Церковь святой мученицы царицы александры

Усадьба Храповицкого

Адрес: Владимирская область, Судогодский р-н, Муромцево

Церковь святой мученицы царицы александры
Граф Владимир Семенович Храповицкий

Представитель известного дворянского рода польских корней герба «Гоздова».
Владимир Храповицкий окончил по первому разряду Императорский Александровский лицей. В 22 года, как вольноопределяющийся, поступает в Лейб-гвардии Гусарский Его Величества полк, через три месяца (25 июля 1880 г.) ему присваивается звание унтер-офицера. 19 февраля 1881 г. выдерживает офицерский экзамен с присвоением звания эстандарт-юнкера и занесением в послужной перечень. 5 июня 1881 г. произведен в корнеты гвардии (Высочайший приказ от 5 июня 1881 г.). С 30 октября 1883 г. по 15 февраля 1884 г. командируется во второй телеграфный полк для изучения телеграфного дела, 5 апреля 1884 г. присвоено звание поручика гвардии и возложено руководство телеграфной работой полка, потом последовательно присваиваются звания штаб-ротмистра гвардии и ротмистра гвардии. По окончании смерти отца был отпущен в мае 1884 г. в четырехмесячный отпуск для раздела имущества между ним, его сёстрами и матерью.

Строительство усадьбы Храповицкого в Муромцево начато в 1884 г. Архитектором неповторимого и столь нехарактерного для русских усадеб главного дома и других подчиненных помещений, включая очень уникальный скотный двор, похожий на мелкий замок, был Петр Самойлович Бойцов.

Церковь святой мученицы царицы александры Церковь святой мученицы царицы александры
Замок Храповицкого с каскадными прудами

Это был в то время легендарный архитектор, быть может, привычный вам по вторым своим постройкам, к примеру, по усадьбе в Успенском либо по Барвихе. По этим строениям, очевидно, возможно сходу подметить, что архитектора завлекал готический стиль средневековых замков, в этом стиле он и пробовал делать собственные творения вопреки господствующему в то время в Европе и России стилю эклектики.

УСАДЬБА

Церковь святой мученицы царицы александры
Въезд в усадьбу Храповицкого «Муромцево». Архитектор П.С. Бойцов. В дни приезда хозяина в имение над домом поднимался флаг Храповицких. Фотография, ок. 1910 г.
Церковь святой мученицы царицы александры
Неспециализированный вид замка усадьбы Храповицкого «Муромцево». Двухэтажная часть замка во французском стиле спроектирована архитектором П.С. Бойцовым в 1880-х гг., четырёхэтажная «в британском вкусе» — малоизвестным автором позднее. Фотография, 1970-е

гг.

Церковь святой мученицы царицы александры

Церковь святой мученицы царицы александры Церковь святой мученицы царицы александры Церковь святой мученицы царицы александры Церковь святой мученицы царицы александры Церковь святой мученицы царицы александры Церковь святой мученицы царицы александры Церковь святой мученицы царицы александры
Смотровая башня
Церковь святой мученицы царицы александры Церковь святой мученицы царицы александры
Остатки фресок
Церковь святой мученицы царицы александры

Дворец

В июне 1884 г. было начато строительство главного дома — дворца в духе средневековых европейских замков. Первый этап строительства проходил во время с 1884 по 1889 гг. П.С. Бойцов сооружает в Муромцево в едином стиле основной дом с каскадом прудов перед ним и прилегающими к нему сооружениями и постройками. Первоначально основной дом был двухэтажным, но в 1906 г. к нему было пристроено нисколько не портящее начальный план правое крыло с высокой башней по проекту малоизвестного архитектора.
Усадьба представляет собой один из бессчётных эклектических «замков» дореволюционной России, выстроенных на романтическом прочтении европейского средневековья. Среди бессчётных аналогов — замок Попова, Шереметевский замок, дворец Понизовкиных в Красном Профинтерне, Дворец принцессы Ольденбургской, Майендорф. Основной господский дом (дворец) был находится в центре усадьбы и воображал собой асимметричную довольно центральной оси осмотра архитектурную композицию, складывающуюся из двух хороших друг от друга формообразующих и разновременных построек (1884—1889 гг., 1906 г.).
Западная часть строения представляет собой двухэтажную постройку с одной трёхъярусной и второй, примыкавшей к строению с юго-запада, круглыми башнями. Круглая башня венчает кроме этого фасад южного четырёхэтажного крыла замка, пристроенного в 1906 г. Дворец являл собой строение, планировка помещений которого была решена посредством анфилад разной этажности. Во дворце пребывало более 80 разных помещений, жилых комнат и гостиных. Проект был реализован с учётом всех новшеств: парка и электрическое освещение построек от независимого локомобиля, центральное отопление, водопровод от парового насоса и двух водонапорных башень, канализация, телефон в помещениях, личная телеграфная станция.

Во время с 1884-1889 гг. он сооружает основной усадебный дом, и ряд других подсобных помещений и усадебных построек: охотничий домик, дом управляющего (не сохранился), летний театр, конный двор, скотный двор, каретный сарай, древесные музыкальный и лодочный павильоны, пристань на пруду и водонапорную башню.

КАРЕТНЫЙ ДВОР

Церковь святой мученицы царицы александры

Церковь святой мученицы царицы александры

Церковь святой мученицы царицы александры

Церковь святой мученицы царицы александры

Церковь святой мученицы царицы александры Церковь святой мученицы царицы александры Церковь святой мученицы царицы александры Церковь святой мученицы царицы александры

Конный двор

Церковь святой мученицы царицы александры

Церковь святой мученицы царицы александры Церковь святой мученицы царицы александры Церковь святой мученицы царицы александры
Конный двор

В конюшнях Храповицкого пребывали лучшие скакуны (до 30 голов) известных коннозаводчиков Петрова-Соколова, Головнина, Шереметева, численность стада крупного скота перевалило за сотню. Громадный двор предназначался для разведения птицы, любитeльницeй которой была сама хозяйка. За разведение гусей китайской породы Храповицким была присуждена серебряная медаль министерства земледелия. Каретный двор был запланирован на много гостей, и для конных экипажей, дрожек, саней и колясок самого Храповицкого, каковые он заказывал лишь у Петтерсона.
На данный момент пара семей живут в строении конного двора графа Храповицкого.

Скотный двор

Церковь святой мученицы царицы александры Церковь святой мученицы царицы александры Церковь святой мученицы царицы александры Церковь святой мученицы царицы александры Церковь святой мученицы царицы александры Церковь святой мученицы царицы александры

Пруды

Церковь святой мученицы царицы александры Церковь святой мученицы царицы александры Церковь святой мученицы царицы александры Церковь святой мученицы царицы александры Церковь святой мученицы царицы александры Церковь святой мученицы царицы александры

В один момент со строительными начались работы по созданию садового ландшафта, с целью проведения которых были приглашены наибольшие эксперты того времени — узнаваемые садовые мастера К. Энке, А. Регель, Г. Куфельт, лесоводы К. Тюрмер и зять Храповицкого Герле.

Церковь святой мученицы царицы александры
Сад
Церковь святой мученицы царицы александры
Парк в усадьбе Графа Храповицкого

Все усадебные постройки размещались на территории огромного парка с питомником и дендрарием площадью более 40 га — тут росли много редких и экзотических пород деревьев: пихта бальзамическая, кипарис, сосна Банкса, орех серый и многие другие. Сам парк складывался из трех частей: итальянской (водные каскады на террасах и водные партеры), французской (фонтаны, площадки и оранжереи для игр) и британской (аллеи, поляны и пруды — была пристроена в 1910 г.). Въезд на территорию парка со стороны Муромцева и со стороны дороги от ЖД станции были объединены одной аллеей, ведущей к дворцу. Тут размешались площадки для спортивных игр; медлено изогнутые аллеи, украшенные скульптурами мастерской Козлова; просторные поляны с красивыми группами деревьев а также неестественные ручьи. На протяжении дорожек находились электрические светильники, сделанные на фабриках Мальцова, и актуальная венская садовая мебель из гнутой древесины, кресла и скамейки от Тонет, что существенно преобразило вид парка. Пруды, освещённые многоцветными электрическими лампами, каскады и фонтаны в окружении экзотической растительности усиливали великолепия усадьбы и впечатление роскоши.
В ансамбль усадьбы входил громадной фруктовый сад, в котором насчитывалось пара сотен плодово-ягодных деревьев и кустарников, две теплицы, две оранжереи, последовательность парников. При въезде в усадьбу и перед дворцом были разбиты цветники причудливой клумбы и формы, которыми славилась усадьба.
Фундаментальный принцип Храповицкого — все лишь лучшее. Костюм, например, ему шил царёв портной. Посуду делал Фаберже. А вдруг барыня принимала ванну, то купалась обязательно в нарзане.

Интерьер

Внутренние помещения отличались шикарной отделкой. Полы из наборного паркета, красивые и резные по дереву потолки, двери и стены, полированные деревом. Роспись потолка в аванзале, декоративная живопись в гoстиной и столовой были выполнены столичным живописцем Августом Томашки. Во дворце Храповицкого было более 80 помещений, и любая из них, как и в Петергофе, была отделана по особенному. Были помещения: зеркальная, янтарная, малахитовая, голубая, розовая и т. д. Помещения замка освещались электрическими лампами в золочёных светильниках византийского стиля от Берто, в доме были устроены мраморные камины, туалетные помещения с ваннами и бассейном из мастерской братьев Ботта. Настоящим украшением интерьера служила громадная коллекция картин, ковров, гобеленов, рыцарских доспехов и старинного оружия.

Церковь святой мученицы царицы александры
Один из комнат дворца Храпавицкого

Все предметы декора заказывались только у поставщиков и столичных мастеров Высочайшего двора. Мрамор для лестниц Храповицкий заказывал у Губонина, мебель — у Шмита, придворного фабриканта, декоратора и обойщика, тестя архитектора П. С. Бойцова. Кроме мебели дом украшали красивые вещи, делающие обстановку более комфортной и домашней: скульптуры Ботта, оружие, севрские вазы, фарфор, зеркала, латунь — от царского поставщика Ивана Эберта, столовое серебро — от Карла Фаберже.
Внутреннее убранство усадебной церкви было столь же роскошно, как и во дворце: серебро — от Фаберже, светильники, утварь и крест — от дома Соколова. Мастерская Медведева изготовила иконостас с иконами работы школы Васнецова, настенную роспись выполнил всё тот же живописец Август Томашки.

Церковь Святой мученицы царицы Александры

Церковь святой мученицы царицы александры Церковь святой мученицы царицы александры Церковь святой мученицы царицы александры Церковь святой мученицы царицы александры Церковь святой мученицы царицы александры Церковь святой мученицы царицы александры Церковь святой мученицы царицы александры
Церковь Святой мученицы царицы Александры

В 1899 г. в Муромцево появляется последняя постройка Бойцова — усадебная церковь в псевдорусском стиле.
С разрешения местной епархии в течение 4-х лет неподалеку от главного дома была выстроена усадебная церковь с одним престолом «Святой мученицы царицы Александры» и в 1899 г. освещена в сутки памяти равноапостольного князя Владимира (15 июля по старому стилю) (в 1992 г. передана в безвозмездное пользование Владимирской Епархии Русской православной церкви, употребляется по назначению).

Указом от 6 октября 1887 г. граф В.С. Храповицкий был награжден орденом Станислава 3-й степени.
Орден был создан в 1765 г. польским королем Станиславом Понятовским. Надпись на нем гласила «Учреждая, поощряю». Это был последний в истории императорский орден. Указ о награждении подписал Александр III. По большому счету, Храповицкий был при дворе во времена правления двух императоров, пользуясь размещением обоих».

По окончании раздела наследства унаследовал от отца ценой размолвки с семьёй имение и 21 тысячу десятин почвы. богатейшие окружающие и Запущенность хозяйства леса наводят Храповицкого на идея заняться продажей и лесопромышленной разработкой сырорастущего леса, дров и лесоматериалов. Начинаются поставки строевой древесины для потребностей железной дороги и дров в Москву, а также в безлесые районы. Показав талант предпринимателя, добился уже в первые два года чистого дохода от продажи леса по 90 тыс. рублей. Это разрешило начать обустройство усадьбы.
Для обеспечения сохранности леса Храповицкий во второй половине 80-ых годов XIX века создаёт особую охрану из более 30 стражников, два лесничества и две независимые лесные конторы, пытается вести лесохозяйственные работы, внедряя тщательность выполнения, мероприятия и плановость по неестественному лесовозращению.

Церковь святой мученицы царицы александры
Муромцево — контора

В 1892 г. приглашает для работы в собственное лесное хозяйство К.Ф. Тюрмера, известного лесовода-практика графа Уварова, представителя хорошего германского лесоводства, деятельность которого разрешила строить хозяйство на правилах восстановления лесных постоянства и угодий лесопользования, делая его ещё более образцовым и прибыльным. За маленький срок, до 1900 г., были достигнуты поразительные результаты в деле неестественного лесовосстановления, не сравнимые ни с одним казённым лесничеством, ни частным лесовладением в Центральной России.
Храповицкий сооружает первую паровую лесопилку, начинает строительство трёх больших водяных мельниц, кирпичного завода, учреждает АО «Лесные склады Храповицкого» с капиталом в 300 тыс. рублей, куда вошли лесопильня, скипидарные заводы и смолокурня.
С разрешения Министерства дорог сообщений для вывоза леса была выстроена личная ЖД ветка, соединившая уездную Судогду со станцией «Озеро» Муромской железной дороги длиной 41 км, с постройкой которой и двух на ней станций — Первая и Вторая Храповицкая — поток лесоматериалов стал из года в год увеличиваться. Велось строительство лесных складов, склада. Деятельно разрастались цеха лесоперерабатывающего завода вблизи от села Ликино, в том месте же на станции Первая Храповицкая вырос посёлок Андреево.

Церковь святой мученицы царицы александры
Муромцево. Станция Храповицкая 2

Церковь святой мученицы царицы александры

Строение станции со характерным ему размахом проектировал архитектор Петр Самойлович Бойцов. Не без скандалов я умерял его аппетиты, и станция вопреки проекта была выстроена в один шатер.
Дорогу обслуживали пятидесятисильные паровозы совокупности ’’Краус” мюнхенского завода Отто Шпенемана и дрезины американской компании Калимазу.

В 1894 г. выгнан с работы в отставку по домашним событиям с производством в полковники гвардии и правом ношения мундира. Определён на службу в МВД (05.04.1909) (Высочайшие приказ № 8 от 5.02.1909 г.).
В 1896 г. B.C. Храповицкий с женой Елизаветой находился на праздничной церемонии, посвященной коронации Николая II, для которой он приехал из Санкт-Петербурга в Москву.
В 1913 г. он, будучи предводителем губернского дворянства, сопровождал императора в его поездках по Владимирской губернии по случаю 300-летия семейства Романовых на русском престоле, развлекая императора беседами, отвечая на вопросы, говоря о состоянии дел на Владимирщине. Планировалась поездка императора в Муромцево – имение Храповицкого (специально для этого была выстроена ЖД ветка), но в силу сложившихся событий этого не случилось».

В 1906 г. Храповицкий решает еще достроить основной усадебный дом и приглашает какого-либо архитектора, имя которого до сих пор неизвестно и, по всей видимости, так и останется тайной. Он пристраивает к дому еще одно крыло, выполненное кроме этого в готическом стиле и воображающее собой массивную башню. Эта башня более мрачна и очень сильно выделяется в цельном архитектурном комплексе главного дома, выстроенного Бойцовым. Но нельзя не подчернуть, что малоизвестный создатель внес легко неповторимый вклад в это строение, сделав усадьбу неповторимым несимметричным замком.

Не обращая внимания на собственный казалось бы маленький возраст, об усадьбе ходят разные предания. Говорят, что в 1880-х гг. граф Храповицкий, путешествуя по Франции, был в восхищении от средневековых замков. У него появилась мысль выстроить себе усадьбу на родине в таком же стиле, но сопровождавшие его французские приятели, очевидно, очень также состоятельные люди, как-то задели графа, сообщив, что у него ничего не окажется. Обиженный Храповицкий заключил с французом пари, что непременно выстроит замок. Итак, прошло пара лет, замок он вправду выстроил, каков размах был у других построек также уже светло… Одной из самых выдающихся построек усадьбы был скотный двор, смотревшийся якобы как уменьшенная копия замка того самого француза, заключившего пари с Храповицким и некогда его обидевшим. Итак, француз прибывает в Муромцево, и Храповицкий подводит его к скотному двору.
— М-да, — сконфуженно сообщил француз, — Пожалуй, вам удалось, в общем, скопировать мое родовое гнездо.
— Рад это слышать! — ответил граф Храповицкий, — Но мое родовое гнездо находится чуть дальше, а тут живут мои свинки!

На имя Храповицкого часто приходили письма прося о материальной помощи. Особенно довольно часто в фондах архива виделись письма от семьи Литвиновых, с которой Храповицкий пребывал в дружеских отношениях. Значительно чаще деньги просили на лечение и на поступление в учебные заведения.

Для обучения крестьянских детей Храповицким были выстроены две школы: начальная (четырехклассная) и музыкальная (по-второму, художественная). Обучение в обеих школах было бесплатным. Для школы было выстроено двухэтажное белокаменное строение. К сожалению, нам не удалось узнать, каков был учительский состав. Около двух лет назад это строение было реализовано, и на данный момент в том месте живут пара армянских семей.

В 1890 г. Храповицкий открыл музыкальную школу на Бору, в которой велось обучение деревенских мальчиков игре на народных смычковых и духовых инструментах, и хоровому пению. На средства Храповицкого были наняты учителя-эксперты, приобретены музыкальные инструменты и, редкие по тем временам, ноты. Инструменты Храповицкий брал лишь у лучших мастеров. Школа производила оркестрантов-специалистов. Известный оркестр Храповицкого, складывающийся из выпускников музыкальной школы, игрался не только в имении. Потом музыкантов из имения с наслаждением принимали во Владимире, Москве, Петербурге. Музыкальная школа размешалась в древесном строении.

Церковь святой мученицы царицы александры
Флигель для приезжающих в усадьбе Храпавицкого, Муромцево

Муромцево стало любимым местом времяпровождения близживущих и столичных родовитых семейств, а Владимир Семенович снискал себе славу хлебосольного и радушного хозяина. И не страно.
Для гостей устраивались лодочные прогулки, балы, салюты, иллюминация, разные игры. Приезжие с восторгом осматривали окружающую их миниатюрную копию Версаля: пруды, фонтаны, сады. Популярным развлечением было катание на лодках.
Зимний период лодки, яхты и ботики хранились в сарае, а летом их добывали, чистили, красили, приводили в порядок к приезду гостей. На берегу пруда была устроена беседка для оркестра.

Театр

Церковь святой мученицы царицы александры
Театр

Театр воображал собой миниатюрную копию Мариинского театра, был выполнен из дерева. Зимний период театр репетировал, а летом, с приездом зрителей, раскрывался очередной сезон. Лавровые деревца выставлялись в аллею, ведущую к театру.
В 1899 г. на сцене шли «водевиль и» Волчьи зубы Алмазова «Ямщики». Эти пьесы пользовались громаднейшим успехом у публики. Среди актеров были по большей части воспитанники музыкальной школы на Бору.
В перерывах гости слушали виртуозов-балалаечников. Храповицкий пробовал выручать и распадающиеся театральные труппы, предоставляя им кров, место и содержание на сцене собственного театра.
Не только пьесами славился муромцевский театр, но и музыкальными вечерами, в программу которых входило выполнение хорошей музыки. Тут бывали Нежданова, Собинов, Шаляпин. Храповицкий приглашал их в качестве гостей.

В имении устраивались шумные балы, каковые по роскоши и по размаху не уступали столичным празднествам. И, само собой разумеется, охота: Храповицкий был страстным охотником, передавал гостей своим увлечением.
Наровне с охотой, Храповицкий занимался разведением псов. И поныне бытует легенда о так называемой «Собачьей горке» – кладбище для его четвероногих любимцев. Они было расположено рядом с дворцом. Люди говорят, что для псов граф заказывал отдельные мемориальные плиты из гранита.
Среди гостей имения числились как столичные аристократы, так и местные промышленники. Так, граф, сохраняя столичный статус, не терял размещения местных землевладельцев.

Храповицкие довольно много времени и средств уделяли благотворительной деятельности, заботясь об улучшениях не только в собственном имении, но и в целом по губернии. В 1895 г. В.С. Храповицкий стал почетным участником Общества Святого Равноапостольного Князя Владимира.
Все, кто трудился нa Храповицкого, вспоминают его как хорошего, отзывчивого, но весьма строгого и требовательного человека. За собственный хорошее отношение он потребовал преданности и исполнительности, но был щедр и отзывчив, чем и прославился в народе. Но, все это никак не помешало тому же самому народу, без мельчайших угрызений совести, разрешить войти собственного покровителя по миру.

В начале 1913 г. в Ликино раскрывается поликлиника со стационаром и доктор которой еженедельно посещает фельдшерский пункт в Муромцево.
В 1918 г. имение было национализировано. В этом же году вышло «Положение о управлении и заведовании имениями, имеющими общегосударственное значение и принятыми на учет губернскими комиссариатами земледелия».
В 1920 г. из муромцевской усадьбы был вывезен целый вагон сокровищ, около 300 пудов, в губернский исторический музей. Часть красивых графических рисунков и полотен их коллекции Храповицкого в течение 1918, 1921, 1924 и впредь до 1927 г. поступало в фонды Владимиро-Суздальского музея-заповедника, часть театра и обстановки дворца была во Владимире, Гусь-Хрустальном, в разных учреждениях Судогды.

По окончании отъезда Храповицких в эмиграцию во Францию (по косвенным данным — в 1921 г.), усадьба подверглась осквернению и расхищению. В 1921 г. в строении дворца был основан лесной университет, преобразованный скоро в лесной техникум с агрономическим и лесохозяйственным отделениями. Обучающимся показывали растения в дендрарии, парк был наглядным пособием по ведению садово-паркового хозяйства, породистые животные (кони, утки, лебеди, куры, свиньи и другая живность) пропали без вести. В следствии роста поселка площадь парка существенно уменьшилась и начала составлять менее 10 гектар. Последующее расширение посёлка Муромцево стало причиной сокращению площади парка в 5 раз, с 40 до практически 8 га. В течение 56 лет, пока лeсхозтехникум размешался во дворце, имение расхищалось и перестраиваться до неузнаваемости.
Финиш 1980-х гг. можно считать переломным в жизни усадьбы — переезд профтехучилища в 1977 г. в новое строение практически предрешил судьбу главного усадебного дома и прилегающих построек, они были практически бесхозными и кинутыми на разграбление, стали ветшать и понемногу разрушаться. Два последующих пожара в замке завершили собственное опустошительное дело — от внутреннего убранства ничего не осталось.
на данный момент постройки усадьбы Храповицкого будут в полузаброшенном состоянии и медлительно разрушаются. Сейчас замок стал достаточно популярен, не обращая внимания на собственную обветшалость, основной усадебный дом завлекает ко мне приезжих, туристов, мечтателей и романтиков. Люди тут бывает, ко мне едут, дабы взглянуть на это чудо, прогуляться по ветхому парку, взглянуть на заросшие каскады прудов, помечтать. на данный момент уже с большим трудом возможно представить как тут было отлично, но все же постараться прочувствовать эту воздух в полной мере возможно.

22 февраля 2012 г. инициативная несколько граждан обратилась к кандидату на пост президента РФ прося поменять статус усадьбы Муромцево и других известных усадеб России, с целью их восстановления.

2013 г. судогодским краеведом Натальей Знахуренко ссылаясь на издание 2010 г. книги Н. А. Дубовицкого (француза русского происхождения, краеведа) «Русский некрополь в Висбадене» отыскана могила В.С. Храповицкого. Могила В. С. Храповицкого расположена на территории древнего русского кладбища в Висбадене, почва Гессен в Германии. Могила расположена на участке № 2, это несложный древесный крест, на котором указана и дата смерти 1858—1922 гг.
Супруга — Храповицкая (урождённая Чигловокая) Елизавета Ивановна (ок. 1850 -(?)), дочь новгородского помещика, попечительница ночлежного приюта при Первом убежище петербургского общества «Ясли». Детей у супругов не было.
Оказывается, из Франции в Россию Храповицкая писала не единожды. Еще до 28-го г. в 1925-м г. Елизавета Ивановна обращалась за помощью к революционеру и учёному-народнику Николаю Александровичу Морозову. В этом письме она более детально обрисовала собственное плохое положение. Выясняется все эти долгие годы оно хранилось в архиве Русском академии наук. Прочесть его удалось в виртуальном аналоге архива на сайте академии в фонде Николая Александровича Морозова. Из второго письма владимирские историки в первый раз выяснили, что Елизавета Ивановна — в действительности урожденая графиня Головина. До этого её именовали дочерью Новгородского аристократа Чиглокова.
По последним сведениям Владимиро-Суздальского музея заповедника стало известно, что Е.И. Храповицкая потом стала женой полковника Най-Пума (приятеля принца Синая Чакробона), что при крещении взял имя Николай Николаевич Пум, и вместе с ним в июле 1918 г. покинула Россию, уехав во Францию, а потом допустимо и в Англию. Эти сведения подтверждает и письмо внучки Чакробона Владимиро-Суздальскому музею заповеднику. Ею же в музей выслано единственное фото Е.И. Храповицкой.
В связи с тем, что Елизаветы и жизненные пути Владимира Храповицких разошлись ещё до их отъезда из страны, место захоронения Е. И. Храповицкой до сих пор неизвестно.

Церковь святой благоверной мученицы царицы Александры близ Петергофа


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: