Библиотека «программы воспитания и обучения в детском саду»

обучения «Программы и Библиотека воспитания в детском саду»

Авторский коллектив

А И. Булычева, кандидат психотерапевтических наук; Н. С. Варенцова, кандидат психотерапевтических наук; Н. Е. Веракса, профессор психологии ; Н. С. Де-нисенкова, кандидат психотерапевтических наук; А. В. Ильин, кандидат психотерапевтических наук; И. В. Маврина, кандидат педагогических наук; Л. Н. Павлова, кандидат психотерапевтических наук; Г. В. Урадовских, кандидат психотерапевтических наук;’О. А Шиян, кандидат психотерапевтических наук.

Тетрадь для диагностики готовности ребенка к школе:Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы. — 2-е изд., испр. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 96 с.

В пособии представлен методический аппарат (анкета, карты развития и диагностические методики ребенка), разрешающий выяснить степень готовности ребенка к обучению в школе: распознать уровень развития умственных, коммуникативных, регуляторных свойств, небольшой и большой моторики; оценить уровень осведомленности в главных областях знаний (представления об окружающем мире, элементарные математические представления) и др.

Пособие направлено широкому кругу работников дошкольного образования.

© Веракса Н.Е., 2007
ISBN 978-5-86775-557-7 © «Мозаика-Синтез», 2007

Методические советы

Данное пособие вместе с книгой «Диагностика готовности ребенка к школе» образовывает методический набор, разрешающий выяснить степень готовности ребенка к обучению в школе: распознать уровень развития умственных, коммуникативных, регуляторных свойств, небольшой и большой моторики; оценить уровень осведомленности в главных областях знаний (представления об окружающем мире, элементарные математические представления) и др.

В базе предлагаемой совокупности диагностики лежит подход, созданный детскими психологами (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, О.М. др и Дьяченко.), в соответствии с которому развитие ребенка-дошкольника характеризуется становлением неспециализированных свойств (познавательных, регуляторных, коммуникативных), разрешающих детям удачно функционировать в разных социальных обстановках. Чтобы адекватно функционировать в той либо другой ситуации, дошкольник обязан осознать, что она собой воображает, понять собственный отношение к ней и передать его вторым людям. За успешность ответа каждой из этих задач отвечает собственная несколько свойств1. (Подробнее о свойствах см. в книге: Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. — М.: Мозаика-Синтез, 2007.)

Предлагаемый на страницах настоящего пособия диагностический аппарат имеет практическую задачу. Он разрешает не только дать неспециализированную оценку развития дошкольников, но и установить те проблемные составляющие свойств каждого ребенка, каковые развиты слишком мало и нуждаются в дополнительной помощи.

Диагностические методики были намерено созданы для психологов и педагогов, трудящихся в совокупности дошкольного образования, чтобы они имели возможность достаточно скоро и одновременно с этим совершенно верно оценить особенности психологического развития детей старшей и подготовительной групп детского сада и организовать личную деятельность каждого ребенка, нуждающегося в развитии тех либо иных свойств.

Методический аппарат, представленный в пособии, складывается из диагностических методик, карт и анкеты развития ребенка и имеет следующие изюминки:

• направлен не только на диагностику развития того либо иного качества ребенка, но и разрешает педагогу ориентироваться на особенности детского развития, независимо от образовательной программы, реализуемой в дошкольном учреждении;

• достаточно экономичен и допускает в основном групповые формы обследования детей;

• отражает возрастную динамику детского развития;

• разрешает целостно представить картину психологического развития ребенка;

• дает педагогу возможность проанализировать собственную деятельность;

• разрешает разбирать не только неспециализированный уровень развития ребенка, но и отдельные стороны его психологического развития;

• адекватен сложившейся образовательной практике в совокупности дошкольного образования.

Анкетанаправлена на обнаружение уровня психологического развития ребенка. Перед ее заполнением направляться совершить наблюдение за деятельностью и поведением дошкольника, изюминками исполнения им заданий на занятиях.

Вопросы анкеты являются ориентирами для организации направленного наблюдения за ребенком, и с целью проведения образовательной работы в дошкольном учреждении.

Диагностические методики.Перед началом диагностического обследования педагог раздает детям тетради и карандаши с заданиями. Он даёт предупреждение детей о том, что трудиться необходимо самостоятельно, не заглядывая друг другу в тетради. При затруднений дошкольники должны обращаться к педагогу.

Педагог растолковывает детям каждое задание и дает время на его исполнение. Любой раз он ожидает, пока все дети справятся с заданием, и лишь позже переходит к следующему. Детям, испытывающим затруднения, взрослый повторяет инструкцию.

По окончании проведения диагностического обследования педагог оценивает результаты каждого ребенка и заносит их в карты развития, каковые позволяют проследить динамику детского развития и проанализировать трудности, появляющиеся у дошкольников в образовательном ходе.

двигательная активность и Здоровье

Методика 1 Оценка

3 балла — ребенок заполнил 10 строчков и более при удовлетворительном качестве выполнения (совершённые линии расположены ближе к центру строчка, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без обрывов, без выходов за пределы строчков, без пропусков строчков).

2 балла — ребенок заполнил 6-9 строчков при удовлетворительном качестве выполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строчка, без разрывов, без выходов за пределы строчка, без пропусков строчков).

1 балл — ребенок заполнил 5 и менее строчков либо выполненное задание отличается не-

удовлетворительным качеством выполнения (большие скосы линий относительно центра строчка, выход за ее пределы и/либо обрывы линий, пропуски строчков).

Сенсорные свойства

Методика 1 Оценка

3 балла — ребенок верно соединил все шесть предметов с фигурами .

2 балла — ребенок допустил 1-2 неточности (не соединил какой-то предмет

с фигурой либо соединил неверно).

1 балл — ребенок сделал 3 и более неточности.

Методика 2 Оценка

3 балла — ребенок не сделал ни одной неточности.

2 балла — ребенок допустил одну неточность.

1 балл — ребенок сделал более одной неточности.

Интеллектуальные свойства

Методика 1 Оценка

3 балла — ребенок отметил первую машину.

2 балла — ребенок отметил третью машину либо первую и третью автомобили.
7 балл — ребенок отметил вторую машину либо все три автомобили.

Методика 2 Оценка

3 балла — ребенок отметил громадной и мелкий куб, полуцилиндр, пластину.

2 балла — ребенок допустил 1-2 неточности, пропустил нужную подробность либо отметил

лишнюю. 1 балл — ребенок сделал 3 и более неточности.

Методика 3 Оценка

Задание 1. Это задание есть тренировочным. Оно не оценивается. Задание 2. Ребенок верно выполнил задание, в случае, если выбрал домик в правом верхнем секторе (сектор 3):

3 балла — ребенок выбрал правый верхний домик в секторе 3.

2 балла — ребенок выбрал домик, расположенный в правом верхнем секторе,

но не тот, что нужен.

1 балл — любое второе ответ.

Методика 4 Оценка

3 балла — ребенок соединил с домиком козу, кошку, собаку, овцу.

2 балла — ребенок допустил 1-2 неточности.

1 балл — ребенок сделал 3 и более неточности.

Творческие свойства

Методика 1 Оценка

Итоговый балл выставляется по итогам оценки трех заданий. Задание выполнено верно, в случае, если:

в задании 1 выбрана картина с изображением ребенка;

в задании 2 выбрана картина с изображением треснувшего яйца;

в задании 3 выбрана картина с изображением ребенка с ненадутым шариком в руках.

Задание выполнено неправильно при любых вторых ответах.

Итоговый балл подсчитывается следующим образом:

3 балла — ребенок верно выполнил 3 задания.

2 балла — ребенок верно выполнил 1-2 задания.

1 балл — ребенок не выполнил ни одного задания.

Методика 2 Оценка

Итоговый балл выставляется по итогам оценки трех заданий. Задание выполнено

верно, в случае, если:

в задании 1 выбран второй круг в нижнем последовательности; в задании 2 выбран серый круг в нижнем последовательности; в задании 3 выбраны два треугольника в нижнем углу. Задание выполнено неправильно при любых вторых ответах. Итоговый балл подсчитывается следующим образом:

3 балла — ребенок верно выполнил 3 задания.

2 балла — ребенок верно выполнил 1—2 задания.
1 балл — ребенок не выполнил ни одного задания.

Методика 3 Оценка

Итоговый балл выставляется по итогам оценки двух заданий. Задание выполнено верно, в случае, если:

в задании 1 выбран первый либо третий стакан в нижнем последовательности;

в задании 2 выбран второй стакан в нижнем последовательности. Задание выполнено неправильно при любых вторых ответах. Итоговый балл подсчитывается следующим образом:

3 балла — ребенок верно выполнил 2 задания.

2 балла — ребенок верно выполнил 1 задание.
7 балл — ребенок не выполнил ни одного задания.

Методика 4 Оценка

Итоговый балл выставляется по итогам оценки семи заданий. Каждое задание оценивается в 1, 2 либо 3 балла следующим образом:

1-е задание: 3 балла — цыплята, 2 балла — козлики, 1 балл — птички.

2-е задание: 3 балла — рукопожатие, 2 балла — громадной палец, 1 балл — указательный жест.

3-е задание: 3 балла — презент, 2 балла — роза, 1 балл — книга.

4-е задание: 3 балла — книга, 2 балла — букет, 1 балл — велосипед.

5-е задание: 3 балла — нахмуренная маска, 2 балла — плачущая маска, 1 балл -радующаяся маска.

6-езадание: 3 балла — серая ткань, 2 балла — красная ткань, 1 балл — желтая ткань.

7-е задание: 3 балла — капли, 2 балла — снежинки, 1 балл — солнце.

Подсчет итогового балла по методике:

3 балла -если по всем заданиям ребенок собрал 3 балла.

2 балла -если в семи заданиях ребенок собрал 2-3 балла и не более одного раза

1 балл. 7 балл -если ребенок взял 1 балл за два либо более заданий.

Коммуникативные свойства

Методика 1 Оценка

Оценка исполнения ребенком методики строится на анализе результатов трех заданий.

3 балла — ребенок верно выбрал все 3 картины.
2 балла — ребенок верно выбрал 2 картины.

7 балл — ребенок верно выбрал 1 картину.

Методика 2 Оценка

Итоговый балл выставляется по итогам оценки шести заданий. Задание выполнено верно, в случае, если: в задании 7 выбран радостный мальчик; в задании 2 выбрана радостная девочка; в задании 3 выбран радостный мальчик; в задании 4 выбрана радостная девочка; в задании 5 выбран не добрый мальчик; в задании 6 выбрана грустная девочка. Задание выполнено неправильно при любых вторых ответах. Итоговый балл подсчитывается следующим образом: 3 балла — ребенок верно выполнил 2 задания.

2 балла — ребенок верно выполнил 1 задание.
7 балл — ребенок не выполнил ни одного задания.

Методика 3 Оценка

Итоговый балл выставляется по итогам оценки четырех заданий. Каждое задание оценивается следующим образом:

3 балла — ребенок выбрал обстановке, в которых персонаж сам оказывает помощь взрослому

(несет тяжелые сумки, уступает место, забивает гвоздь, подает больной маме стакан воды).

2 балла — ребенок выбрал обстановке, в которых персонаж видит затруднения взрос-

лого, но не оказывает помощь ему сам, а обращается к второму взрослому (предлагает

взрослому донести бабушке сумки, уступить место и т.д.).

7 балл — ребенок выбрал обстановке, в которых храбрец не пытается оказать помощь взрослому. Итоговый балл подсчитывается следующим образом:

3 балла — в случае, если по всем заданиям ребенок собрал 3 балла.

2 балла — в случае, если по всем заданиям ребенок собрал 2-3 балла и не более одного раза

собрал 1 балл. 7 балл — в случае, если ребенок взял 1 балл за два либо более заданий.

Методика 4 Оценка

Итоговый балл выставляется по итогам оценки четырех заданий. Каждое задание оценивается следующим образом:

3 балла — ребенок выбрал обстановке, в которых персонаж сам оказывает помощь сверстни-

ку (оказывает помощь встать упавшей девочке, защищает не сильный, оказывает помощь девочке выстроить башню, находит выход из конфликтной обстановки (совместная игра детей)).

2 балла — ребенок выбрал обстановке, в которых персонаж видит затруднения сверстни-

ка, но не оказывает помощь ему сам, а обращается ко взрослому (предлагает взрослому оказать помощь упавшей девочке, обезопасисть малыша и т.д.).

1 балл — ребенок выбрал обстановке, в которых персонаж не пытается оказать помощь дру-

гому ребенку. Итоговый балл подсчитывается следующим образом:

3 балла — в случае, если по всем заданиям ребенок собрал 3 балла.

2 балла — в случае, если по всем заданиям ребенок собрал 2—3 балла и не более одного раза

собрал 1 балл.

1 балл — в случае, если ребенок взял 1 балл за два либо более заданий.

Регуляторные способности

Методика 1 Оценка

Оценка исполнения ребенком данной методики строится на анализе результатов двух заданий.

3 балла — ребенок верно отметил обе картины.

2 балла — ребенок верно отметил одну картину.

1 балл — ребенок неправильно отметил обе картины.

Методика 2 Оценка

Оценка исполнения ребенком данной методики строится на анализе результатов всех шести заданий.

3 балла — большая часть (5-6) выбранных ребенком картин соответствуют радост-

ному либо спокойному эмоциональному состоянию.

2 балла — ребенок выбрал 3-4 картины со спокойным либо весёлым выражением

лица и 2—3 — с обиженным.

7 балл — большая часть (5—6) выбранных ребенком изображений соответствует отрицательному эмоциональному состоянию.

Методика 3 Оценка

3 балла — ребенок верно воспроизвел пример и раскрасил машину в соот-

ветствии с примером.

2 балла — ребенок воспроизвел пример с неточностями: начал рисовать не от заданной линии, не выдержал размер отдельных частей автомобили (капота, кабины, кузова, колес). При закрашивании автомобили не смог до конца выдержать шахматный порядок.

1 балл — ребенок создал изображение, существенно отличающееся от примера и не похожее на машину. Пример раскрасил не учитывая принципа шахматного порядка.

Анкета

При заполнении анкеты необходимо поставить галочку рядом с утверждением (а, б либо в), которое больше всего соответствует изюминкам ребенка.

Неспециализированные сведения

имя и Фамилия ребенка ___________________________________________________________

Возраст _______________

Несколько _______________

Номер дошкольного учреждения
Дата заполнения анкеты _________________

Неспециализированные свойства

Умственные свойства

9. При сотрудничестве с объектами окружающего мира ребенок:

? а) применяет все фундаментальные образцы внешних особенностей предметов (сенсорные эталоны цвета, величины и формы);

? б) частично применяет образцы внешних особенностей предметов;

? в) испытывает затруднения при применении образцов внешних особенностей предметов.

10. При постройке разных объектов (дома, автомобили, кораблика и т.п.) ребенок:

? а) ориентируется на схему;

? б) применяет схему посредством педагога;

? в) затрудняется в применении схемы.

11. Ориентируясь в настоящем пространстве (в помещении, на участке, этаже и т.д.), ребенок:

? а) пользуется его схемой самостоятельно;

? б) применяет схему по указанию педагога;

? в) затрудняется в применении схемы.

12. Обобщающие слова («одежда», «посуда», «мебель», «животные») ребенок:

? а) применяет самостоятельно;

? б) применяет по указанию педагога;

? в) затрудняется применять.

13. Причинно-зависимости и следственные связи в живой и неживой природе, в области логических и математических взаимоотношений ребенок:

? а) может устанавливать самостоятельно;

? б) может устанавливать посредством педагога;

? в) затрудняется устанавливать.

14. конец и Начало истории либо действия ребенок:

? а) выделяет самостоятельно;

? б) выделяет посредством взрослого;

? в) затрудняется выделять.

15. Что случится в том либо другом случае ребенок:

? а) может предвидеть самостоятельно;

? б) может предвидеть посредством взрослого;

? в) затрудняется предвидеть.

16. настроение и Характер другого человека и сказочного персонажа при помощи цвета (в рисунке, аппликации), пластики (в танце, перемещении) и атрибутов (при конструировании) ребенок:

? а) может передавать самостоятельно;

? б) может передавать посредством взрослого;

? в) затрудняется передавать.

17. Разные знаки для обозначения ролей (к примеру, «не добрый,как Бармалей», «умная, как Василиса Премудрая», и др.) в игре либо простой жизни ребенок:

? а) применяет довольно часто;

? б) применяет время от времени;

? в) затрудняется применять.

18. Общепринятые знаки (флаг связан с праздником, презент — с днем рождения, учебник — с учеником) в игре, общении, рисовании, аппликации и других видах деятельности ребенок:

? а) применяет самостоятельно;

? б) применяет посредством взрослого;

? в) затрудняется применять.

Коммуникативные свойства

19. Суть предъявляемых требований во сотрудничестве со взрослым на занятиях ребенок:

? а) осознаёт довольно часто;

? б) осознаёт не всегда;

? в) осознавать затрудняется.

20. В совместной игре со взрослым и сверстниками ребенок:

? а) действует слаженно, учитывает игровые действия взрослого и детей;

? б) больше ориентируется на взрослого, чем на сверстников;

? в) пытается привлечь интерес взрослого к своим игровым действиям, не согласовывает их с действиями сверстников.

21. Ребенок, взаимодействуя со сверстниками на занятиях:

? а) предлагает собственные методы исполнения задания, учитывает мнение вторых детей;

? б) предпочитает направляться пожеланиям вторых детей;

? в) не учитывает действия и мнения сверстников.

22. Ребенок предпочитает играться:

? а) в многочисленной группе детей (3 и более человек);

? б) в малой группе (2 человека);

? в) один.

23. В конфликтных обстановках ребенок:

? а) пытается отыскать конструктивный метод выхода из конфликта, учитывая интересы всех его участников;

? б) осознаёт обстоятельство конфликта, обращается за помощью к взрослому;

? в) испытывает трудности, пробует дать добро конфликт в собственную пользу (уговаривает, враждебно требует, плачет и т.п.).

?

24. При общении со взрослыми ребенок:

? а) проявляет сочувствие (отзывчивость) ко работникам близким и всем родственникам детского сада;

? б) проявляет сочувствие (отзывчивость) к некоторым из них;

? в) редко проявляет сочувствие.

25. При общении с другими детьми ребенок:

? а) проявляет сочувствие (отзывчивость) по отношению ко всем детям;

? б) проявляет сочувствие (отзывчивость) по отношению к некоторым из них;

? в) редко проявляет сочувствие.

Регуляторные способности

26. Ребенок соглашается делать режимные требования, предлагаемые педагогом:

? а) в любой момент;

? б) довольно часто;

? в) время от времени.

27. Ребенок тихо идет на занятия:

? а) в любой момент;

? б) довольно часто;

? в) время от времени.

28. Ребенку нравится играться с другими детьми:

? а) в любой момент;

? б) довольно часто;

? в) время от времени.

29. Ребенок с радостью вступает в контакт с педагогом:

? а) в любой момент;

? б) довольно часто;

? в) время от времени.

30. В то время, когда за ребенком приходят родители, он тихо уходит к себе:

? а) в любой момент;

? б) довольно часто;

? в) время от времени.

31. В то время, когда предлагают идти завтракать (обедать), ребенок:

? а) подчиняется требованиям взрослого;

? б) продолжает какое-то время заниматься своим делом, после этого садится за стол;

? в) занимается своим делом.

32. На протяжении занятия ребенок:

? а) может продолжительно сохранять внимание;

? б) довольно часто отвлекается;

? в) включается в работу эпизодически.

33. При сотрудничестве с детьми ребенок:

? а) в большинстве случаев использует правила культурного поведения;

? б) не всегда следует правилам культурного поведения, не смотря на то, что знает их;

? в) редко следует правилам культурного поведения (знает кое-какие из них).

34. В то время, когда за ребенком приходят родители, он:

? а) прощается и уходит в раздевалку;

? б) продолжает какое-то время играться, после этого прощается и уходит в раздевалку;

? в) продолжает продолжительно играться.

Виды деятельности

Игровая деятельность

46. В игре со сверстниками ребенок:

? а) значительно чаще сам придумывает себе роль;

? б) время от времени придумывает себе роль сам, время от времени соглашается на роль, предложенную вторыми детьми либо взрослым;

? в) соглашается на роль, предложенную вторыми детьми либо взрослым.

47. При трансформации плана либо сюжета игры ребенок:

? а) гибко и вовремя меняет собственную роль в соответствии с сюжетом;

? б) пытается вписать собственную ветхую роль в новый сюжет без трансформации;

? в) не имеет возможности поменять собственную роль, оставаясь в рамках ветхого сюжета.

48. Играясь в сюжетные игры, ребенок предпочитает:

? а) делать игровые действия в вербальном замысле;

? б) применять предметы-помощники;

? в) применять предметы, приближенные к настоящим (игрушки).

49. Ребенок применяет в игре:

? а) разнообразные сюжеты;

? б) маленькое количество сюжетов (2-3);

? в) сюжеты, предложенные взрослым.

50. Ребенок сочетает в игре разнообразные сюжеты:

? а) довольно часто;

? б) время от времени;

? в) лишь посредством взрослого.

51. В игре ребенок направляться правилу:

? а) практически в любое время самостоятельно;

? б) как правило самостоятельно либо с маленькой помощью взрослого;

? в) с большим трудом, ориентируясь на контроль взрослых либо партнеров.

52. В игре ребенку в первую очередь принципиально важно:

? а) участие в игре;

? б) выигрыш;

? в) равенство результатов.

Конструктивная деятельность

53. Создаваемые ребенком постройки носят:

? а) творческий темперамент (создание новых вариантов привычных конструкций);

? б) воспроизводящий темперамент (конструирование привычных построек);

? в) манипулятивный темперамент (не ведет к созданию конкретных построек).

54. Ребенок, конструируя по заданному примеру:

? а) самостоятельно разбирает его, выделяет главные части конструкции,
устанавливает пространственное размещение, подбирает нужные подробности, после этого конструирует;

? б) испытывает недостаток в пошаговом управлении взрослого;

? в) затрудняется в воспроизведении примера.

55. Ребенок, конструируя по заданным условиям:

? а) самостоятельно разбирает их, после этого в соответствии с ними формирует собственную конструкцию;

? б) испытывает недостаток в пошаговом управлении взрослого;

? в) затрудняется в создании конструкции.

56. Предваряя конструктивную деятельность, собственный план ребенок:

? а) обозначает самостоятельно (именует тему);

? б) обозначает посредством взрослого;

? в) затрудняется именовать.

Карты развития ребенка

Эти, полученные в ходе диагностического обследования и анкетирования, систематизируются педагогом и выводятся в виде неспециализированных оценок, каковые переносятся в карты 1-6.

Для выведения неспециализированной оценки педагог сопоставляет эти по нескольким вопросам анкеты (либо данным обследования), относящимся к определенному показателю развития свойств, характеристике деятельности либо сфере действительности, и выводит усредненный показатель.

При выставлении результатов анкетирования в Карты развития ребенка ответы а, б и в заменяются на 3, 2 и 1 балл соответственно.

При вычислении усредненных показателей подсчитывается средний балл, что взял ребенок по указанным методикам (либо по итогам опроса).

Карта 1.

Карта 2.

Карта 3.

Карта 4.

Карта 5.

Карта 6.

Динамика развития ребенка

(старшая и подготовительная группы)

Направления развития ребенка Усредненный показатель развития здоровья
По итогам анкетирования (баллы) По итогам диагностического обследования (баллы)
Старшая несколько Подготовительная несколько Старшая несколько Подготовительная несколько
Здоровье и двигательная активность
Способности: сенсорные
интеллектуальные
творческие
коммуникативные
регуляторные
свойство к построению речевого высказывания
Представления о сферах действительности
Виды деятельности: игра
конструирование
изобразительная деятельность

Содержание

Методические советы………………………………………………………………………………… 3

Анкета…………………………………………………………………………………………………………… 12

Диагностические методики………………………………………………………………………………….. 22

двигательная активность и Здоровье……………………………………………………………….. 22

Сенсорные свойства……………………………………………………………………………… 23

Интеллектуальные свойства ………………………………………………………………….. 25

Творческие свойства …………………………………………………………………………… 30

Коммуникативные свойства…………………………………………………………………….. 45

Регуляторные способности………………………………………………………………………….. 62

Свойство к построению речевого высказывания……………………………………………. 71

Осведомленность в главных областях знаний……………………………………………………. 77

Карты развития ребенка ………………………………………………………………………………….. 86

обучения «Программы и Библиотека воспитания в детском саду»

Авторский коллектив

А И. Булычева, кандидат психотерапевтических наук; Н. С. Варенцова, кандидат психотерапевтических наук; Н. Е. Веракса, профессор психологии ; Н. С. Де-нисенкова, кандидат психотерапевтических наук; А. В. Ильин, кандидат психотерапевтических наук; И. В. Маврина, кандидат педагогических наук; Л. Н. Павлова, кандидат психотерапевтических наук; Г. В. Урадовских, кандидат психотерапевтических наук;’О. А Шиян, кандидат психотерапевтических наук.

Тетрадь для диагностики готовности ребенка к школе:Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы. — 2-е изд., испр. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 96 с.

В пособии представлен методический аппарат (анкета, карты развития и диагностические методики ребенка), разрешающий выяснить степень готовности ребенка к обучению в школе: распознать уровень развития умственных, коммуникативных, регуляторных свойств, небольшой и большой моторики; оценить уровень осведомленности в главных областях знаний (представления об окружающем мире, элементарные математические представления) и др.

Пособие направлено широкому кругу работников дошкольного образования.

© Веракса Н.Е., 2007
ISBN 978-5-86775-557-7 © «Мозаика-Синтез», 2007

Методические советы

Данное пособие вместе с книгой «Диагностика готовности ребенка к школе» образовывает методический набор, разрешающий выяснить степень готовности ребенка к обучению в школе: распознать уровень развития умственных, коммуникативных, регуляторных свойств, небольшой и большой моторики; оценить уровень осведомленности в главных областях знаний (представления об окружающем мире, элементарные математические представления) и др.

В базе предлагаемой совокупности диагностики лежит подход, созданный детскими психологами (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, О.М. др и Дьяченко.), в соответствии с которому развитие ребенка-дошкольника характеризуется становлением неспециализированных свойств (познавательных, регуляторных, коммуникативных), разрешающих детям удачно функционировать в разных социальных обстановках. Чтобы адекватно функционировать в той либо другой ситуации, дошкольник обязан осознать, что она собой воображает, понять собственный отношение к ней и передать его вторым людям. За успешность ответа каждой из этих задач отвечает собственная несколько свойств1. (Подробнее о свойствах см. в книге: Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. — М.: Мозаика-Синтез, 2007.)

Предлагаемый на страницах настоящего пособия диагностический аппарат имеет практическую задачу. Он разрешает не только дать неспециализированную оценку развития дошкольников, но и установить те проблемные составляющие свойств каждого ребенка, каковые развиты слишком мало и нуждаются в дополнительной помощи.

Диагностические методики были намерено созданы для психологов и педагогов, трудящихся в совокупности дошкольного образования, чтобы они имели возможность достаточно скоро и одновременно с этим совершенно верно оценить особенности психологического развития детей старшей и подготовительной групп детского сада и организовать личную деятельность каждого ребенка, нуждающегося в развитии тех либо иных свойств.

Методический аппарат, представленный в пособии, складывается из диагностических методик, карт и анкеты развития ребенка и имеет следующие изюминки:

• направлен не только на диагностику развития того либо иного качества ребенка, но и разрешает педагогу ориентироваться на особенности детского развития, независимо от образовательной программы, реализуемой в дошкольном учреждении;

• достаточно экономичен и допускает в основном групповые формы обследования детей;

• отражает возрастную динамику детского развития;

• разрешает целостно представить картину психологического развития ребенка;

• дает педагогу возможность проанализировать собственную деятельность;

• разрешает разбирать не только неспециализированный уровень развития ребенка, но и отдельные стороны его психологического развития;

• адекватен сложившейся образовательной практике в совокупности дошкольного образования.

Анкетанаправлена на обнаружение уровня психологического развития ребенка. Перед ее заполнением направляться совершить наблюдение за деятельностью и поведением дошкольника, изюминками исполнения им заданий на занятиях.

Вопросы анкеты являются ориентирами для организации направленного наблюдения за ребенком, и с целью проведения образовательной работы в дошкольном учреждении.

Диагностические методики.Перед началом диагностического обследования педагог раздает детям тетради и карандаши с заданиями. Он даёт предупреждение детей о том, что трудиться необходимо самостоятельно, не заглядывая друг другу в тетради. При затруднений дошкольники должны обращаться к педагогу.

Педагог растолковывает детям каждое задание и дает время на его исполнение. Любой раз он ожидает, пока все дети справятся с заданием, и лишь позже переходит к следующему. Детям, испытывающим затруднения, взрослый повторяет инструкцию.

По окончании проведения диагностического обследования педагог оценивает результаты каждого ребенка и заносит их в карты развития, каковые позволяют проследить динамику детского развития и проанализировать трудности, появляющиеся у дошкольников в образовательном ходе.

Младший воспитатель: участие в планировании и организации повседневной жизнедеятельности детей


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: