В рамках интегрированного модуля «философия»

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЛОСОФИИ

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЛОСОФИИ

в рамках интегрированного модуля «ФИЛОСОФИЯ»

1. ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ, ЕГО ФУНКЦИИ и СТРУКТУРА. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. Мировоззрение это совокупность обобщенных чувствований, интуитивных представлений итеоретических взоров на место и мир человека в нем, на многосторонние отношения человека к миру, к самому себе и к вторым людям. Мировоззрение — это не всегда осознаваемая совокупность теоретических взоров, ценностных установок, и деятельности и программ поведения, снабжающая человеку соответствующую возможность ориентироваться в мире. Мировоззрение заключает в себе мироощущение, мировосприятие, миропонимание. Мироощущение воображает эмоционально-психотерапевтическую сторону мировоззрения. Это то, как себя человек чувствует в нашем мире. Мировосприятие имеется отражение человеком окружающего мира в форме познавательных образов, представлений, во многом определяемое стереотипами и ценностными установками. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения образует миропонимание, фундаментом которого являются теоретические знания, с их помощью человек способен не только относительно адекватно отражать мир, но и растолковывать его, предвидеть будущие его состояния.

Принято различать обыденный и теоретический уровни мировоззрения. В отличие от обыденного, теоретический уровень формируется сознательно и целенаправленно, на выходе, в большинстве случаев, носит темперамент совокупности логически последовательного и обоснованного знания. Его отличает установка на критический анализ уже имеющегося знания. Теоретическое мировоззрение еще именуют рациональным, ядром которого и есть философия. Объективация мировоззрения человека осуществляется в его поступках, поведении, деятельности.

Мировоззрение носит исторический темперамент. Происхождение мировоззрения связывают с процессом формирования первой устойчивой формы людской общности — родовой общины. Мировоззрение выделило человека из мира животных. История духовного развития человечества знает пара главных типов мировоззрения. К ним относятся мифологическое, религиозное, философское и научное мировоззрение. Любой исторический тип мировоззрения имеет материальные, социальные и теоретико-познавательные предпосылки. Он представляет собой довольно целостное мировоззренческое отражение мира, обусловленное уровнем развития общества.

Исторически первой ступенью в развитии мировоззрения было мифологическое мировоззрение. Мифологическое мировоззрение свойственно обществам, пребывающим на ранней (примитивной) стадии развития, и характеризуется безразличием к несоответствиям, нерасчлененностью знаний и эмоций, субъективного и объективного, вещи и слова, сущности и происхождения, и очеловечиванием (персонификация) фрагментов космоса, их одушевлением, в следствии чего за многообразием мира представляется множество божеств. Мифология закрепляла принятую в обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения. С угасанием первобытных форм публичной судьбе миф изжил себя и прекратил быть господствующим типом мировоззрения.

Коренные вопросы всякого мировоззрения (происхождение мира, человека, тайна смерти и рождении и др.) решались , но уже в других мировоззренческих формах, к примеру в формах религиозного мировоззрения, основанного на вере в существование сверхъестественных сверхъестественного мира и существ, определяющих мира и судьбу человека в целом. Религиозное мировоззрение ориентирует человека на следование по пути, ведущему к Всевышнему (Абсолюту).

В отличие от религиозного философское мировоззрение изначально тяготело к критическому осмыслению уже существующего знания о мире, многовариативности миропонимания, рациональному обоснованию.

Сейчас большое место в жизни общества и человека занимает научное мировоззрение, формирующееся на базе особенного рода познавательной деятельности, целью которой есть обнаружение закономерных отношений и связей действительности, систематизация и выработка сугубо объективного знания о мире.

Роль мировоззрения содержится в том, дабы руководить жизнедеятельностью людей в целом, что конкретизируется в двух главных функциях: 1) аксиологической (ценностной) — задает в совокупности деятельности исходные сокровища и отвечает на последовательность вопросов: Во имя чего осуществляется эта деятельность? Какие конкретно цели преследуются? Какими мотивами руководствуются?; 2) ориентационной — определяет стратегию перемещения к цели и выясняет, каким методом ее возможно достигнуть. Основная сущность мировоззрения, как полагал И. Кант, пребывает в том, дабы научить человека, «как надлежащим образом занять собственный место в мире и верно осознать, каким нужно быть, дабы быть человеком»

Эти функции характеризуют мировоззрение в самом неспециализированном виде, фиксируя лишь главное из того, что дает мировоззрение для людской существования.

2. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ. Философия это форма духовной деятельности, направленная на решение мировоззренческих задач, таких как что имеется мир и каково место человека в нем, каково отношение человека к миру, к самому себе и к вторым людям;

Философия – это современная ей эра, постигнутая в мышлении, мировоззрение эры;

Философия — теоретическое ядро рационального мировоззрения.

Философия как форма духовной деятельности зародилась приблизительно в шестом веке до н.э. Вся последующая история её развития имеется непрекращающаяся попытка выяснить, что она имеется такое. Вне истории философии в принципе нельзя понять, чем она есть. В общем итоге господствует три подхода к определению и пониманию сущности философии: софийный, эпистемный и технемный.

В рамках софийного (от греч. «sophia» — мудрость) подхода философия определяется как любовь к мудрости. Суть философии усматривается в жажде поиска полноты истины. Для философа желание владеть полнотой мудрости, (не смотря на то, что это обладание, как вычислял Пифагор, лишь удел всевышних) образовывает всякий смысл его жизни.

В рамках эпистемного (от греч. «episteme» — знание) подхода философия наделяется статусом науки. Аристотель первым именует философию наукой, тем самым, утверждая для нее в качестве нужных такие показатели научного знания как системность, логическая последовательность, рвение к непротиворечивости и обоснованность. Но направляться иметь в виду, что наука и философия – это две разных формы познавательного отношения к миру, между которыми существует больше различий, чем сходства.

Технемный (от греч. «techne» — мастерство, мастерство) подход трактует философию как некую самоценную игру, как мастерство мысли. Тут не истина, а сама умелость, сама техника ее успехи есть основной целью. Начало этому подходу положили в Греции софисты, вычислявшие мудростью не многознание, а умение обосновывать и опровергать все что угодно, т.е. виртуозность мысли.

Объектом философии есть мир как единое целое. Предметом философии являются законы, формы и свойства бытия, действующие во всех областях материального и духовного мира. Предмет философского знания не локализован в пределах той либо другой действительности и конкретной области знания, и, однако, в истории философии отмечается устойчивый интерес к природе, первосущему (бытие), познанию, обществу и человеку.

Европейская философия начинает собственный развитие с натурфилософии (философии природы), ориентированной на осмысление чувственно принимаемого мира. В философии она занимает большое место впредь до ХVII века, т.е. до того самого времени, пока по мере накопления объективного знания о мире не трансформируется в естествознание.

Установка на поиск единого начала либо обстоятельства всего многообразия мира природы привела философов к проблеме бытия, потом ставшей центральной философской проблеме. Под бытием философы, в большинстве случаев, осознавали некоторый сверхчувственный, т.е. постигаемый лишь мыслью, принцип либо базу всего существующего. Учение о бытии в истории философии сперва было обозначено как метафизика, после этого как онтология. В средневековой философии она сливается с теологией, т.е. учением о Всевышнем. Онтология, будучи первоосновным философским учением, лишь в ХVII веке потесняется по обстоятельству собственной необыкновенной умозрительности на другой замысел, а в ХХ веке подвергается принципиальному переосмыслению (неприятность бытия переносится в семиотическую плоскость). Второй по значимости в философии выступает неприятность познания, решаемая в рамках гносеологии. Главными вопросами гносеологии являются познаваемость мира, сущность механизма познания, природа истины. Так, древнегреческие философы пробовали совершить четкие различия между мудростью, мнением и знанием. Средневековая философия подчинила познание вере Новоевропейская философия выдвинула на первый замысел проблему истинности, что было обусловлено бурным развитием научного знания. Решение проблемы истинности знания стало причиной появлению таких направлений в философии, как эмпиризм, иррационализм и рационализм.

Учение о человеке приобретает статус независимого направления только в ХХ веке, но данный вовсе не свидетельствует, что до этого времени в истории философии неприятность человека носила какой-то второстепенный темперамент. направляться подчернуть, что в целом вся философия глубоко антропоцентрична, потому, что все неприятности, решаемые в ней, прямо либо косвенно касались сущности и существования человека в мире. В большинстве случаев, любой философ, определившись с проблемами познания и бытия, обращался к этической проблематике, касающейся извечной задачей между должным и настоящим в деятельности и поведении человека, тут выявлялись общечеловеческие сокровища. Первым же философию «развернул» лицом к человеку древнегреческий философ Сократ, вычислявшим ненужным занятием изучение природы.

И, наконец, социальная философия, занимающаяся изучением общества, в течении всей истории выявляла способы и различные формы социального бытия, закономерности и механизмы публичного развития. И лишь в первой четверти ХIХ века, в то время, когда обнаружилась несостоятельность хорошей философии в объяснении природы социальных катаклизмов (финансовый кризисы, ухудшение классовых противоречий и т.п.), обрушившихся на Европу, стали говорить о необходимости создания независимой науки об обществе. Данной наукой потом стала социология.

3. ФУНКЦИИ и СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ. Как каждая развитая наука, философия имеет собственную внутреннюю специализацию. Хорошими разделами философии считаются онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии.

Структура философского знания относительна. Любая философская совокупность имеет собственную структуру. Между главными разделами философии ни в одной совокупности не существует твёрдых границ, их содержание пересекается, неприятности, изучаемые в одних разделах, рассматриваются и в других.

Наиболее значимым разделом философии есть онтология. Онтология (от греч. ontos — сущее и logos — слово, учение, наука) — учение о сущем, учение о бытии.

Онтология — это учение обо всем, что существует. Она изучает самые общие формы бытия, отвлекаясь от их конкретного содержания. Эти формы выражаются в главных онтологических категориях: небытие и бытие, материальное и совершенное, сознание и материя, время и пространство, непрерывность и прерывность, перемещение, изменение и т. д. (подробнее см.: 5.2. Философское учение о бытии).

В составе онтологии выделяют собственные подразделы, изучающие самые общие закономерности существования определенных сфер бытия: природы, человека, общества.

Такими подразделами являются философия природы, философская антропология, социальная философия.

Философия природы, либо натурфилософия (от лат. rtatura — природа) — старейший раздел философии. Его предметом являются главные закономерности существования природы. Натурфилософия пытается обобщить имеющиеся знания о физическом мире, создать единую картину мира, она тесно связана с естественнонаучным знанием. Ответственной философской проблемой изучения природы есть вопрос о происхождении физического мира.

Философская антропология (от греч. anthropos — человек) — философское учение о человеке. Как независимая отрасль она сформировалась в XVI в. Философская антропология изучает неприятности происхождения человека, смысла его существования, взаимоотношений человека с обществом и природой. Подробнее см.: 7.3. Философия о происхождении человека и о его природе.

Социальная философия (от лат. socium — общество) — наука об фундаментальных законах существования общества. Разделы социального знания, посвященные отдельным сторонам публичной судьбе, находились во всех наибольших философских учениях со времен античности. Но выделение общества в качестве независимого объекта изучения случилось лишь в начале XIX в. Современная социальная философия разглядывает общество как совокупность как совокупность взаимодействующих элементов и как процесс (как последовательное изменение, развитие публичных структур). Синонимами социальной философии в разных философских теориях выступают понятия «неспециализированная социология», «философия истории», «исторический материализм» и др.

Вторым основополагающим разделом философии выступает гносеология. Гносеология (от греч. gnosis— знание) — учение о познании, теория познания. Гносеология изучает содержание и сущность процесса познания, исследует взаимоотношения между объектом познания и субъектом, разглядывает неприятности границ, источников, способов и форм познания существующего мира.

В современной гносеологии выделяются такие ведущие отрасли, как науковедение и эпистемология. Эпистемология (от греч. episteme — знание) — учение о знании как таковом. Эпистемология изучает знание, отвлекаясь от субъектно-объектных взаимоотношений в ходе познания. Она исследует закономерности и структуру знания его функционирования. Эпистемология существует со времен древней философии, не смотря на то, что многие ее неприятности до XX в. изучались в рамках формальной логики. Науковедение — дисциплина, изучающая теоретические неприятности развития науки. Выделение науковедения в независимую отрасль относится к 60-м гг. XX в.

Следующим по окончании гносеологии и онтологии ведущим разделом философии есть логика (от греч. logos — слово, понятие, идея, учение, наука) — наука о законах мышления. Логика изучает законы, формы, методы, средства мышления, разглядывает неприятности, которые связаны с интеллектом, среди них и неестественным (машинным). Логика зародилась в древний период.

Главным разделом логики есть формальная логика — учение о формах рассуждений, разглядываемых отвлеченно от их содержания. Родоначальником формальной логики есть Аристотель. Хорошую формальную логику именуют кроме этого классической, либо аристотелевской. С конца XIX в. в рамках формальной логики взяла распространение математическая (символическая) логика, изучающая процессы мышления при помощи их математического описания.

Онтология, гносеология и логика, изучающие существование, мышление и познание, являются ядром , базу философского знания, являясь взаимосвязанными частями единого целого. Кроме этих главных разделов в философию входят и другие, так именуемые периферийные (от лат. periphereia — отдаленный от центра, окружной) разделы: этика, эстетика, история философии.

Этика (от греч. ethos — обычай, темперамент) — учение о нравственности, морали. Этика исследует природу, содержание и сущность нравственности, изучает главные сокровища людской судьбе. Этика появилась как практическое направление в древней философии, как учение о нормах людской поведения. В отличие от онтологии, изучающей то, что имеется, этика рассуждает о том, как должно поступать, т. е. есть нормативной дисциплиной. Главной проблемой этики есть вопрос о происхождении нравственных норм: формирует ли их общество, либо они существуют объективно, независимо от человека. В рамках этики выделяются этология — наука о нравственных нормах конкретных обществ и аксиология (от греч. axia — сокровище) — учение о сокровищах людской судьбе.

Эстетика (от греч. aisthetikos — ощущающий, чувственность) — учение о законах красивого. Эстетика, как и этика, есть старейшим разделом философии. Она изучает сущность, формы, типы красивого в природе, мастерстве, людской жизни. Главной проблемой эстетики есть вопрос о происхождении параметров красивого: существует ли «объективно красивое», либо познание красивого в любой момент субъективно как порождение людской сознания. История философии изучает развитие философской мысли от ее зарождения до наших дней. Структурной базой истории философии есть ее периодизация, т. е. разделение на периоды, этапы, и школы и направления. В истории философии выделяют пара этапов становления философского знания.

Функции философии:

Критическая функция. Критицизм заложен в самой сути философского отношения к миру. Философия ставит под сомнение все, что не приобретает убедительного, очевидного, теоретического обоснования. Философия неизменно критически разбирает наличное знание для того, чтобы выделить в нем элементы, отражающие содержание вправду наибольших уровней, и отсеять все то, что имеет более личный темперамент.

Познавательная функция. С одной стороны, философия выступает формой познавательного отношения к миру, она познает мир. Иначе, философия изучает сущность конкретно самого познания, его механизмы, границы и возможности познания, решает реальности отношения и проблему знания.

Культурологическая функция. В ходе анализа и открытия разных отношений и связей, появляющихся в совокупности «человек – общество – природа», философия формулировала так именуемые универсалии культуры, либо общечеловеческие сокровища

Методологическая функция. Громадна роль философии как главного разработчика преобразования стратегий действительности и новых познания. в течении всей собственной истории она выявляла и обосновывала разные орудия либо средства познания, на каковые потом удачно опиралась наука. Философия сама есть способом, потому, что всегда представляет собой определенную стратегию видения мира, открывающую всегда новые ориентиры для познавательной деятельности.

Интегративная функция. Философия делает в культуре роль высшего синтезатора знаний. Она интегрирует совокупность духовной культуры в некую целостность, предает ей единство, стабильность, тотальность. Благодаря философии отделение формы публичного сознания становятся взаимодополняющими, между ними появляются каналы ценностей и трансляции знаний.

Мировоззренческая функция. Философия в любой момент имеется некое видение мира, либо, иначе говоря мировоззрение. В ней отражаются обобщенные чувствования, интуитивные представления, и взоры на мир, преобладающие в тот либо другой период истории. Она высказывает дух эры.

Философия, интегрируя частнонаучные знания в неспециализированную картину мира, переводя их тем самым на мировоззренческий уровень, понятный любой зрелой личности, содействует формированию ориентиров, каковые создают возможность для успешной адаптации человека в мире. Особенно роль философии возрастает в переломные исторические периоды, на изломе социальных преобразований, в то время, когда изменяются либо ломаются мировоззренческие установки, в то время, когда изменяются стиль и образ судьбы, в то время, когда обыденное и теоретическое сознание, будут в неком хаотическом состоянии, и тогда философия выступает в роли мировоззренческой опоры.

4. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ и ЭТАПЫ Развития ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Древнегреческая философия формируется во время (7-6 века до н.э.), в то время, когда прошлые традиционно-мифологические представления древнего общества выявляют собственную

недостаточность. Ключевую роль тут сыграли:

— экономический подъем, вызванный, в первую очередь, применением железа;

— развитие торговли, мореходства, колонизация новых земель и, как следствие, расширение

географического горизонта греков, что разрешило найти некое несоответствие в

мифологическом представлении о вселенной;

— расширение контактов и связей с другими народами, открытие ранее незнакомых грекам

обычаев, верований и нравов не имело возможности не наводить на идея об относительности их

собственных социальных и политических установлений;

— дух свободной политической дискуссии в сочетании с уважением к закону, к порядку и,

самое основное, к личности, царивший в большинстве городов-стран (полисов), содействовал открытости древнегреческого общества для всего нового, создавал все условия для развития рационалистической направленности философской мысли;

— религия не играется в жизни древнегреческого общества таковой необыкновенной роли как на

Востоке.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ:

ПЕРИОДЫ ВРЕМЯ ПЕРСОНАЛИИ Либо ШКОЛЫ Неприятности И ПРАВИЛА
формирования и период зарождения либо периоддосократиков 7 век- первая добрая половина 5-го века до н.э. Фалес (625-547 до н.э.) Анаксимандр (610-ок. 540 до н.э.) Пифагор (ок. 570-ок. 500 до н.э.) Анаксимен (2-я пол. 6 века до н.э.) Гераклит (ок. 520— 460 до н.э.) Парменид (ок. 515 либо 544 до н.э.) Поиск «архэ». Космоцентризм натурфилософии. Стихийная диалектика. Неприятность бытия.
хороший, либо периодсократиков вторая добрая половина 5-го — 4 век до н.э. Сократ (470-399 до н.э.) Демокрит (ок.460- ?) Платон (427-347 до н.э.) Аристотель (384-322 до н.э.) этический рационализм и Проблема человека. Объективный идеализм. Первая модель совершенного общества. Определение средств и задач теоретической философии.
эллинистический период 3 – 1 века до н.э. стоицизм, эпикуреизм скептицизм. характерен переход от несложного комментаторства Аристотеля и учения Платона к проблемам этики, смерти и проблемам жизни.

Первые два этапа являются фактически древнегреческими. Первый этап охватывает период с середины VII до середины V вв. до н.э. и именуется натурфилософским либо досократическим. Главным объектом философского изучения на этом этапе была природа, а целью познания – поиск начальных человека бытия и оснований мира. Эта традиция выводить всевозможный мир из единого источника была положена философами Милетской школы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), продолжена в творчестве известного греческого диалектика Гераклита Эфесского и представителей Элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон) и достигла собственного натурфилософского завершения в атомистической концепции Демокрита. В конце VI – начале V вв. до н.э. под влиянием противоречий, появляющихся в ходе поиска субстанции как базы всего сущего, элеаты переориентируют философию на умозрительный анализ бытия. Они распознали ограниченность чувственных представлений о строении мира и внесли предложение различать и отделять суждения, основанные на эмоциях, от истины, которая достигается посредством разума. Элеаты трансформировали космологическую ориентацию натурфилософии в онтологию.

Второй этап длился со средины V до конца IV вв. до н.э. и стал называться хорошей античности. Начало этому этапу было положено софистами, каковые переориентировали философию с изучения природы на познание человека. Системность антропологической тематике придает Сократ. В соответствии с Сократу, публичного блага как предпосылки радостной судьбе нереально достигнуть без разума, без углубленного самопознания. «Познай самого себя» — вот отправной пункт философии Сократа. Лишь самопознание ведет к мудрости, лишь знания открывают человеку подлинные сокровища: Благо, Справедливость, Истина, Красота. Наряду с этим философ отождествляет нравственность и мудрость, добродетель и знание.

Сократическая традиция отыскала собственный продолжение в творчестве Аристотеля и Платона, в чьих учения философия в первый раз получила системную целостность.

В философии третьего, последнего этапа истории древнегреческой философии, взявшего наименование эллинизма (финиш IV ст.. до н.э. – V ст. н.э.), преобладает морально-этическая проблематика, ориентация на личную судьбу отдельного человека, гносеологический скептицизм и социальный пессимизм. Эпикурейцы, стоики, киники, скептики меняют сам идеал философии: это уже не постижение сущего, а поиск дорог к радостной и спокойной судьбе. Не стремись к большему, потому что чем больше имеешь, тем больше утратишь. Не сожалей об потерянном, потому что оно уже не возвратится, не стремись к богатству и славе, не опасайся бедности, смерти и болезней, потому что они неподвластны тебе. Радуйся каждому мгновению судьбы, стремись к счастью посредством моральных интеллектуального тренинга и рассуждений. Тот, кто не опасается никаких утрат в жизни, делается мудрецом, радостным и уверенным в собственном счастье человеком. Его не пугает ни финиш света, ни страдания, ни смерть.

Неоплатонизм был последним всплеском греческой античности. В творчестве его самые известных и авторитетных представителей (Плотин, Прокл) были созданы идеи, каковые, с одной стороны, выводили философию за пределы древней рационалистической традиции, а с другой – помогали интеллектуальной базой для ранней средневековой теологии и христианской философии.

5. ФИЛОСОФСКИЕ Неприятности ХОРОШЕГО ПЕРИОДА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Философия зрелой классики занимает 4-ый век до н.э. и соответствует зрелости рабовладельческого общества. развитию и Возникновению философии зрелой классики содействовали благоприятные социально-экономические и политические условия, сложившиеся в Греции в тот период: политическая свобода, торговли и развитие ремёсел, активная политическая и гражданская судьба в городах-странах (полисах) и др. Философия этого периода достигает большого развития во всей античности. Конкретно в это время создаются обобщающие философские концепции большого уровня теоретизации. Философы этого времени разрабатывают вопросы диалектики, теории познания, эстетики, педагогики, изучаются и углубляются вопросы теории мастерства, этики, экономики, психологии. Философия зрелой классики охватывает более широкий круг неприятностей, чем ранняя классика — это не только природа, космос, человек, но и общество, и публичные организации, формы и государство правления. Представителями философии зрелой классики являются Сократ, Аристотель и Платон.

Сократ осознавал философию не как умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как направляться жить. В центре сократовской мысли – тема человека, смерти и проблема жизни, добра и зла, пороков и добродетелей, права и долга, ответственности и свободы, общества и личности. Сокровище всякого познания в том, дабы обучиться разумно вести человеческие дела. Знание имеется обнаружение неспециализированного (либо единого) для целого класса вещей (либо их показателей). Знание имеется понятие о предмете. Для определения понятия Сократ применяет способ диалектики (диалога), а философствуя он применял способ иронии и майевтики (повивальное мастерство). Сократ собственной майевтикой помогал показаться на свет понятию. Он задавал собеседникам самые элементарные вопросы. По окончании того как собеседник Сократа давал ответ на поставленный вопрос, Сократ задает собеседнику новый дополнительный вопрос с таким расчетом, дабы новый ответ собеседника был в логическом несоответствии с ответом на первый вопрос. Увидев несоответствие, собеседник вносит поправку в собственный ответ. Но эта поправка снова подвергается Сократом новому опробованию и т.д. В следствии, в случае, если и не достигается законченное подлинное определение, то по крайней мере опровергается последовательность точек зрения собеседника как точек зрения фальшивых. Дабы прийти к истине, необходимо пройти через ворота несоответствия. Философию Сократа возможно охарактеризовать как этический рационализм. Подлинная нравственность имеется знание того, что имеется благо и красивое и вместе с тем нужное для человека, что оказывает помощь ему достигнуть жизненного счастья и блаженства. Главными добродетелями Сократ вычислял сдержанность, мужество, справедливости (соблюдение божественных и людских законов). Все эти добродетели человек получает методом самопознания и познания. Плохое поведение Сократ растолковывал незнанием либо заблуждением, а мудрость и имеется идеальное знание.

Главными проблемами в философии Платона являются онтологическая, познавательно-методологическая, социально-политическая, этическая. В объяснении действительности Платон исходит из мира мира и признания идей вещей. От Платона начинается как бы раздвоение мира на материальный и духовный, это распространяется и на человека – душа и тело. Платон есть основоположником объективного идеализма. Подлинный мир, бытие – это мир идей, это мир совершенных сущностей. Любой предмет имеется только отблеск неспециализированного. Мир вещей это лишь тень, несовершенная копия мира идей. Чувственные вещи непрерывно появляются и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего прочного и подлинного. Настоящая сущность мира вещей, их обстоятельства – бестелесные внечувственные формы, постигаемые умом – идеи, эйдосы. Идеи вечны, неизменны, неделимы, нескончаемы. Они существуют до вещей и являются обстоятельством вещей. Между миром идей как небытие и истинное бытие (материя как таковая) находится мир чувственно принимаемых вещей, видимый мир. Душа, по Платону, вечна и бессмертна, по окончании смерти тела (темницы души) душа попадает в мир чистых идей, созерцает их, позже перевоплощается в второе тело. Исходя из этого познание имеется воспоминание того, что душа созерцала в мире чистых идей. Душа человека бестелесна и бессмертна. Она складывается из трех частей: разум, воля и благородные желания и чувственность и – низшая часть влечения. Люди отличаются, друг от друга тем, какая часть души преобладает у них. Те, у которых преобладает разум, являются философами, они смогут созерцать гармонию и красоту идей, они смогут быть правителями. А те, у которых преобладают воля, смелость, мужество – это стражники и воины. Низшая часть души преобладает у работников физического труда. Платон формулирует концепцию совершенного страны – это схема утопического страны, в котором функционирование общества подчинена строгому национальному контролю. Оно основывается на вышеперечисленные трех сословиях – работники, правители и воины. Любой обязан четко делать собственные обязанности в зависимости от своих свойств. Руководят страной умные люди — философы, солдаты снабжают порядок, а работники создают материальные блага. воины и Философы не должны быть обременены личной собственностью.

Аристотель в первый раз начал выделение философии из единой науки в независимую область, которая имеет собственный предмет — изучение сущности мира, сознания и соотношение бытия. Аристотель осуждает Платона за допущение мира идей, что эти идеи Платон оторвал от существующей объективной действительности. Аристотель говорит о том, что концепция Платона о мире идей не содействует пониманию настоящего бытия, но, скорее, напротив, его затемняет. Аристотель думает, что объективно существует материальный мир, а идеи имеется их сущность. Материальный мир первичен, но это не аналогично понятию материи. Материя – это материал из которого создаются вещи. Конкретные вещи имеется формы и сочетание материи. Материя пассивна, форма – активное начало. Форма предшествует материи во времени. Происхождение вещей имеется «оформление» материи, процесс в котором участвуют четыре вида обстоятельств: материальная, формальная, создающая и целевая. К примеру, архитектор сооружает дом, в этом случае материал – это материя, замысел дома – это форма, архитектор – это создающая обстоятельство, а законченное строение – это цель. Неподвижным перводвигателем и формой всех форм выступает Всевышний.

Познание Аристотель осознаёт как отражение. Первым уровнем он вычисляет чувственное познание. При его посредстве мы познаем конкретное бытие, первые сущности, единичное. Но большее значение он придает познанию неспециализированных закономерностей. Постижение неспециализированного есть привилегией разума. Познание имеется развивающийся процесс, переход от несложных чувственных отражений к предельным абстракциям. Научное познание имеется вершина познания. Научное познание (эпистеме) отличается от мнения (докса). Аристотель думал, что неточности в людской познании связаны не с восприятием, а с абстрактным мышлением, с процессом образования понятий, умозаключений и суждений. Аристотель разрабатывает учение о человеке. Согласно его точке зрения, человек по природе собственной – существо политическое (зоон политикон). Человек складывается из тела и души. Душа понимается как организующая форма, которая дает направленность и смысл судьбы. Душой владеют все живые существа. Выделяются три вида души: растительная, животная и разумная. Человек разумное существо, этим он отличается от животных. Человек рекомендован для жизни сообща, в коллективе, лишь в обществе смогут формироваться его нравственные качества.

Государство Аристотель осознаёт как сообщество общин, а общину – как развитую семью. Исходя из этого во многих случаях формы организации семьи он переносит на страну. Сущность страны Аристотель видит в политическом сообществе людей, каковые соединились с целью достижения определенного блага. Существуют три хорошие и три нехорошие формы национального правления, последние появляются как деформация хороших. Хорошими он вычисляет монархию, аристократию и политею. К нехорошим относится тирания, демократия и олигархия. Задачами страны Аристотель вычислял предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении. Он отвергал спекулятивное «совершенное государство» Платона. Совершенным Аристотель вычисляет такое государство, которое снабжает максимально вероятную меру радостной судьбе для наибольшего числа рабовладельцев. Рабов и свободную бедноту он вычисляет политическими беззащитными.

Письма: «Смешарики» вместо философии


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: