Врожденная умственная отсталость или врожденное слабоумие

(primary mantal deficiecy) — низкий уровень интеллектуального развития, детерминированный наследственностью либо пренатальной травматизацией. Проявляется в задержках темпа развития, продуктивности мышления и низкой скорости, не сильный обучаемости.

Вундеркинд (Wunderkind, нем. — чудо-ребенок) — термин, что применяли в XVIII-XIX столетиях для чёрта детей, проявлявших необыкновенную одаренность (к примеру, В.-А. Моцарт). На данный момент в научной литературе не употребляется.

Гениальность — верховный уровень проявления творческих свойств, есть публичной оценкой достижений личности.

Групповые факторы интеллекта — интеллектуальные свойства, занимающие промежуточное положение по уровню обобщенности между специальными факторами и общим интеллектом (первичными умственными свойствами, Л. Терстоун). Значительно чаще выделяют пространственный, математический и вербальный факторы. В первый раз найдены Ч. Спирменом.

Дивергентные свойства (divergence),дивергентные операции, дивергентное мышление — термины, введенные Дж. Гилфордом для описания процесса выдвижения разных и в равной мере верных идей довольно одного и того же объекта либо при ответе одной и той же задачи. Дивергентные свойства являются базой креативного мышления и противопоставляются конвергентным свойствам (см.).

Дисперсия — статистическая мера вариативности какого-либо показателя, основная черта отклонения значений показателя от его средней величины.

Дифференциальная психология — раздел психологии, изучающий лично-психотерапевтические различия между людьми. Термин введен В. Штерном в 1900 году.

Доминантность (фактор Е) — фактор модели личности, предложенный Р. Б. Кэттеллом. Измеряется оценками опросника 16PF. При низких оценках человек застенчив, кроток, почтителен, покорен до полной пассивности. При высоких оценках человек властен, свободен, самоуверен, упрям до агрессивности.

Задатки — врожденные генетически детерминированные изюминки центральной нервной совокупности либо отдельных анализаторов, являются предпосылками развития свойств (Б. М. Теплов). Понятие обширно употребляется в отечественной дифференциальной психофизиологии.

Закон обычного распределения — функция плотности возможности (р(х)) от некоей величины (х). Кривая обычного распределения имеет одну вершину и симметрична относительно нее. В первый раз использована для описания зависимости между частотой интенсивности и уровнями признака их встречаемости в середине XIX века Кэтле и Гальтоном. Аналитическое выражение для закона обычного распределения предложено Гауссом. Обширно употребляется в математической статистике. Распределение большинства биологических, антропологических и психологических особенностей подчиняется обычному закону.

«Совершенный интеллект» — идеализированное представление об интеллекте, которое создатель теста применяет при его конструировании. Значительно чаще под ним подразумевается некая структура, талантливая осуществлять формальнологические операции.

Имплицитная обучаемость — свойство обучаться без целенаправленных сознательных упрочнений со стороны обучающегося.

Имплицитная теория свойств (обыденная теория свойств, субъективная модель интеллекта) — совокупность знаний о свойствах людей, представленная в личном либо групповом сознании; детерминирует самооценку индивидом собственных оценки и способностей свойств вторых людей.

Индивидуальность (от лат. indiuiduum — неделимое) — неповторимость, уникальность человека, глубинный уровень иерархической организации психологических особенностей человека (Б.Г. Ананьев).

Интеллект (от лат. intellectus — познание и понимание) — 1) неспециализированная свойство к решению и познанию неприятностей, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в базе вторых свойств; 2) совокупность всех познавательных свойств индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; 3) свойство к ответу неприятностей без ошибок и проб «в уме». Понятие интеллект как неспециализированная умственная свойство используется в качестве обобщения поведенческих черт, которые связаны с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.

Интеллект кристаллизованный (cristullized) либо«связанный интеллект» — интеллектуальная свойство, зависящая от купленного опыта, сводится к совокупности интеллектуальных навыков, входит в состав неспециализированного интеллекта. Термин предложен Р. Б. Кэттеллом.

Интеллект неспециализированный (general) (фактор неспециализированной умственной энергии, главный фактор, главный интеллект) — умственная свойство, воздействующая на исполнение любой деятельности, проявляющаяся в качестве, точности и скорости ответа мыслительных задач, в успешности и темпе обучения, продуктивности профессиональной деятельности и уровня социальной адаптированности. Концепция неспециализированного интеллекта предложена Ч. Спирменом.

Интеллект социальный (social) — свойство, определяющая понимания оценки поведения и успешность прогнозирования людей. Термин предложен Дж. Гилфордом. Г. Айзенк дал другую трактовку этому термину. Он осознаёт социальный интеллект как следствие развития неспециализированного интеллекта под влиянием внешних социокультурных условий. В научной литературе чаще употребляется определение Гилфорда.

Интеллект текучий, «вольный», «флюидный» (fluid) — врожденная интеллектуальная свойство, детерминирующая успешность приспособления к новым обстановкам, овладение новыми знаниями, скорость и гибкость мышления. Входит в состав неспециализированного интеллекта. Термин предложен Р. Б. Кэттеллом. Уровень понижается в ходе старения.

Интеллектуал — в обыденном значении этого слова человек, владеющий громадный высоким уровнем и эрудицией культуры. В психометрике — индивид,

владеющий большим либо очень высоким уровнем интеллекта по итогам тестирования.

Интеллектуальная продуктивность — 1) уровень достижений в интеллектуальной профессиональной деятельности; 2) успешность ответа интеллектуальных тестов, характеризующаяся скоростью, сложностью и правильностью ответов решенных задач.

«Интеллектуальный диапазон» (правильнее было бы сообщить: «диапазон продуктивности») — прогноз вариаций личных достижений испытуемого в какой-либо деятельности, определяемый уровнем его интеллекта.

Интеллектуальный климат — параметр, характеризующий уровень интеллектуального сотрудничества в малой группе, значительно чаще — в семье; зависит от уровня интеллекта участников семьи, числа детей в семье,’ их отличия в возрасте и т. д. Термин предложен Р. Зайонцем.

Интеллектуальный порог — уровень неспециализированного интеллекта, нужный для овладения деятельностью и успехи требуемой продуктивности.

Интенсивность внутренней духовной судьбы (фактор М) — один из факторов теории личности Р. Б. Кэттелла. При высоких значениях фактора личность владеет развитым воображением, творческим потенциалом, ориентацией на внутренний мир. При низких значениях фактора человек ориентируется на внешнюю действительность, направляться общепринятым нормам, излишне внимателен к мелочам.

Интуиция — процесс бессознательного ответа интеллектуальной задачи, сопровождается переживанием «абсолютной правильности» ответа.

Информационная обогащенность микросреды — разнообразие среды развития ребенка, включает в себя разнообразие аудиовизуальной информации, наличие громадного количества ответоспособных игрушек, сложность личного пространства, и широкий диапазон социальных контактов со взрослыми и сверстниками.

Кластерный анализ — одна из процедур многомерного анализа данных, разрешает собирать объекты в классы на базе множества показателей, так что объекты, входящие в один класс, более сходны между собой, чем с объектами вторых классов.

Когнитивная психология — направление современной психологии, появившееся в 60-х годах, представители которого разглядывают психику как совокупность переработки информации, другими словами с позиции информационного подхода.

Когнитивный (cognitive) — познавательный, имеющий отношение к познанию. Когнитивные способности — познавательные свойства.

«Когнитивный класс» — социальная страта, представители которой характеризуются определенным уровнем интеллекта, значимо отличающимся от уровня интеллекта представителей вторых страт, и социально-экономическими достижениями, каковые обусловлены уровнем интеллекта.

Когнитивный стиль — личный метод переработки информации человеком.

Конвергентные свойства (convergence abilities) — свойство верно и скоро обнаружить единственно верное ответ, главная составляющая психометрического интеллекта. Термин «конвергентное мышление» введен Дж. Гилфор-дом.

Конструкт — субъективная шкала, представлена в психике индивида парой противоположных показателей; посредством конструкта человек оценивает, разбирает и классифицирует явления и объекты. Термин в собственности Дж. Келли.

Корреляция — статистическая мера связи двух либо более показателей. Коэффициент линейной корреляции характеризует символ и величину данной связи; чем больше безотносительная величина коэффициента линейной корреляции, тем ближе сообщение к линейной функциональной зависимости.

Коэффициент интеллекта (IQ) — показатель интеллектуального развития индивида; определяется отношением умственного возраста к хронологическому. Формула для расчета IQ предложена В. Штерном.

Креатив — творческий человек, склонный к нестандартным методам ответа задач, способный к уникальным и нестандартным действиям, открытию нового, созданию неповторимых продуктов.

Креативность (от лат. creatio — созидание) — неспециализированная свойство к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в разных сферах активности, рассматривается как довольно свободный фактор одаренности.

Латентное свойство — психологическое свойство, которое нельзя измерить конкретно при тестировании, но возможно распознать в следствии анализа структуры связей между измеримыми параметрами поведения.

Леворукость — врожденное либо вынужденное пользование левой рукой;

врожденная леворукость возможно наследственной либо появиться во время внутриутробного развития.

Лонгитюдное изучение — долгое долгое изучение одних и тех же испытуемых, проводится для обнаружения закономерностей личного развития, обширно употребляется в психогенетике.

Математический (он же — формальный)интеллект — 1) в узком смысле — фактор N в модели интеллекта Л. Терстоуна, измеряется тестами на скорость и успешность решения и точность вычислений математических задач; 2) в широ-

ком смысле — свойство к интеллектуальной деятельности в математике, положительно коррелирует с уровнем неспециализированного интеллекта.

Метакогниции — совокупность мотивационных, регуляторных механизмов и механизмов принятия ответа, внешних по отношению к когнитивным процессам, но снабжающих регуляцию познавательной деятельности и проявление интеллектуальных свойств при ответе задач (А. Пажес, Р. Стернберг).

Способ семантического дифференциала (от греч. semantcos — обозначающий и лат. differentia — разность) — способ изучения субъективной семантики; есть комбинацией способа контролируемых процедуры и ассоциаций шкалирования — субъективной количественной оценки объектов.

Модель интеллекта — теоретическое представление об интеллекте, главная составляющая психотерапевтической теории интеллекта, которая формулируется тем либо иным автором.

Мультифакторные модели интеллекта — концепции, в которых структура интеллекта представлена как совокупность довольно свободных умственных свойств; существование неспециализированного фактора отрицается. Самый популярна модель Л. Терстоуна, создавшего алгоритм и теорию мультифак-торного анализа.

Мышление — обобщенное и опосредованное отражение значительных свойств и закономерностей действительности, решения проблем и процесс постановки.

Надежность теста — устойчивость и постоянство результатов тестирования.

Невербальный интеллект — свойство оперировать настоящими предметами, образами предметов, изображениями. Термин обширно употребляется в диагностике и психологии свойств. Д. Векслер внес предложение эквивалентный термин — интеллект действия.

Нейротизм — свойство темперамента, характеризующее уровень эмоциональной устойчивости, тревожности и впечатлительности личности, противоположный полюс этого свойства — стабильность. Термин предложен Г. Айзенком.

«Новая биология интеллекта» либо«твёрдый путь» {hard way) — научное направление в области психологии интеллекта. Представители этого направления изучают нейрофизиологические и химические факторы, определяющие личные различия в структуре и уровне интеллекта, и генетическую детерминанту интеллекта. Глава направления — Г. Айзенк.

Обучаемость — неспециализированная познавательная свойство, проявляется в лёгкости и скорости навыков новых и приобретения знаний, в качестве усвоения выполнения и учебного материала учебной деятельности. Оценивается посредством тестов обучаемости, положительно коррелирует с неспециализированным интеллектом.

Одаренность — системное, развивающееся в течение судьбы уровень качества психики, определяет возможности успехи человеком только высоких результатов в одном либо нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренность неспециализированная — уровень развития неспециализированных свойств, определяющий диапазон деятельности, в котором человек может достигнуть громадных удач.

Одаренный ребенок — ребенок, выделяющийся броскими, очевидными, время от времени выдающимися достижениями в том либо другом виде деятельности.

Онтогенез — процесс личного развития человека от рождения до смерти.

Парциальные факторы — своеобразные факторы интеллекта, несущие ответственность за способности решать отдельные типы задач, связаны со особенностями определенных территорий коры громадных полушарий головного мозга.

«Первичная» креативность (она же «неспециализированная» креативность) — неспециализированная свойство к творчеству, развивающаяся у детей до 6—7 лет под влиянием благоприятных факторов среды.

Поведенческий интеллект (он же — смысловой) — свойство осознавать суть поведения вторых людей, оценивать настоящие обстановки общения, вести себя адекватно ситуации. Предшествует формированию вторых форм интеллекта. Проявляется уже у детей 1-2 лет до овладения речью.

Подражание — яркое усвоение методом воспроизведения и наблюдения человеком перемещений, действий, поведения вторых людей

Потенциальная креативность — термин, употребляемый рядом авторов для чёрта врожденных предпосылок креативности.

Праксиметрия — измерение параметров личной и точности выполнения: и групповой деятельности скорости действий и операций, последовательности действий, способов действий, продуктивности деятельности и т. д.

Пространственные свойства либо пространственный интеллект, пространственный фактор (space factor) — свойство оперировать мысленными пространственными образами, схемами, моделями действительности; включает в себя два подфактора: точность и скорость распознавания двухмерных объектов, преобразование образов и мысленное вращение в трехмерном пространстве. В первый раз выделен Л. Терстоуном.

Психогенетика — область психологии, изучающая соотношение и среды и взаимовлияние наследственности на развитие психологических особенностей человека. В зарубежной научной литературе чаще употребляется термин «генетика поведения» (behavior genetics).

Психометрика (в противном случае — психометрия) — раздел математической психологии, посвященный теории психотерапевтических измерений, способам обработки психотерапевтических данных, конструирования и валидизации психотерапевтических тестов.

Психометрический интеллект (measured intellegence) — свойство индивида, измеряемая тестами интеллекта, проявляется в деятельности и поведении; его уровень детерминируется взаимовлиянием среды и наследственности; в психометрическом подходе отождествляется с неспециализированным интеллектом. Термин предложен Г. Айзенком.

Слабоумие старческое, либо сенильная деменция (senile dementia) — падение уровня интеллекта, нарушение процесса интеллектуальной деятельности, воспроизведения и хранения информации, адекватности и обучаемости поведения у некоторых людей преклонного возраста, проявляется при болезни Аль-цгеймера.

Социология интеллекта — раздел эмпирической социологии, изучающий влияние интеллектуального уровня социальных групп на их поведение и структуру общества, и влияние общества на интеллектуальное развитие и социальную карьеру индивидов.

«Специальная» креативность — свойство к творчеству в определенной сфере людской деятельности (к литературному, музыкальному, научному творчеству и т. д.), начинается на базе неспециализированной креативности под влиянием опыта деятельности.

Способности (ability) — лично-психотерапевтические изюминки, определяющие успешность исполнения деятельности либо последовательности деятельностей, несводимые к знаниям, навыкам и умениям, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым приёмам и способам деятельности (Б. М. Теплов).

Способности неспециализированные (general abilities) — свойства психики как единой совокупности, детерминирующие успешность любой деятельности.

Способности особые (special abilities) — свойства отдельных психологических функциональных совокупностей, детерминирующие продуктивность отдельных видов активности (математические, музыкальные, лингвистические и т. д.).

Способности своеобразные (specific abilities) либо парциальные свойства, частные свойства, «первичные умственные свойства» — свойства, детерминирующие успешность ответа отдельных типов задач (на запоминание, вычисление, представление и т. д.), в отличие от общей свойства. Термин введен Ч. Спирменом.

Свойство функционировать в уме (СДУ) — неспециализированная свойство, определяющая успешность любой интеллектуальной деятельности, обусловлена развитием внутреннего замысла действия (Я. А. Пономарев). Значение понятия СДУ близко по содержанию к понятию неспециализированного интеллекта (по Ч. Спирмену).

Структура интеллекта — в факторных моделях интеллекта: число факторов интеллекта, совокупность взаимоотношений между ними (зависимости — независимости, иерархия факторов и т. д.).

Тест — стандартизированная методика психотерапевтического измерения, предназначенная для диагностики выраженности у индивида психологических особенностей либо состояний при ответе задач. Представляет собой серию кратких опробований (задач, вопросов, обстановок и пр.). Термин предложен Дж. Кэттеллом.

Тест интеллекта — психодиагностические методики, предназначенные для обнаружения уровня определения особенностей и интеллектуального развития индивида структуры его интеллекта. Различаются монометрические тестовые батареи и тесты интеллекта, диагностирующие как неспециализированный интеллект, так и особые интеллектуальные факторы.

Тесты достижений — тесты, предназначенные для измерения качества учебных либо профзнаний, навыков и умений; конструируются с учетом содержания учебных либо опытных задач для целей тестирования и определённых условий (отбор, аттестация, экзамен и пр.).

Тесты свойств — методики, диагностирующие уровень развития неспециализированных и особых свойств, определяющие успешность обучения, творчества и профессиональной деятельности. Существуют тесты интеллекта, креативности, тесты особых свойств, тесты неспециализированных опытных свойств.

Уровень интеллекта — показатель интеллектуального развития личности, оцененный при помощи одной из шкал интеллекта и выраженный в стандартных баллах.

Фактор «когнитивной сложности» (либо предельных когнитивных возможностей) — составляющая фактора неспециализированного интеллекта; наверное, зависит от степени дифференцированности структур и физиологических процессов, определяет успешность ответа непростых и очень сложных задач.

Фактор «скоростного интеллекта» — одна из составляющих фактора неспециализированного интеллекта, связана с личной скоростью переработки информации центральной нервной совокупности, определяет успешность и скорость ответа задач независимо от их сложности.

Фактор неспециализированной «умственной энергии» по Ч. Спирмену — синоним термина «неспециализированный интеллект».

Факторный анализ — математический способ анализа данных, разрешающий перейти от матрицы корреляционных связей между переменными либо объектами к выделению скрытых факторов, детерминирующих структуру этих связей и уровень выраженности переменных.

Феномен «детского творчества» — проявляется в раннем детстве на начальных стадиях овладения тем либо иным культуральным кодом (словом, числом, изображением и т.д.) либо видом деятельности: феномены детского словотворчества и раннего литературного творчества в 5-6 лет, изобразительного творчества, музыкального творчества и пр. Исчезает к подростковому возрасту, обстоятельства этого явления до конца не ясны.

«Числовой» (формально-символический) фактор — один из факторов в модели интеллекта Л. Терстоуна, определяет успешность ответа логических, математических задач.

«Экологическая валидность» — валидность психотерапевтической методики, определяемая соответствием процесса совместной деятельности испытуемого и экспериментатора настоящему процессу предметной деятельности испытуемого в простой судьбе, есть одной из форм внешней валидности.

Эксплицитная обучаемость — свойство к обучению, основанная на целенаправленных сознательных упрочнениях со стороны обучающегося.

Экстраверсия — свойство темперамента, определяющее поведения личности и направленность сознания на сотрудничество с внешним миром, расширение контактов с окружением; противоположный тип этого свойства — интроверсия, характеризующая направленность сознания личности на собственный внутренний мир, сужение числа контактов с внешним окружением. Понятие предложено К. Юнгом, позднее использовано в теории личности Г. Айзенком.

«Эффект Пигмалиона» — модификация поведения испытуемого в опыте под влиянием неосознанных действий экспериментатора, вызванных его рвением подтвердить собственную догадку.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие к первому изданию……………………………………………………………. 3

Предисловие ко второму изданию ………………………………………………………….. 5

Глава 1. Неприятности ПСИХОЛОГИИ СВОЙСТВ……………………………. 7

развитие проблематики и История исследований психологии свойств . 7 Неприятности неспециализированных свойств (интеллект, обучаемость, креативность)…. 12

Литература ………………………………………………………………………………………… 15

Глава 2. НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ………………………… 16

Факторные модели интеллекта …………………………………………………………….. 23

Модель Ч. Спирмена …………………………………………………………………………… 24

Модель Л. Терстоуна…………………………………………………………………………… 27

Модель Дж. Гилфорда …………………………………………………………………………. 28

Модель Р. Б. Кэттелла…………………………………………………………………………. 29

Другие иерархические модели (С. Барт, Д. Векслер, Ф. Верной, Л. Хамфрейс) …33

Монометрический подход ……………………………………………………………………. 35

Когнитивные модели интеллекта ………………………………………………………….. 39

Модель Р. Стернберга …………………………………………………………………………. 40

Другие когнитивные модели ………………………………………………………………… 45

Концепция ментального опыта М. А. Холодной…………………………………….. 47

Литература ………………………………………………………………………………………… 52

Глава 3. ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА …………………………………………… 54

Психометрические замечания………………………………………………………………. 54

Прогрессивные матрицы Дж. Равена ……………………………………………………. 61

Тест Д. Векслера ………………………………………………………………………………… 64

Тесты структуры интеллекта ………………………………………………………………. 75

Литература ………………………………………………………………………………………… 82

Глава 4. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА…………………………………………………………… 83

Психогенетика неспециализированных свойств……………………………………………………… 83

Влияние среды на развитие интеллекта ……………………………………………….. 96

Развитие интеллекта и особых познавательных свойств в течение судьбы ………………………………….. 104

Литература ………………………………………………………………………………………. 108

Глава 5. ИНТЕЛЛЕКТ В СТРУКТУРЕ ПСИХИКИ ……………………………………… 110

Психофизиология интеллекта …………………………………………………………….. 110

Модель А. Н. Лебедева………………………………………………………………………. 113

Функциональная асимметрия способности и головного мозга………………… 115

Русский школа дифференциальной психофизиологии ………………………. 120

мужчины и Способности женщины ……………………………………………………. 123

интеллект и Личность……………………………………………………………………….. 129

Литература ………………………………………………………………………………………. 136

Глава 6. СУБЪЕКТИВНАЯ ПАРАДИГМА В ИЗУЧЕНИИ СВОЙСТВ. ИМПЛИЦИТНЫЕ ТЕОРИИ СВОЙСТВ …………… 138

представления и Обыдённые теории личности об интеллекте ……………….. 138

Изучения обыденных представлений о свойствах……………………… 142

Психосемантическая модель репрезентации свойств в сознании ….. 147

Литература ………………………………………………………………………………………. 154

Глава 7. НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ СВОЙСТВА…………………………………….. 156

деятельность и Творчество ………………………………………………………………… 156

Неприятность свойства к творчеству. Концепция редукции творчества к интеллекту ……………………………………… 168

Творческая личность и ее жизненный путь …………………………………………. 171

ее диагностика и Креативность ………………………………………………………….. 183

Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса ……………………… 183

Концепция М. Воллаха и Н. Когана …………………………………………………….. 188

Концепция С. Медника. ……………………………………………………………………… 191

«Теория инвестирования» Р. Стернберга ……………………………………………… 196

Подход В. Н. Дружинина и Н. В. Хазратовой ……………………………………….. 199

Литература ………………………………………………………………………………………. 208

Глава 8. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СВОЙСТВ …………………………… 211

Психогенетика креативности …………………………………………………………….. 211

обучаемость и Формирование креативности……………………………………… 217

Обучаемость, интеллект и креативность……………………………………………. 239

Литература ………………………………………………………………………………………. 242

Глава 9. СТРУКТУРА НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СВОЙСТВ………………………………….. 244

школьная успеваемость и Общий интеллект ………………………………………. 245

профессиональная деятельность и Общий интеллект ………………………….. 248

креативность и Общий интеллект ……………………………………………………… 250

«Одномерная модель» ……………………………………………………………………….. 252

Структура неспециализированного интеллекта. Импликативная модель ………………………. 255

Четырехмерная модель …………….. 259

Зависимость учебной успеваемости от уровня развития отдельных интеллектуальных свойств ………………………………………………………… 262

Литература ……………… 264

ПОСЛЕСЛОВИЕ …….. 266

ПРИЛОЖЕНИЯ……….. 276

Диагностика структуры интеллекта (тест Р. Амтхауэра) ……………………… 276

Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Торренса) …… 281

Диагностика математического интеллекта (тест математических аналогий) ……. 310

Диагностика вербальной креативности (адаптация теста .С. Медника — подростковый и взрослый варианты) …. 322

ГЛАВНЫЕ ТЕРМИНЫ………………………………………………………………… 347

Симптомы умственной отсталости (олигофрении) : мышление, речь, коммуникация, сенсорное развитие


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: