Античная литература

Слово «древний» (по-латински — antiquus) свидетельствует «старый». Но не всякую старую литературу принято именовать древней. Этим словом обозначается литература Старой Греции и Древнего Рима (примерно с IX в. до н. э. до V в. н. э.). Обстоятельство для для того чтобы выделения одна, но Рим: и важная Греция — прямые предки отечественной собственной культуры. Отечественные представления о месте человека в мире, о месте литературы в обществе, о делении литературы на эпос, драму и лирику, о стиле с его метонимиями и метафорами, о стихе с его хореями и ямбами, кроме того о языке с его спряжениями и склонениями — все они в конечном счете восходят к тем представлениям, каковые сложились в Старой Греции, ею были переданы Древнему Риму, а позже из латинского Рима разошлись по Западной Европе, а из греческого Константинополя — по Юго-Восточной Европе и по Руси.

Легко понять, что при таковой культурной традиции все произведения греческих и римских классиков не лишь пристально читались и изучались в Европе в течении двух тысяч лет, но и казались идеалом художественного совершенства и являлись образцом для подражаний, в особенности в ренесанса и классицизма. Это относится практически ко всем литературным жанрам: к  одним — в большей степени, к вторым — в меньшей.

Во главе всех жанров стояла смелая поэма. Тут примером были самые ранние произведения греческой литературы: «Илиада» — о событиях легендарной Троянской Одиссея и «войны» — о тяжёлом возвращении на отчизну одного из её храбрецов. Автором их считался древнегреческий поэт Гомер, сложивший эти эпопеи, опираясь на вековой опыт безымянных народных певцов, певших на пирах маленькие песни-сказания наподобие отечественных былин, британских баллад либо испанских романсов. В подражание Гомеру лучший римский поэт Вергилий написал «Энеиду» — поэму о том, как троянец Эней с товарищами приплыл в Италию, где потомкам его суждено было выстроить Рим. Его младший современник Овидий создал целую мифологическую энциклопедию в стихах называющиеся «Видоизменения» («Превращения»); а второй римлянин, Лукан, взялся кроме того написать поэму не о мифическом, а о недавнем историческом прошлом — «Фарсалию» — о войне Юлия Цезаря с последними римскими республиканцами. Не считая смелой была поэма дидактическая, поучительная. Примером тут был современник Гомера Гесиод (VIII–VII вв. до н. э.), создатель поэмы «дни и Труды» — о том, как обязан трудиться и жить честный крестьянин. В Риме поэму для того чтобы же содержания написал Вергилий под заглавием «Георгики» («Земледельческие стихи»); а второй поэт, Лукреций, последователь философа-материалиста Эпикура, кроме того изобразил в поэме «О природе вещей» все устройство мироздания, общества и человека.

По окончании поэмы самым глубокоуважаемым жанром была катастрофа (само собой разумеется, также в стихах). Она также изображала эпизоды из греческих мифов. «Прометей», «Геракл», «Царь Эдип», «Семеро против Фив», «Федра», «Ифигения в Авлиде», «Агамемнон», «Электра» — вот обычные заглавия катастроф. Древняя драма была непохожа на нынешнюю: театр был под открытым небом, последовательности сидений шли полукругом один над вторым, в середине на круглой площадке перед сценой стоял хор и собственными песнями комментировал воздействие. Катастрофа представляла собой чередование монологов и диалогов действующих лиц с песнями хора. Классиками греческой катастрофе были три великих афинянина Эсхил, Софокл и Еврипид, их подражателем в Риме был Сенека (узнаваемый кроме этого и как философ).

Комедия в античности различалась «ветхая» и «новая». «Ветхая» напоминала современное эстрадное представление на злобу дня: шутовские сценки, нанизанные на какой?нибудь фантастический сюжет, а между ними — песни хора, откликающиеся на самые живые политические темы. Мастером таковой комедии был Аристофан, младший современник великих трагиков. «Новая» комедия была уже без хора и разыгрывала сюжеты не политические, а бытовые, к примеру: влюбленный парень желает жениться на девушке с улицы, а денег у него для этого нет, умный раб добывает для него денег у строгого, но глупого старика-отца, тот в ярости, но тут оказывается, что женщина на самом деле — дочь добропорядочных своих родителей — и все кончается отлично. Мастером таковой комедии в Греции был Менандр, а в Риме — его подражатели Плавт и Теренций.

Древняя лирика запомнилась потомкам тремя понятиями: «ода анакреонтическая» — о любви и вине, «ода горацианская» — о здравой умеренности и мудрой жизни и «ода пиндарическая» — во героев и славу богов. Анакреонт писал легко и радостно, Пиндар — величаво и высокомерно, а римлянин Гораций — сдержанно, красиво и совершенно верно. Все это были стихи для пения, слово «ода» означало легко «песня». Стихи для декламации назывались «элегия»: это были стихи-размышления и стихи-описания, значительно чаще о смерти и любви; классиками амурной элегии были римские поэты Тибулл, Проперций и уже упоминавшийся Овидий. Весьма маленькая элегия — всего пара афористических строчков — именовалась «эпиграмма» (что означает «надпись»); только относительно поздно под пером язвительного Марциала данный жанр стал в основном юмористическим и сатирическим.

Было еще два поэтических жанра, в отечественные дни уже не употребительных. Во?первых, это сатира — нравоописательное стих с патетическим обличением современных пороков; она расцвела в римскую эру, классиком её был поэт Ювенал. Во?вторых, это идиллия, либо эклога, — описание либо сценка из судьбы влюбленных пастухов и пастушек; их начал писать грек Феокрит, а прославил уже привычный нам римлянин Вергилий в третьем собственном известном произведении — «Буколики» («Пастушеские стихи»). При таком обилии поэзии древняя литература была нежданно бедна той прозой, к которой так привыкли мы, — рассказами и романами на вымышленные сюжеты. Они существовали, но не пользовались уважением, это было «чтиво» для несложных читателей, и до нас их дошло мало. Лучшие из них — греческий роман «Дафнис и Хлоя» Лонга, напоминающий идиллию в прозе, и римские романы «Сатирикон» Метаморфозы и «Петрония» («Золотой осел») Апулея, родные к сатире в прозе.

В то время, когда греки и римляне обращались к прозе, они искали в ней не выдумки. В случае, если их интересовали занимательные события, они просматривали произведения историков. Художественно написанные, они напоминали то пространный эпос, то напряженную драму (в Греции таким «эпиком» был Геродот, а «трагиком» — Фукидид в Риме — певец старины Тит Ливий и «бич тиранов» Тацит). В случае, если читателей интересовала поучительность, к их услугам были произведения философов. Действительно, величайшие из древних философов и в подражание им позднейшие философы стали излагать собственные поучения в виде диалогов (таков Платон, известный «силою слов») либо кроме того в виде диатрибы — беседы с самим собой либо отсутствующим собеседником (так писал уже упоминавшийся Сенека). Время от времени интересы философов и историков скрещивались: так, грек Плутарх написал увлекательную серию биографий великих людей прошлого, каковые имели возможность помогать читателям нравственным уроком. Наконец, в случае, если читателей завлекала в прозе красота слога, они брались за произведения ораторов: греческие речи Демосфена и латинские Цицерона ценились пара столетий спустя за силу и яркость, читались довольно много столетий по окончании политических событий, их позвавших; а в эру поздней античности по греческим городам во множестве ходили ораторы, развлекавшие публику важными и забавными речами на каждые темы.

За тысячу лет старой истории сменилось пара культурных эр. У самого её начала, на пределе литературы и фольклора (IX–VIII вв. до н. э.), стоят эпики Гомер и Гесиод. В архаической Греции, в век Солона (VII–VI вв. до н. э.), расцветает лирика: Анакреонт и мало позднее Пин- дар. В хорошей Греции, в век Перикла (V в. до н. э.), творят афинские драматурги Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан, а кроме этого историки Геродот и Фукидид. В IV в. до н. э. поэзию начинает вытеснять проза — красноречие Демосфена и философия Платона. По окончании Александра Македонского (IV–III вв. до н. э.) расцветает жанр эпиграммы, а Феокрит пишет собственные идиллии. В III–I вв. до н. э. Рим завоевывает Средиземноморье и осваивает вначале греческую комедию для широкой публики (Плавт и Теренций), позже эпос для грамотных ценителей (Лукреций) и красноречие для политической борьбы (Цицерон). Предел I в. до н. э. и I в. н. э., век Августа, — это «золотой век римской поэзии», время эпика Вергилия, лирика Горация, элегиков Тибулла и Проперция, историка и многогранного Овидия Ливия. Наконец, время римской империи (I — II вв. н. э.) дает новаторский эпос Лукана, диатрибы и трагедии Сенеки, сатиру Ювенала, сатирические эпиграммы Марциала, сатирические романы Петрония и Апулея, негодующую историю Тацита, биографии Плутарха и насмешливые диалоги Лукиана.

Время древней литературы закончилось. Но жизнь древней литературы длилась. Темы и сюжеты, ситуации и герои, мотивы и образы, стихотворные формы и жанры, рожденные эрой античности, занимали воображение читателей и писателей различных народов и времён. Особенно обширно обращались к древней литературе как источнику собственного художественного творчества писатели ренесанса, классицизма, романтизма. В русской литературе идеи и образы античности деятельно применяли Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, К. Н. Батюшков, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Вяч. И. Иванов, М. А. Волошин и другие; в советской поэзии отзвуки древней литературы мы встречаем в произведениях В. Я. Брюсова, А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой, В. А. Луговского, Б. Л. Пастернака, Н. А. Заболоцкого, Арс. А. Тарковского и многих вторых.

Олимпиада по литературе

Олимпиада по литературе — это конкурс на лучшую письменную работу. Победители школьной олимпиады приглашаются для принятие участия в районной, а занявшие первое место в районе становятся участниками муниципальный.

Принимать участие в олимпиаде смогут ученики VII — X классов. Любая возрастная несколько приобретает пара видов отдельных заданий. Это возможно рецензирование литературного произведения, текст которого прочитывается участникам либо раздается им; сочинение на литературную тему, а также сравнение двух произведений либо подробный анализ одного; работа о вашем любимом писателе; рассказ либо очерк на свободную тему, в то время, когда предложено её наименование, а сюжет, материал, форма выбираются самостоятельно (к примеру: «Мы несём ответственность за все» либо «Долг дружбы»).Участник олимпиады может выбрать любой вид работы.

Произведения проверяются и оцениваются намерено назначенной рабочей группой. Победителям районных и городских олимпиад выдаются дипломы I, II и III степени. Награждение проходит в праздничной обстановке на собрании участников, представителей школ, комсомольских организаций, районных и городских отделов народного образования.

Олимпиады по литературе для школьников выполняют и высшие учебные заведения, к примеру филологический факультет Столичного национального университета им. М. В. Ломоносова.

Для каждого участника олимпиада есть хорошей проверкой литературных навыков и знаний, а кроме этого красивой тренировкой в умении писать произведения.

Вадим Михайлин. Лекция по античной литературе №9 («Симпосий»).


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: