограничиться восприятием внешней стороны предметов и отпала бы необходимость в науке. Особенно резкое несовпадение, явления и противоречие сущности обнаруживается в кажимости, видимости, т.е. тогда, в то время, когда органы эмоций дают нам картину, противоречащую сущности данного явления. Люди привыкли доверять тому, что они видят, но сущность довольно часто оказывается другой, чем видят люди. В этих обстоятельствах появляются громадные трудности в нахождении за кажущимся настоящей сущности. Так, в течение многих столетий люди, ограничиваясь конкретно принимаемыми явлениями, были уверены, что Солнце движется по отношению к неподвижной Почва. В астрономии на этом была основана птолемеевская геоцентрическая совокупность. Но осмысливание накопленных астрономической наукой наблюдений стало причиной выводу, что перемещение Солнца около Почвы есть только кажущимся, что настоящее, скрытое от яркого наблюдения перемещение состоит во вращении Почвы около собственной оси и около Солнца. Но этого настоящего перемещения не было возможности бы раскрыть, если бы перед человеком не было перемещения кажущегося как момента проявления сущности. Итак, сущность выражается не только в тех случаях в то время, когда она более либо менее сходится с явлениями, но и тогда, КЩ9а имеет место несоответствие между формой и сущностью ее проявления, т.е. кажимость, видимость. Оба случая являются различные стороны внешнего, поверхностного, без которого нельзя раскрыть внутреннее, сущность. При анализе явления и соотношения сущности необходимо отметить следующее. Явления богаче, чем сущность, в силу того, что они более многообразны, охватывают все стороны предметов, тогда как сущность высказывает только самоё важное, устойчивое, нужное в них. Но сущность богаче явления в том смысле, что она разрешает раскрыть подлинную природу вещи, отвлекаясь от всего случайного, второстепенного, несущественного. Связи между явлением и сущностью высказывают объективные законы действительности. «Сущность проявляется через явление», «Сущность не тождественна явлению» — это объективные законы. В то время, когда эти законы познаны они начинают делать роль методологических правил на базе объективного закона, говорящего об отличии сущности от явления, формируется требование не смешивать значительное с являющимся, не сводить познавательную деятельность к описанию явлений.

Вопрос 41. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ и ВОЗМОЖНОСТЬ Возможность — это потенциальное бытие, то, что еще не существует, но может показаться в силу объективной тенденции данного явления.

Реальность — это актуальное бытие, т. е. осуществленная возможность, то, что появилось в следствии предшествующего развития. Все существующее в мире — это реальность. Категории возможности и действительности отражают крайне важную сторону процесса развития, связанную с происхождением нового. Это новое, перед тем как показаться в конечном итоге, существует как возможность, как потенция в недрах ветхого. Процесс развития и имеется превращение возможности в реальность. Но это превращение происходит лишь при определенных условиях. Не любая возможность непременно переходит в реальность. С позиций превращения возможности в реальность возможности бывают абстрактными (либо формальными) и настоящими. Абстрактная возможность — это та, которая в принципе существует, но не может быть реализована в данных конкретных условиях. Возможность превращения ее в реальность близка к нулю. Весьма многие события в принципе вероятны, потому, что их появление не противоречит законам природы, одновременно с этим они неосуществимы в данной конкретной обстановке, исходя из этого являются только абстрактную возможность. Настоящая возможность отличается от абстрактной тем, что она подготовлена самим ходом развития и в полной мере может превратиться в реальность при данных условиях. Возможность превращения ее в реальность близка к единице. Но возможности не есть что-то постоянное, застывшее. Возможность их превращения в реальность возрастает либо значительно уменьшается в зависимости от конкретных условий. Это значит, что абстрактная возможность с трансформацией условий может превратиться в настоящую, а позже и в реальность. На данный момент неестественное изменение климата либо продление людской судьбе до 150-200 лет являются абстрактными возможностями. Эти возможности пока не смогут быть реализованы в силу многих обстоятельств — как чисто научных, так и социальных. Но со временем эти абстрактные возможности смогут стать настоящими и в будущем превратятся в реальность. Мысль алхимиков о превращении металлов в золото в XVIII в. была абстрактной возможностью. Но на данный момент мысль превращения одних химических элементов в другие — настоящая возможность. космический полет 100 лет тому назад был абстрактной возможностью, а на данный момент — это настоящая возможность., Между действительностью и возможностью существует диалектическая связь. Она проявляется в том, что возможность преобразовывается в реальность, а реальность со своей стороны порождает все новые и новые возможности. Но превращение возможности в реальность носит противоречивый темперамент, потому что не любая возможность преобразовывается в реальность. связано с тем, что любой процесс, любое явление воображает со бой единство самых разных, среди них и противоположных возможностей, тенденций. Какая из этих возможностей реализуется, зависит от действия внутренних и внешних по отношению к предоставит шанс, процессу факторов. И, что крайне важно, реализация одной возможности свидетельствует зачеркивание вторых. Так, выбирая место жительства, профессию. Супруга, г.е. Осуществляя один выбор, мы зачеркиваем другие. К примеру. Простое ячменное зерно заключает в себе разные возможности. Оно возможно употреблено на изготовление пива и прекратить существовать как таковое. Но оно же может развиваться, расти, в случае, если бросить его в почву и создать благоприятные условия для прорастания. Дерево может цвести и плодоносить, но может и умереть от сильного урагана. направляться иметь в виду, что темперамент превращения возможности в реальность неодинаков в обществе и природе. В природе он совершается независимо от человека, стихийно. 13 обществе, где действуют люди, ставящие определенные цели, возможность преобразовывается 8 реальность лишь через сознательную деятельность людей, протекающую в определенных социальных условиях. Наряду с этим эта деятельность может ускорять либо замедлять превращение возможности в реальность. Если она согласуется с объективными тенденциям и законами развития общества, то содействует публичному прогрессу. и напротив. Прямо противоположно возможности понятие неосуществимости. Невозможностью в философском смысле именуется то, что противоречит законам, объективным тенденциям общества и развития природы. Нереально, к примеру, дабы камень, кинутый вверх, не упал обратно на Землю, потому что это противоречило бы закону тяготения. Нереально вернуть прошлое, вынудить время идти назад, потому что это противоречило бы закону необратимости хода времени, в соответствии с которым время течет лишь в одном направлении.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: