Между навыками существует зависимость. Она разна и определяется действиями, входящими в навык. Зная британский и германский языки, значительно легче овладеть французским.
Обучась руководить мотоциклом, легче овладеть управлением самолета. Имея навык игры в баскетбол, возможно стремительнее и легче обучиться играться в волейбол. Человеку, могущему делать гимнастические упражнения на перекладине и параллельных брусьях, легче обучиться гимнастическим упражнениям на кольцах и т. д.
Такая зависимость между навыками, в то время, когда владение одним навыком содействует овладению вторыми, именуется «переносом». Перенос отмечается тогда, в то время, когда навыки сходны по типу, методы исполнения отдельных операций однообразны. В базе переноса лежит в первую очередь неспециализированная приспособленность человека к совершению тех действий, каковые вырабатываются у него в ходе приобретения навыка. Так, перенос навыка значительно больше при изучении родственных по неспециализированной структуре языков, к примеру двух европейских, чем при изучении различных типов языков, к примеру языка и европейского языка какого-нибудь африканского народа.
В ремесленном училище. Новая тема. Живописец Г. Э. САТЕЛЬ
Сейчас — ученики, на следующий день — рабочие, инженеры…
Приобретение одного навыка не всегда способствует приобретению другого; отмечается и отрицательное влияние ветхих навыков на усвоение новых.
Футболист, что некогда был волейболистом, на протяжении футбольного состязания в критический момент игры непроизвольно отбивает мяч кулаком — и вот штрафной удар в ворота собственной команды. Борец-эксперт по вольной борьбе переключился на хорошую борьбу и в разгар состязания непроизвольно дал подножку сопернику; ему, само собой разумеется, засчитали поражение.
Изучая английский язык, обучающийся непроизвольно употребляет слова французского языка. Тут также имеется определенная зависимость между навыками, но это уже не перенос, а, напротив, «смешение» навыков: в процесс исполнения либо формирования одного навыка непроизвольно «вмешивается» второй.
Лучший метод предотвратить смешение — как возможно прочнее усваивать любой навык в отдельности, и усваивать их сознательно, быстро и четко противопоставляя друг другу.
«Утрата» НАВЫКА
Гимнаст, что особенно славился исполнением «солнца» (вращение на перекладине на вытянутых руках с вытянутым телом), в один раз, упражняясь на перекладине, укрепленной во дворе недалеко от забора, сорвался. Обрисовав дугу в воздухе, он перелетел через забор и благополучно «приземлился» в соседнем садике. Не смотря на то, что очень сильно испугавшийся гимнаст и не взял никаких повреждений и ушибов, он утратил навык, разучился делать «солнце». Не обращая внимания на многократные попытки, ему больше не получалось выполнить это упражнение.
Один хороший акробат окончательно утратил навык выполнения «сальто», по окончании того как заметил смерть приятеля при неудачном выполнении этого номера.
В обоих этих случаях навык разрушился из-за психологической травмы — так как физической травмы не было. Сильное потрясение, в частности пережитый кошмар, сильный испуг, — самая частая обстоятельство утраты навыка. Навык время от времени разрушается так, что не имеет возможности осуществляться не только автоматизировано, но и произвольно. Часто обстоятельством разрушения навыка (особенно сложного) не редкость переутомление, чаще — прекращение упражнений либо долгий паузу в них.
В следствии долгих перерывов в упражнении чаще происходит не полная утрата навыка, а только уменьшение степени автоматизированности действия: те операции, каковые совершались автоматизировано, практически без участия сознания, начинают выполняться только с его участием, произвольно. Такое ослабление навыка бывает и результатом психологической травмы, к примеру пережитого стыда, сильного смущения и т. д.
Женщина, умело и грациозно танцевавшая среди родных, на вечере самодеятельности от смущения теряет свойство двигаться «непроизвольно»: она начинает смотреть за каждым своим перемещением и танцует неудобно, неуклюже, с большим трудом. Известны случаи, в то время, когда великолепно подготовленные гимнасты на соревнованиях «проваливали» упражнение, в силу того, что от беспокойства переключались на сознательное исполнение каждого перемещения.
С утратой навыка возможно бороться. Так, конкретно за переживанием, которое может стать обстоятельством разрушения навыка, необходимо опять повторить данное воздействие. К примеру, тонувший человек обязан вынудить себя на данный момент же по окончании того, как его спасли, войти в воду и поплавать.
Преодоление страха сходу за неудачей в исполнении навыка в большинстве случаев прекращает предстоящее разрушающее воздействие пережитого потрясения на навык.
Дабы не утратить сложный навык из-за перерыва в его исполнении, необходимо систематически упражняться и не делать долгих перерывов.
Выработка навыков совсем нужна человеку, в противном случае он не сможет удовлетворительно делать трудовые операции, овладевать новыми знаниями, быть спортсменом и т. д.
Нереально руководить самолетом, не выработав соответствующих навыков. Запрещено отлично трудиться на токарном станке, не овладев нужными навыками. Запрещено столярничать, не овладев навыками работы пилой, топором, рубанком и т. д. Исполнение всякой работы требует овладения особыми навыками, и чем сложнее профессия, тем более сложных навыков она требует.
Выдающийся спортсмен в совершенстве обладает рядом спортивных навыков и, не обращая внимания на это, систематически упражняется в их исполнении. Выдающийся пианист кроме этого в совершенстве обладает навыками игры на фортепиано и также систематически упражняется и т. д.
Необходимо не забывать, что степень владения навыком, так же как и прочность его, больше всего зависит от систематических и стремления и настойчивых упражнений к постоянному улучшению результатов.