Возрастные особенности учащихся-музыкантов и их учет в музыкальной педагогике

Введение

Актуальность работы.В данной работе рассматривается неприятность влияния возрастных изюминок обучающихся на обучение игре на музыкальном инструменте в нюансе подготовки обучающихся-гитаристов в учреждениях дополнительного музыкального образования. Эта неприятность исходит из того, что с первых шагов обучения игре на музыкальном инструменте часто проявляются трудности, каковые связаны с педагогическим управлением этим процессом в целом и с недостаточной информированностью педагога-музыканта об личных психотерапевтических, физических и возрастных изюминках получающих образование частности. А значит, – неумением поэтапно конструировать деятельность (работу) обучаемых-музыкантов разных возрастных групп в логике усвоения особых знаний: восприятие, познание, осмысление, запоминание, систематизация и применение на базе принципа соответствия психофизиологических, музыкальных способностей и интеллектуальных возможностей обучающихся. Кроме этого появляется несоответствие между применением опыта и знаний неспециализированной методики обучения игре на инструменте и частными (эмпирическими) подходами (способами) обучения.

Всем этим, фактически, и определяется актуальность данной работы.

Цель работы –совершить анализ особой литературы, которая связана с проблемными вопросами игры и обучения на гитаре, и как следствие этого, очертить целостную картину теоретико-методологических изюминок влияния возрастных изюминок обучающихся-гитаристов на процесс обучения в условиях функционирования учреждений дополнительного музыкального образования.

Задачи изучения:

– узнать сущность содержания дополнительного музыкального образования в области эстрадно-джазового мастерства;

– охарактеризовать возрастные изюминки обучающихся-музыкантов и их учет в музыкальной педагогике;

– изложить базы методики работы педагога по организации обучения обучающихся-музыкантов с учетом возрастного фактора;

– разглядеть теоретические предпосылки качественного обучения обучающихся гитаристов эстрадно-джазового профиля.

Объект изучения –воспитание и музыкальное обучение обучающихся эстрадно-джазовому исполнительскому творчеству в учреждениях дополнительного образования.

Предмет изучения – процесс влияния возрастных изюминок на обучение обучающихся-гитаристов в области эстрадно-джазового мастерства в условиях дополнительного образования.

Теоретико-методологической базой изучения послужилинаучные труды в сфере: музыкальной педагогики – Э.Б. Абдуллина, Е.В. Николаевой, Ю.Б. Алиева; музыкальной психологии – Д.К. Кирнарской, В.И. Петрушина, Б.М. Теплова, Г.М. Цыпина; возрастной и педагогической психологии – Б.С. Волкова, Н.В. Волковой, Л.С. Выготского, И.В. Дубровиной, Н.С. Лейтеса, Д.Б. Эльконина; работы в области практики и теории исполнительства на гитаре – С.Н. Матохина, М.Г. Михайлова, Э. Пухоля, С.И. Тёмных, Д.В. Шипулина; работы, которые связаны с проблематикой музыкального мастерства – В.М. Подуровского, Н.В. Сусловой, В.Н. Мясищева, Е.А. Пугачевой, и с педагогикой и исполнительством на вторых музыкальных инструментах – М.М. Берлянчика, Г.Г. Нейгауза, О.Ф. Шульпякова и др.

Способы изучения:

1. анализ и Изучение особой литературы по музыкальной педагогике, музыкальной и педагогической психологии, по работе в области практики и теории исполнительства на гитаре, с проблематикой музыкального мастерства.

2. Обобщение педагогического опыта обучения игре на гитаре детей различных возрастов.

3. Синтез педагогических, психотерапевтических и музыкальных трудов педагогов музыки, музыкальных психологов.

Практическая значимость исследованиязаключается в том, что выводы и результаты данной работы смогут быть использованы в музыкально-педагогической и исполнительской практике гитаристов с целью оптимизации процесса их обучения на разных возрастных этапах.

РАЗДЕЛ I. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Сущность содержания дополнительного музыкального образования

Под дополнительным музыкальным образованием понимаются разные формы внеклассной и внешкольной работы, преемственно связанной с неспециализированным музыкальным образованием, осуществляемым на уроках музыки. Его возможно охарактеризовать как образование по выбору, свободное, неформальное образование, в котором педагог гармонизует образовательный путь с природой ребёнка, его заинтересованностями, способностями и потребностями.

Дополнительное музыкальное образование осуществляется в соответствующих профилированных учреждениях: детских музыкальных школах, школах искусств, а также в музыкальных кружках, клубах, студиях.

Специфика учреждений дополнительного образования детей, как отмечают эксперты в области музыкальной педагогики Э.Б. Абдуллин и Е.В. Николаева, содержится в следующем: обучение должно удовлетворять познавательный и творческий интерес каждого ребёнка, в отличие от обучения в общеобразовательной школе, ориентированного на социальный заказ – стандарт, на определённый уровень знаний. Выбор объединения, занятия, эргономичного режима работы, группы сверстников осуществляется самим ребёнком [3, c. 220]. Процесс обучения носит неформальный темперамент, он основан на природе развития ребёнка, выговор ставится на передаче опыта «старшего – младшему» в ходе деятельного общения. Специфика неформального общения предъявляет особенные требования к личностным качествам педагога дополнительного образования. Педагог, благодаря отсутствия образовательного стандарта, имеет возможность строить образование по принципу «процесс для процесса», в то время, когда процесс также итог.

Так, дополнительное образование, по собственной сути, есть одной из самый сильно выраженных форм личностно ориентированного музыкального образования.

Основной своеобразной чертой развития дополнительного образования есть опора на содержание главного образования. Интеграция главного и дополнительного образования детей разрешает сблизить процессы воспитания, развития и обучения, что есть одной из самые сложных неприятностей современной педагогики.

Второй серьёзной изюминкой дополнительного образования детей являются его воспитательная доминанта, потому, что конкретно в сфере свободного выбора видов деятельности возможно рассчитывать на «незаметное», соответственно, и более действенное воспитание. Учитель вокала эстрадно-джазового направления Г.В. Палашкина отмечает, что дополнительное образование значительно помогает подросткам и детям в опытном самоопределении, содействует реализации их сил, знаний, взятых в базисном школьном компоненте. Важно да и то, что создаются условия для эмоционально наполненного, полноценного проживания поры детства [41].

В педагогической теории и практике сложилось множество самых разных форм внеклассных и внешкольных музыкальных занятий:

1.Внутришкольные занятия:

– коллективные занятия (хоры, оркестры, ансамбли и др.)

– личные занятия (вокал, обучение игре на инструменте и др.).

2.Внешкольные занятия:

– хоровые студии, детские музыкальные театры, клубы, детские филармонии и др.

– детские музыкальные школы, детские школы искусств.

При всём многообразии существующих форм все они основаны на принципе добровольности. Исходя из этого первейшая задача преподавателя музыки – увлечь детей той либо другой формой занятий чтобы появившийся у них интерес перерос в устойчивое жажду принимать участие во внеклассной либо внешкольной музыкальной работе.

В законе РФ «Об образовании» указывается на назначение дополнительного образования детей, то есть то, что дополнительное образование детей снабжает их адаптацию к судьбе в обществе, опытную ориентацию, выявляет и поддерживает детей с выдающимися свойствами. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и личные изюминки детей [28, с. 91]. Программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные.

Программы обучения эстрадно-джазового направления разрабатываются в учреждениях дополнительного образования в соответствии с законом РФ «Об образовании», где прописано, что «Содержание дополнительных общеразвивающих и предпрофессиональных программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, созданной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность» [28, с. 91].

Учебный замысел программы «Эстрадно-джазовое мастерство» разрабатывается на базе примерных учебных замыслов образовательных программ дополнительного образования детей для детских школ искусств.

Анализ программ школ искусств, музыкальных школ в области эстрадно-джазового мастерства (Г.В. Палашкина, С.А. Акатьев, Т.Ю. Богатова и др.) продемонстрировал, что программы смогут включать в себя следующие предметы: музыкальный инструмент, эстрадное пение, ансамбль, сольфеджио, музыкальная литература, современная музыка, базы импровизации и произведение, сценическое перемещение. Вариативность содержания программ обеспечивается за счет введения предметов по выбору, с учетом образовательных способностей и потребностей обучающихся.

Целью предметов эстрадно-джазового направления есть развитие музыкально-творческих свойств обучающегося на базе формирования комплекса знаний, навыков и умений, разрешающих самостоятельно принимать, осваивать и оценивать разные произведения отечественных и зарубежных композиторов.

Задачами предметов являются:

– формирование интереса к эстрадной и джазовой музыке, музыкальной культуре в целом;

– воспитание музыкального восприятия: музыкальных произведений разных стилей и жанров, созданных в различные исторические периоды и в различных государствах;

– умение применять полученные знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

– формирование у самые одарённых выпускников осознанной мотивации к продолжению подготовки и профессионального обучения их к вступительным экзаменам в образовательное учреждение, реализующее опытные программы.

Главной целью создания классов эстрадно-джазового направления в учреждениях дополнительного музыкального образования есть воспитание гармонически развитой личности, приобщение молодежи к базам всемирный музыкальной культуры, развитие музыкально-эстетического вкуса, расширение неспециализированного кругозора на базе изучения, слушания, выполнения лучших образцов эстрадной и джазовой музыки отечественной и зарубежной.

Итак, верно организованная и шепетильно продуманная работа в направлении обучения обучающихся-музыкантов эстрадно-джазовому мастерству содействует неспециализированному подъему русском музыкальной культуры в целом, и воспитанию нового поколения молодых музыкантов, в частности.

Заключение

Возрастные изюминки образуют определенный комплекс различных характеристик и свойств индивида. Исходя из этого их учет в ходе обучения имеет особенное значение для педагогов.

Организация обучения обучающихся-музыкантов с учетом возрастных изюминок зависит от конкретных задач, каковые стоят на данном этапе обучения, от эффективности методики обучения. Методики обучения с учетом возрастного фактора должны быть основаны как на знании личных, психотерапевтических и физических изюминок получающих образование определенном возрасте, так и на понимании неспециализированных совершенствования и закономерностей формирования музыкальных свойств, развития исполнительской техники.

В ходе обучения нужно учитывать сензитивные периоды. В эти периоды чувствительное действие влияет на целый движение развития, вызывая в нём глубокие трансформации. Младший школьный возраст, подростковый возраст отмечены особенной сензитивностью обучающегося к разным формам познания.

Педагогу кроме этого нужно знать о таком понятии в психологии и возрастной педагогике, как кризисы возрастного развития, – форме перехода количественных трансформаций в психике получающего образование качественные новообразования. Сейчас происходит кардинальная, обычно больной смена привычных состояний, взаимоотношений индивида и способов действий с окружающими и самим собой. Знания о симптоматике и природе возрастных кризисов нужны педагогу для адекватной реакции на эти тяжёлые для окружающих и самого обучающегося периоды его жизнедеятельности.

Методологически обоснован экспертами подход к воспитанию и обучению, сущность которого в том, дабы не идти по пути приспособления обучающегося к требованиям какой-либо дидактической парадигмы, а, напротив, брать за базу подходы, ориентированные на учёт изюминок возрастных стадий и этапов развития обучающегося и в соответствии с этим вносить нужные коррективы в деятельность педагогической совокупности в целом.

Основная задача педагога в ходе обучения игре на гитаре детей младшего школьного возраста – развитие верной мотивации, в игровой форме. Тогда ребенку станет увлекателен процесс обучения игре на гитаре, и возможно будет понемногу обучать его всем нужным опытным навыкам игре на гитаре.

В работе с детьми педагогу направляться обратить особенное внимание на процессы, происходящие в психике ребёнка, отходить от привычных способов работы с учеником. направляться, не увеличивать учебные нагрузки, а целенаправленно вырабатывать технику интеллектуального труда, разрешить возможность проявить инициативу, оказать помощь поверить в личные силы.

Задача педагога на протяжении занятий со старшими школьниками – направлять музыкальное развитие, не мешая ему, особенное внимание выделить теоретическому анализу музыкального материала. Способы работы с учеником нужно ориентировать на самостоятельности работы и активизацию творчества с музыкальным материалом.

Учебный материал, преподносимый ученикам должен быть увлекательным и дешёвым по содержанию. Подбор репертуара обязан вестись в соответствии с техническими задачами и с учетом возрастных изюминок обучающегося, подчиняясь постепенности усложнения и принципу последовательности материала.

Зная личные психотерапевтические, физические изюминки получающих образование каждом возрасте, педагог глубже осознает факторы, каковые оказывают громаднейшее влияние на обучение, вернее и действеннее будет применять методы преподавания и разнообразные формы для каждого конкретного ученика.

Электронные ресурсы

29. Барабанов М.С. Музыкально-эстетическое воспитание подростков, site: dop-obrazovanie.com

30. Браславский Д.Г. Методические советы музыкантам по овладению джазовой ритмикой, site: knowledge.allbest.ru

31. Воробьева И.В., Титова Е.А. Достижение единства ансамблевого выполнения на примере изучения разнохарактерных пьес для домры и фортепиано, site: sarcoss.ru

32. Воронина Е.В. Мотивация обучающихся ДМШ по классу гитары, site: educontest.net

33. Гришкова О.Ю. Особенности работы педагога-музыканта с камерным ансамблем смешанного типа, site: science-education.ru

34. Казахватова Л.А. Теоретические нюансы опытной подготовки будущего педагога-музыканта в классе ансамблевого исполнительства, site: moluch.ru

35. Каишаури Э.Г. Влияние возрастных изюминок обучающихся на процесс обучения игре на фортепиано в учреждениях дополнительного музыкального образования, site: docviewer.ru

36. Корлякова С.Г. Психомоторные свойства как динамический компонент музыкально-исполнительских свойств, site: dslib.net

37. Курильченко Е.М. Джазовое мастерство как средство развития творческой деятельности студентов музыкальных факультетов педагогических институтов, site: nauka-pedagogika.com

38. Матохин С.Н. Кое-какие проблемы методики обучения на шестиструнной гитаре, site: musstudent.ru

39. Михайлов М.Г. Уроки гитары для ребенка, site: www.guitarlessons.ru

40. Обоева О.Н. Дополнительные формы развития исполнительских свойств получающих образование классе особого фортепиано, site: mnskova.ru

41. Палашкина Г.В. Роль учреждений дополнительного образования в профессиональном самоопределении и предпрофессиональной подготовке личности, site: cyberLeninka.ru

42. Пикулина Г.Б. Ансамблевое музицирование – как способ всестороннего развития, site: nsportal.ru

43. Подшевская Н.М. Методики обучения игре на музыкальных инструментах в совокупности педагогических разработок, site: ronl.ru referaty

44. Пугачева Е.А. Психотерапевтические изюминки действенного сотрудничества с обучающимися разных возрастов в рамках направления «Музыкальное мастерство», site: pushkinoedu.narod.ru

45. Тёмных С.И. Работа над навыками обучающихся и исполнительскими умениями в детской музыкальной школе по классу шестиструнной гитары, site: worldofteacher.com

46. Шевелева Е.Ю. Методологические правила развития музыкальных свойств обучающихся, site: dshi.muzkult.ru

47. Шипулин Д.В. Начальный этап обучения в классе гитары, site: festival.1september.ru

48. Образовательные программы учреждений дополнительного образования:

1.Образовательная программа «Эстрадно-джазовое мастерство» (Певческое исполнительство) Екатеринбург: МБОУК ДОД «ДМШ № 5 им. В.В. Знаменского», 2014. – site: http://nauka-pedagogika

2.Образовательная программа для обучающихся отделения эстрадно-джазового мастерства (инструменты джазового оркестра) в возрасте от 6 лет 6 мес. до 12 лет. Составитель: учитель по классу фортепиано и синтезатора, заведующий отделением эстрадно-джазового мастерства Богатова Татьяна Юрьевна. Торжок 2014, site: http://nauka-pedagogika

3.Образовательная программа по предмету: «Специальность» (эстрадно-джазовое пение) (Отделение хореографии, эстрады и театра) ГБОУДОД ДШИ им. М.А. Балакирева учитель Палашкина Галина Викторовна. Москва – 2013, site: http://nauka-pedagogika

49. Приложение к Письму Минобразования России от 11.06.2002 № 30- 15-433/16 Методические советы по формированию дополнительного образования детей в ОУ Минобразования России от 11.06.2002 № 30-15-433/16 site: http://nauka-pedagogika

Введение

Актуальность работы.В данной работе рассматривается неприятность влияния возрастных изюминок обучающихся на обучение игре на музыкальном инструменте в нюансе подготовки обучающихся-гитаристов в учреждениях дополнительного музыкального образования. Эта неприятность исходит из того, что с первых шагов обучения игре на музыкальном инструменте часто проявляются трудности, каковые связаны с педагогическим управлением этим процессом в целом и с недостаточной информированностью педагога-музыканта об личных психотерапевтических, физических и возрастных изюминках получающих образование частности. А значит, – неумением поэтапно конструировать деятельность (работу) обучаемых-музыкантов разных возрастных групп в логике усвоения особых знаний: восприятие, познание, осмысление, запоминание, систематизация и применение на базе принципа соответствия психофизиологических, музыкальных способностей и интеллектуальных возможностей обучающихся. Кроме этого появляется несоответствие между применением опыта и знаний неспециализированной методики обучения игре на инструменте и частными (эмпирическими) подходами (способами) обучения.

Всем этим, фактически, и определяется актуальность данной работы.

Цель работы –совершить анализ особой литературы, которая связана с проблемными вопросами игры и обучения на гитаре, и как следствие этого, очертить целостную картину теоретико-методологических изюминок влияния возрастных изюминок обучающихся-гитаристов на процесс обучения в условиях функционирования учреждений дополнительного музыкального образования.

Задачи изучения:

– узнать сущность содержания дополнительного музыкального образования в области эстрадно-джазового мастерства;

– охарактеризовать возрастные изюминки обучающихся-музыкантов и их учет в музыкальной педагогике;

– изложить базы методики работы педагога по организации обучения обучающихся-музыкантов с учетом возрастного фактора;

– разглядеть теоретические предпосылки качественного обучения обучающихся гитаристов эстрадно-джазового профиля.

Объект изучения –воспитание и музыкальное обучение обучающихся эстрадно-джазовому исполнительскому творчеству в учреждениях дополнительного образования.

Предмет изучения – процесс влияния возрастных изюминок на обучение обучающихся-гитаристов в области эстрадно-джазового мастерства в условиях дополнительного образования.

Теоретико-методологической базой изучения послужилинаучные труды в сфере: музыкальной педагогики – Э.Б. Абдуллина, Е.В. Николаевой, Ю.Б. Алиева; музыкальной психологии – Д.К. Кирнарской, В.И. Петрушина, Б.М. Теплова, Г.М. Цыпина; возрастной и педагогической психологии – Б.С. Волкова, Н.В. Волковой, Л.С. Выготского, И.В. Дубровиной, Н.С. Лейтеса, Д.Б. Эльконина; работы в области практики и теории исполнительства на гитаре – С.Н. Матохина, М.Г. Михайлова, Э. Пухоля, С.И. Тёмных, Д.В. Шипулина; работы, которые связаны с проблематикой музыкального мастерства – В.М. Подуровского, Н.В. Сусловой, В.Н. Мясищева, Е.А. Пугачевой, и с педагогикой и исполнительством на вторых музыкальных инструментах – М.М. Берлянчика, Г.Г. Нейгауза, О.Ф. Шульпякова и др.

Способы изучения:

1. анализ и Изучение особой литературы по музыкальной педагогике, музыкальной и педагогической психологии, по работе в области практики и теории исполнительства на гитаре, с проблематикой музыкального мастерства.

2. Обобщение педагогического опыта обучения игре на гитаре детей различных возрастов.

3. Синтез педагогических, психотерапевтических и музыкальных трудов педагогов музыки, музыкальных психологов.

Практическая значимость исследованиязаключается в том, что выводы и результаты данной работы смогут быть использованы в музыкально-педагогической и исполнительской практике гитаристов с целью оптимизации процесса их обучения на разных возрастных этапах.

РАЗДЕЛ I. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Сущность содержания дополнительного музыкального образования

Под дополнительным музыкальным образованием понимаются разные формы внеклассной и внешкольной работы, преемственно связанной с неспециализированным музыкальным образованием, осуществляемым на уроках музыки. Его возможно охарактеризовать как образование по выбору, свободное, неформальное образование, в котором педагог гармонизует образовательный путь с природой ребёнка, его заинтересованностями, способностями и потребностями.

Дополнительное музыкальное образование осуществляется в соответствующих профилированных учреждениях: детских музыкальных школах, школах искусств, а также в музыкальных кружках, клубах, студиях.

Специфика учреждений дополнительного образования детей, как отмечают эксперты в области музыкальной педагогики Э.Б. Абдуллин и Е.В. Николаева, содержится в следующем: обучение должно удовлетворять познавательный и творческий интерес каждого ребёнка, в отличие от обучения в общеобразовательной школе, ориентированного на социальный заказ – стандарт, на определённый уровень знаний. Выбор объединения, занятия, эргономичного режима работы, группы сверстников осуществляется самим ребёнком [3, c. 220]. Процесс обучения носит неформальный темперамент, он основан на природе развития ребёнка, выговор ставится на передаче опыта «старшего – младшему» в ходе деятельного общения. Специфика неформального общения предъявляет особенные требования к личностным качествам педагога дополнительного образования. Педагог, благодаря отсутствия образовательного стандарта, имеет возможность строить образование по принципу «процесс для процесса», в то время, когда процесс также итог.

Так, дополнительное образование, по собственной сути, есть одной из самый сильно выраженных форм личностно ориентированного музыкального образования.

Основной своеобразной чертой развития дополнительного образования есть опора на содержание главного образования. Интеграция главного и дополнительного образования детей разрешает сблизить процессы воспитания, развития и обучения, что есть одной из самые сложных неприятностей современной педагогики.

Второй ответственной изюминкой дополнительного образования детей являются его воспитательная доминанта, потому, что конкретно в сфере свободного выбора видов деятельности возможно рассчитывать на «незаметное», соответственно, и более действенное воспитание. Учитель вокала эстрадно-джазового направления Г.В. Палашкина отмечает, что дополнительное образование значительно помогает подросткам и детям в опытном самоопределении, содействует реализации их сил, знаний, взятых в базисном школьном компоненте. Важно да и то, что создаются условия для эмоционально наполненного, полноценного проживания поры детства [41].

В педагогической теории и практике сложилось множество самых разных форм внеклассных и внешкольных музыкальных занятий:

1.Внутришкольные занятия:

– коллективные занятия (хоры, оркестры, ансамбли и др.)

– личные занятия (вокал, обучение игре на инструменте и др.).

2.Внешкольные занятия:

– хоровые студии, детские музыкальные театры, клубы, детские филармонии и др.

– детские музыкальные школы, детские школы искусств.

При всём многообразии существующих форм все они основаны на принципе добровольности. Исходя из этого первейшая задача преподавателя музыки – увлечь детей той либо другой формой занятий чтобы появившийся у них интерес перерос в устойчивое жажду принимать участие во внеклассной либо внешкольной музыкальной работе.

В законе РФ «Об образовании» указывается на назначение дополнительного образования детей, то есть то, что дополнительное образование детей снабжает их адаптацию к судьбе в обществе, опытную ориентацию, выявляет и поддерживает детей с выдающимися свойствами. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и личные изюминки детей [28, с. 91]. Программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные.

Программы обучения эстрадно-джазового направления разрабатываются в учреждениях дополнительного образования в соответствии с законом РФ «Об образовании», где прописано, что «Содержание дополнительных общеразвивающих и предпрофессиональных программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, созданной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность» [28, с. 91].

Учебный замысел программы «Эстрадно-джазовое мастерство» разрабатывается на базе примерных учебных замыслов образовательных программ дополнительного образования детей для детских школ искусств.

Анализ программ школ искусств, музыкальных школ в области эстрадно-джазового мастерства (Г.В. Палашкина, С.А. Акатьев, Т.Ю. Богатова и др.) продемонстрировал, что программы смогут включать в себя следующие предметы: музыкальный инструмент, эстрадное пение, ансамбль, сольфеджио, музыкальная литература, современная музыка, базы импровизации и произведение, сценическое перемещение. Вариативность содержания программ обеспечивается за счет введения предметов по выбору, с учетом образовательных способностей и потребностей обучающихся.

Целью предметов эстрадно-джазового направления есть развитие музыкально-творческих свойств обучающегося на базе формирования комплекса знаний, навыков и умений, разрешающих самостоятельно принимать, осваивать и оценивать разные произведения отечественных и зарубежных композиторов.

Задачами предметов являются:

– формирование интереса к эстрадной и джазовой музыке, музыкальной культуре в целом;

– воспитание музыкального восприятия: музыкальных произведений разных стилей и жанров, созданных в различные исторические периоды и в различных государствах;

– умение применять полученные знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

– формирование у самые одарённых выпускников осознанной мотивации к продолжению подготовки и профессионального обучения их к вступительным экзаменам в образовательное учреждение, реализующее опытные программы.

Главной целью создания классов эстрадно-джазового направления в учреждениях дополнительного музыкального образования есть воспитание гармонически развитой личности, приобщение молодежи к базам всемирный музыкальной культуры, развитие музыкально-эстетического вкуса, расширение неспециализированного кругозора на базе изучения, слушания, выполнения лучших образцов эстрадной и джазовой музыки отечественной и зарубежной.

Итак, верно организованная и шепетильно продуманная работа в направлении обучения обучающихся-музыкантов эстрадно-джазовому мастерству содействует неспециализированному подъему русском музыкальной культуры в целом, и воспитанию нового поколения молодых музыкантов, в частности.

Возрастные изюминки обучающихся-музыкантов и их учет в музыкальной педагогике

Организация обучения обучающихся-музыкантов с учетом возрастных изюминок зависит от конкретных задач, каковые стоят на данном этапе обучения, от эффективности методики обучения.

Методики обучения с учетом возрастного фактора должны быть основаны как на знании личных психотерапевтических, физических изюминок получающих образование определенном возрасте, так и на понимании неспециализированных совершенствования и закономерностей формирования музыкальных свойств, развития исполнительской техники обучающихся-музыкантов.

Учитель по классу фортепиано, исследователь возрастных изюминок Э.Г. Каишаури вычисляет правомерным и методологически обоснованным таковой подход к воспитанию и обучению, в котором не требуется идти по пути приспособления обучающегося к требованиям какой-либо дидактической парадигмы [35]. Напротив, педагогу нужно брать за базу подходы, ориентированные на учёт изюминок тех либо иных стадий развития и возрастных этапов обучающегося и в соответствии с ними, вносить нужные коррективы в деятельность педагогической совокупности в целом.

Применительно к годам школьного детства психологи, как и педагоги, применяют в практическом замысле такую периодизацию: младший школьный возраст (7 – 10 лет); подростковый, либо средний школьный возраст (11 – 15 лет); ранняя молодость, либо старший школьный возраст (15 – 17 лет). В различные возрастные периоды ученики по-различному мыслят и ощущают, разным образом действуют, находятся в различных отношениях с действительностью. Эти хронологические границы приблизительны, в определённой мере условны. Согласно точки зрения психолога, психофизиолога Н.С. Лейтеса, возрастное развитие представляет собой последовательный последовательность переходов от одной ступени развития к второй. Эти сменяющие друг друга периоды, стадиальность развития – действительность, а не итог условного деления постоянного процесса. Возрастные периоды являются нужные стадии развития каждого ребёнка [11, с. 8].

Современные педагоги, психологи обращают внимание на важные трансформации условий интеллектуального развития современного ребёнка. Увеличился количество информации, принимаемой детьми, сократились формы и сроки её получения. Исходя из этого нужно учитывать не особенности ребёнка по большому счету, а закономерности развития психики, формирования личности современного ребёнка, живущего в конкретном обществе. Речь заходит, о явлении, широко известным называющиеся акселерации, другими словами ускорении развития детей, подростков, в сравнении с их сверстниками прошлых периодов времени. Феномен акселерации вносит определённые трансформации в классическую возрастную периодизацию.

В ходе обучения нужно учитывать сензитивные периоды. О сензитивных периодах психолог Л.С. Выготский писал: «В это время определённые влияния оказывают чувствительное действие на целый движение развития, вызывая в нём те либо другие глубокие трансформации. В другие периоды те же самые условия могут быть нейтральными либо кроме того оказать обратное влияние на ход развития. Сензитивные периоды совпадают в полной мере с тем, что мы именовали оптимальными сроками обучения» [8, с. 49]. Младший школьный возраст, подростковый возраст отмечены, в большинстве случаев, особенной сензитивностью обучающегося к разным формам познания. В этом возрасте создаются адекватные условия для разных видов учебно-образовательной практики.

Еще одно понятие в психологии и возрастной педагогике – кризисы возрастного развития. Внимание к кризисным явлениям проявлялось психологами З. Фрейдом, Э. Эриксоном и другими зарубежными экспертами, изучались они кроме этого Л.С. Выготским и его последователями. Русские учёные интерпретируют кризисные явления как форму перехода количественных трансформаций в психике получающего образование качественные новообразования, каковые отражаются на структуре и содержании жизнедеятельности индивида, на его учебной практике. Периоды равномерного развития индивида часто чередуются на стыке возрастных этапов с обстановками слома, разрушения одного в силу утверждения другого. Происходит кардинальная, обычно больной смена привычных состояний, взаимоотношений индивида и способов действий с окружающими и самим собой. Знания о симптоматике и природе возрастных кризисов нужны педагогу для адекватной реакции на эти тяжёлые для окружающих и самого обучающегося периоды его жизнедеятельности.

Возрастные особенности


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: