1. Время хранения материала:
1) мгновенная (иконическая) – благодаря данной памяти в течение 0,1–0,5 с удерживается полная и правильная картина того, что лишь восприняли органы эмоций, наряду с этим не производится никакой обработки взятой информации;
2) краткосрочная (КП) – способна сохранять данные маленький временной отрезок и в ограниченном количестве.
В большинстве случаев, у многих людей количество КП равен 7 ± 2 единицам.
В КП фиксируется только важнейшая информация, обобщенный образ;
3) своевременная (ОП) – функционирует в течение заблаговременно определенного времени (от нескольких секунд до нескольких суток) в зависимости от той задачи, которую нужно решить, по окончании чего информация возможно стерта;
4) долгосрочная (ДП) – информация сохраняется на неизвестно продолжительный срок.
в ДП содержится тот материал, что фактически здоровый человек обязан отыскать в памяти в любую секунду времени: собственный имя, отчество, фамилию, место рождения, столицу Отчизны и т. п.
У человека ДП и КП неразрывно связаны.
Перед тем как материал поступает на хранение в ДП, он должен быть обработан в КП, что разрешает обезопасисть мозг от перегрузки и длительно сохранять конкретно крайне важную данные;
5) генетическая память начала выделяться исследователями недавно.
Это информация, сохраняющаяся в генотипе и передающаяся по наследству, не поддающаяся влиянию воспитания и обучения.
2. Ведущая роль того либо иного анализатора:
1) двигательная – запоминаются и воспроизводятся двигательные реакции, исходя из этого на ее базе формируются главные двигательные навыки (ходьба, письмо, спорт, танцы, труд).
Это один из самых онтогенетически ранних видов памяти;
2) эмоциональная – запоминание определенного эмоционального состояния и его воспроизведение при повторении обстановки, в то время, когда оно появилось в первоначальный раз.
Данный вид памяти кроме этого появляется у ребенка весьма рано, в соответствии с современным изучениям уже на первом году судьбы, отлично развит у детей дошкольного возраста.
Характеризуется следующими изюминками:
а) особенная прочность;
б) стремительное формирование;
в) непроизвольность воспроизведения;
3) зрительная – преобладает воспроизведение и сохранение зрительных образов.
У большинства людей этот вид памяти есть ведущим. Время от времени зрительные образы воспроизводятся так совершенно верно, что напоминают фотографический снимок.
О таких людях говорят, что у них эйдетическая память (эйдос – образ), т. е. память, владеющая фотографической точностью.
У большинства людей эйдетическая память отлично развита в дошкольном возрасте, но у отдельных лиц (чаще это люди мастерства) она сохраняется всю жизнь.
К примеру, В. А. Моцарт, С. В. Рахманинов, М. А. Балакирев имели возможность запомнить и воспроизвести на инструменте сложное музыкальное произведение по окончании всего лишь одного восприятия;
4) слуховая – содействует воспроизведению и хорошему запоминанию самых разнообразных звуков.
Особенно отлично развита у музыкантов, акустиков и т. п.
Как особенную разновидность этого вида выделяют словесно-логическую память – это чисто человеческий вид памяти, благодаря которой мы можем скоро и совершенно верно запоминать логику рассуждений, последовательность событий и т. п.;
5) обонятельная – отлично запоминаются и воспроизводятся запахи;
6) вкусовая – преобладание в процессах памяти вкусового анализатора;
7) осязательная – отлично запоминается и воспроизводится то, что человек смог ощупать, к чему прикоснулся руками и т. п.
Последние три вида памяти не являются для человека столь значимыми, как ранееперечисленные, но их важность быстро возрастает, в случае, если функционирование какого-либо из главных анализаторов нарушается, к примеру, в то время, когда человек теряет зрение либо слух (известно довольно много случаев, в то время, когда слепые люди становились хорошими музыкантами).
Кроме приведенных классификаций память может различаться по таким параметрам, как скорость, продолжительность, прочность, объём и точность запоминания.
Многообразие видов памяти разрешает достигать успеха в разных видах деятельности.
50.
Краткосрочная память является способом хранения информации в течение маленького промежутка времени. Продолжительность удержания мнемических следов тут не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В краткосрочной памяти сохраняется не полный, а только обобщенный образ воспринятого, его самые существенные элементы. Эта память трудится без предварительной сознательной установки на запоминание, но с установкой на последующее воспроизведение материала. Краткосрочную память характеризует таковой показатель, как количество. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии совершенно верно воспроизвести спустя пара десятков секунд по окончании однократного предъявления ему данной информации.
Краткосрочная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает лишь та информация, которая сознается, соотносится с потребностями человека и актуальными интересами, завлекает к себе его повышенное внимание. Краткосрочная память характеризуется ограниченностью ее количества (в среднем 7±2). При переполнении количества краткосрочной памяти человека снова поступающая информация частично вытесняет хранящуюся в том месте, и последняя безвозвратно исчезает. Краткосрочная память выступает в роли необходимого фильтра и промежуточного хранилища, перерабатывающего самый громадный количество информации, сходу отсеивающего ненужную и оставляющего возможно нужную.
Процесс запоминания может протекать более действенно, в случае, если сосредоточиться на усваиваемом материале. Установлено, что лучше усваивается информация, которая есть объектом сознания и внимания, выступает в качестве цели. Так уменьшается количество исходной информации, облегчается работа по ее переработке.
Вторым мнемоническим приемом есть запоминание методом повторения. Данный механизм основан на том, что запоминаемый материал при помощи сознательного повторения удерживается в краткосрочной памяти на более долгий срок, чем пара секунд; увеличивается шанс перевода информации в долгосрочное хранилище. В большинстве случаев же без повторения в долгосрочной памяти выясняется только то, что находится в сфере внимания.
Одним из вероятных механизмов краткосрочного запоминания есть временное кодирование, другими словами отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных знаков в слуховой и зрительной совокупности человека. В большинстве случаев, информация перекодируется в звуковую форму, а после этого сохраняется в долгосрочной памяти в смысловой форме. Конкретно суть вспоминаемого приходит на память первым, мы в конечном итоге можем отыскать в памяти желаемое либо по крайней мире заменить его тем, что достаточно близко к нему по смыслу. На этом, например, основан процесс узнавания когда-то виденного либо слышанного.
Память
— это сложный психологический процесс, складывающийся из нескольких частных процессов, связанных между собой. Память нужна человеку, — она разрешает ему накапливать, сохранять и потом применять персональный жизненный опыт, в ней сохраняются знания и навыки.
Процессы памяти: запоминание, сохранение, узнавание, забывание и воспроизведение.
Запоминание – процесс памяти, что снабжает закрепление нового материала. Оно возможно произвольным и непроизвольным, механическим и смысловым, ярким и опосредованным. Запоминанию оказывают помощь: 1) свежая голова (для этого принципиально важно высыпаться), 2) эмоциональная окраска события, 3) хороший эмоциональный фон, рвение, желание запомнить. оптимальнее запоминается конец и начало. Закон «места в серии» гласит, что в любой последовательности легче всего запоминается ее начало, после этого финиш, а самый тяжело — часть, следующая конкретно за серединой. Эффект места в серии проявляется при исполнении любого задания для того чтобы рода — от запоминания телефонного номера до заучивания стихотворения.
Сохранение – процесс, что снабжает удерживание результатов запоминания в течение долгого времени. Совершается посредством мыслительных операций анализа, синтеза, классификации, обобщения. Чем большее значение имеет для человека запоминаемый материал, тем лучше происходит процесс его сохранения.
Воспроизведение – процесс, что совершается в три этапа. На первой стадии совершается узнавание объекта, в то время, когда происходит сравнение прошлого сохраненного опыта с актуальным образом. На втором этапе совершается припоминание – добывание и активный поиск из долгосрочной памяти нужного материала. Третий этап включает репродукцию человеком эмоционально-наполненного образа, в то время, когда осуществляется полное определение образа объекта по всем параметрам.
Забывание – процесс памяти, что ведет к уменьшению объёма и утрате чёткости закрепленного в долгосрочной памяти материала. Наряду с этим время от времени его больше нереально воспроизвести. Забывание имеет позитивную функцию – снимает груз информации, давая предупреждение перегрузку памяти.
Мышление
— функция мозга, итог его аналитико-синтетической деятельности. Оно обеспечивается работой обеих сигнальных совокупностей при ведущей роли второй сигнальной совокупности. При ответе мыслительных задач в коре мозга происходит процесс преобразования совокупностей временных нервных связей. Нахождение новой мысли физиологически свидетельствует замыкание нервных связей в новом сочетании.
Анализ — это мысленное разложение целого на части либо мысленное выделение из целого его сторон, действий, взаимоотношений.
Синтез — обратный анализу процесс мысли, это — объединение частей, особенностей, действий, взаимоотношений в одно целое. синтез и Анализ — две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, возможно как практическим, так и умственным.
синтез и Анализ сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди всегда взаимодействуют с явлениями и предметами. Практическое освоение их и стало причиной формированию мыслительных синтеза и операций анализа.
Мышление — верховная ступень познания человеком действительности. Чувственной базой мышления являются ощущения, представления и восприятия. Через органы эмоций — эти единственные каналы связи организма с окружающим миром — поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. самая сложной формой переработки информации есть деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, каковые перед человеком ставит жизнь, он думает, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а после этого на данной базе преобразует мир.
Мышление не только теснейшим образом связано с восприятиями и ощущениями, но оно формируется на базе их. Переход от ощущения к мысли — процесс, что состоит в первую очередь в обособлении и выделении предмета либо показателя его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении значительного, неспециализированного для многих предметов.
Мышление выступает в большинстве случаев как ответ задач, вопросов, неприятностей, каковые всегда выдвигаются перед людьми судьбой. Ответ задач в любой момент должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски ответов время от времени бывают весьма тяжёлыми, исходя из этого интеллектуальная деятельность, в большинстве случаев, — деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания, терпения. Настоящий процесс мысли — это в любой момент процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.
53. Понятие
— имеется отражение значительных признаков и явлений и свойств предметов. Наряду с этим – неповторимые характеристики каждого явления планируют воедино, синтезируются. Дабы данный процесс осознать, отобразить, необходимо всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете появляется на базе многих умозаключений и суждений о нём. Образование понятий – итог долгой, сложной и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса их мышления. Понятие – усвоенная конечная черта, кроме того абстрактная либо обобщённая. При происхождении нового понятия происходит его усвоение. Усвоить понятие – это значит понять его содержание, мочь выделять значительные показатели, совершенно верно знать его границы (количество), его место среди вторых понятий для того, чтобы не путать со сходными понятиями; мочь пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.
Суждение это форма мышления, отражающая объекты действительности в их отношениях и связях. Каждое суждение имеется отдельная идея о чём-либо.
Последовательная логическая сообщение нескольких суждений, нужная чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, осознать что-нибудь, отыскать ответ на вопрос, именуется Рассуждением.
Рассуждение — имеет практический суть только тогда, в то время, когда оно ведет к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.
Умозаключение – выведение субъективно нового суждения из уже известных суждений, имеющихся сейчас в публично-историческом опыте человечества и личном практическом опыте субъекта интеллектуальной деятельности. Умозаключение как форма получения знания допустимо лишь при соблюдении законов логики. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.
54.
В психологии распространена классификация видов мышления: 1) наглядно-действенное, 2) наглядно-образное и 3) отвлеченное (теоретическое) мышление.
Наглядно-действенное мышление. На протяжении исторического развития люди решали поднимающиеся перед ними задачи сперва в плане практической деятельности, только после этого из нее выделилась деятельность теоретическая. К примеру, сперва отечественный далекий предок обучился фактически (шагами и т. д.) измерять земельные наделы, и лишь позже на базе знаний, складывающихся на протяжении данной практической деятельности, понемногу появлялась и развивалась геометрия как особенная теоретическая наука.
Наглядно-образное мышление. В несложной форме наглядно-образное мышление появляется в основном у дошкольников, т. е. в возрасте четырех — семи лет. Сообщение мышления с практическими действиями у них не смотря на то, что и сохраняется, но не есть таковой тесной, прямой и яркой, как раньше. На протяжении синтеза и анализа познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда обязан потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не нужно систематического практического манипулирования (действования) с объектом, но в любых ситуациях нужно четко принимать и наглядно воображать данный объект.
Отвлеченное мышление. На базе практического и наглядно-чувственного опыта у детей в школьном возрасте начинается — сперва в несложных формах — отвлеченное мышление, т. е. мышление в форме абстрактных понятий. Теоретическое мышление пребывает в познании законов, правил. Оно отражает значительное в явлениях, объектах, связях между ними на уровне тенденций и закономерностей. Теоретическое мышление время от времени сравнивают с эмпирическим. Отличаются они по характеру обобщений. Так, в теоретическом мышлении имеет место обобщение абстрактных понятий, а в эмпирическом — чувственно данных показателей, выделенных методом сравнения.
Мышление словесно-логическое — один из видов мышления, характеризующийся применением понятий, логических конструкций. Мышление словесно-логическое функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре Мышления словесно-логического формируются и функционируют разные виды обобщений.
55.
Становление мышления у детей проходит через три определенных этапа:
- наглядно – действенное мышление;
- наглядно – образное мышление;
- словесно — логическое мышление.
На первой стадии, ребенок решает самые примитивные задачи – крутит, крутит, тянет игрушки, нажимает на кнопочки и так, выявляет следствие и причину способом ошибок и проб.
Второй этап развивает уже конкретно-предметное мышление, в то время, когда ребенку не обязательно задействовать руки, поскольку он способен образно представить, что будет, если он сделает вот это либо то.
Третий этап развивает абстрактно-логическое мышление, при котором ребенок уже не руководствуется образами, а выражается отвлеченными, выраженными словами. Ребенок с отлично развитым словесно-логическим мышлением легко способен растолковать, что пространство и такое время.
Так, пройдя все три этапа развития мышления, ребенок сможет:
- разбирать – разделять предметы, явления и действия на составляющие компоненты;
- синтезировать – разбирать и объединять связь в это же время либо иным действием;
- сравнивать – обнаружить различия и сходства;
- классифицировать и обобщать – объединять предметы по неспециализированным показателям;
- конкретизировать – выделять из неспециализированного частное воздействие либо предмет;
- абстрагировать – выделять конкретную сторону одного предмета, не акцентируя на вторых сторонах предмета.
56.
Одной из главных задач умственного воспитания детей есть развитие мышления. Дабы приучить ребенка к умственному труду, нужно сделать его увлекательным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается различными способами, среди которых на особенном месте стоит дидактическая игра, содержащая в себе довольно широкие возможности для развития умственной деятельности детей, для активности и развития самостоятельности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает стремительнее, активнее, поскольку игра – вид деятельности, свойственный этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не подмечая, что его учат.
Игра – важная умственная деятельность, в которой развиваются все виды свойств ребенка, в ней расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире. В игровой деятельности складываются очень благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно – действенного мышления к элементам словесно – логического мышления. Конкретно в игре начинается свойство ребенка создавать совокупности обобщенных обычных явлений и образов, в мыслях преобразовывать их.
В игре дети обучаются думать о вещах, каковые они в данное время конкретно не принимают. Эта игра учит опираться в ответе задачи на представление о ранее воспринятых предметах. Игра требует применения приобретенных ранее знание в новых связях, в новых событиях. В этих играх ребенок обязан решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: обрисовывать предметы, отгадывать по описанию, по показателям различия и сходства, собирать предметы по разным особенностям, показателям, самому придумывать рассказы с включением небылиц и т.д.. В то время, когда у детей начинает формироваться словесно – логическое мышление, нужно больше применять игры конкретно с целью развития самостоятельности мышления, формирования интеллектуальной деятельности.
Неточности в мышлении
– это усвоенные в ходе судьбы неправильные методы оценки действительности, анализа, синтеза и т.д. Эти неточности мешают объективно оценивать действительность, делать выводы и приводят к негативным чувствам, ошибочным действиям.
Долженствования. Оценивание действительности в стиле «Я, другие, обстановка, мир должны…».В то время, когда человек мыслит в таком стиле, он учитывает лишь один вариант событий, поскольку «должно» свидетельствует что «не может быть в противном случае». Ужастификация. Мышление в стиле «Этоужасно…» ведет к переоценке событий и, как следствие, неправильным действиям и психологическому напряжению. Сверхобобщения. В то время, когда человек по части обстановке делает вывод, что и вся обстановка непременно такая. К примеру, в то время, когда по одному поступку делается вывод обо всем человеке. Черно-белое мышление. Мышление, при котором человек видит лишь нехорошее, либо лишь хорошее, и не имеет возможности заметить другие части. Негативизм. Склонность подмечать лишь негативные финалы событий. Сверхатрибуция (приписывание обстоятельств). Неточностью этого мышления есть то, что человек по какому-то внешнему показателю сходу делает вывод о причине.
Мышление возможно развивать, увеличивая его скорость, осмысленность, свободу и глубину. Мышление возможно делать более конкретным, хорошим и рабочим. Один из способов развития мышления — это способ ошибок и проб. Сущность метода — поощряется какое-то поведение. И обучаемому необходимо связать как минимум что случилось и что взял — а это уже начальные азы мышления.
Приемы развития наглядно-действенного мышления: — работа с конструкторами по наглядному примеру; — упражнения и задания со спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек); — работа с бумагой и ножницами — аппликация, изготовление поделок
Приемы развитие наглядно-образного мышления: — рисование; — работа с конструкторами, но уже по собственному плану ребенка
Развитие словесно-логического мышления :
«Поиск аналогов» Именуется какой-либо предмет либо явление. Нужно отыскать предметы, похожие на него по разным показателям
«Методы применения предмета». Назвать как возможно больше разных способов применения любого предмета.
«Четвертый лишний». Задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоего показателя, неспециализированного для остальных трех
«Составление предложений из слов» Берут наугад три слова, не связанные по смыслу. С ними нужно составить как возможно больше предложений.
«Составь слова». Составить из определенного комплекта букв, слогов либо долгого слова как возможно больше слов.
Придумывание недостающих частей рассказа, в то время, когда одна из них пропущена (начало события, середина либо финиш)
58. Воображение
— особенная форма психики, которая возможно лишь у человека. Оно непрерывно связано с людской свойством изменять мир, преобразовывать реальность и творить новое. Владея богатым воображением, человек может жить в различном времени, что не имеет возможности себе позволить никакое второе живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в фантазиях и мечтах.
Воображение имеется и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, да и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.
Физиологической базой воображения есть образование временных нервных связей, их диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые совокупности.
Воображение связано и с чувствами, с деятельностью подкорковых образований головного мозга, каковые регулируют органические процессы. Такими глубинными отделами мозга, принимающими участие вместе с корой громадных полушарий, в их включении и формировании образов в процессы деятельности есть гипоталамо-лимбическая совокупность (гипоталамус в его связях с подкорковыми областями и древней корой, образующими лимб, либо границу, около передней части ствола мозга у входа в полушария мозга) .
Воображение, как и все психологические процессы, основано на аналитико-синтетической деятельности мозга. Вычленяя отдельные элементы действительности для мнимого образа, человек осуществляет аналитическую деятельность, а объединяя их в новых образах — синтетическую деятельность.
59.
В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют послепроизвольное (либо вторично непроизвольное), произвольное и непроизвольное.
Непроизвольное внимание (пассивное). Вид внимания, при котором отсутствует регуляции и сознательный выбор направления. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В базе оного лежат неосознаваемые установки человека. В большинстве случаев, краткосрочно, скоро переходящее в произвольное. Происхождение непроизвольного внимания возможно позвано изюминкой влияющего раздражителя, и обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту либо психологическому состоянию человека. Время от времени непроизвольное внимание возможно нужным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность вовремя распознать появление раздражителя и принять нужные меры, и облегчает включение в привычную деятельность. Но одновременно с этим непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха делаемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. К примеру, необыкновенный шум, вспышки и выкрики света на протяжении работы отвлекают отечественное внимание и мешают сосредоточиться.
Произвольное внимание. Физиологическим механизмом произвольного внимания помогает очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной совокупности. Из этого очевидна роль слова своих родителей либо учителя для создания у ребенка произвольного внимания.
Происхождение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, поскольку без управления своим вниманием нереально осуществлять сознательную и планомерную деятельность.
Психотерапевтической изюминкой произвольного внимания есть сопровождение его переживанием большего либо меньшего волевого упрочнения, напряжения, причем долгое поддерживание произвольного внимания приводит к утомлению, обычно кроме того большее, чем физическое напряжение.
Полезно менять сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, методом переключения на более легкие либо увлекательные виды действия либо же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.
Человек прилагает большое упрочнение воли, концентрирует внимание, осознаёт содержание нужное для себя и уже дальше без волевого напряжения пристально смотрит за изучаемым материалом. Его внимание делается сейчас вторично непроизвольным, либо после-произвольным. Оно будет существенно облегчать процесс усвоения знаний, и давать предупреждение развитие утомления.
Послепроизвольное внимание. Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека.
Обращение
– база всей познавательной деятельности личности, независимый познавательный процесс, и, наконец, она выступает как средство общения, в котором объективируются содержание сознания человека и его личностные качества.
Обращение – это совокупность произносимых либо принимаемых звуков, каковые имеют тот же суть да и то же значение, что и соответствующие им совокупность письменных знаков.
Людская обращение делает множество функций:Высказывает личное своеобразие психологии человека; выступает носителем информации, сознания и памяти; есть средством общения и мышления; выступает регулятором собственного поведения и человеческого общения; есть средством управления поведением вторых людей. Но основная ее функция пребывает в том, что она есть инструментом мышления.
Различают внешнюю и внутреннюю обращение. Внешняя, со своей стороны, включает:
Устную, которая является общением при помощи языковых средств, воспринимающихся на слух. Она подразделяется на диалогическую и монологическую.
Письменная обращение является разновидностью монологической речи, но в отличие от монолога строится при помощи письменных знаков. Письменная обращение отличается от устной не только тем, что применяет письменные символы, но и тем, что имеет изюминке в языковой организации.
Внутренняя обращение: тихая обращение про себя и для себя, появляющаяся в ходе мышления. Внутренняя обращение происходит из внешней, с ее помощью происходит переработка образов восприятия, их классификации и осознания в определенной совокупности понятий. Внутренняя обращение кодирует образы настоящего мира символизирующими их символами и выступает как средство мышления. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности.
Эгоцентрическая обращение – особенная форма речи, промежуточная между внутренней и внешней речью, делающая по большей части интеллектуальную, а не коммуникативную функцию. Она активизируется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, а к 6-7 годам исчезает. Эгоцентрической речи, как и внутренней, характерны интеллектуальная функция, неполная осознанность, предикативность и агглютинированность.