Д. б. кабалевский (р. 1904)

У настоящего, громадного живописца, музыканта в любой момент имеется какая-то любимая тема, которая проходит через все его творчество. В музыке Дмитрия Борисовича Кабалевского — это «детская», «молодежная» тема, воплощенная во множестве броских, весёлых, пьес и задорных песен.

Д. Б. Кабалевский появился в Санкт-Петербурге, в семье математика. С детства у мальчика воспитывали широкие интересы, любовь к труду, книге, мастерству. Он увлекался и рисованием, и импровизациями за роялем, принимал участие в гимназическом издании «проза и Стихи», превосходно бегал на коньках, ходил на лыжах. Семья переехала в Москву, тут парень завершил средт нее образование, в один момент занимаясь в школе рисования и живописи. Позже по конкурсу поступил в социально-экономический университет. Но влечение к музыке пересиливает все другое, и он идет получать образование музыкальный техникум. Дабы помогать родителям, ему по окончании занятий приходится трудиться: играться в кино на сеансах немых фильмов (вот уж где был простор для импровизаций!), а позднее — преподавать в музыкальной школе.

Для собственных мелких учеников, время от времени прямо в классе, в ожидании их прихода, юный Кабалевский в первый раз пробует придумывать пьески и песенки.

С того времени тесная дружба связывает композитора с школьниками и советскими пионерами. Кто из ребят, обучавшихся играть на рояле, не знает, к примеру, «Сонатину» до мажор Кабалевского, этого радостного, солнечного произведения, в котором, по выражению академика Б. В. Асафьева, искрится «жизнь музыки». В ней завлекают не только яркость содержания, достаток образов, стройность формы, разнообразие ритмов, но и увлекательные технические приемы, постижение которых оказывает помощь воспитанию юных музыкантов. Известность взяли такие произведения Кабалевского для фортепьяно, как «Легкие вариации», «Легкие фортепьянные пьесы».

Задор стремительной молодости, ритмическая четкость, простота, благородство и стройность формы, ясность главной мысли, глубокая патриотичность — эти свойства музыки Кабалевского особенно обожают и ценят советские слушатели.

Д. Б. Кабалевский — создатель четырех симфоний, множества инструментальных камерных произведений, концертов, песен, романсов. Трудясь над собственной первой оперой «Кола Брюньон» («Мастер из Кламси», по повести французского писателя Ромена Роллана), композитор изучил темперамент французских народных танцев и песен. Он проникся самым духом их мелодий и создал живые, отмеченные самобытными национальными чертами образы храбрецов — Ласочки и Кола.

Глубочайший народный темперамент характерен и музыке остальных опер Кабалевского — «В огне», «Семья Тараса», «Никита Вершинин».

Композитора завлекает и работа в кино: им написана музыка к комедии «Антон Иванович злится» и к фильму по мотивам Достоевского «Петербургская ночь», к детскому фильму «Первоклассница» и к кинотрилогии «Хождение по мукам».

Творчество композитора тесно связано с современностью, с ее храбрецами. «Больше впитывать в себя жизнь, полнее дышать тем воздухом, которым дышит вся страна!» — таков его девиз.

Он раскрывает в собственной музыке лучшие черты вида детворы и: советского человека, и молодежи, и смелых строителей радостной, мирной жизни. Это люди самых разных поколений, но все одинаково преданные Отчизне: и вчерашняя школьница Настя, которая стала партизанкой (опера «Семья Тараса»), и стремящиеся своим трудом оказать помощь стране храбрецы песни «Четверка дружная ребят», популярной в годы войны.

В пионерских песнях Кабалевского — «У костра», «Про вожатую», «Школьные годы», «Артековская» — отражена любовь советских ребят к Отчизне, ее природе, к собственной школе. В содружестве с известными детскими поэтами С. Я. Маршаком, С. В. Михалковым, А. Л. Барто и другими композитор создал превосходные песни-сценки, страно правильно и тонко передав в музыке целый богатство и юмор поэтического текста.

С смехом и восторгом принимает ребёнок живые, занятные музыкальные характеристики упрямых животных (песенка «Бараны»), нелепых чудаков (песня «Мельник, осёл и мальчик»), робких, взволнованных первоклассников («Первоклассница») и забавного озорника Пети («Частушки про Петю»), В каждой песне Кабалевского собственный темперамент, собственная тема, собственный храбрец раскрываются несложными ясными средствами.

Юному поколению Кабалевский посвятил три инструментальных концерта с оркестром: для скрипки, виолончели и фортепьяно. Скрипичный концерт раздался в первый раз в дни празднования 30-летия Ленинского комсомола. Его музыка, то живая и бодрая, то ласковая, лирическая, сходу завоевала признание молодежи. В фортепьянном концерте средняя часть выстроена на известной песне Кабалевского «Отечественный край». Несложная, плавная, развертывающаяся в ритме вальса мелодия песни купила еще более проникновенное звучание в инструментальном изложении.

К открытию XXI съезда КПСС Кабалевский завершил кантату «Ленинцы» (на стихи Е. Долматовского). Ее тема — единство трех советских поколений — коммунистов, пионеров и комсомольцев, вежливых под знаменем Ленина и с уверенностью идущих к коммунизму. Борьба за мир отражена в кантате Кабалевского «Песня утра, мира и весны» (на стихи Ц. Солодаря).

Кабалевский — человек громадных знаний, разносторонних художественных заинтересованностей. Он знаменитый композитор, музыкально-педагог и общественный деятель, музыкальный критик и учёный, дирижёр и пианист-исполнитель собственных произведений. Симфонические концерты под его управлением слушали тысячи любителей музыки в различных городах нашей страны и за границей: в Софии, Лондоне, Нью-Йорке, Вашингтоне. Его музыка завлекает тем, что в ней «слышатся открытость души, приветность, хороший взгляд, непринужденный хохот» (Б. Асафьев).


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: