C. я. маршак (р. 1887)

в один раз на даче общественного деятеля и известного искусствоведа Владимира Васильевича Стасова собрались гости. Стасов был человек общительный и разносторонне гениальный. Он постоянно умёл найти увлекательных людей. В этом случае тут счастливо встретились живописец писатель и Репин Неприятный, певец композитор и Шаляпин Глазунов. Четыре богатыря русского мастерства!

Неистощимый на выдумки хозяин решил принять гостей с особенным почетом — и вот их встречают праздничные строчки стихотворного величания в древнеславянском духе, взволнованно прочтённые совсем еще юным, пока никому не известным поэтом.

Таково было первое публичное литературное выступление Самуила Яковлевича Маршака. Ему исполнилось тогда всего 13 лет. Стасов только что «открыл» его и ввел в круг художественной интеллигенции Санкт-Петербурга.

Появился Маршак в Воронеже в 1887 г. Его тяготение к литературному творчеству пробудилось рано и было поддержано в семье и в гимназии. «Придумывать стихи, — вспоминает Маршак о себе, — начал лет с четырех. К одиннадцати годам я написал уже пара долгих поэм и перевел оду Горация».

Первые попытки творчества обнаружили себе опору в превосходной линии юного Маршака — его ненасытной любознательности, склонности к занятиям новыми и древними языками. В будущем это неразделимое содружество творчества, науки, труда и поэзии стало для Маршака определяющим.

Встречи со Стасовым, постоянное теплое участие Неприятного были серьёзными моментами биографии Маршака.

Стасов и Неприятный помогли ему жить и обучаться, они вынудили его по-настоящему поверить в собственный талант и привлекли его внимание к фольклору, к поэзии Пушкина, Лермонтова, Некрасова.

Страстное желание обучаться — обучаться систематически, не смотря ни на что — сделало поэта настойчивым, помогло отыскать храбрый выход, в то время, когда оказалось, что пути к высшему образованию в царской России для него закрыты. По совету друзей, в частности Неприятного, он уезжает в Англию и заканчивает Английский университет. На родину он возвратился в 1914 г.

В Англии расширяется круг представлений поэта о достатке всемирный литературы, готовится будущий расцвет броского дара Маршака-переводчика.

Неисчерпаемый юмор народной поэзии различных государств, достаток эмоций и глубокую мудрость лирических сонетов очень способного Шекспира, жизнелюбие труженика Роберта Бернса, ненавидящего знатных тунеядцев, превосходные детские стихи о людях и труде труда итальянского поэта Джанни светло синий — все это открыл русскому читателю долгий и неизменно успешный труд Маршака-переводчика.

Талант поэта проявился весьма разнообразно. Громадной популярностью пользуется как вдумчивая лирика Маршака, так и его драматические произведения для детского театра. Его хлесткие подписи и сатирические стихи к плакатам купили особое значение в годы ВОВ.

Довольно много сил и времени дал Маршак созданию литературы для детей. Кто из нас не знает наизусть его стихов про забавного чудака, что «вместо валенок перчатки натянул себе на надел» и пятки сковороду «вместо шляпы на ходу»?

— Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

Кому малоизвестна история с «Шалтаем-Болтаем» либо с хлопотливой женщиной, сдававшей в багаж «диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, маленькую собачонку и картонку».

Первое знакомство с книгой Маршака происходит задолго перед тем, как дети начинают интересоваться, кто ее написал. Сперва малыши картины «Круглого года», листают красочные страницы «Многоцветной книги». Позже заучивают стихи про «мельника, осла и мальчика» либо про «радостную птицу-синицу, которая умело крадёт пшеницу, которая в чёрном чулане хранится в доме, что выстроил Джек». И понемногу делается привычным, что создатель всех этих задорных, шутливых и забавных книжек — Самуил Яковлевич Маршак.

Поэзия Маршака — радостная поэзия. Недаром автор так обожает и без того довольно часто употребляет это хорошее слово — радостный: его азбука именуется «Радостное путешествие от А до Я»; у него имеется стихи «Весёлый день» и «Весёлый час», «Радостное купание» и «Радостные чижи».

Но самое полезное в стихах Маршака то, что как-то незаметно, неназойливо они приучают нас гордиться хорошим сердцем человека, обожать его умелые руки, восхищаться мощью его разума. Отыщем в памяти хотя бы пьесу-сказку «Двенадцать месяцев» либо «Рассказ о малоизвестном храбрец». Отыщем в памяти единоборство человека с рекой: «Человек сообщил Днепру: — Я стеной тебя закрою..-— Нет,— ответила вода,— ни за что и ни при каких обстоятельствах…» Поэт может позвать в читателе живой интерес ко всему окружающему и в любой момент готов поведать: «Откуда стол пришел», «Как печатали вашу книгу», «Где обедал воробей?» а также «Как свинья стала свиньей».

Но в то время, когда Маршак пишет о лентяях, о зазнайках и трусишках — он начинает злиться. И нет таким «храбрецам» прохода от товарищей, каковые высмеивают их стихами Маршака:

Нам обучаться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Весь день.

От легкой шутки, от забавного случая книги Маршака подводят читателей к вещам громадным и важным: разве нельзя назвать настоящим политическим стихотворением известного «Мистера Твистера» — о том, как советские люди проучили заокеанского миллионера. Поэт может по-своему раскрыть великие перемены и новые черты в нашей жизни. Как! — удивляются юные пионеры в стихотворении «Быль-небылица!» — Неужто в этом семиэтажном доме до революции жил всего один человек? Им уже мало понятны слова «лакей», «камергер». Очень многое превратилось из были в небылицу, но о прошлом нужно не забывать, его нужно знать. Знать после этого, дабы еще больше обожать собственную красивую Отчизну, значительно лучше трудиться для ее счастья и славы.

Детская книга Самуила Яковлевича Маршака неразрывно связана со всем строем нашей жизни. Такая книга имела возможность появиться лишь у нас — «стране храбрецов, стране мечтателей, стране ученых». Поэзия Маршака напоена воздухом данной страны и согрета ее солнцем. Исходя из этого она так чиста и весела, так нужна и любима.

Самуил Маршак. Гении и злодеи.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: