Особенности обучения глухих детей

У глухих детей особенно отстает развитие словесно-логического мышления, другими словами связи между предметами, показателями, действиями и их словесными обозначениями долгое время не формируются. Самый сложна для глухих детей логическая переработка текста, построение умозаключений на базе сведений, предъявляемых в речевой форме.

Особая школа I вида, где обучаются глухие дети, ведет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней неспециализированного образования:

¦ I ступень — начальное неспециализированное образование (5-6 либо 6-7 лет, в зависимости от того, обучался ли ребенок в подготовительном классе);

¦ 2 ступень — главное неспециализированное образование (5-6 лет);

¦ 3 ступень — полное среднее неспециализированное образование (2 года, в большинстве случаев, в структуре вечерней школы).

Для детей, не взявших полной дошкольной подготовки, организуется подготовительный класс. В первоначальный класс принимаются дети с 7 лет. Вся учебная деятельность характеризуется работой по развитию и формированию словесной устной и письменной речи, общения, умения принимать и осознавать обращение окружающих на слухозрительной базе. Дети обучаются применять остатки слуха для восприятия речи на слух и слухозрительно с применением звукоусиливающей аппаратуры. С целью этого систематично проводятся групповые и личные занятия по формированию слухового восприятия и формированию произносительной стороны устной речи.

В школах, трудящихся на билингвистической базе, не только осуществляется равноправное обучение языку словесной и языку жестовой речи, но учебный процесс ведется на языке жестовой речи. В составе особой вида и школы организуются классы для глухих детей со сложной структурой недостатка (умственной отсталостью, трудностями в обучении, слабовидящих и др.). Количество детей в классе (группе) не должно быть более 6 человек, в классах для детей со сложной структурой недостатка — до 5 человек.

Главное внимание уделяется формированию речи глухих детей, что есть самый важным причиной в совокупности социальной адаптации ребенка. Глухие дети овладевают языком в ходе особого обучения, Русский язык в коррекционной школе имеет коррекционную направленность. Не считая особых уроков (развитие речи, чтение, грамматика), формированию речи содействуют личные занятия. В ходе становления речи в условиях особого обучения формируется словесно-логическое мышление школьника. Обращение оказывает громадное влияние на познание ребенком окружающего мира, на развитие эмоционально-волевой сферы и формирование личности в целом. Благодаря словесной речи неслыщащие дети смогут развиваться всесторонне, овладевать базами наук, вступать в общение со слышащими, на базе чего и происходит их социальная адаптация.

Работа по языку строится в неразрывном единстве с другими предметами школьного курса. Перед коррекционной школой для глухих детей ставится следующая задача: обеспечить обучающимся овладение языком в степени, нужной им для активной труда и общественной деятельности в среде слышащих людей. Кроме этого воспитание и обучение в школе первого вида ориентируется на возможность продолжения образования глухими детьми.

В особой школе II вида обучаются слабослышащие (имеющие частичную различную степень и потерю слуха недоразвития речи) и позднооглохшие дети (оглохшие в дошкольном либо школьном возрасте, но сохранившие независимую обращение). Коррекционная школа для слабослышащих детей имеет два отделения:

1) для детей с легким недоразвитием речи, связанным с нарушением слуха;

2) для детей с глубоким недоразвитием речи, обстоятельством которого есть нарушение слуха.

В случае, если в ходе обучения появляется необходимость перевода ребенка из одного отделения в второе (ребенку тяжело в первом отделении либо, напротив, ребенок во втором отделении достигает для того чтобы уровня неспециализированного и речевого развития, которое разрешает ему получать образование первом отделении), его переводят в первое отделение в соответствии с советы МППК и с согласия своих родителей. В первоначальный класс в любое из отделений принимаются дети, достигшие 7 лет, если они посещали детский сад. Для детей, каковые по какой-либо причине не имеют соответствующей дошкольной подготовки, во втором отделении организуется подготовительный класс. Наполняемость класса (группы) в первом отделении — до 10 человек, во втором — до 8 человек. В особой школе II вида образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней неспециализированного образования:

¦ 1 ступень — начальное неспециализированное образование (в первом отделении 4-5 лет, во втором отделении 5-6 либо 6-7 лет);

¦ 2 ступень — главное неспециализированное образование (6 лет в первом и во втором отделениях);

¦ 3 ступень — среднее (полное) неспециализированное образование (2 года в первом и во втором отделениях).

Развитие слухового и слухозрительного восприятия, коррекция и формирование произносительной стороны речи проводятся на намерено организованных личных и групповых занятиях с применением звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования и личных слуховых аппаратов. Развитие слухового восприятия и автоматизация навыков произношения длятся на занятиях фонетической ритмикой и в разных видах деятельности, которые связаны с музыкой.

Игры по формированию речи детей с нарушениями слуха (По: Головчиц Л.А., Осипова Т.А. Дидактические игры по формированию речи дошкольников с нарушениями слуха / Дефектология, 2003. — № 1. С. 78.)

Для создания словаря детей с недостатками слуха, формирования разных форм словесной речи, развития связной речи детей в дошкольный период и в младших классах школы нужно применять игровые моменты. Дидактические игры создают нужную мотивацию овладения речевым материалом. аналогичные игры и Данные возможно применять на занятиях по формированию речи.

«Поезд»

Цель игры: обучение детей ответам и чтению на вопросы.

Оборудование: игрушечный поезд (5-6 вагонов), игрушки (волк, заяц, лиса, кошка и т.д.), таблички с заглавиями игрушек, прикрепленные к вагонам поезда.

Движение игры

Дети сидят либо стоят перед преподавателем. Преподаватель (воспитатель) добывает из прекрасной коробки игрушки и именует их вместе с детьми, дает игрушку каждому ребенку. Преподаватель показывает детям поезд с табличками, говорит: «Будем играться. Лиса, волк, заяц… едут в гости к кукле. Где едет лиса (заяц, волк…)?» Ребенок, у которого находится именуемая игрушка, подходит к поезду и сажает в вагон с подобной табличкой игрушку. Вместе с педагогом ребенок прочитывает табличку. Игра длится , пока все дети не разместят животных по вагонам. Затем поезд уезжает.

«Предугадай»

Цель игры: развитие небольшой моторики, обучение глобальному чтению, ответам и пониманию вопросов на них.

Оборудование: черно-белые картины с изображениями животных, таблички с заглавиями животных.

Движение игры

В базе данной игры лежит соотнесение положения пальцев с изюминками внешнего вида некоторых животных. На наборном полотне выставляются картины либо пиктограммы с изображениями животных, на столах у детей — таблички с их заглавиями. Сперва преподаватель уточняет заглавия животных: говорит о картинке и задаёт вопросы: «Кто это?». Дети находят на столе нужную табличку и прочитывают ее вместе с педагогом. После этого педагог воспроизводит положение пальцев обеих рук, передающее особенности животного (складывает пальцы, изображая клюв гуся, либо делает перемещения двумя пальцами, демонстрируя заячьи ушки). По окончании чего педагог предлагает детям воспроизвести перемещения пальцев, а после этого указать на табличку с заглавием животного. Дети воспроизводят перемещения пальцев, показывают на соответствующую табличку и прочитывают ее.

Глава 4
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Главные понятия об функциях
зрения и анатомическом устройстве глаза.
Этиология. Главные зрительные
их нарушения и функции

Зрительный анализатор есть сложной функциональной совокупностью, включающей принимающий прибор зрения (глаз), зрительный нерв, по которому из экологии сигналы поступают в кору громадных полушарий мозга, и, наконец, принимающие клетки в затылочной области коры и рассеянные зрительные элементы в других областях коры.

Высокая организация нервных элементов зрительной совокупности снабжает сложный зрительно-синтез и пространственный анализ принимаемых предметов, явлений и процессов действительности.

Наружная оболочка глазного яблока — склера. Передняя часть склеры переходит в прозрачную ткань — роговицу. Наружные волокна склеры образуют жёсткую оболочку зрительного нерва. Изнутри склера выстлана богатой кровеносными сосудами оболочкой, носящей наименование сосудистого тракта, в котором различаются три части: сосудистая оболочка, радужная и ресничное тело оболочка (радужка). в первых рядах сосудистая оболочка понемногу уплощается, образуя ресничное тело, в состав которого входят ресничная и аккомодационная мускулы. Посредством последней глаз устанавливается для зрительного восприятия предметов, находящихся на разных расстояниях от наблюдателя. Ресничная мышца иннервируется волокнами глазодвигательного нерва. Радужная оболочка образовывает часть сосудистого тракта с отверстием посредине — зрачком. Радужка у различных людей имеет различный цвет, что зависит от содержания в ней пигмента. В радужке имеются мускулы, благодаря которым суживается и расширяется зрачок. За радужкой расположен хрусталик. Сзади хрусталика весь обьем глазного яблока заполнено стекловидным телом. Внутренняя оболочка глазного яблока — сетчатка — расположена с внутренней стороны сосудистого тракта. По собственному строению она есть самая сложной и делает ответственные функции зрения, снабжающие процесс зрительного восприятия.

Сетчатка глаза имеет несколько слоев нервных клеток, заканчивающихся концевыми аппаратами — колбочками и палочками, каковые являются рецепторами света. Палочки характеризуются высокой чувствительностью к свету не сильный интенсивности и являются аппаратами сумеречного и ночного зрения. Колбочки являются аппаратами дневного зрения. В сетчатке глаза насчитывается 130 млн палочек, каковые размещены в большинстве случаев по периферии сетчатки глаза, от них зависит состояние поля зрения. В сетчатке же имеется 7 млн колбочек, размещенных в центре сетчатой оболочки, в основном в области желтого пятна. От них зависит состояние центрального зрения и цветоразличение. самоё важное значение имеет центральная часть сетчатки — желтое пятно, имеющее углубление — центральную ямку. Желтое пятно лежит кнаружи от диска зрительного нерва. Центральная ямка складывается из одних колбочек. В желтом пятне за пределами центральной ямки размещаются палочки, количество которых возрастает к периферии сетчатки. Место вхождения зрительного нерва (слепое пятно) лишено фоторецепторов.

Нервное возбуждение, появляющееся в сетчатке глаза под влиянием световой энергии, передается в проводящие нейроны, долгие отростки которых выходят из глазного яблока и образуют зрительный нерв. Волокна зрительных нервов обоих глаз по окончании частичного перекреста (хиазмы) выходят в виде отдельных нервных стволов, так именуемого зрительного тракта. Зрительный тракт кончается в первичных зрительных центрах подкорки (наружном коленчатом теле, переднем четверохолмии и зрительном бугре). Из наружного коленчатого тела зрительные нервные дороги идут к корковым зрительным центрам, расположенным в затылочной области. При световом действии подкорка влияет на неспециализированный тонус центральной нервной совокупности и эмоционально-волевую сферу человека. В подкорковых образованиях происходит частичное переключение импульсов со зрительных нервных дорог на слуховые, двигательные и другие, что частично снабжает сообщение зрения с другими видами чувствительности. В собственной функциональной деятельности глаз тесно связан с корой громадных полушарий мозга и находится под постоянным ее действием. Именно поэтому обеспечиваются сложные процессы зрительно-синтеза и пространственного анализа. В коре через бессчётные разветвления нервных дорог происходит переброска импульсов из слуховой, двигательной и других областей в затылочную (зрительную) область. Это разрешает осуществлять зрительно-пространственную ориентацию с участием вторых сенсорных функций.

В ходе явлений окружающего и восприятия предметов мира посредством зрения мы определим о форме, величине, цвете предметов, их степени и пространственном расположении их удаленности. Такую богатую данные мы приобретаем посредством разных функций зрения. К главным (базисным) функциям зрения относятся: острота зрения, цветоразличение, поле зрения, глазодвигательные функции и характер зрения. Понижение любой из перечисленных функций неизбежно влечет за собой нарушения как на протяжении самого процесса, так и в следствии зрительного восприятия.

Так, нарушение функции остроты зрения снижает разрешающую свойство глаза, точность, скорость и полноту восприятия, что затрудняет и замедляет узнавание изображений и предметов.

Нарушение функции остроты зрения возможно позвано нарушением преломляющей силы оптической совокупности глаза (рефракции) и проявляться в виде миопии (близорукости), гиперметропии (дальнозоркости), астигматизма (преломляющая совокупность глаза отличается в разных меридианах).

Близорукость

Различают две формы близорукости: кажущуюся простую близорукость и близорукость. Наблюдения за силой либо количеством аккомодации говорят о том, что по окончании рождения ребенка происходит постепенное развитие преломляющей силы, обусловленное возрастом ребенка, изюминками развития глаза и, в первую очередь, ресничного тела, размером ресничной мышцы и глаз. При близорукости, либо миопии, в связи с отклонениями в рефракции глаза изображение находится впереди сетчатки.

При кажущейся близорукости ребенок может светло видеть на расстоянии 4-6 см, т.е. на расстоянии более близком, чем то, которое требуется дальнозоркому и взрослому нормально видящему человеку. Такое видение ребенка разъясняется большей силой аккомодации (процесс приспособления глаза к ясному видению предмета на разном расстоянии методом трансформации преломляющей постепенной фокусировки и силы хрусталика изображения на сетчатке), которая может быть больше 20 диоптрий. Это обусловлено тем, что хрусталик может принимать при сокращении ресничной мускулы практически шарообразную форму.

С возрастом ребенка (к 1,5 года судьбы) переднезадний диаметр глаза возрастает до 92%, а к 3 годам он достигает 94% диаметра глаза взрослого человека. К этому сроку значительно уменьшается детская дальнозоркость. В один момент возрастает размер глаз и происходит предстоящее развитие ресничной других мышц и мышцы, и формируется структура центрального звена зрительного анализатора.

Кажущаяся близорукость сохраняется в течение всего дошкольного периода и подвергается трансформации. Исходя из этого нужно учитывать этот факт педагогу, родителям и воспитателю. В дошкольном периоде развитие глаз может происходить нормально, но ребенок при рассматривании картинок либо их исполнении может склоняться так близко к рисунку, что у него возможно признать близорукость заболеванием. Но это кажущаяся близорукость, и она не требует коррекции очками. Кроме того у последовательности детей 7-летнего возраста расстояние до точки ясного видения может не быть больше 6-7 см.

Не кажущаяся — несложная — близорукость чаще начинается у ослабленных детей по окончании 3-летнего возраста. Она значительно чаще связана с повышением переднезаднего диаметра глаза. Близорукость быстро изменяет поведение а также темперамент детей. В этих обстоятельствах они становятся рассеянными, горбятся при рассмотрении картинок, довольно часто жалуются на боли и головные боли в глазах, усталость, расплывчатость предметов. На все это нужно обращать внимание родителям и воспитателям.

При настоящей близорукости параллельные лучи сходятся не на сетчатке, а в первых рядах нее. На сетчатку смогут попасть только те лучи, каковые отражаются от близко расположенных предметов. Благодаря этим лучам «канал связи» будет нарушен, а разглядываемый предмет будет восприниматься разлитым и неясным. При быстро выраженной близорукости точка ясного видения может пребывать на расстоянии не ближе 25 см от глаз. Для исправления близорукости используют очки с двояковогнутыми линзами и другие коррекционные средства. При оптической коррекции значительно уменьшается преломление аккомодационных сил, лучи, идущие от удаленных предметов, будут сходиться на сетчатке, и предмет будет четко виден. В развитии близорукости задействованы практически все механизмы зрения: анатомический, оптический, физиологический и глазодвигательный.

Среди детей на данный момент быстро возросло число близоруких. Согласно точки зрения В.С. Беляева, начало близорукости связано с двумя моментами: неспециализированной перегрузкой и гиподинамией цилиарной мускулы благодаря повышения длительности работы ее вблизи. В ходе перенапряжения мускулы у детей понемногу начинается оптическое состояние мускулы, которое делается привычным. При отсутствии систематического расслабления цилиарной мускулы при взоре вдаль наступает так называемый спазм аккомодации, что есть начальным, пусковым моментом «рабочей» близорукости.

Неспециализированная гиподинамия, т.е. малоподвижный образ судьбы детей (отсутствие подвижных игр), может не только усиливать спазм аккомодации, но и приводить к трансформациям обмена, тканевым отклонениям от нормы. Излишняя работа вблизи ведет не только к перегрузке цилиарной мускулы, ее гипотрофии (чрезмерному уменьшению), но и к трансформации локального обмена, как в самой мышце, так и в нервах, склере и хрусталике. При серьёзной форме близорукости отмечается тенденция к усиленному растяжению склеры с резким осевым удлинением глаза спереди назад, может наровне с глубоким нарушением зрения наступить тяжелое повреждение оболочки глаза и ее рецепторного слоя — сетчатки, впредь до отслоения.

Разные по степени нарушения остроты зрения смогут обусловливать происхождение близорукости различной степени: не сильный (до 3,0 дптр), средней (3,0-6,0 дптр), сильной (6 и более дптр). Скорость понижения остроты зрения обусловливает наличие разных видов близорукости: стабильной (до 0,5 дптр в год), медлительно прогрессирующей (0,5-1,0 дптр в год), скоро прогрессирующей (более 1,0 дптр в год).

Дальнозоркость

Различают два вида дальнозоркости: естественную детскую и простую. При дальнозоркости у новорожденных хрусталик и роговица более выпуклые, чем у взрослого человека. В естественных условиях у новорожденного радиус кривизны передней поверхности хрусталика практически в два раза меньше по сравнению со взрослыми людьми. У новорожденных расстояние между границами главных преломляющих сред кроме этого меньше, чем у взрослых. Передне-задний диаметр глаза меньше приблизительно на 25 % у новорожденного если сравнивать с диаметром глаза взрослых. Строение глаза у ребенка обусловливает более сильное преломление лучей, из-за которого параллельные лучи будут сходиться сзади сетчатки и не обеспечат ясного видения предмета. Чтобы лучи сошлись на сетчатке, нужно дополнительное упрочнение со стороны мышцы и ресничного тела и регуляция аккомодации. Следовательно, глаз ребенка возможно назван дальнозорким.

При дальнозоркости ближняя точка ясного видения постоянно отстоит от сетчатки глаза на большем расстоянии, чем у лиц с обычным зрением. Потому, что силы аккомодации частично употребляются при установке на даль, то ее остающихся сил слишком мало для ясного видения предметов вблизи. Для исправления дальнозоркости требуется усилить преломление при помощи очков с двояковыпуклыми линзами.

Косоглазие

Нарушение глазодвигательной функции, характеризующееся отклонением одного из глаз от общей точки фиксации, ведет к происхождению косоглазия.

Условно его разделяют на содружественное и паралитическое.

Паралитическое косоглазие характеризуется ограничением (парез) либо отсутствием (паралич) подвижности глаза, что косит в стороны парализованной мускулы. Данный вид косоглазия появляется благодаря травм, опухолей, зараз, интоксикаций, кровоизлияний.

Содружественное косоглазие характеризуется постоянным либо периодическим отклонением одного из глаз от совместной точки фиксации и нарушением функции бинокулярного зрения. Подвижность глаз во всех направлениях наряду с этим свободна, угол левого глаза и отклонения правого равен как по величине, так и по направлению, косят значительно чаще один глаз либо оба поочередно. В зависимости от того, куда отклонен глаз, отмечается внутреннее, либо сходящееся, и наружное, либо расходящееся косоглазие, и косоглазие кверху и книзу. (При сходящемся косоглазии — глаз отклоняется кнут-ри, к носу, при расходящемся — кнаружи, к виску).

К появлению содружественного косоглазия смогут привести разные этиологические факторы:

¦ заболевания центральной нервной совокупности;

¦ нарушения рефракции;

¦ странности глазодвигательного аппарата.

Довольно часто косоглазие может являться обстоятельством понижения работоспособности косящего глаза, благодаря чего глаз перестает принимать участие в акте зрительного восприятия и темперамент зрения из бинокулярного (одновременного зрения двумя глазами, при котором разглядываемый предмет воспринимается как единое целое) становиться монокулярным (восприятие осуществляется одним глазом) либо альтернирующим (восприятие осуществляется попеременно то одним, то вторым глазом).

Наличие косоглазия, со своей стороны, обусловливает ограничения в восприятии внешнего мира, понижение скорости, правильности оценки пространственных взаимоотношений.

У детей косоглазие значительно чаще появляется на 2-3 году судьбы, время от времени делается заметным по окончании какой-либо серьёзной болезни либо испуга.

Нистагм

При наличии нарушений глазодвигательных функций в виде нистагма, характеризующегося самопроизвольными колебательными перемещениями глазных яблок (дрожанием глаз), кроме того при высокой остроте зрения имеет место нечеткость восприятия. Различают физиологический и патологический нистагмы.

Одной из форм физиологического нистагма есть так называемый оптокинетический нистагм, появляющийся при рассматривании скоро движущихся перед глазами объектов.

Оптокинетический нистагм в большинстве случаев отмечается у детей 4-5 месяцев, что соответствует началу развития функций лобных долей головного мозга.

У детей с нарушением зрения довольно часто отмечается патологический нистагм. Обстоятельство возможно видеть в патологии, довольно часто видящейся во время внутриутробного развития, на протяжении родов и в послеродовый период, это предполагает организацию лечебно-восстановительной и коррекционной работы с детьми.

Амблиопия

У некоторых детей часто видится так называемая амблиопия, развивающаяся благодаря бездействия зрения при отсутствии видимых анатомических трансформаций органа зрения, например, при содружественном косоглазии. Но амблиопия бывает и у детей, каковые наблюдают прямо.

При амблиопии затрудняется процесс рассматривания небольших предметов, нарушается фиксация взгляда, величины предметов и восприятие формы. Формы амблиопии и степень понижения зрения смогут быть разными. Исходя из этого при наличии амблиопии на один либо глаза направляться принимать к сведенью понижение центрального и периферического зрения, состояние зрительной фиксации, поле взгляда и др.

Различают следующие виды амблиопии: дисбинокулярная, обскурационная, рефракционная, истерическая.

Дисбинокулярная амблиопия появляется благодаря расстройства бинокулярного зрения. Понижение зрения начинается благодаря косоглазия. Дисбинокулярная амблиопия возможно двух видов:

¦ амблиопия с верной (центральной) фиксацией (фиксирующий участок — центральная ямка сетчатки);

¦ амблиопия с неправильной (нецентральной) фиксацией (фиксирующим делается каждый участок сетчатки). Последняя видится в 70-75 % случаев.

Рефракционная амблиопия появляется благодаря аномалий рефракций, каковые сейчас не поддаются коррекции. При ношении верно подобранных очков понемногу острота зрения может повыситься, впредь до обычной. Обстоятельством происхождения этого вида амблиопии есть постоянное и долгое проецирование на сетчатку глаза неясного изображения предметов внешнего мира при высокой дальнозоркости и астигматизме.

Обскурационная амблиопия начинается в следствии помутнения оптических сред глаза (катаракты, помутнений роговицы), в основном врожденных либо рано купленных. Диагноз ставится, в случае, если низкое зрение сохраняется, не обращая внимания на отсутствие и устранение помутнений анатомических трансформаций в заднем отделе глаза (по окончании экстракции катаракты).

Истерическая амблиопия появляется неожиданно, значительно чаще по окончании какого-либо аффекта. Функциональные расстройства на земле истерии смогут принимать темперамент ослабления либо утраты зрения. Эта форма амблиопии видится достаточно редко.

Нарушение функции цветоразличения

При нарушении различительной свойстве к цвету обучающиеся испытывают затруднения при узнавании различных цветов. Существуют различные типы нарушений цветового зрения:

¦ полная цветовая слепота: все цвета кажутся серыми (так называемая ахромазия);

¦ частичное нарушение цветоразличения: неразличение оттенков красных и зеленых цветов. В этом случае все цвета часто воспринимаются в двух главных тонах — желтом и голубом. В некоторых случаях отмечается преимущественное понижение различительной свойстве к красным, в других — зеленым лучам;

¦ частичное нарушение цветоразличения светло синий-фиолетовой части спектра.

В этом случае спектр воспринимается в красном и голубовато-зеленом тонах.

У обучающихся школ слепых, имеющих остаточное зрение в пределах 0,01-0,04, понижение цветоощущения видятся часто.

Нарушение цветоразличения возможно обусловлено поражением колбочкового аппарата глаза зрительного нерва либо центральной нервной совокупности. Оно возможно врожденным и купленным.

Врожденные недостатки цветоразличения обусловлены внутриутробными странностями развития органа зрения либо патологией генетического характера. Купленные формы нарушения цветового восприятия появляются в следствии органических болезней органа зрения, центральной нервной совокупности либо травматических повреждений.

Врожденные и купленные формы нарушения цветоразличения характеризуются различными показателями (Е.Б. Рабкин). При врожденных и купленных формах цветоаномалий чувствительность зрительного анализатора к различным участкам спектра разна. Так, при врожденных нарушениях отмечается понижение чувствительности в большинстве случаев к зелёному цветам и красному, а при купленных нарушениях — к трем главным цветам: красному, зеленому, светло синий.

Врожденные формы нарушений цветоразличения имеют устойчивый, стабильный темперамент, а купленные очень изменчивы, смогут переходить одна в другую.

Цветоразличительная функция при купленных формах нарушений может давать большие сдвиги в развитии а также абсолютно нормализоваться.

Нарушение функции поля зрения затрудняет целостность, одновременность, динамичность восприятия, что ведет к происхождению трудностей в пространственной ориентировке, тогда как обычное поле зрения разрешает бегло просматривать, охватывая целое слово, время от времени строчок, бегло просматривать целую страницу, охватывать взглядом настенные таблицы, картины и другие дистантно расположенные объекты.

Значение зрения в жизни ребенка.
Системный вторичные нарушения отклонения
и характер зрения в развитии
слабовидящих детей

По скорости и полноте восприятия, глаз превосходит все органы эмоций человека. Посредством зрения обеспечивается обозрение окружающих предметов, явлений и процессов действительности. Зрительная информация образовывает около 90% информации, поступающей в кору громадных полушарий мозга через все остальные органы эмоций человека.

Посредством зрения опознаются главные показатели, характеризующие предметный мир — форма, величинные отношения, цвет, разнообразие цветовых оттенков, световые отражения; устанавливаются пространственные отношения между предметами, оцениваются расстояния, направление, воспринимается возможность.

Значительной изюминкой зрительного восприятия есть то, что оно постоянно осуществляется во взаимодействии с другими видами чувствительности. В отличие от вторых сенсорных совокупностей, зрительный анализатор генетически начинается в тесной связи с мозгом.

С самого начала судьбы ребенка зрение тесно связывается с осязанием, слухом, другими видами и обонянием чувствительности. В следствии образуются сложные динамические совокупности связей, являющиеся чувственной базой всей ориентации ребёнка и психической деятельности в пространстве.

В соответствии с литературным данным, уже в первые дни судьбы у ребенка отмечаются содружественные реакции на свет. На втором месяце образуются зрительно-двигательные связи, появляются установочные перемещения глаз, не смотря на то, что ребенок еще не может руководить своим взглядом и фиксировать внимание на окружающих предметах.

В 2-3,5 месяца в ответ на звуковой раздражитель появляются зрачковые реакции, свидетельствующие об образовании зрительно-слуховых связей.

В будущем понемногу формируется зрительно-пространственный анализ, который связан с развитием и движением рук зрительного внимания. Ребенок хватает окружающие предметы, игрушки, расположенные в различных направлениях пространства в пределах зрительного поля.

Развитие зрительно-двигательных связей содействует формированию предметных представлений. Наряду с этим отмечается, что ранее вторых развиваются прослеживающие функции глаза за предметами, перемещающимися в горизонтальном направлении. Это сочетается с перемещением рук и всего тела. Позднее (в 7,5-8 месяцев) у детей формируются прослеживающие функции глаза за предметами, перемещающимися в вертикальном направлении (М.Б. Эйдинова). Образование зрительно-двигательных совокупностей связей разрешает ребенку ориентироваться в пространственном поле.

В один момент со зрительным обозрением объектов ребенок манипулирует руками, схватывая предметы и перемещая их в пространстве.

С участием и под контролем зрения ребенок ориентируется в пространстве, в особенности в то время, когда он обучился ходить. При передвижении в пространстве новизна зрительных, слуховых и других впечатлений расширяет сферу зрительного обозрения окружающего мира. Это содействует формированию зрительных представлений, зрительного внимания, зрительно-двигательной памяти. Формирование с участием зрения чувственного познавательного опыта ребенка базируется на образовании сложных системных зрительно-слуховых, зрительно-тактильных, зрительно-двигательных связей, являющихся физиологической базой предстоящего развития высших форм познавательной деятельности.

Появившиеся многообразные совокупности нервных связей изменяются под влиянием любых внешних действий: звуков, запахов, механических раздражений, словесных сигналов и пр. Динамические совокупности связей снабжают чувственную базу формирования многообразных синтетических образов, отражающих в мозгу ребенка явления и предметы действительности.

Зрительные образы по мере накопления чувственного, а позднее словесно-логического опыта становятся как бы сплавом разнообразных психологических функций, каковые всегда изменяются и перестраиваются под влиянием внешних условий.

Зрение играется огромную роль в формировании предметного значения слов и употребляемых в речи грамматических категорий, а также в развитии образного мышления. Обогащение зрительными образами конкретного содержания речи содействует образованию верного соотношения между конкретно чувственным и словесно-логическим познанием на протяжении психологического развития ребенка в патологии и норме.

Зрение играется огромную роль и в трудовой деятельности человека, снабжая наряду с этим самоконтроль и саморегулирование перемещений. Особенно громадно значение зрения в ходе учебы: при чтении, письме, изобразительной деятельности, восприятии произведений искусства, при исполнении лабораторных и практических работ, которые связаны с измерительными действиями и визуальным наблюдением. Деятельность зрительных функций лежит в базе формирования эстетических эмоций, восприятия явлений природы, живописи, архитектуры.

Потому, что зрение имеет столь сложные и многообразные связи с другими функциями и играется такую ключевую роль в жизнедеятельности и развитии ребенка, его нарушение ведет к появлению вторичных отклонений в психологическом и физическом развитии. В первую очередь страдают функции, тесно связанные со зрением, в особенности восприятие явлений и предметов действительности, ориентация в пространстве, формирование измерительных действий и представлений. При нарушении зрения отмечаются недочёты в формировании двигательных функций: скорости, точности, координации перемещений и др.

Восприятие — это психологический процесс отражения предметов либо явлений действительности, конкретно влияющих на органы эмоций, в совокупности их качеств и свойств, в следствии чего в сознании появляется образ объекта. Потому, что влияющие на человека объекты владеют комплексом особенностей, в ходе восприятия участвуют ощущения разных модальностей.

Нарушение функций зрения ведет к ослаблению и сокращению зрительных ощущений у частично зрячих и слабовидящих либо полному их выпадению у тотально слепых. Трансформации в сфере ощущений, т.е. на первой ступени чувственного отражения, неизбежно должны отразиться на следующем его этапе — восприятии.

Вебинар Особенности личностного развития детей с нарушениями слуха


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: