Более 2500 лет назад на левом берегу реки Тигра стоял большой город Ниневия. Еще в VII в. до н. э. Ниневия была столицей могущественного рабовладельческого страны Ассирии. Но в 612 г. до н. э. индийские и вавилонские армии захватили Ассирию и подожгли Ниневию. Довольно много дней в городе бушевал пожар. Город был уничтожен, сохранившиеся обитатели бежали.
Шли годы. Понемногу над развалинами появились громадные бугры, и через 200 лет никто уже точно не знал, где был расположен данный город…
В 1849 г. британский путешественник Лейярд, отыскивая монументы древности, начал раскапывать бугор около маленькой деревни Куюнджик на левом берегу реки Тигра. Скоро он нашёл какие-то развалины, погребенные под слоем почвы. Оказалось, что это дворец ассирийского царя Ашшурбанапала (668—633 гг. до на данный момент. э.). Так нашлась старая Ниневия.
Понемногу откопали целый дворец. Он был выстроен на высокой и широкой неестественной террасе. Вход защищали две огромные статуи быков с людскими головами. Рельефы на стенах коридоров и комнат изображали охоту ассирийских царей на сцены и львов из походов .
Ассирийский царь Ашшурбанапал.
Во дворце Лейярд отыскал около 30 тыс. маленьких глиняных табличек разнообразной формы, они образовали целый пласт высотой в полметра. Таблички были исписаны весьма небольшими клинообразными символами. Таковой клинописью пользовались в древности населения украины. Любой значок этого письма складывался из клинышков в различных сочетаниях и обозначал звук, слог либо слово. Для лучшей сохранности глиняные плитки были обожжены либо высушены на солнце.
Лейярд пологал, что эти глиняные таблички не имеют громадной сокровище, его больше интересовали прекрасные вещи и рельефы на стенах дворца, но он все же послал таблички в Лондон. Лет двадцать пролежали они неразобранными в Английском музее: в то время ученые еще лишь делали первые шаги в расшифровке вавилонской клинописи. Наконец, историки обучились просматривать вавилонские письмена. Прочли они и таблички из дворца Ашшурбанапала. И лишь тогда стало очевидным, какую огромную сокровище представляет собой находка. Это была целая библиотека, подобранная заботливо и с громадным умением.
Ашшурбанапал отлично знал письменность и науку собственного времени. По его повелению писцы снимали копии с глиняных «книг», хранившихся в архивах и библиотеках храмов других центров и Вавилона старой культуры Междуречья. А эти библиотеки составлялись в течение многих столетий.
Так во дворце Ашшурбанапала было собрано пара тысяч глиняных книг. Они складывались из многих «страниц» — табличек однообразного размера. На каждой табличке внизу было написано наименование книги и стоял номер «страницы». Заглавием книги помогали начальные слова первой таблички.
В библиотеке книги размещались в определенном порядке, по отраслям знаний. Поиски нужной книги облегчали каталоги — перечни, где указывалось число строк и название книги в каждой табличке. На всех глиняных «страницах» стоит библиотечный штамп со словами: «Дворец Ашшурбанапала, царя вселенной, царя Ассирии».
Зал во дворце Ашшурбанапала (реконструкция).
Содержание глиняных книг весьма разнообразно. Среди них — грамматики, хроники (записи событий по годам), говорящие о наиболее значимых исторических событиях Вавилонии и Ассирии, соглашения между разными государствами, законы, отчеты о постройке царских дворцов, донесения госслужащих, сообщения шпионов о положении в соседних государствах, перечни подвластных Ассирии народов с указанием размеров поступавших от них податей, сочинения по медицине, письма, списки животных, минералов и растений, бухгалтерские книги царских хозяйств, разные жалобы, соглашения, документы, составлявшиеся при покупке дома либо рабов. Глиняные таблички очень многое поведали ученым об истории, культуре, религии и хозяйстве народов старого Междуречья.
В данной библиотеке, наибольшей для собственного времени, были собраны книги, подводящие итоги научным достижениям шумеров, ассирийцев и вавилонян.
Вавилонские и ассирийские жрецы отлично знали математику. Уже в начале II тысячелетия до н. э. вавилоняне решали сверхсложные геометрические задачи по измерению площадей, умели составлять замыслы городов, дворцов и храмов.
В библиотеке хранились произведения и по астрономии. В большинстве собственном это копии более древних книг, составленных за тысячу с лишним лет до Ашшурбанапала. По этим книгам возможно проследить развитие и зарождение астрономической науки. В старом Междуречье при храмах строились многоэтажные (чаще семиэтажные) башни — зиккураты. С самого верхнего этажа зиккуратов жрецы с каждым годом вели наблюдения за перемещением небесных светил. ассирийцы и Вавилоняне умели рассчитывать время лунных и солнечных затмений, знали перемещение всех небесных светил, видимых несложным глазом. Они умели кроме этого отличать планеты от звезд. Сохранились таблицы с астрономическими вычислениями расстояний между звездами.
На основании наблюдений за перемещением Солнца, звёзд и Луны жрецы составили календарь. Данный календарь показывал, в то время, когда будут разливы рек либо спад воды и, следовательно, в то время, когда необходимо затевать сельскохозяйственные работы.
Вавилонские астрологи пользовались широкой известностью у других древних народов. Но ассиро-вавилонская астрономия была неразрывно связана с астрологией — лженаукой, пробовавшей предвещать будущее по звездам.
Обломки глиняной таблички с замыслом дома.
Ассирийцы захватили многие соседние страны, кроме того Египет, и вели торговлю с более далекими государствами. Исходя из этого ассирийцы были достаточно отлично осведомлены о природе и населении всех государств древнего Востока. Ученые нашли в библиотеке Ашшурбанапала географические карты. Еще весьма примитивные, эти карты все же охватывали громадную территорию от Урарту до Египта. Сохранились и географические справочники ассирийцев с заглавиями рек, государств и городов. Но о строении Почвы у ассирийцев и вавилонян были самые фантастические представления.
Медицина в то время была тесно связана с волшебством, т. е. колдовством. ассирийцы и Вавилоняне верили, что все заболевания вызываются злыми духами, пробравшимися в человеческий организм. Дабы вылечить заболевание, доктор стремился изгнать злого духа из тела больного заклинаниями и молитвами. Время от времени доктора лепили из глины изображения злых духов и разрушали их, полагая, что от этого больной может выздороветь.
Громадных удач достигла хирургия, поскольку она была основана на изучении анатомии людской организма. Любопытно, что в то время сердце вычисляли органом разума, а о роли мозга ничего не знали.
В медицинских произведениях ассирийцев и вавилонян даются описания признаков (показателей) заболеваний и рецепты лекарств. По этим рецептам современным ученым удалось установить древние заглавия нескольких сотен лекарственных трав.
Библиотека Ашшурбанапала сохранила нам кроме этого работы об ассиро-вавилонском языке, книжки, по которым ассирийские писцы обучались клинописи. Писцы знали не только собственный родной ассиро-вавилонский, вместе с тем и старый шумерский язык. Шумерская культура сильно повлияла на вавилонскую. Шумеры изобрели клинописное письмо еще в конце IV тысячелетия до н. э. Позднее ассирийцы и вавилоняне заимствовали шумерскую клинопись.
В библиотеке Ашшурбанапала были отысканы шумеро-вавилонские словари, сборники текстов на шумерском языке с пояснениями тяжёлых для понимания мест, таблицы клинописных знаков, сборники грамматических упражнений и примеров. Эти работы древних писцов сильно помогли европейским ученым в XIX в. расшифровать шумерскую письменность и изучить шумерский язык.
Так писали на глиняных табличках.
Благодаря библиотеке Ашшурбанапала нам отлично известны кроме этого легенды, предания и мифы шумеров, ассирийцев и вавилонян. Особенно занимательны 12 глиняных табличек, на которых записано превосходное произведение в стихах — эпос о сказочном храбрец Гильгамеше. Эпос о Гильгамеше появился в Шумере около 2400 г. до н. э., а позже был переведен и на ассиро-вавилонский язык. Вот о чем говорит это сказание.
Гильгамеш, сын богини Нинсун и смертного человека, давным давно царствовал в городе Уруке. Он был умным правителем и владел богатырской силой. Гильгамеш вынудил все население строить стенки около города. Обиженные данной повинностью, обитатели Урука обратились к всевышним прося создать такое существо, которое побороло бы Гильгамеша. Всевышние создали полузверя-получеловека Энкиду.
Богатыри Гильгамеш и Энкиду вступили в единоборство, но ни один из них не смог победить собственного соперника. Тогда они стали приятелями и совершили совместно довольно много подвигов.
Но скоро Энкиду погиб. Это привело Гиль-гамеша в отчаяние. Он начал бояться смерти и отправился к собственному отдаленному предку Утнапиштиму, жившему на краю земли. Всевышние даровали Утнапиштиму бессмертие за его праведный образ судьбы, и Гильгамеш захотел определить от него, как возможно стать бессмертным. Преодолев множество трудностей, Гильгамеш отыскал Утнапиштима. Тот по окончании продолжительных колебаний поведал Гильгамешу, что необходимо съесть «траву судьбы», которая растет на дне океана. Гильгамеш дотянулся эту траву со океанического дна.
Но он желал бессмертия не только для себя и решил принести траву обитателям собственного родного города Урука, дабы целый его народ определил счастье вечной юности. На обратном пути в Урук Гильгамеш решил искупаться и покинул «траву судьбы» на морском берегу. Змея отыскала эту траву, съела ее и стала бессмертной. А Гильгамеш, грустный, возвратился в собственный родной Урук.
В данной фантастической сказке имеется собственный глубочайший суть. Поэма прославляет волю к судьбе, мужество храбреца, идущего к собственной цели через все опробования, каковые отправляют ему коварные, злые и мстительные всевышние, олицетворяющие грозные силы природы. В собственном эпосе древние вавилоняне выразили рвение познать законы природы, тайны смерти и жизни, сделать человека бессмертным.
Множество и других полезных сведений о языке, истории, науке, быте, законах и обычаях древних населений украины сохранила для нас глиняная библиотека.