Целеполагание в конце учебного занятия

Литература. Тема: «Пушкин-историк»(6 класс)

Преподаватель предлагает ответить на вопросы:

— Что вы сейчас определили нового о Пушкине?

— Что еще желали бы определить? (преподаватель фиксирует вопросы, каковые интересуют детей)

— Кто из вас может подготовить ответы на эти вопросы? (обучающиеся выбирают вопросы для выступления и самостоятельного изучения на следующем занятии)

— Что осталось непонятным? (обучающиеся высказываются)

— Кто может пояснить одноклассникам непонятное?

— Как вы думаете, о чем отправится обращение на следующем занятии?

— Кто желает, как Пушкин, сам выступить в роли историка?

— Кто желает оказать помощь мне в проведении следующего занятия? (преподаватель договаривается о встрече с обучающимися).

Вопросы для обсуждения и самопроверки

1.Как связаны цели и целеполагание в педагогическом ходе?

2. Назовите требования к целеполаганию.

3.Как взаимосвязаны цели и результаты деятельности?

4. Продемонстрируйте на конкретных примерах, как взаимосвязаны задачи и цели в педагогическом ходе.

5. Чем отличаются «свободное» и «твёрдое» целеполагание?

6. Приведите примеры разных видов целеполагания.

7.Назовите этапы целеполагания в обобщенном виде.

8. Как возможно привлечь обучающихся к целеполаганию учебной деятельности?

9.Как выяснить эффективность целеполагания?

Практические задания

Базисный уровень

1.Сформулируйте задачи конкретного дела: а) жизненно-практические; б)воспитательные; в) организационно-педагогические (применяйте разработки из опыта, представленные в следующей главе).

2.Выясните результаты конкретного дела (учебного занятия): а) предметные; б) метапредметные; в) личностные (применяйте разработки мероприятий из следующей главы).

3.Применяя разработку из опыта, представленную в следующей главе книги, выделите этап целеполагания и приемы, каковые используются на этом этапе.

Повышенный уровень

1.На конкретных примерах продемонстрируйте связь задач и целей, осуществляя их декомпозицию и композицию:

а)цель конкретного дела — цель на период — цель на год — цель перспективная;

б) цель личности — цель микрогруппы — цель классного коллектива — цель школы.

2. Создайте методы привлечения детей к разным видам целеполагания учебной деятельности.

3. Создайте методику целеполагания конкретного дела (учебного занятия).

Рекомендуемая литература

1.Планирование воспитательного процесса: технологии и современные подходы: сборник методических разработок / под ред. Е.Н. Степанова и др.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2011. — 208 с.

2. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: Гуманит.изд.центр «ВЛАДОС»,2001. — 256 с.

Глава 4. Технологии планирования

4.1. функции и Сущность замысла.

Требования к планированию

Планирование в значительной степени предопределяет эффективность и результаты педагогической деятельности. Целенаправленное и четкое планирование оказывает помощь педагогам избежать многих отрицательных явлений и ошибок. Обоснованный замысел разрешает наметить конкретные пути и общие перспективы ответа поставленных воспитательных и образовательных задач.

Как показывает педагогическая практика, к замыслу часто относятся только как к административному требованию, а процесс планирования, к сожалению, ограничивается рамками написания и составления замысла. При таком подходе замысел, без сомнений, носит формальный темперамент и не может быть ориентиром в деятельности. Эффективность достигаемых результатов и успех любой деятельности сильно зависят от того, как грамотно эта деятельность планируется.

Назначение замысла — упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить исполнение таких требований к педагогическому процессу, как систематичность и планомерность, преемственность и управляемость результатов. В самом неспециализированном представлении замысел — это документ, показывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, количество, временные границы. Он делает следующие функции:

— направляющую, определяющую, другими словами виды деятельности и конкретные направления;

— прогнозирующую, другими словами косвенно отражает план, воображает результаты через конкретные действия;

— координирующую, организаторскую, другими словами, с одной стороны, отражает то, как, какими средствами деятельность организуется и кто есть ее объектом и субъектом; иначе, показывает порядок деятельности, ее связь с другими видами, и отражает сотрудничество субъектов деятельности, определяет ее время и место, отвечает на вопросы: кто, что, в то время, когда и где обязан делать;

— контрольную: во-первых, сам педагог, пользуясь замыслом, может осуществлять контроль реализацию поставленных целей; во-вторых, по замыслу легко проверить, как он соответствует действительности; более того, качество и уровень замысла в определенной мере говорят о опытной компетентности педагога;

— репродуктивную (воспроизводящую), т.е. через любой временной отрезок по замыслу возможно вернуть объём и содержание выполненной работы.

При грамотной организации планирования замысел станет не формальной бумагой, а документом, талантливым обезопасисть педагога от претензий и необоснованных требований, обосновывающим системный подход к организации педагогического процесса. Исходя из этого, в первую очередь, нужно относиться к замыслу как к собственному рабочему документу, что нужен самому педагогу, а не администрации, дабы функционировать не хаотично, а в соответствии со своим планом, целями, требованиями и возможностями к педагогическому процессу.

Замысел есть ассистентом в построении педагогического процесса, в случае, если соответствует последовательности требований.

1) Целенаправленность замысла, другими словами единство целеполагания и целеосуществления. Планируемое формы и содержание работы предусматривают реализацию конкретных задач и целей. Каждое дело, воздействие должно содействовать ответу задач. В зависимости от цели любая форма работы имеет собственную специфику в ее применении. Так, к примеру, Новогодний праздник в двух 7-х классах готовится и проводится по-различному, в зависимости от тех воспитательных задач, каковые решаются педагогом, детьми и родителями.

2) Принцип индивидуальности (Е.Н. Степанов), нацеливающий участников планирования направлять свои силы на создание таких проектов, проведение таких дел, каковые снабжают обнаружение, развитие и учёт индивидуальности каждого участника воспитательного процесса. Замысел ориентирован на реализацию потребностей в заинтересованностей детей, на их развитие, что предполагает учет предложений школьников и своих родителей при планировании, изучение их ценностных ориентаций.

3) Принцип коллективности и партнёрства, предусматривающий обоснование воспитательных задач всеми участниками педагогического процесса и совместный поиск педагогических средств согласно решению этих задач. Замысел — это итог совместного творчества педагогов, обучающихся, своих родителей. В ходе планирования сотрудничество детей и взрослых строится на базе сотрудничества и диалога, учитываются мнения и интересы всех взаимодействующих сторон.

4) Принцип обеспечения связи педагогического процесса с судьбой общества, практической деятельностью детей,что свидетельствует:

а) создание условий для применения школьниками на практике умений и знаний, купленных на уроке, во внеурочное время;

б) отражение главных событий страны в жизни коллектива, участие детей в публичных делах, акциях;

в) включение детей в активную деятельность, преобразование экологии.

5) Принцип комплексности, что предполагает:

а) разнообразие форм и содержания работы, направленных на развитие многообразных заинтересованностей, хорошее влияние на различные стороны, способностей детей и свойства личности;

б) включение школьников в различные виды деятельности;

в) целостность действия на все сферы индивидуальности детей (мотивационную, эмоциональную, волевую, сферу саморегуляции, деятельностную, интеллектуальную и экзистенциальную).

6) Принцип обеспечения вариативности планирования, что предусматривает создание условий для выбора обучающимися разных видов, форм деятельности, собственной позиции как в ходе коллективного планирования, так при реализации и составлении замыслов. Принципиально важно, дабы в одинаковый планируемый период у детей была возможность выбирать содержание и форму собственного участия в планируемых делах, и сами дела. Конкретно обеспечение возможности выбора дел и характера участия в них снабжает субъектность позиции школьника. Для этого в плане в одно да и то же время предлагался комплект дел и мероприятий, форм и видов деятельности, в которых имели возможность бы принимать участие все либо отдельные группы детей.

7) Принцип преемственности, требующий:

а) снабжать связь задач, планируемого форм и содержания урочной и внеурочной деятельности детей на разных стадиях планирования;

б) согласовывать разные типы замыслов, замысел работы детского и педагогического коллективов, общешкольного и первичного коллективов;

в) обогащать, развивать планируемое формы и содержание деятельности детей от класса к классу, по мере развития учреждения;

г) исключить неоправданное дублирование, учитывать прошлый опыт, видеть возможности в работе;

д) осуществлять процесс планирования непрерывно, т.е. всегда отслеживать процесс реализации замыслов и вносить коррективы, и конкретизировать неспециализированные замыслы более частными.

8) Принцип конкретности, целесообразности и обоснованностипланируемой работы, что предполагает учет изюминок каждого ученического и педагогического коллективов, уровня их развития, сложившихся традиций, педагогическую обоснованность планируемой работы в соответствии с задачами коллектива, планируемыми результатами. При планировании принципиально важно чётко обосновать воспитательные и образовательные задачи, планируемые результаты, отражающие специфику коллектива, учреждения, с учётом этих задач конкретизировать формы и содержание деятельности участников образовательного процесса, выяснить важных и сроки исполнения планируемой работы.

9) Принцип разумной насыщенности и реальности планируемой работы. Перегруженность планируемой работы ведет к тому, что участники воспитательного процесса не смогут как следует готовить и проводить запланированные дела, глубоко их понять и проанализировать. В этом случае оправдано и уместно правило: лучше меньше, да лучше. Одновременно с этим, в случае, если при планировании какие-то этапы судьбы коллектива не предусматривают конкретной деятельности, то это может привести или к рождению случайных, не всегда нужных инициатив, или к понижению неспециализированного ритма развития коллектива.

Напомним, что выше изложены правила, каковые учитываются при планировании педагогической работы в целом. Само собой разумеется, замыслы весьма разны, что разрешает уточнять их содержание и принципы планирования.

Общий ход любого планирования возможно представить тремя этапами:

-составление педагогами проекта замысла (его контуров);

-коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка планов педагога, сбор предложений, идей обучающихся, своих родителей);

-внесение педагогом корректив в начальные планы, проект замысла с учетом результатов коллективного планирования; окончательное оформление замысла воспитательной работы.

Наиболее значимые документы, каковые учитываются при любом планировании в школе, — это федеральные национальные образовательные стандарты неспециализированного образования, главная образовательная программа (для начальной, основной, школы ).

При планировании педагогической работы нужно учитывать кроме этого следующее:

— результаты педагогической деятельности и выводы, полученные на протяжении анализа;

— требования ФГОС к итогам образовательной деятельности;

— воспитательные, образовательные и организационно-педагогические задачи;

— материалы, рекомендации и советы педагогической в методической литературы по воспитательной работе;

— передовой опыт страны, города, школы;

— возможности своих родителей, общественности;

— воспитательный потенциал социального окружения школы, фирм, культурных учреждений;

— классические праздничные дни учебного года;

— события, факты, которые связаны с судьбой страны, города, села;

— события, даты, которые связаны с деятельностью и жизнью выдающихся людей;

— традиции школы;

— дела, проводимые ближайшими культурными учреждениями;

— предложения педагогов, обучающихся, своих родителей.

4.2. структура и Виды замыслов

Замыслы по содержанию, структуре, форме весьма разнообразны. Основное — они должны помогать в организации педагогической деятельности, быть удобными для пользования, являться рабочими, а не формальными документами. Педагоги составляют самые различные замыслы, их возможно классифицировать по различным основаниям[14].

1) По охвату содержания:

— комплексный (неспециализированный) замысел: планируется деятельность во всех ее видах и направлениях. К примеру, замысел воспитания школьников в образовательном учреждении, замысел воспитательной работы, замысел работы педагога с детским коллективом;

— тематический замысел: планируется одно направление либо вид деятельности. К примеру, замыслы работы с родителями, замысел профориентации и другие;

— предметный (конкретный) замысел: планируется одно конкретное дело. Замысел конференции, проведения и план подготовки классного часа и т.д.

2) По длительности планируемого периода:

— долговременный (перспективный): замысел на долгий период времени (год и более). Замысел работы учреждения на год, замысел профориентационной работы с обучающимися старших классов (на 2 года);

— этапный (периодический) замысел: это замысел средней возможности, в то время, когда планируется какой-то определенный этап дальней возможности (четверть, полугодие);

— кратковременный: замысел ближайшей возможности, в то время, когда планируется достаточно маленький отрезок времени (часть этапа, периода). К примеру, замысел работы на месяц, на 7 дней, на декаду;

— своевременный: планируются конкретные ближайшие действия. Самый распространен замысел дня.

Перечисленные виды замыслов тесно взаимосвязаны: любой последующий конкретизирует, уточняет, корректирует прошлый.

3) В зависимости от субъекта планирования:

— личный: планирует один человек;

— коллективный: планировать может многочисленный коллектив, часть коллектива, несколько. Педагог может организовать коллективное планирование в детском объединении. Коллективный либо личный подход к планированию может рассматриваться и как метод его осуществления, исходя из этого при выборе личного либо коллективного метода планирования нужно непременно не забывать о том, что субъект планирования должен быть тот же, что и субъект реализации замысла. Практика же говорит о том, что одним из нередких противоречий в педагогическом ходе есть несоответствие в это же время, кто планировал, и тем, кто будет принимать участие в реализации замысла.

4) По масштабу планирования:

— общешкольные замыслы, каковые предусматривают участие в планируемой работе детей различных классов, педагогов, своих родителей (замысел работы ученического коллектива, замысел воспитательной работы школы, замысел общешкольного дела);

— замыслы первичных коллективов (замысел работы классного коллектива, клубного коллектива).

Нужно различать замыслы работы педагогического коллектива, совместные замыслы педагогов и обучающихся, и замыслы самих детей. Конечно, что все замыслы взаимосвязаны. Так, замысел работы педагогов составляется с учетом тех дел, каковые выяснены детьми. В плане педагогического коллектива отражена позиция преподавателей по отношению к этим делам либо роль в их подготовке: помощь, консультация для организаторов дела, методическая работа с активом детей.

Преподаватель участвует в составлении неспециализированной образовательной программы (см.3 часть пособия «Разработки педагогической деятельности», глава 6), и образовывает на базе ФГОС тематические планы и рабочие по учебным предметам (см. 3 часть того же пособия, глава 7).

В школьном коллективе составляются следующие замыслы по воспитательной работе:

— перспективный замысел, раздел годового замысла работы школы «Воспитательная внеучебная работа с ученическим коллективом» (главной официальный документ, которым руководствуются классные коллективы, все объединения обучающихся: кружки, секции, клубы, общества, штабы, рекомендации и т.п.);

— календарные замыслы воспитательной работы с ученическим коллективом на четверть либо месяц, на полугодие (замыслы-сетки, удобные для корректировки и работы);

— замысел методической работы с преподавателями по вопросам воспитания школьников;

— замысел контроля за результатами и организацией воспитательной работы;

— замыслы клубов, штабов, советов, музеев и других школьных объединений;

— перспективные замыслы работы по направлениям воспитания на пара лет (от 3 до 10 лет), к примеру, по духовно-нравственному воспитанию, краеведческой работе и др.;

— проведения и планы подготовки общешкольных дел.

В классном коллективе значительно чаще составляют:

— замысел воспитательной работы классного начальника (на четверть, полугодие, год);

— замысел ученического коллектива;

— замысел работы коллектива по серьёзному направлению на определенный период (месяц, год, пара лет), к примеру, поисковая работа, работа с младшими;

— проведения и план подготовки дела в коллективе;

— замысел работы объединения деятелей исскуства, групп.

Главными и самый распространенными в практике являются раздел годового замысла «Внеучебная воспитательная работа с ученическим коллективом» и замысел классного начальника.

Возможно предложить следующую примерную структуру раздела годового замысла «Внеучебная воспитательная работа с ученическим коллективом»:

1. Анализ воспитательной работы школы за прошедший учебный год, в котором целесообразно отразить следующее:

а) результаты воспитательной работы (уровень культурности, социальности обучающихся, их опытной ориентированности, конкурентоспособности);

б) черта трансформаций, случившихся в общешкольном коллективе (развитие структуры взаимоотношений между участниками педагогического процесса, упрочнение традиций и связей);

в) реализация поставленных воспитательных задач (какие конкретно задачи решены и как, что и какое влияние оказало на их ответ, обстоятельства невыполнения намеченного);

г) анализ произведенной работы на приоритетных направлениях работы школы, организация и результаты деятельности, успехи, их причины и недостатки.

2. Задачи воспитательной работы на новый учебный год, к определению, формулировке которых предъявляются следующие требования:

— они вытекают из анализа работы;

— задачи на новый учебный год отличаются от задач прошлого года;

— они конкретны и настоящи для исполнения;

— задачи охватывают всю планируемую работу с обучающимися;

— они учитываются при планировании методической работы, контроля за воспитательной работой и составлении всех других замыслов в школьном и первичных коллективах.

3. формы и Содержание работы с ученическим коллективом.

Данный раздел может иметь разную структуру. В нем целесообразно выделить пара подразделов, забрав за базу направления работы, виды деятельности либо задачи воспитательной работы (к примеру, см. табл.16).

Таблица 16

Замысел работы с ученическим коллективом

Задачи воспитательной работы Главные мероприятия Дата Важные Отметка о исполнении

Целесообразна и употребляется в практике такая структура замысла, которая предусматривает планирование работы не только с обучающимися, вместе с тем с родителями и педагогами (к примеру, см. табл. 17)

Таблица 17

Замысел воспитательной работы в школе

Задачи воспитательной работы Главные мероприятия Работа с обучающимися Работа с педагогами Сотрудничество с родителями, социальными партнёрами, общественностью

Наровне с замыслами педагогов принципиально важно составлять и замысел ученического коллектива, школы (к примеру, см. табл. 18), что доступен для использования и знакомства всеми детьми.

Таблица 18

Замысел работы ученического коллектива школы

семь дней I семь дней II семь дней III семь дней IV семь дней
Месяцы Дата Содер-жание Ответ. Дата Содер-жание Ответ. Дата Содер-жание Ответ. Дата Содер-жание Ответ.
Сентябрь
Октябрь
И т.д.

Коллектив авторов под управлением Е.Н. Степанова предлагает комплект разных вариантов форм раздела замысла классного начальника «Главные направления и дела клас-сного сообщества», забрав за базу определённое основание:

— освоение социальных ролей (семья, трудовой коллектив, общество, мир, я –сфера) по Н.М. Таланчуку;

— в соответствии с тематическими программами «Я и общество», «Я и природа», «Я и моя школа», «Я и моя семья», «Я и моё «я»» (В.Т. Кабуш);

— освоение общечеловеческих сокровищ по В.А. Караковскому (Почва, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек);

— включение детей в разные виды деятельности (познавательная, ценностно-ориентированная, трудовая, художественно-творческая, физкультурно-оздоровительная, коммуникативная, игровая) по Л.И. Маленковой и Н.Е. Щурковой.

Схему замысла классного начальника предлагает Л.И. Маленкова, что кроме этого есть перспективно-календарным и удобным для корректировки, выделения цветом действий детского актива, своих родителей.

Таблица 19

Замысел работы классного начальника

Содержание планирования Календарные сроки проведения дел
Сентябрь
1-я семь дней 2-я семь дней 3-я семь дней 4-я семь дней
1. Организации-онная работа 1. Воспитательно-организационные задачи 2. Содержание «пятнадцатиминуток» классного начальника актива (в начале семь дней)
2. Организация коллективной творческой деятельности обучающихся (содержание воспитания) 1. Познавательная деятельность 2. Ценностно-ориентировочная деятельность 3. Трудовая деятельность
3. Методическая работа

4.3.Неспециализированная разработка планирования

Разработка планирования является цепочкой , метод последовательно выполненных действий. Делаются попытки разными авторами технологизировать процесс планирования. Возможно постараться создать неспециализированную разработку планирования, другими словами ту, которая будет применена при любом виде планирования. Так, к примеру, неспециализированный метод любого планирования возможно представить следующим образом[15].

1 ход — определение предмета планирования. Сперва нужно ответить на вопрос; что нужно спланировать (всю деятельность, какое-то направление, конкретное дело)?

2 ход — определение временного периода: какой период времени нужно спланировать (год, четверть, месяц и т. д.).

3 ход — структурирование предмета планирования. То, что планируется, нужно поделить на вероятные составные части (выделить направления либо виды деятельности, вычленить содержательные и тематические блоки), другими словами как бы представить совершенный образ планируемого, а после этого отобрать необходимое и настоящее. Чтобы спланировать работу на год, необходимо продумать, из чего вся деятельность будет складываться, и выделить все виды и возможные направления: учебный процесс, внеучебную деятельность, диагностику коллектива и результатов, работу с родителями, сотрудничество с другими педагогами и коллективами и т.д. В случае, если нужно спланировать занятие, тогда необходимо представить, из каких неспециализированных блоков может состоять любое занятие, другими словами составить комплект (максимально широкий) всевозможных блоков. Структурирование оказывает помощь сделать замысел реалистичным, отобрать самые эффективные средства в методы работы, избежать расплывчатости и глобальности.

4 ход — анализ результатов и имеющегося состояния (коллектива, деятельности, подразделения, учреждения и т.д.).

Структурирование окажет помощь ответить на вопрос: какая информация, какие конкретно знания нужны, дабы спланировать собственную работу? К примеру, дабы спланировать воспитательный процесс, нужно знать возраст обучающихся, их уровень, социальное положение, интересы, способности, личные изюминки. Нужно знать условия, в которых педагог будет трудиться, специфику образовательного процесса и учреждения; помимо этого, педагог обязан осознавать собственный личный опытный уровень. На данном этапе планирующий собственную деятельность обязан выяснить направления анализа и осуществить его.

По сути, анализ не есть шагом в планировании, это независимый вид педагогической деятельности, что кроме этого намерено планируется и организуется, как и другие. Анализ готовит базу для планирования всей деятельности и предвосхищает планирование.

5 ход — обобщение результатов анализа. Это логическое завершение прошлого шага, из-за которого обязан сложиться образ деятельности, ее изюминок, другими словами определяется база данных — отправная точка для моделирования деятельности.

6 ход — целеполагание. Конкретно при целеполагании осуществляется начальный прогноз результатов: для чего, на что трудиться, что хотелось бы взять в итоге.

7 ход — коллективное планирование, которое предполагает включение в процесс совместного поиска идей, предложений всех, кто причастен к планируемой работе.

8 ход — выбор средств успехи поставленных целей, решения задач, оценки результатов и способов отслеживания. На данном этапе отбираются содержание, способы, технологии, разрешающие решить задачи; определяются связи с теми, кто может оказать помощь в достижении результатов. Прогноз длится, результаты уточняются, конкретизируются, выбираются методы их оценки и контроля.

9 ход — распределение событий во времени. В зависимости от того, какой отрезок времени планируется, определяются этапы, периоды, даты; выстраивается логика дел и событий.

10 ход — оформление (написание) замысла. Умелые педагоги в начальники планируют сходу на бумаге и «начисто». Но подробно, логично, совершенно верно, коротко, конкретно возможно изложить собственные действия на бумаге лишь тогда, в то время, когда они осмыслены. Исходя из этого не нужно с легкостью выбирать тут и форму же ее заполнять.

Процесс планирования должен быть постоянным, систематичным, тогда изложенный неспециализированный метод повторится пара раз: при перспективном планировании (на год и более), при периодическом планировании (на четверть, полугодие), при кратковременном (на месяц и менее), при своевременном, текущем (планировании дня, конкретного дела).

Для этого нужно выяснить планирования и систематичность анализа конкретно по срокам и заложить эти виды деятельности в замысел (как бы «планирование планирования»). По сути планирование имеется процесс моделирования собственной деятельности на какой-то период времени (либо какого-либо направления, вида деятельности), в то время, когда педагог воображает в мыслях модель собственной работы: содержательную, организационную, структурную. Исходя из этого все шаги возможно объединить в пара этапов планирования:

1) подготовительный: определение предмета, отрезка времена, структурирование предмета;

2) аналитический: анализ результатов и имеющегося опыта, диагностика, обобщение результатов анализа;

3) моделирующий: целеполагание, коллективное планирование, выбор содержания в средств, прогноз результатов, распределение событий во времени;

4) последний (оформительский): его структуры оформление и выбор плана.

Конечно же, в разных обстановках неспециализированный метод может варьироваться: сужаться, расширяться, детализироваться. Это зависит в первую очередь от того, кто планирует (опыт, знания, умения, уровень), и от условий, в которых протекает процесс планирования (к примеру, имеется твёрдые административные требования к формам замыслов, к их содержанию и т. д.). К примеру, педагог–новичок: он до конца не знает специфики учреждения, образовательного процесса в нем; не знает, какие конкретно дети к нему придут заниматься, и т.д. Конечно, что ему тяжело будет структурировать предмет планирования, кроме того сложно его выяснить. Следовательно, сначала большое время у него займут подготовительный в аналитический этапы, а после этого все остальные, в то время, когда он изучит деятельности и специфику учреждения, их условия, соберет все данные.

Трудности целеполагания в образовании


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: