Задание: проанализируйте пространственно-временные характеристики драмы

-Есть ли в пьесе указания автора на конкретное время?

Афиша пьесы «Бесприданница» завершается ремаркой : «Воздействие происходит на данный момент в городе Бряхимове, на Волге». Большая часть пьес Островского посвящены русской судьбы до- и пореформенной эр. Наряду с этим ни в одной из пьес ( за исключением «Бесприданницы») нет указания, связывающее происходящее в пьесе с сегодняшним днем. Тут же драматургу было принципиально важно выделить актуальное значение конфликта, его сообщение с острыми проблемами и противоречиями 70-х годов.

-Есть ли в пьесе какие-то события, каковые показывают на конкретный исторический период?

-Какие приметы настоящего времени отражены в сюжете пьесы? Какой временной отрезок охватывает сюжет пьесы?

Пьеса «Пучина» была написана Островским в 1865 году. Напечатана и поставлена во второй половине 60-ых годов девятнадцатого века. Уже в афише Островский дает указание на правильное время, в то время, когда происходит воздействие: «около 30 лет назад». Следовательно, воздействие происходит в 30-е годы ХIХ века. Приметы конкретного исторического времени находятся уже в первом диалоге. Из беседы купцов мы определим о том, что они побывали на спектакле в театре, где на сцене играл актер Мочалов. Павел Степанович Мочалов(1800-1848) – известный русский актер, игравшийся на сцене Столичного Малого театра. Потом речь заходит об одной из известных ролей Мочалова – роли Валмира из мелодрамы Виктора Дюканжа «Тридцать лет, либо Жизнь игрока».

В случае, если высказать предположение, что воздействие пьесы начинается приблизительно в середине 30-х годов. Потом следуют три сцены, между которыми проходит большой отрезок времени. Между первой и второй сценами проходит 7 лет. Между второй и третьей – 5 лет. Столько же между третьей и четвертой. Так, сюжет пьесы охватывает временной промежуток в 17 лет.

-какое количество времени проходит между сценами и отдельными актами в пьесе?

В пьесе «Бесприданница» Островский до минимума сводит время, отделяющее один акт от другого. Первый акт начинается около 12 часов дня. Второй происходит скоро. Третий- обед у Карандышева- в предвечерние часы. Четвертый – по окончании возвращения из-за Волги – завершается около полуночи либо за полночь. Данной сжатостью, концентрированностью действия во времени во многом определяется и его динамика.

-Обрисуйте темперамент протекания времени в пьесе (скоро, медлительно, быстро, монотонно и т.д.) Как начинается время в пьесе? Непрерывно? Имеется ли разрывы и временные скачки? С чем это связано? Какие конкретно события ускоряют течение времени в пьесе и напротив тормозят?

-Есть ли в пьесе указание на конкретное время года, время суток?

В пьесе «В чужом пиру похмелье» нет указания на конкретное время года.. Но, возможно высказать предположение, что воздействие происходит в осеннюю пору. Подтверждение возможно отыскать в тексте, к примеру, в монологе Лизаветы Ивановны: «Вот день назад, как я шла из церкви, какие-то юные торговцы вслух смеялись над моим салопом». Салоп – это верхняя женская одежда в виде широкой долгой накидки с прорезями для рук либо маленькими рукавами, шили из разных тканей на подкладке, на вате и на меху, с бархатными и меховыми отложными воротниками, был распространен в государствах Западной Европы и в РФ, в большинстве случаев в первой половине Х1Х века среди горожанок. Раз Лизавета Ивановна натягивала салоп, следовательно, на улице прохладно. Тит Титыч приехал в дом Ивановых на дрожках ( облегченный экипаж на 1-2 человек), значит воздействие происходит не зимний период. Андрей Титыч в беседе с Лизаветой Ивановной упоминают о свадьбе («женить желают насильственным образом»), а свадьбы в Киевской Руси игрались или зимний период, или в осеннюю пору. А также месяц октябрь именовали «свадебником». Из всего сказанного выше возможно сделать вывод, что воздействие наверное происходит в осеннюю пору.

Какое значение это имеет для раскрытия темы пьесы?

-Как в пьесе отражено будущее и прошлое время? Где и как это отражено?

-Какой временной отрезок судьбы храбрецов выбирает создатель и по какой причине?

-Охарактеризуйте место действия в пьесе.

-Какое пространство рисует создатель (замкнутое, нескончаемое, ограниченное и др., город, улица, дом, помещение и т.д..), и какие конкретно методы изображения он применяет?

-Какие конкретные подробности обстановки имеют особенное значение для чёрта пространства (приведите примеры из текста пьесы).

-Выделите жизненное театральное героев пространство и пространство драмы ( описание декораций спектакля) в пьесе

-Как изменяется место действия в различных актах и как это связано с сюжетом?

-Как пространство в пьесе отражает конфликт и проблематику драмы?

-Выпишите описание пространства из текста ( из реплик и ремарок)

Во втором явлении пьесы «Торжественный сон до обеда» Бальзаминов говорит маменьке о собственных мечтах: «Приобрел бы себе беговые дрожки и серую лошадь и ездил бы по Зацепе, маменька, и сам правил…». Зацепа – район ветхого Замоскворечья, примыкающий к Павелецкому вокзалу, М.Краснохолмскому мосту, Валовой улице. Дома тут принадлежали, по большей части, купечеству. Указания на конкретный район Москвы подтверждают грезы Бальзаминова – жениться на богатой купеческой дочке.

******************************************************************

Из диалога Русаковой и Арины Федотовны («Не в собственные сани не садись»)

Русаков. Поди ты с своим образованием! Довольно много ты знаешь! Прожила пять лет в Таганке, да и думаешь, куда как образованна! Что ты в том месте видела? Не считая сидельцев да приказных, ты и людей-то не видала.

Речь заходит о ветхом, весьма богатом районе, где жило старообрядческое купечество в Москве. Это Таганская площадь и прилегающие к ней улицы.

******************************************************************

-Как одно да и то же пространство оценивают различные персонажи пьесы и по какой причине?

-Как ситуация дома характеризует персонажей пьесы и их образ судьбы?

Ситуация в доме Бальзаминовых («Торжественный сон до обеда») обрисована в первой ремарке: «Бедная помещение; направо дверь, у двери древние часы; прямо печь изразцовая, с одной стороны ее шкап, с другой – дверь в кухню; налево комод, на нем туалетное зеркало; на первом замысле окно, у окна стол»

Ситуация в доме Ничкиной: «В доме купчихи Ничкиной; Богатая купеческая гостиная, отлично меблированная; рояль»

Афиша

Лекция 2. КИНЕМАТИКА С НУЛЯ │Введение


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: