Авиамоделизм — массовый технический вид спорта, постройка и конструирование моделей летательных аппаратов в технических либо спортивных целях — один из любимых видов технического творчества молодежи. В 1926 г. у нас были совершены первые соревнования по авиамодельному спорту, и с того времени они проводятся систематично.
Авиамодели возможно поделить на 2 главных вида: нелетающие и летающие.
Нелетающая модель — это, в большинстве случаев, копия исторического либо современного самолета, повторяющая геометрические формы, а время от времени кроме того и конструкцию прототипа. Модели, каковые строят для выставок, оформления кабинетов и рекламных витрин авиационных предприятий и институтов, именуются тактическими. Вторая разновидность нелетающих моделей — музейные модели. В них с громадной точностью воспроизведены не только внешние формы самолетов-прототипов, но и их механизмы и внутреннее устройство.
Летающие модели по принципу полета, размерам, виду двигателя и его рабочему количеству Интернациональная авиационная федерация авиамодельного спорта (ФАИ) дробит на 3 класса: свободнолетающие, кордовые и радиоуправляемые. Любой класс разбит на категории.
К классу свободнолетающих моделей относятся модели планеров (категория F-1-A), резиномоторные (F-1-B) и таймерные (F-1-C) модели, комнатные модели вертолётов и самолётов (F-1-D).
Модель планера — безмоторного летательного аппарата, талантливого парить в восходящих потоках воздуха, — запускается так же, как воздушный змей. По окончании комплекта высоты леер (узкий трос) машинально отцепляется, и планер переходит в свободный полет. Модель запускают в большинстве случаев вдвоем, на леере длиной 50 м: один держит ее в руках, второй — за финиш леера. По команде «Старт» ассистент отпускает модель, и пилот начинает буксировать ее на леере, пока она не соберёт высоту.
У резиномоторной модели тяга создается винтом, что приводится в перемещение резиновым двигателем — скрученным эластичным жгутом, собранным из нескольких нитей авиамодельной резины. Резиновый двигатель оказывает помощь модели взлететь, после этого она планирует, парит в восходящих потоках воздуха и медлено приземляется. Технические данные: площадь несущей поверхности — 17-19 дм2, полетная масса без двигателя не меньше 190 г, большая удельная нагрузка на несущую поверхность — 500 Н на 1 дм2, масса двигателя не более 40 г.
Полет таймерной модели ограничивается особым механизмом — таймером. Со старта модель взлетает с трудящимся двигателем. Через 7 с таймер отключает энергопитание двигателя, и модель переходит в планирующий полет. Рабочий количество двигателя внутреннего сгорания не более 2,5 см3. Допустимая масса модели (в граммах) численно равна величине рабочего количества двигателя (в см3), умноженной на число 300.
Соревнования комнатных моделей с резиновым двигателем проводятся лишь в помещении. Эти модели весьма легкие (1-10 г) и маленькие (размах крыла не более 650 мм).
Свободнолетающие модели всех категорий соревнуются на длительность полета. Время полета модели каждого участника ограничено 3 мин. Победителя определяют по большей сумме очков (1 с равна 1 очку), собранной в 7 турах.
В класс кордовых моделей входят: скоростные (категория F-2-A), пилотажные (F-2-B), гоночные (F-2-C), воздушного боя (F-2-D), модели-копии самолетов. Модели
этого класса в полете связаны со своим пилотом-моделистом двумя нерастягиваемыми нитями — кордами. Они летают по кругу и маневрируют в воздухе лишь за счет отклонения вверх либо вниз рулей высоты. Соревнования по кордовым моделям проводятся на намерено подготовленной площадке (кордодроме), имеющей ровное цементное либо асфальтовое покрытие диаметром не меньше 48 м.
Класс радиоуправляемых моделей подразделяется на следующие категории: пилотажные (F-3-A), модели-копии самолетов (F-4-C) и планеров (F-4-D), модели планеров (F-3-B). На борту моделей этого класса установлена радиоаппаратура, принимающая сигналы с почвы и управляющая рулями модели. планёров и Модели самолётов оснащают многокомандной аппаратурой телеуправления. На планеры устанавливают в большинстве случаев и многокомандную, и однокомандную аппаратуру. Время полета моделей — 10-12 мин.
В кружках, лабораториях строят кроме этого модели вертолетов, гидропланов, бесхвостой и экспериментальные модели: орнитоптеры, конвертопланы, экранолеты и т. д.
детали авиамоделей и Основные узлы. Фюзеляж — это корпус модели, на котором крепятся крылья, оперение, двигатель, шасси. В нем же размещается и нужный груз: разные механизмы, таймерные устройства, радиоаппаратура. В практике авиамоделирования используются 3 типа фюзеляжей: долбленые, наборные и монококи (скорлупного типа). Долбленые фюзеляжи применяют при изготовлении музейных моделей сложной формы и летающих моделей с ровными обводами — скоростных и гоночных планеров. По конструкции переборок наборные фюзеляжи подразделяются на шпангоутные, ферменные и смешанные. Планируют они из продольных поперечных элементов — шпангоутов и деревянных — стрингеров, реек. Фюзеляжи скорлупного типа (монококи) выклеивают из бумаги, стружки либо шпона легких модели. Лопасти винта, приводимые в перемещение авиамодельным двигателем, вращаясь, отбрасывают поток воздуха назад. На всех летающих моделях применяют двухлопастные винты, лишь на кордовые модели ставят однолопастные винты.
Крыло фюзеляжной (объемной) модели складывается из обтяжки и каркаса. Каркас набирается из задних кромок и передних, консольных закруглений (законцовок), продольных и нервюр планок (и поперечных лонжеронов). Форма крыла — самая разнообразная: прямоугольная, трапециевидная и т. д.
Хвостовое оперение летающей модели складывается из горизонтально расположенного вертикального киля и стабилизатора. Но видится на моделях и двухкилевое, и V-образное оперение. Стабилизатор напоминает крыло, лишь меньшего размера. Киль, в большинстве случаев, трапециевидный либо эллипсовидный.
Шасси у фюзеляжных моделей оборудовано колесами, а у моделей гидросамолетов — поплавками. Оно возможно убирающимся либо неубирающимся. В случае, если шасси не убирается, его делают съемным. У тяжелых моделей шасси двойное, усиленное подкосами.
Летные качества модели, ее свойство парить в воздухе сильно зависят от веса модели, либо, в противном случае, от нагрузки на 1 дм2 несущей поверхности крыла и стабилизатора. Любой моделист знает: чем меньше эта нагрузка, тем легче модель и тем лучше она планирует.
Для тех, кто увлекается авиамоделизмом, выходит ежемесячный научно-популярный издание «Моделист-конструктор». Материалы по моделизму печатаются и в других научно-технических изданиях.
О том, какие конкретно материалы возможно отыскать в издании «Моделист-конструктор», рассказывается в отдельной статье этого словаря. Издание окажет помощь вам в занятиях моделизмом.