Песнь 1
Ирмос: Покровитель и Помощник бысть мне во спасение, Этот мой Всевышний, и прославлю Его, Всевышний Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися.
[Помощник и Покровитель явился мне ко спасению, Он Всевышний мой, и прославлю Его, Всевышнего отца моего, и восхвалю Его, потому что Он возвеличился во славе.]
(Исх. 15, 1-2)
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но, яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление.
[С чего начну я оплакивать деяния злосчастной моей жизни? Какое начало положу, Христе, я нынешнему моему сетованию? Но Ты, как милосердный, даруй мне оставление прегрешений.]
Гряди, окаянная душе, с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься, и останися другое преждняго безсловесия, и принеси Всевышнему в покаянии слезы.
[Прииди, несчастная душа, с плотию собственной, исповедайся Создателю всего, воздержись, наконец, от прошлого безрассудства и с раскаянием принеси Всевышнему слезы.]
Первозданнаго Адама правонарушению поревновав, познах себе обнажена от Всевышнего и присносущнаго сладости и Царствия, грех для моих.
[Подражая в правонарушении первозданному Адаму, я сознаю себя лишенным Всевышнего, блаженства и вечного Царства за мои грехи.]
(Быт. 3, 6-7)
Увы мне, окаянная душе, что уподобилася еси первей Еве? Видела бо еси зле, и уязвилася еси горце, и коснулася еси древа, и вкусила еси дерзостно безсловесныя снеди.
[Горе мне, моя несчастная душа, для чего ты уподобилась первосозданной Еве? Не с добром ты взглянула и уязвилась жестоко, прикоснулась к дереву и дерзостно вкусила тщетного плода.]
(Быт. 3, 6)
Вместо Евы чувственныя, мысленная ми бысть Ева, во плоти страстный помысл, показуяй сладкая и вкушаяй присно горькаго напоения.
[Вместо чувственной Евы восстала во мне Ева мысленная — плотский страстный помысел, обольщающий приятным, но при вкушении в любой момент напояющий печалью.]
Достойно из Едема изгнан бысть, яко не сохранив едину Твою, Спасе, заповедь Адам; аз же что постражду, отметая в любой момент животная Твоя словеса?
[Достойно был изгнан из Едема Адам, как не сохранивший одной Твоей заповеди, Спаситель. Что же обязан претерпеть я, в любой момент отвергающий Твои животворные повеления?]
(Быт. 3, 23)
Слава, Троичен: Пресущная Троице, во Единице покланяемая, возми бремя от мене тяжёлое безнравственное, и яко благоутробна, даждь ми слезы умиления.
[Пресущественная Троица, Которой мы поклоняемся в одном Существе, сними с меня тяжёлое бремя безнравственное и по Собственному милосердию, даруй мне слезы умиления.]
И сейчас, Богородичен: Богородице, Надежде и Предстательство Тебе поющих, возми бремя от мене тяжёлое безнравственное, и яко Владычица Чистая, кающася приими мя.
[Богородице, защита и надежда прославляющих Тебя, сними с меня тяжёлое бремя безнравственное и, как Владычица Чистая, приими меня кающегося.]
Песнь 2
Ирмос: Вонми, небо, и возглаголю, и прославлю Христа, от Девы плотию пришедшаго.
[Внемли, небо, я буду возвещать и прославлять Христа, пришедшего во плоти от Девы.]
Вонми, небо, и возглаголю, почва внушай глас, кающийся к Всевышнему и прославляющий Его.
[Внемли, небо, я буду возвещать: почва, услышь голос, кающийся Всевышнему и прославляющий Его]
Вонми ми, Боже, Спасе мой, милостивым Твоим оком, и приими мое теплое исповедание.
[Воззри на меня Боже, Спаситель мой, милостивым Твоим оком и прими мою пламенную исповедь.]
Согреших паче всех человек, един согреших Тебе; но ущедри яко Всевышний, Спасе, творение Твое.
[Согрешил я более всех людей, один я согрешил пред Тобою; но, как Всевышний, сжалься, Спаситель, над Твоим созданием.]
(1 Тим. 1, 15)
Вообразив моих страстей безобразие, любосластными стремленьми, погубих ума красоту.
[Отобразив в себе безобразие моих страстей, сластолюбивыми рвениями исказил я красоту ума.]
Буря мя злых обдержит, благоутробне Господи; но яко Петру, и мне руку простри.
[Буря зла окружает меня, Милосердный Господи, но, как Петру, и мне Ты простри руку.]
(Мф. 14, 31)
Оскверних плоти моея ризу, и окалях еже по образу, Спасе, и по подобию.
[Осквернил я одежду плоти моей и очернил в себе, Спаситель, то, что было создано по подобию и Твоему образу.]
Омрачих душевную красоту страстей сластьми, и всячески целый ум персть сотворих.
[Помрачил я красоту души страстными наслаждениями и целый ум совсем перевоплотил в прах.]
Раздрах сейчас одежду мою первую, юже ми изтка Зиждитель изначала, и оттуду лежу наг.
[Разодрал я первую одежду мою, которую сначала соткал мне Создатель, и оттого лежу обнаженным.]
Облекохся в раздранную ризу, юже изтка ми змий советом, и стыждуся.
[Облекся я в разодранную одежду, которую соткал мне змий коварством, и стыжусь.]
(Быт. 3, 21)
Слезы блудницы, Щедре, и аз предлагаю, очисти мя, Спасе, благоутробием Твоим.
[Как блудница, и я проливаю слезы, Милосердный; смилуйся нужно мною, Спаситель, по благоснисхождению Твоему.]
(Лк. 7, 38)
Воззрех на садовную красоту, и прельстихся умом; и оттуду лежу наг и срамляюся.
[Взглянул я на красоту дерева и прельстился в уме; оттого лежу обнаженным и стыжусь.]
Делаша на хребте моем вси начальницы страстей, продолжающе на мя бесправие их.
[На хребте моем пахали все вожди страстей, проводя на протяжении по мне бесправие собственный.]
(Пс. 128, 3)
Слава, Троичен: Единаго Тя в триех Лицех, Всевышнего всех пою, Отца и Духа и Сына Святаго.
[Воспеваю Тебя, Единого в трех Лицах, Всевышнего всех, Отца, Святого и Сына Духа]
И сейчас, Богородичен: Пречистая Богородице Дево, Едина Всепетая, моли прилежно, во еже спастися нам.
[Пречистая Божия матерь Дева, Ты Одна, всеми прославляемая, усердно проси о отечественном спасении.]
Песнь 3
Ирмос: На недвижимом, Христе, камени заповедей Твоих утверди мое помышление.
[На неподвижном камне заповедей Твоих, Христе, утверди мое помышление.]
Огнь от Господа время от времени Господь одождив, почву содомскую прежде попали.
[Пролив дождем пламя от Господа, Господь попалил некогда почву содомлян.]
(Быт. 19, 24)
На горе спасайся душе, якоже Лот оный, и в Сигор угонзай.
[Спасайся на горе, душа, как праведный Лот и торопись укрыться в Сигор.]
(Быт. 19, 22-23)
Бегай запаления, о душе, бегай содомскаго горения, бегай тления Божественнаго пламене.
[Беги, душа, от пламени, беги от горящего Содома, беги от истребления Божественным огнем.]
Согреших Тебе един аз, согреших паче всех, Христе Спасе, да не презриши мене.
[Согрешил я один пред Тобою, согрешил более всех, Христос Спаситель — не ненавидь меня.]
Ты еси Пастырь Хороший, возьми мене агнца, и заблуждшаго да не презриши мене.
[Ты — Пастырь Хороший, найди меня — агнца, и не ненавидь меня, заблудившегося.]
(Ин. 10, 11-14)
Ты еси сладкий Иисусе, Ты еси Создателю мой, в Тебе, Спасе, оправдаюся.
[Ты — желаемый Иисус; Ты — Создатель мой, Спаситель, Тобою я оправдаюсь]
Исповедаюся Тебе, Спасе, согреших, согреших Ти, но ослаби, остави ми, яко благоутробен.
[Исповедуюсь Тебе, Спаситель; согрешил я, согрешил пред Тобою, но отпусти, забудь обиду меня, как Милосердный.]
Слава, Троичен: О Троице Единице Боже, спаси нас от красоты, и соблазнов, и обстояний.
[О, Троица, Единица, Боже, спаси нас от обольщений, от опасностей и искушений.]
И сейчас, Богородичен: Радуйся, Богоприятная утробо, радуйся, престоле Господень, радуйся, Мати Жизни нашея.
[Радуйся, чрево, вместившее Всевышнего; радуйся, Престол Господень; радуйся, Матерь Судьбы отечественной.]
Песнь 4
Ирмос: Услыша пророк пришествие Твое, Господи, и убояся, яко хощеши от Девы родитися и человеком явитися, и глаголаше: услышах слух Твой и убояхся, слава силе Твоей, Господи.
[Услышал пророк о пришествии Твоем, Господи, и устрашился, что Тебе угодно появиться от Девы и явиться людям, и сообщил: услышал я весть о Тебе и устрашился; слава силе Твоей, Господи.]
Дел Твоих да не презриши, создания Твоего да не оставиши, Правосуде. Аще и един согреших яко человек, паче всякаго человека, Человеколюбче; но имаши, яко Господь всех, власть оставляти грехи.
[Не презри творений Твоих, не покинь создания Твоего, Праведный Судия, потому что не смотря на то, что я, как человек, один согрешил более всякого человека, но Ты, Человеколюбец, как Господь всей земли, имеешь власть отпускать грехи.]
(Мф. 9, 6. Мк. 2, 10)
Приближается, душе, финиш, приближается, и нерадиши, ни готовишися, время уменьшается, востани, недалеко от при дверех Судия имеется. Яко соние, яко цвет, время жития течет: что всуе мятемся?
[Конец приближается, душа, приближается, и ты не заботишься, не подготавливаешься; время уменьшается — восстань: Судия уже близко — при дверях; время судьбы проходит, как сновиденье, как цвет. Для чего мы зря нервничаем?]
(Мф. 24, 33. Мк. 13, 29. Лк. 21, 31)
Воспряни, о душе моя, деяния твоя яже соделала еси помышляй, и сия пред лице твое принеси, и капли испусти слез твоих; рцы со дерзновением помышления и деяния Христу, и оправдайся.
[Пробудись, душа моя, размысли о делах собственных, каковые ты сделала, представь их пред собственными очами, и пролей капли слез твоих, безбоязненно открой Христу дела и помышления твои и оправдайся.]
Не бысть в житии греха, ни деяния, ни злобы, еяже аз, Спасе, не согреших, умом и словом, и произволением, и предложением, и мыслию, и деянием согрешив, яко ин никтоже в то время, когда.
[Нет в жизни ни греха, ни деяния, ни зла, в которых я не был бы виновен, Спаситель, умом, и словом, и произволением, согрешив и намерением, и мыслью, и делом так, как никто второй ни при каких обстоятельствах.]
Отсюду и осужден бых, отсюду препрен бых аз окаянный от своея совести, еяже ничтоже в мире нужнейше; Судие, Избавителю мой и Ведче, пощади и избави, и спаси мя раба Твоего.
[Потому и обвиняюсь, потому и осуждаюсь я, несчастный, собственной совестью, строже которой нет ничего в мире; Судия, Искупитель мой и Испытатель, пощади, избавь и спаси меня, раба Твоего.]
Лествица, юже виде древле великий в патриарсех, указание имеется, душе моя, деятельнаго восхождения, разумнаго возшествия; аще хощеши убо деянием, и разумом, и зрением пожити, обновися.
[Лестница, которую в древности видел великий из патриархов, является указанием, душа моя, на восхождение делами, на возвышение разумом; исходя из этого, в случае, если желаешь жить в деятельности и в созерцании и разумении, то обновляйся.]
(Быт. 28, 12)
Зной дневный претерпе лишения для патриарх, и мраз нощный понесе, на всяк сутки снабдения творя, пасый, труждаяйся, работаяй, да две жене сочетает.
[Патриарх по потребности выдерживал дневной зной и переносил ночной мороз, каждый день уменьшая время, пася стада, трудясь и помогая, чтобы получить себе две жены.]
(Быт. 31; 7, 40)
Жены ми две разумей, деяние же и разум в зрении, Лию убо деяние, яко многочадную, Рахиль же разум, яко многотрудную; потому что не считая трудов, ни деяние, ни зрение, душе, исправится.
[Под двумя женами осознавай разумение и деятельность в созерцании: под Лиею, как многочадною, — деятельность, а под Рахилью, как взятой через многие труды, — разумение, потому что без трудов, душа, ни деятельность, ни созерцание не усовершенствуются.]
Слава, Троичен: Нераздельное Существом, Неслитное Лицы богословлю Тя, Троическое Едино Божество, яко Единоцарственное и Сопрестольное, вопию Ти песнь великую, в вышних трегубо песнословимую.
[Нераздельным по существу, неслиянным по Лицам богословски исповедую Тебя, Троичное Единое Божество, Соцарственное и Сопрестольное; возглашаю Тебе великую песнь, в небесных обителях троекратно прославляемую.]
(Ис. 6, 1-3)
И сейчас, Богородичен: И раждаеши, и девствуеши, и пребываеши обоюду естеством Дева, Рождейся обновляет законы естества, утроба же раждает нераждающая. Всевышний идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо, елика хощет.
[И рождаешь Ты, и остаешься Девою, и в том и другом случае сохраняя по естеству девство. Рожденный Тобою обновляет закон природы, а невинное чрево рождает; в то время, когда захочет Всевышний, то нарушается порядок природы, потому что Он творит, что желает.]
Песнь 5
Ирмос: От нощи утренююща, Человеколюбче, просвети, молюся, и настави и мене на повеления Твоя, и научи мя Спасе, творити волю Твою.
[От ночи бодрствующего, просвети меня, молю, Человеколюбец, путеводи меня в повелениях Твоих и научи меня, Спаситель, выполнять Твою волю.]
(Пс. 62, 2; 118, 35)
В нощи житие мое преидох присно, тьма бо бысть, и глубока мне мгла, нощь греха, но яко дне сына, Спасе, продемонстрируй мя.
[Жизнь собственную я всегда проводил в ночи, потому что глубокою мглою и мраком была для меня ночь греха; но продемонстрируй меня сыном дня, Спаситель.]
(Еф. 5,
Рувима подражая окаянный аз, содеях преступный и законопреступный совет на Всевышнего Вышняго, осквернив ложе мое, яко отчее он.
[Подобно Рувиму я, несчастный, совершил преступное и преступное дело пред Всевышним Всевышним, осквернив ложе мое, как тот — отчее.]
(Быт. 35, 22; 49, 3-4)
Исповедаюся Тебе Христе Царю: согреших, согреших, яко прежде Иосифа братия продавшии, чистоты целомудрия и плод.
[Исповедаюсь Тебе, Христос-Царь: согрешил я, согрешил, как некогда братья, реализовавшие Иосифа, — целомудрия и плод чистоты.]
(Быт. 37, 28)
От сродников праведная душа связася, продася в работу сладкий, во образ Господень; ты же вся, душе, продалася еси злыми твоими.
[Сродниками предана была душа праведная; любимый реализован в рабство, прообразуя Господа; ты же, душа, сама всю реализовала себя своим порокам.]
Иосифа праведнаго и целомудреннаго ума подражай, окаянная и неискусная душе, и не оскверняйся безсловесными стремленьми, присно беззаконнующи.
[Подражай уму и праведному Иосифу его целомудренному, невоздержанная душа и несчастная, не оскверняйся и не беззаконствуй в любой момент безумными рвениями.]
Аще и в рове поживе время от времени Иосиф, Владыко Господи, но во образ погребения и востания Твоего, аз же что Тебе в то время, когда сицевое принесу?
[Владыко Господи, Иосиф был некогда во рву, но в прообраз воскресения и Твоего погребения; принесу ли когда-либо что подобное Тебе я?]
Слава, Троичен: Тя, Троице, славим Единаго Всевышнего: Свят, Свят, Свят еси, Отче, Душе и Сыне, Простое Существо, Единице присно покланяемая.
[Тебя, Пресвятая Троица, прославляем за Единого Всевышнего: Свят, Свят, Свят Ты, Папа, Дух и Сын — несложная Сущность, Единица всегда поклоняемая.]
И сейчас, Богородичен: Из Тебе облечеся в мое смешение, нетленная, безмужная Мати Дево, Всевышний создавый веки, и соедини Себе человеческое естество.
[В Тебе, нетленная, не познавшая мужа Матерь-Дево, сотворивший мир Всевышний облекся в мой состав и соединил с Собою людскую природу.]
Песнь 6
Ирмос: Возопих всем сердцем моим к щедрому Всевышнему, и услыша мя от ада преисподняго, и возведе от тли пузо мой.
[От всего сердца моего я воззвал к милосердному Всевышнему, и Он услышал меня из ада преисподнего и воззвал жизнь мою от погибели.]
Слезы, Спасе, очию моею и из глубины воздыхания чисте приношу, вопиющу сердцу: Боже, согреших Ти, очисти мя.
[Искренно приношу Тебе, Спаситель, слезы очей моих и воздыхания из глубины сердца, взывающего: Боже, согрешил я пред Тобою, умилосердись нужно мною.]
Уклонилася еси, душе, от Господа твоего, якоже Дафан и Авирон, но пощади, воззови из ада преисподняго, да не пропасть земная тебе покрыет.
[Уклонилась ты, душа, от Господа собственного, как Дафан и Авирон, но воззови из ада преисподнего: пощади!, дабы пропасть земная не поглотила тебя. ]
(Чис. 16, 32)
Яко юница, душе, разсвирепевшая, уподобилася еси Ефрему, яко серна от тенет сохрани житие, вперивши деянием ум и зрением.
[Рассвирепев, как телица, ты, душа, уподобилась Ефрему, но как серна выручай от тенет собственную жизнь, окрылив ум созерцанием и деятельностью.]
(Иер. 31, 18. Ос. 10, 11)
Рука нас Моисеова да уверит душе, како может Всевышний прокаженное житие убелити и очистити, и не отчайся сама себе, аще и прокаженна еси.
[Моисеева рука да убедит нас, душа, как Всевышний может убелить и очистить прокаженную судьбу, и не отчаивайся сама за себя, не смотря на то, что ты и поражена проказою.]
(Исх. 4, 6-7)
Слава, Троичен: Троица есмь Несложна, Нераздельна, Раздельна Личне, и Единица есмь естеством соединена, Папа глаголет, и Сын, и Божественный Дух.
[Я — Троица несоставная, нераздельная, раздельная в лицах, и Единица, соединенная по существу; свидетельствует Папа, Божественный Дух и Сын.]
И сейчас, Богородичен: Утроба Твоя Всевышнего нам роди, воображена по нам; Егоже, яко Создателя всех, моли, Богородице, да молитвами Твоими оправдимся.
[Чрево Твое родило нам Всевышнего, принявшего отечественный образ; Его, как Создателя всей земли, моли, Божия матерь, дабы по молитвам Твоим нам оправдаться.]
Господи, помилуй (трижды). Слава, и сейчас:
Кондак, глас 6:
Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Финиш приближается, и имаши смутитися; воспряни убо, да пощадит тя Христос Всевышний, везде сый и вся исполняяй.
[Душа моя, душа моя, восстань, что ты дремлешь? Финиш приближается, и ты смутишься; пробудись же, дабы пощадил тебя Христос Всевышний, Вездесущий и все наполняющий.]
Песнь 7
Ирмос: Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, ниже соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам; но не предаждь нас до конца, отцев Боже.
[Мы согрешили, жили преступно, неправо поступали пред Тобою, не сохранили, не выполнили, что Ты заповедал нам; но не покинь нас до конца, Боже отцов.]
(Дан. 9, 5-6)
Согреших, беззаконновах и отвергох заповедь Твою, яко во гресех произведохся, и приложих язвам струпы себе; но Сам мя помилуй, яко благоутробен, отцев Боже.
[Я согрешил, жил в бесправиях и нарушил заповедь Твою, потому что я рожден в грехах и к язвам своим приложил еще раны, но Сам Ты помилуй меня, как Милосердный Боже отцов.]
Тайная сердца моего исповедах Тебе, Судии моему, виждь мое смирение, виждь и скорбь мою, и вонми суду моему сейчас, и Сам мя помилуй, яко благоутробен, отцев Боже.
[Тайны сердца моего я открыл пред Тобою, Судьей моим; воззри на смирение мое, воззри и на скорбь мою, обрати внимание на мое сейчас осуждение и Сам помилуй меня, как Милосердный, Боже отцов.]
(Пс. 37, 19; 24, 18; 34, 23)
Саул время от времени, яко погуби отца собственного, душе, ослята, внезапу царство обрете к прослутию; но береги, помни себе, скотския похоти твоя произволивши паче Царства Христова.
[Саул, некогда утратив ослиц собственного отца, нежданно с известием о них взял царство; душа, не забывайся, предпочитая собственные скотские рвения Христову Царству.]
(1 Цар. 9, 1-27; 10, 1)
Давид время от времени Богоотец, аще и согреши сугубо, душе моя, стрелою убо устрелен быв прелюбодейства, копием же пленен быв убийства томлением; но ты сама тяжчайшими делы недугуеши, самохотными стремленьми.
[Если богоотец Давид некогда и вдвойне согрешил, будучи уязвлен стрелою прелюбодеяния, сражен был копьем мщения за убийства; но ты, душа моя, сама страдаешь более тяжко, нежели этими делами, произвольными рвениями.]
(2 Цар. 11, 14-15)
Совокупи убо Давид время от времени бесправию бесправие, убийству же любодейство растворив, покаяние сугубое показа абие; но сама ты, лукавнейшая душе, соделала еси, не покаявшися Всевышнему.
[Давид некогда присовокупил бесправие к бесправию, потому что с убийством соединил прелюбодеяние, но не так долго осталось ждать принес и усиленное покаяние, а ты, коварнейшая душа, совершив громадные грехи, не раскаялась пред Всевышним.]
Давид время от времени вообрази, списав яко на иконе песнь, еюже деяние обличает, еже содея, зовый: помилуй мя, Тебе бо Единому согреших всех Всевышнему, Сам очисти мя.
[Давид некогда, изображая как бы на картине, начертал песнь, которой обличает идеальный им проступок, взывая: помилуй мя, потому что согрешил я пред Тобою, Одним, Всевышним всех; Сам очисти меня.]
(Пс. 50, 3-6)
Слава, Троичен: Троице Несложная, Нераздельная, Единосущная и Естество Едино, Светове и Свет, и Свята Три, и Едино Свято поется Всевышний Троица; но прославь, прослави Животы и Живот, душе, всех Всевышнего.
[Троица несложная, нераздельная, единосущная, и одно Божество, Светы и Свет, три Святы и одно лицо Свято, Всевышний-Троица, прославляемая в песнопениях; прославь же и ты, душа, прославь Жизни и Жизнь — Всевышнего всех.]
И сейчас, Богородичен: Поем Тя, благословим Тя, покланяемся Ти, Богородительнице, яко Нераздельныя Троицы породила еси Единаго Христа Всевышнего, и Сама отверзла еси нам, сущим на почвы, Небесная.
[Воспеваем Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, Богородительница, потому что Ты родила Одного из Нераздельной Троицы, Христа Всевышнего, и Сама открыла для нас, живущих на земле, небесные обители.]
Песнь 8
Ирмос: Егоже воинства небесная славят, и трепещут Херувими и Серафими, всяко тварь и дыхание, пойте, благословите и превозносите во вся веки.
[Кого прославляют воинства небесные и пред Кем трепещут Серафимы и Херувимы, Того, все творения и существа, прославляйте, благословляйте и превозносите во все века.]
Согрешивша, Спасе, помилуй, воздвигни мой ум ко обращению, приими мя кающагося, ущедри возмутительна: согреших Ти, спаси, беззаконновах, помилуй мя.
[Помилуй меня, безбожника, Спаситель, пробуди мой ум к обращению, приими кающегося, умилосердись над взывающим: я согрешил пред Тобою, спаси; я жил в бесправиях, помилуй меня.]
Колесничник Илиа колесницею добродетелей вшед, яко на небеса, ношашеся превыше время от времени от земных; этого убо, душе моя, восход помышляй.
[Везомый на колеснице Илия, взойдя на колесницу добродетелей, некогда вознесся как бы на небеса, превыше всего земного; помышляй, душа моя, об его восходе.]
(4 Цар. 2, 11)
Елиссей время от времени прием милоть Илиину, прият сугубую благодать от Всевышнего; ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание.
[Некогда Елисей, приняв милоть (плащ) Илии, взял сугубую благодать от Господа; но ты, душа моя, не взяла данной благодати за невоздержание.]
(4 Цар. 2, 9, 12-13)
Иорданова струя первее милотию Илииною Елиссеем ста сюду и сюду; ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание.
[Елисея милотию Илии некогда поделил поток Иордана на ту и другую сторону; но ты, душа моя, не взяла данной благодати за невоздержание.]
(4 Цар. 2, 14)
Соманитида время от времени праведнаго создай о душе, нравом благим; ты же не ввела еси в дом ни необычна, ни путника. Темже чертога изринешися вон, рыдающи.
[Соманитянка некогда угостила праведника с хорошим усердием; а ты, душа, не приняла в собственный дом ни странника, ни инопланетянина; за то будешь извержена вон из брачного чертога с рыданием.]
(4 Цар. 4,
Гиезиев подражала еси окаянная разум скверный в любой момент, душе, егоже сребролюбие отложи поне на старость; бегай геенскаго огня, отойдя злых твоих.
[Ты, несчастная душа, без конца подражала нечистому нраву Гиезия; не смотря на то, что в старости отвергни его сребролюбие и, покинув собственные злодеяния, избегни огня геенского.]
(4 Цар. 5, 20-27)
Слава, Троичен: Безначальне Отче, Сыне Собезначальне, Утешителю Благий, Душе Правый, Слова Божия Родителю, Отца Безначальна Слове, Душе Живый и Зиждяй, Троице Единице, помилуй мя.
[Безначальный Отче, Собезначальный Сын, Утешитель Благий, Дух Правый, Родитель Слова Божия, Безначальное Слово Отца, Дух, Животворящий и Созидающий, Троица Единая, помилуй меня.]
И сейчас, Богородичен: Яко от оброщения червленицы Пречистая, умная багряница Еммануилева вовнутрь во чреве Твоем плоть исткася. Темже Божию матерь воистинну Тя почитаем.
[Мысленная порфира — плоть Еммануила соткалась в Твоего чрева, Пречистая, как бы из вещества пурпурного; потому мы почитаем Тебя, Подлинную Богоматерь.]
Песнь 9
Ирмос: Безсеменнаго зачатия рождество несказанное, Матере безмужныя нетленен Плод, Божие бо Рождение обновляет естества. Темже Тя вси роди, яко Богоневестную Матерь, православно величаем.
[Рождество от бессеменного зачатия неизъяснимо, безмужной Матери нетленен Плод, потому что рождение Всевышнего обновляет природу. Исходя из этого Тебя, как Богоневесту-Матерь мы, все роды, православно величаем.]
Ум острупися, тело оболезнися, недугует дух, слово изнеможе, житие умертвися, финиш при дверех. Темже, моя окаянная душе, что сотвориши, егда приидет Судия испытати твоя?
[Ум изранился, тело расслабилось, дух болезнует, слово утратило силу, жизнь замерла, финиш при дверях. Что же сделаешь ты, несчастная душа, в то время, когда придет Судия изучить дела твои?]
Моисеово приведох ти, душе, миробытие, и от того все Сокровенное Писание, поведающее тебе праведныя и неправедныя; от нихже вторыя, о душе, подражала еси, а не первыя, в Всевышнего согрешивши.
[Я воспроизвел пред тобою, душа, сказание Моисея о бытии мира и после этого все Сокровенное Писание, повествующее о праведных и неправедных; из них ты, душа, подражала последним, а не первым, согрешая пред Всевышним.]
Закон изнеможе, празднует Евангелие, Писание же все в тебе небрежено бысть, пророцы изнемогоша и все праведное слово; струпи твои, о душе, умножишася, не сущу доктору, исцеляющему тя.
[Ослабел закон, не воздействует Евангелие, пренебрежено все Писание тобою, всякое слово и пророки праведника утратили силу; язвы твои, душа, умножились, без Доктора, исцеляющего тебя.]
Новаго привожду ти Писания указания, вводящая тя, душе, ко умилению; праведным убо поревнуй, безнравственных же отвращайся и умилостиви Христа молитвами же и пощеньми, и чистотою, и говением.
[Из Новозаветного Писания привожу тебе примеры, душа, возбуждающие в тебе умиление; так подражай праведным и отвращайся примера безнравственных и умилостивляй Христа молитвою, постом, непорочностью и чистотою.]
Христос вочеловечися, призвав к покаянию блудницы и разбойники; душе, покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисее и прелюбодеи и мытари кающиися.
[Христос, сделавшись человеком, призвал к покаянию блудниц и разбойников; покайся, душа, дверь Царства уже открылась, и прежде тебя входят в нее кающиеся фарисеи, прелюбодеи и мытари.]
(Мф. 11, 12; 21, 31. Лк. 16, 16)
Христос вочеловечися, плоти приобщився ми и вся елика сущность естества хотением выполни, греха не считая, подобие тебе, о душе, и образ предпоказуя Собственного снисхождения.
[Христос, сделался человеком, приобщившись ко мне плотию, и добровольно испытал все, что характерно природе, за исключением греха, показывая тебе, душа, образец и пример Собственного снисхождения.]
Христос волхвы спасе, пастыри созва, младенец множества показа мученики, старцы прослави и старыя вдовы, ихже не поревновала еси, душе, ни деянием, ни житию, но горе тебе внегда будеши судитися.
[Христос спас волхвов, призвал к Себе пастухов, множество младенцев сделал мучениками, прославил старца и старую вдову; их жизни и деяниям ты не подражала, душа, но горе тебе, в то время, когда будешь делаема выводы!]
(Мф. 2, 1, 16. Лк. 2, 4-8 и след.; 2, 25-26 и след.; 2, 36-38)
Постився Господь дний четыредесять в пустыни, последи взалка, показуя человеческое; душе, да не разленишися, аще тебе приложится неприятель, молитвою же и постом от ног твоих да отразится.
[Господь, постившись сорок дней в пустыне, наконец взалкал, обнаруживая в Себе людскую природу. Не унывай, душа, в случае, если неприятель устремится на тебя, но да отразится он от ног твоих постом и молитвами.]
(Исх. 34, 28. Мф. 4, 2. Лк. 4, 2. Мк. 1, 13)
Слава, Троичен: Отца прославим, Сына превознесем, Божественному Духу правильно поклонимся, Троице Нераздельней, Единице по существу, яко Свету, и Светом, и Животу, и Животом, животворящему и просвещающему финиши.
[Прославим Отца, превознесем Сына, с верою поклонимся Божественному Духу, Нераздельной Троице, Единой по существу, как Свету и Светам, Жизни и Судьбам, животворящему и просвещающему пределы вселенной.]
И сейчас, Богородичен: Град Твой сохраняй, Богородительнице Пречистая, в Тебе бо этот правильно царствуяй, в Тебе и утверждается, и Тобою побеждаяй, побеждает всякое искушение, и пленяет ратники, и проходит послушание.
[Сохраняй град Собственный, Пречистая Богородительница. Под Твоею защитою он царствует с верою, и от Тебя приобретает крепость, и при Твоем содействии неотразимо побеждает всякое бедствие, берет в плен неприятелей и держит их в подчинении.]
Припев: Преподобне отче Андрее, моли Всевышнего о нас.
Андрее честный и отче треблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о прославляющих тя: да избавимся вси скорби и гнева, и тления, и прегрешений безграничных, чтущии твою память правильно.
[Андрей досточтимый, папа преблаженный, пастырь Критский, постоянно молись за прославляющих тебя, дабы избавиться от бешенства, скорби, бесчисленных прегрешений и погибели нам всем, искренно почитающим память твою.]