Радуга : программа воспитания, развития и образования детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — М. : Просвещение, 2010.
2. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками главной образовательной программы дошкольного образования
2.1. Целевые ориентиры, сформулированные в ФГОС дошкольного образования
Целевые ориентиры дошкольного образования являются социально-нормативные возрастные характеристики вероятных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, большой разброс вариантов его развития, его непроизвольность и непосредственность), и системные изюминки дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в РФ, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за итог) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры не подлежат яркой оценке, а также в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с настоящими достижениями детей. Они не являются базой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных итоговой аттестации и аттестаций воспитанников.
Настоящие требования являются ориентирами для:
а) решения задач формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; сотрудничества с семьями воспитанников;
б) изучения черт образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;
в) информирования своих родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, неспециализированных для всего образовательного пространства РФ.
Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при ответе управленческих задач, включая:
аттестацию педагогических кадров;
оценку качества образования;
оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, а также в рамках мониторинга (а также в форме тестирования, с применением способов, основанных на наблюдении, либо иных способов измерения результативности детей);
оценку исполнения муниципального (национального) задания при помощи их включения в показатели качества исполнения задания;
распределение стимулирующего фонда зарплаты работников ДОУ.
Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального неспециализированного образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики вероятных достижений ребенка:
- Целевые ориентиры образования в раннем возрасте.
- Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
2.2. Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
- ребенок интересуется окружающими предметами и деятельно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с другими предметами и игрушками, пытается проявлять настойчивость в достижении результата собственных действий;
- применяет своеобразные, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и может пользоваться ими. Обладает несложными навыками самообслуживания; пытается проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- обладает активной речью, включенной в общение; может обращаться с просьбами и вопросами, осознаёт обращение взрослых; знает игрушек окружающих и названия предметов;
- пытается к общению со взрослыми и деятельно подражает им в действиях и движениях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
- проявляет интерес к сверстникам; следит за их действиями и подражает им;
- проявляет интерес к стихам, сказкам и песням, рассматриванию картины, пытается двигаться под музыку; эмоционально откликается на искусства и различные произведения культуры;
- у ребенка развита большая моторика, он пытается осваивать разные виды перемещения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
2.3. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает главными культурными методами деятельности, проявляет самостоятельность и инициативу в различных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок владеет установкой хорошего отношения к миру, к различным видам труда, вторым людям и самому себе, владеет эмоцией собственного преимущества; деятельно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать чувства и интересы вторых, сопереживать неудачам и радоваться удачам вторых, адекватно проявляет собственные эмоции, а также чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок владеет развитым воображением, которое реализуется в различных видах деятельности, и в первую очередь в игре; ребенок обладает видами игры и разными формами, различает условную и настоящую ситуации, может подчиняться социальным нормам и разным правилам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать собственные мысли и жажды, может применять обращение для выражения собственных мыслей, желаний и чувств, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита большая и небольшая моторика; он подвижен, вынослив, обладает главными перемещениями, может осуществлять контроль собственные перемещения и руководить ими;
- ребенок способен к волевым упрочнениям, может направляться правилам и социальным нормам поведения в различных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пробует самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей и явлениям природы; склонен замечать, экспериментировать. Владеет начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, владеет элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных ответов, опираясь на умения и свои знания в разных видах деятельности.
II.Содержательный раздел
Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует главным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и снабжает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач и целей.
Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается реализацией главной общеобразовательной программы дошкольного воспитания «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой. (Е. Соловьевой)
обучение и Воспитание осуществляется на русском — национальном языке России.
3. Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями с учетом применяемых в ДОУ методических пособий и программ, снабжающих реализацию данных программ.
Содержание Программы снабжает развитие личности, способностей и мотивации детей в разных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, воображающие образования детей и определённые направления развития (потом — образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
- усвоение ценностей и норм, принятых в обществе, включая моральные и нравственные сокровища;
- взаимодействия ребёнка и развитие общения со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, саморегуляции и целенаправленности собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование чувства принадлежности и уважительного отношения к собственной семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
- формирование хороших установок к разным видам творчества и труда;
- формирование баз надёжного поведения в быту, социуме, природе.
Методическое обеспечение образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Создатель составитель | Наименование издания | Издательство |
Н.Н.Авдеева О.Л.Князева Р.Б.Стеркина | Безопасность | Петербург Детство-Пресс |
Т.Н.Доронова О.А.Карабанова Е.В.Соловьева | Игра в дошкольном возрасте | Изд.дом Воспитание школьника |
Т.Н.Доронова | Играются взрослые и дети | г.Москва Линка-Пресс |
Новосёлова С.Л. | Игра дошкольника | |
Якобсон А.А. | Моральное воспитание в детском саду. | Издательский дом «Воспитание дошкольника», |
Якобсон С.Г., Коркунова Н.В. | Моральное воспитание. Материалы для работы с детьми 4 – 7 лет. | Смоленский обл. университет |
Кошелев В.М. | «Художественный и ручной труд в детском саду». Книга для воспитателей родителей и детского сада. | М.Просвещение |
Грибовская А.А., Кошелев В.М. | Готовимся к празднику. Художественный труд в семье и детском саду. Пособие для детей старшего дошкольного возраста | М.Просвещение |
Топоркова Л.А., Доронова Т.Н. | Сделаю сам. Дидактический альбом по ручному труду с детьми старшего дошкольного возраста | М.Просвещение |
Р.С. Буре, Г.Н. Година | «Учите детей трудиться» (методическое пособие). | |
Комарова Т.С. , Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю.. | методические рекомендации и Программа «Трудовое воспитание в детском саду» | |
Р.С.Буре | труд и Дошкольник | Петербург Детство-Пресс |
Познавательное развитие предполагает:
- развитие заинтересованностей детей, познавательной мотивации и любознательности;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие творческой активности и воображения;
- формирование первичных представлений о себе, вторых людях, объектах окружающего мира, о отношениях и свойствах объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, перемещении и покое, следствиях и причинах и др.);
- о малой отчизне и Отечестве, представлений о социокультурных сокровищах отечественного народа, об праздниках и отечественных традициях, о нашем планете как неспециализированном доме людей, об изюминках ее природы, многообразии народов и стран мира.
Методическое обеспечение образовательной области «Познавательное развитие»
Создатель составитель | Наименование издания | Издательство | Год издания |
Гризик Т.И. | Познаю мир.Методические советы для воспитателей. | Москва, Просвещение | |
Гризик Т.И. | Познаю мир.Предметы около нас» Развивающая книга для детей младшего дошкольного возраста» | Москва, Просвещение | |
Гризик Т.И. | Познаю мир.Я во всем обожаю порядок. Развивающая книга для детей среднего дошкольного возраста | Москва, Просвещение | |
Гризик Т.И. | Познаю мир.символы и Знаки. Развивающая книга для детей старшего дошкольного возраста» | Москва, Просвещение | |
Гризик Т.И. | Познаю мир.Методические советы по познавательному формированию детей подготовительной группы. | Издательский дом «Воспитание дошкольника» | |
Соловьева Е.В. | Моя математика. Какой он, данный мир? Развивающая книга для детей младшего дошкольного возраста. | Москва, Просвещение | |
Соловьева Е.В. | Моя математика. Знакомимся с числами. Развивающая книга для детей среднего дошкольного возраста. | Москва, Просвещение | |
Соловьева Е.В. | Моя математика. число и Количество. Развивающая книга для детей старшего дошкольного возраста. | Москва, Просвещение | |
Соловьева Е.В. | логика и Математика для дошкольников. Методические советы для воспитателей. | Москва, Просвещение | |
Доронова Т.Н. | Младшая несколько: планирование работы с детьми | Москва, Просвещение |
Речевое развитие включает
- владение речью как средством культуры и общения;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически верной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, познание на слух текстов разных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Методическое обеспечение образовательной области «Речевое развитие»
Создатель составитель | Наименование издания | Издательство | Год издания |
О.С. Ушакова | Программа развития речи дошкольников | М. Просвещение | |
О.С. Ушакова | Развитие речи детей 3-4 лет | М. Просвещение | |
О.С. Ушакова | Развитие речи детей 4-5лет | М. Просвещение | |
О.С. Ушакова | Развитие речи детей 5-6 лет | М. Просвещение | |
О.С. Ушакова | Развитие речи детей 6-7 лет | М. Просвещение | |
О.С. Ушакова | Развитие речи детей 3-4 лет (рабочая тетрадь) | М. Просвещение | |
О.С. Ушакова | Развитие речи детей 4-5лет (рабочая тетрадь) | М. Просвещение | |
О.С. Ушакова | Развитие речи детей 5-6 лет (рабочая тетрадь) | М. Просвещение | |
О.С. Ушакова | Развитие речи детей 6-7 лет (рабочая тетрадь) | М. Просвещение | |
Т.И.Гризик | Сыграем и определим | ||
Баева Н.А. | Предшкольное обучение грамоте в ДОУ. | М., АРКТИ | |
Гербова В.В. | Обучаюсь сказать. Способ. реком. для воспитателей, трудящихся с детьми 3-6 лет по программе «Радуга | М. Просвещение | |
Гербова В.В. | Хрестоматия Книга для чтения в детском саду и дома 2-4 года | М. Просвещение | |
Гербова В.В. | Хрестоматия Книга для чтения в детском саду и дома 4-5 лет | М. Просвещение | |
Гербова В.В. | Хрестоматия Книга для чтения в детском саду и дома 5-7 лет | М. Просвещение | |
Гербова В.В. | Обучаюсь сказать. Методические советы для воспитателей. | М. Просвещение | |
Гербова В.В. | Обучаюсь сказать.Пособие для детей младшего дошкольного возраста | М. Просвещение | |
Гербова В.В. | Обучаюсь сказать. Пособие для детей среднего дошкольного возраста» | М. Просвещение | |
Гербова В.В. | Обучаюсь сказать. Пособие для детей старшего дошкольного возраста» | М. Просвещение | |
Гризик Т.И. | Как отлично мочь просматривать.Занятия по обучению детей 6 лет чтению в условиях детского сада | М. Просвещение |
Художественно-эстетическое развитие предполагает
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах мастерства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию независимой творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Методическое обеспечение образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Создатель составитель | Наименование издания | Издательство | Год издания |
Доронова Т.Н. | Природа, изобразительная деятельность и искусство детей. Методические советы для воспитателей, трудящихся с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» | М. Просвещение | |
Грибовская А.А., Кошелев В.М. | Подготавливаемся к празднику. Художественный труд в семье и детском саду. Пособие для детей старшего дошкольного возраста | М. Просвещение | |
Грибовская А.А.. | Дошкольникам о народном мастерстве. Учебно- наглядное пособие для детей дошкольного возраста. | М. Просвещение | |
Грибовская А.А.. | детское творчество и Народное искусство | М. Просвещение | |
Грибовская А.А.. | Ознакомление дошкольников с живописью | М. Просвещение | |
Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. | Обучение детей 2- 4 лет рисованию, лепке, аппликации | М. Просвещение | |
Доронова Т.Н. | Дошкольникам об мастерстве. Учебно – наглядное пособие для детей младшего дошкольного возраста | М. Просвещение | |
Доронова Т.Н. | Дошкольникам об мастерстве. Учебно – наглядное пособие для детей старшего дошкольного возраста | М. Просвещение | |
Доронова Т., Доронов Е.. | Развитие детей в театрализованной деятельности: Пособие для воспитателей | М. Просвещение | |
И.А.Лыкова | Изобразительная деятельность в д/саду ранний возраст | г.Москва Карапуз-Дидактика | |
Буренина А.И. | «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей | СПб | |
Н. Ветлугина И. Дзержинская Музыка в детском саду» 1985-1986 гг. М «Музыка» (по возрастам 5 книг) | |||
Э.П.Костина. | «Камертон» | ||
Т.Э. Тютюнникова | Элементарное музицирование | ||
В.А. Петрова | Кроха |
Физическое развитие включает
- приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, а также связанной с исполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как гибкость и координация;
- содействующих верному формированию опорно-двигательной совокупности организма, формированию равновесия, координации перемещения, большой и небольшой моторики обеих рук, и с верным, не наносящем ущерба организму исполнением главных перемещений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
- саморегуляции и становление целенаправленности в двигательной сфере;
- становление сокровищ здорового образа судьбы, овладение его правилами и элементарными нормами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании нужных привычек и др.).
Методическое обеспечение образовательной области «Физическое развитие»
5. Формы, методы, средства и методы реализации программы с учетом возрастных и личных изюминок воспитанников, специфики их интересов и образовательных потребностей
Формы работы по образовательным областям
образования детей и направления развития (потом — образовательные области): | Формы работы | |
Младший дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст | |
Физическое развитие | · Игровая беседа с элементами · перемещений · Игра · Утренняя гимнастика · Интегративная деятельность · Упражнения · Экспериментирование · Ситуативный разговор · Беседа · Рассказ · Чтение · Проблемная обстановка | · Физкультурное занятие · Утренняя гимнастика · Игра · Беседа · Рассказ · Чтение · Рассматривание. · Интегративная · деятельность · Контрольно- · диагностическая · деятельность · Спортивные и · физкультурные досуги · Спортивные состязания · Совместная деятельность · взрослого и детей · тематического характера · Проектная деятельность · Проблемная обстановка |
Социально-коммуникативное | · Игровое упражнение · Личная игра · Совместная с воспитателем игра · Совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе) · Игра · Чтение · Беседа · Наблюдение · Рассматривание · Чтение · Педагогическая обстановка · Праздник · Экскурсия · Обстановка морального выбора · Поручение · Дежурство. | · Личная игра. · Совместная с воспитателем игра. · Совместная со сверстниками игра · Игра · Чтение · Беседа · Наблюдение · Педагогическая обстановка. · Экскурсия · Обстановка морального выбора. · Проектная деятельность Интегративная деятельность · Праздник · Совместные действия · Рассматривание. · Проектная деятельность · анализ и Просмотр мультипликационных фильмов, · фильмов, телепередач. · Экспериментирование · задание и Поручение · Дежурство. · Совместная деятельность · взрослого и детей тематического · характера · Проектная деятельность |
Речевое развитие | · Рассматривание · Игровая обстановка · Дидактическая игра · Обстановка общения. · Беседа (а также в ходе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых). · Интегративная деятельность · Хороводная игра с пением · Игра-драматизация · Чтение · Обсуждение · Рассказ · Игра | · Чтение. · Беседа · Рассматривание · Ответ проблемных обстановок. · Разговор с детьми · Игра · Проектная деятельность · Создание коллекций · Интегративная деятельность · Обсуждение. · Рассказ. · Инсценирование · Ситуативный разговор с детьми · Произведение тайных · Проблемная обстановка · Применение разных видов театра |
Познавательное развитие | · Рассматривание · Наблюдение · Игра-экспериментирование. · Исследовательская · деятельность · Конструирование. · Развивающая игра · Экскурсия · Ситуативный разговор · Рассказ · Интегративная деятельность · Беседа · Проблемная обстановка | · Создание коллекций · Проектная деятельность · Исследовательская деятельность. · Конструирование · Экспериментирование · Развивающая игра · Наблюдение · Проблемная обстановка · Рассказ · Беседа · Интегративная деятельность · Экскурсии · Коллекционирование · Моделирование · Реализация проекта · Игры с правилами |
Художественное –эстетическое развитие | · Рассматривание эстетически привлекательных предметов · Игра · Организация выставок Изготовление украшений · Слушание соответствующей возрасту народной, хорошей, детской музыки · Экспериментирование со Звуками · Музыкально-дидактическая игра · Разучивание музыкальных танцев и игр · Совместное пение | · Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности. · Создание макетов, коллекций и их оформление · Рассматривание эстетически привлекательных предметов · Игра · Организация выставок · Слушание соответствующей возрасту народной, хорошей, детской музыки · Музыкально- дидактическая игра · Беседа интегративного характера, элементарного музыковедческого содержания) · Интегративная деятельность · Совместное и личное музыкальное выполнение · Музыкальное упражнение. · Попевка. Распевка · Двигательный, пластический танцевальный этюд · Танец · Творческое задание · Концерт- импровизация · Музыкальная сюжетная игра |
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и личных изюминок детей, определяется задачами и целями программы и реализуется в разных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка)
Ранний возраст ( 2-3 года) | для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет) |
· игры и предметная деятельность с составными и динамическими игрушками · экспериментирование с веществами и материалами (песок, вода, тесто и пр.), · общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под управлением взрослого, · действия и самообслуживание с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), · восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картин, двигательная активность; | · игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, · коммуникативная (взаимодействие и общение со взрослыми и сверстниками), · познавательно-исследовательская (изучения объектов экспериментирования и окружающего мира с ними), · восприятие художественной фольклора и литературы, · самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), · конструирование из различного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и другой материал, · изобразительная (рисование, лепка, аппликация), · музыкальная (понимание и восприятие смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические перемещения, игры на детских музыкальных инструментах); · двигательная (овладение главными перемещениями) формы активности ребенка. |
Проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их личными и возрастными изюминками, состоянием организма
Оптимальные условия для развития ребенка – это продуманное соотношение свободной, регламентируемой и нерегламентированной (совместная деятельность детей и педагогов и независимая деятельность детей) форм деятельности ребенка Образовательная деятельность вне организованных занятий снабжает большой учет возможностей и особенностей ребенка, его склонности и интересы. В течение дня во всех возрастных группах предусмотрен определенный баланс разных видов деятельности:
Возраст детей | Регламентируемая деятельность (НОД) | Нерегламентированная деятельность, час | |
совместная деятельность | независимая деятельность | ||
2-3 г | 2 по 10мин | 7-7,5 | 3-4 |
3-4 года | 2 по 15 мин | 7- 7,5 | 3-4 |
4-5 лет | 2 по 20 мин | 3-3,5 | |
5 – 6 лет | 2-3 по 20- 25 мин | 6 – 6,5 | 2,5 – 3,5 |
6-7 лет | 3 по 30 мин. | 5,5 — 6 | 2,5 — 3 |
Формы организации конкретно-образовательной деятельности:
— для детей с 1 года до 3 лет – подгрупповая;
— в дошкольных группах — подгрупповые, фронтальные
Максимально допустимый количество образовательной нагрузки соответствует санитарно — нормативам и эпидемиологическим правилам СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, организации и содержанию режима работы дошкольных образовательных организаций, утвержденным распоряжением Главного национального санитарного доктора РФ от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Минюстом РФ 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564).
Для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет конкретно образовательная деятельность образовывает не более 1,5 часа в неделю ( игровая, музыкальная деятельность, общение, развитие перемещений. Длительность постоянной образовательной деятельности не более 10 мин. в первую и вторую половину дня.
Максимально допустимый количество недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста образовывает:
в младшей группе (дети четвертого года судьбы) -2 часа 45 мин.,
в средней группе (дети пятого года судьбы) — 4 часа,
в старшей группе (дети шестого года судьбы) — 6 часов 15 мин.,
в подготовительной (дети седьмого года судьбы) — 8 часов 30 мин.
Длительность постоянной конкретно образовательной деятельности
для детей 4-го года судьбы — не более 15 мин.,
для детей 5-го года судьбы — не более 20 мин.,
для детей 6-го года судьбы — не более 25 мин.
для детей 7-го года судьбы — не более 30 мин..
Максимально допустимый количество образовательной нагрузки в первой половине дня
в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 мин. соответственно,
в старшей и подготовительной 45 мин. и 1, 5 часа соответственно.
В середине времени, отведенного на постоянную образовательную деятельность, выполняют физкультминутку. Перерывы между периодами конкретно образовательной деятельности — не меньше 10 мин.
Конкретно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется вечером по окончании дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее длительность образовывает не более 25-30 мин. в сутки. В середине конкретно образовательной деятельности статического характера выполняют физкультминутку.
Конкретно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не меньше 50% неспециализированного времени, отведенного на конкретно образовательную деятельность.
Конкретно-образовательная деятельность, требующая повышенной умственного напряжения и познавательной активности детей, проводится в первую половину дня и в дни самая высокой работоспособности (вторник, среда), сочетается с физкультурными и музыкальными занятиями.
В соответствии с Законом «Об образовании» для воспитанников ДОУ предлагаются дополнительные образовательные услуги, каковые организуются в вечернее время 2-3 раза в неделю длительностью 25-30 мин. (старший возраст)
5. Особенности образовательной деятельности различных видов и культурных практик