Задание 3
Разглядеть таблицу, составленную Э.Эриксоном.
Оценить трансформации ряда и возможности формирования качеств на различных стадиях судьбы человека. Качества: добросовестность, уверенность, преданность, чувствительность, серьезность, деятельность.
Стадии развития личности (по Э. Эриксону)
Стадия развития | Обычная линия развития | Аномальная линия развития |
1. Раннее младенчество (от рождения до 1 года) | Доверие к людям. Обоюдная любовь, привязанность, обоюдное признание ребёнка и родителей, удовлетворение потребностей детей в общении и других крайне важных потребностей | Недоверие к людям как следствие нехорошего обращения матери с ребенком, игнорирование, пренебрежение им, лишение любви. Через чур раннее либо резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция |
2. Позднее младенчество (от 1 года до З лет) | Самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок наблюдает на себя как на независимого, отдельного, но еще зависимого от своих родителей человека | Сомнения в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок ощу щает собственную неприспособленность, сомневается в собственных свойствах. Испытывает лишения, недочёты в развитии элементарных двигательных навыков, к примеру хождения. У него слабо развита обращение, имеется сильное желание скрыть от окружающих людей собственную ущербность |
3. Раннее детство (около 3-5 лет) | активность и Любознательность. заинтересованное изучение и Живое воображение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение | безразличие и Пассивность к людям. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к вторым детям, уклончивость и подавленность, отсутствие показателей полоролевого поведения |
4. Среднее детство (от 5 до 11 лет) | Трудолюбие. стремление и Выраженное чувство долга к достижению удач. Развитие познавательных и коммуникативных навыков и умений. Постановка перед собой и ответ настоящих задач. Активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентированность на задачу | Чувство собственной неполноценности. Слаборазвитые трудовые навыки. Избегание сложных заданий, обстановок соревнования с другими людьми. Острое чувство собственной неполноценности, обреченности на то, дабы всю жизнь оставаться посредственностью. Чувство «затишья перед бурей», либо периодом половой зрелости. Комформность, рабское поведение. Чувство тщетности прилагаемых упрочнений при ответе различных задач |
5. Половое созревание, юность и подростковый возраст (от 11 до 20 лет) | Жизненное самоопределение. Развитие временной возможности — замыслов на будущее. Самоопределение в вопросах: «каким быть?» и «кем быть?». Деятельный поиск себя и экспериментирование в различных ролях. Учение. Четкая половая поляризация в формах межличностного поведения. Становление мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и подчинение им при необходимости | Путаница ролей. смешение и Смещение временных возможностей: появление мыслей не только о будущем и настоящем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, очень сильно выраженное рвение разобраться в самом себе в ущерб формированию взаимоотношений с людьми и внешним миром. Полоролевая фиксация. Утрата трудовой активности. Смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоззренческих установках |
Решите психолого-педагогические задачи
Психолого-педагогические задачи
Задача на использование способа «пример»
Отца у Саньки не было, он ушел из семьи два года назад. Мать трудилась сутками, дабы прокормить троих детишек. Смотреть за мальчиком было некому. Он совсем отбился от рук, не слушал ни воспитателей, ни мать.
Пожалуй, не было для того чтобы сада в поселке, в котором не побывал бы Санька. Но, таковой сад был — Матвея Петровича, его соседа. Парнишка опасался забраться в него, уж больно строг был хозяин, что сторожил собственный сад с ружьем. Но в один раз все-таки решил Санька залезть в данный сад и сразу же был пойман бдительным стариком. Для того чтобы с ним ни при каких обстоятельствах не случалось. Санька сжался в комок и дал себе слово не кричать, в случае, если его кроме того будут бить. В противном случае, что ему на данный момент здорово влетит, — в этом он не сомневался.
— Ну, здорово, богатырь, — услышал он голос Матвея Петровича. — Вот ты какой. Садись, гостем будешь.
Осторожно забрав Саньку за худенькое плечо, он усадил его за стол под яблоней.
— Как яблоки-то? — нежно задал вопрос Матвей Петрович мальчика. — Э-э, да ты, я вижу, и попытаться-то опоздал. Ты с какой яблони сорвал, с данной? Эти яблоки весьма вкусные. Давай угощайся, — потчевал он Саньку. — Сад-то я сам разводил, — скупо похвастался старик. — Непросто было: зимы у нас больно холодные. Да ты ешь, тебе поправляться нужно, ишь кости-то как выпирают из-под рубахи.
Матвей Петрович задумчиво взглянуть на сжавшегося, притихшего паренька.
— Ты вот что, — согнулся к нему Матвей Петрович, — захаживай ко мне, а? Сад у меня большой, дела нам с тобой обоим хватит. Я тебя всем премудростям научу, смотришь, потом садоводом станешь. А дело это не простое. Яблоня, она все равно что человек, внимания требует. Ну как, придешь? Вот и отлично, — был рад старик, не смотря на то, что Санька не имел возможности вымолвить ни одного слова. Он был поражен отношением и словами к себе Матвея Петровича.
— А яблоки, — продолжал тот, — забери с собой, мать и сестренок угостишь. Я тебе на данный момент еще нарву.
Матвей Петрович нарвал яблок, положил их в плетеную корзинку и дал Саньке.
— Корзинку на следующий день либо в второй раз принесешь. Ну иди, — осторожно потрепал неотёсанной ладонью Санькины волосы и отправился за водой. А в то время, когда посмотрел назад, заметил… Санька, хулиган и неисправимый озорник, стоял и ясными, хорошими глазами наблюдал ему вслед…
Позже они стали приятелями, и Санька очень сильно к нему привязался, ощущая понимание и заботу умного человека.
задания и Вопросы
1. Какие конкретно педагогические задачи решил в данной ситуации Матвей Петрович?
2. Как ему удалось перевоплотить обстоятельство конфликта в предлог для зарождения хороших взаимоотношений с тяжёлым ребёнком?
3. При каких условиях способ наказания приносит результаты?