развитие и Возникновение психологии как науки. Главные этапы становления психологии как науки.
Становление психологии как науки было тесно связано с развитием естественных наук и философии. Первые представления о психике сложились в первобытном обществе. Еще в глубокой древности люди обратили внимание на то, что существуют явления вещественные, материальные (предметы, природа, люди) и не вещественные (образы предметов и людей, воспоминания, переживания) — загадочные, но существующие самостоятельно, независимо от окружающего мира.
Наибольший философ древности Демокрит (V-IV вв. до н.э.) говорит, что и душа складывается из атомов, со смертью тела умирает и душа. Душа — движущее начало, она материальна. Иное представление о сущности души развивает Платон (428-348 гг. до н.э.). Платон говорит, что в базе всего лежат идеи, существующие сами по себе. Идеи образуют собственный мир, ему противостоит мир материи. Между ними как посредник — мировая душа. По Платону человек не столько познает, сколько вспоминает то, что душа уже знала. Душа бессмертна, полагал Платон. Первый труд, посвященный душе, был создан Аристотелем (384-322 до н.э.). Его трактат «О душе» считается первым психотерапевтическим трудом.
К началу XVII века, Становление психотерапевтических воззрений в это время связано с деятельностью последовательности ученых: Рене Декарта (1595-1650), Б. Спиноза (1632-1677), Д. Локк (1632-1704) и др.
Громадную роль в этом отношении сыграло эволюционное учение Ч. Дарвина (1809-1882). Появляется последовательность фундаментальных изучений, посвященных неспециализированным закономерностям развития чувствительности и намерено работе разных органов эмоций (И. Мюллер, Э. Вебер, Г. Гельмгольц и др.). Особенное значение для развития экспериментальной психологии купили работы Вебера, посвящен вопросу об отношении между ощущением и приростом раздражения Эти изучения были после этого продолжены, обобщены и подвергну-ты математической обработке Г. Фехнером. Так были заложены фундамент экспериментального психофизического изучения. Опыт начинает весьма скоро внедряться в изучение центральных психотерапевтических неприятностей. В 1879 г. раскрывается первая психотерапевтическая экспериментальная лаборатория в Германии (В. Вунд), в РФ (В. Бехтерев).
1879 г. – условная дата происхождения психологии, как науки (совокупность).
В.Вульф – основатель психологии.
Первый этап. Времена античности – предметом психологии есть душа. В это время складывается два главных направления в понимании природы души: идеалистическое и материалистическое. Основоположниками идеалистического направления были Платон и Сократ (душа – это начало бессмертное). Материалистическое направление в понимании души разрабатывалось Демокритом, Анаксагором, Анаксименом. Родоначальником психологии считается Аристотель, что в собственной работе «О Душе» обобщил имеющиеся на то время знания о душе, осознавая под этим метод организации живого тела, он выделил три вида души: растительная душа, душа животная и душа разумная.
Второй этап XVII — XIX вв. – предметом психологии делается сознание. Под сознанием понималась свойство человека чувствовать, запоминать, мыслить. В семнадцатом веке громадную роль в трансформации предмета психологии сыграли работы Р. Декарта. Он в первый раз обозначил психофизическую проблему, т.е. тела и взаимосвязь души. Он ввел понятие рефлекса и сознания.
XIX век – Вильгельм Вундт. Вундт считается родоначальником экспериментальной психологии. Вундт и сотрудники выделил 3 главных компонента сознания: ощущения, чувства и образы.
Третий этап 1910-1920 годы – США – появляется бихевиоризм. Основоположником бихевиоризма считается Дж. Уотсон. Предметом психологии делается поведение. В хорошем бихевиоризме отрицалась роль сознания в поведении. Считалось, что при формировании поведенческих навыков сознание не играется никакой роли, а навыки формируются методом механического многократного повторения одного и того же действия. Хороший бихевиоризм не отрицает существование сознания.
Четвертый этап 1910 — 1920 годы – Европа. Предметом психологии делается психика. Появляются разные школы и психологические направления.
Главные концепции в зарубежной психологии: бихевиоризм, глубинная психология, гешталь-тпсихология, гуманистическая психология, когнитивная психология, генетическая психология.
Бихевиоризм (англ. behaviour — поведение) — одно из направлений в зарубежной психологии, программу которого провозгласил в 1913г году американский исследователь Джон Уотсон, который считал, что предметом изучения должно быть не сознание, а поведение. Изучая яркие связи реакций и стимулов (рефлексов), бихевиоризм привлёк внимание психологов к изучению навыков, учения, опыта; противостоял ассоцианизму, психоанализу. Бихевиористами использовалось два главных направления для изучения поведения — проведение опытов в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях, и наблюдение за субъектами в естественной для них среде обитания.
Глубинная психология(Фрейдизм) — это несколько направлений в современной зарубежной психологии, ориентированных в основном на бессознательные механизмы психики.
Гештальтпсихология — направление в зарубежной психологии, исходящее из целостности людской психики, не сводимой к несложным формам. Гештальтпсихология исследует психологическую деятельность субъекта, строящуюся на базе восприятия окружающего мира в виде гештальтов. Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма принимаемых предметов. Одним из хороших тому примеров, по Келлеру, есть мелодия, которая узнается кроме того в случае, если она транспонируется на другие элементы. В то время, когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, определим ее. Но в случае, если состав ее элементов изменится, мы все равно определим мелодию, как ту же самую.
Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, т. е. познавательные, процессы людской сознания. Изучения в данной области в большинстве случаев связаны с вопросами памяти, внимания, эмоций, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию ответов.
Гуманистическая психология — последовательность направлений в современной психологии, каковые ориентированы в первую очередь на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве главных предметов анализа выступают: высшие сокровища, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психологическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве независимого течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против психоанализа и доминирования бихевиоризма в Соединенных Штатах, взяв наименование третьей силы.
Генетическая психология –. Предметом ее изучения есть происхождение и развитие интеллекта, формирование понятий: время, пространство, объект и др. Генетическая психология изучает детскую логику, особенности мышления ребенка, механизмы познавательной деятельности, переход форм мышления от несложных к сложным. Основатель генетической психологии швейцарский психолог Ж.Пиаже (1896-1980) есть одним из самые известных ученых, чьи работы составили ответственный этап в развитии психологии.
Отечественная психология. Культурная концепция развития психики Л.С.Выготского. Субъектно-деятельностный подход С.Л.Рубинштейна. Разработка А.Н.Леонтьевым теории деятельности. Интегративный подход в познании человека Б.Г.Ананьева.
Выготский и его концепция. Он продемонстрировал, что человек владеет особенным видом психологических функций, каковые абсолютно отсутствуют у животных.. Выготский утверждал, что высшие психологические функции человека, либо сознание, имеют социальную природу. Наряду с этим под высшими психологическими функциями подразумеваются: произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление и др.
природа и концепции- «Первая часть Человек». Ее главное содержание возможно сформулировать в виде двух тезисов. Первый – тезис о том, что при переходе от животных к человеку случилось кардинальное изменение взаимоотношений субъекта со средой. в течении всего существования животного мира среда действовала на животное, видоизменяя его и заставляя приспосабливаться к себе. С возникновением человека отмечается противоположный процесс: человек действует на природу и видоизменяет ее. Второй тезис растолковывает существование механизмов трансформации природы со стороны человека. Данный механизм содержится в создании орудий труда, в развитии материального производства.
Вторая часть концепции-«Человек и его личная психика». Она содержит кроме этого два положения. Овладение природой не прошло бесследно для человека, он обучился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психологические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Под высшими психологическими функциями Л.С. Выготский осознавал свойство человека вынудить себя запомнить некий материал, обратить внимание на какой-либо предмет, организовать собственную умственную деятельность.Человек овладел своим поведением, как и природой, посредством орудий, но орудий особых – психотерапевтических. Эти психотерапевтические орудия он именовал символами.
Третью часть концепции — «Генетические нюансы». Эта часть концепции отвечает на вопрос «Откуда берутся средства-символы?» Выготский исходил из того, что труд создал человека. В ходе совместного труда происходило общение между его участниками посредством особых знаков, определяющих, что нужно делать каждому из участников трудового процесса. Человек обучился руководить своим поведением. Следовательно, возможность приказывать себе рождалась в ходе культурного развития человека.
Предметом психологии по Рубинштейну есть «психика в деятельности». Психология изучает психику через посредство деятельности.Рубинштейн вводит деятельности единства и принцип сознания, что содержательно свидетельствует единство субъективного и объективного. Сознание формируется в деятельности и в ней же проявляется.
Психика, личность, сознание формируются и проявляются в деятельности.
Психика познается в деятельности, но переживается конкретно.
Психика существует уже в пренатальный период и образовывает базу для предстоящей деятельности, а деятельность – условие развития психики.
. Разработка А.Н.Леонтьевым теории деятельности. Согласно точки зрения А.Н. Леонтьева, «личность человека «производится» – создается публичными отношениями, в каковые индивид вступает в собственной предметной деятельности». Личность в первый раз появляется в обществе. Человек вступает в историю как индивид, наделенный способностями и природными свойствами, а личностью он делается только в качестве субъекта публичных взаимоотношений. Так, на первый замысел выступает категория деятельности субъекта, потому, что «конкретно деятельности субъекта являются исходной единицей психотерапевтического анализа личности, а не действия, не операции либо блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не личность».
Интегративный подход в познании человека Б.Г.Ананьева. Ананьев разглядывает человека в единстве четыре сторон: 1) как биологический вид; 2) в онтогенезе, ходе жизненного пути человека как индивида; 3) как личность; 4) как часть человечества.
Личность – это «сознательный индивид» (Б.Г. Ананьев), т.е. человек, способный к саморегуляции и сознательной организации собственной деятельности на базе усвоения социальных правового поведения и норм нравственности. Б.Г. Ананьев внес предложение антропологический подход к изучению человека, что был реализован посредством проведения системных и долгих генетических изучений. В этих изучениях он говорит о том, что личное развитие — внутренне противоречивый процесс. Развитие, в соответствии с Ананьеву, это возрастающая интеграция, синтез психофизиологических функций. Б.Г. Ананьев на практике приступил к изучению человека как целостного феномена. Он выделил в нем серьёзные взаимосвязанные показатели, именуемые нами макрохарактеристиками такие, как индивид, субъект деятельности, индивидуальность и личность. Эти макрохарактеристики ученый изучал в настоящей среде — в совокупности взаимосвязанно действующих природных, социальных и духовных факторов.
4.Современная психология, её задачи и место в совокупности наук.
За последние годы отмечается бурное развитие психотерапевтической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, поднимающихся перед нею. У нас интерес к психологии особенно показателен – ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем фактически во всех отраслях бизнеса и современного образования.
Главной задачей психологии есть изучение законов психологической деятельности в ее развитии. Задачи: 1) обучиться понимать сущность явлений и их закономерность; 2)обучиться руководить ими; 3)применять полученные знания в совокупности образования, в управлении , на производстве с целью увеличения эффективности разных отраслей практики; 4)быть теоретической базой деятельности психотерапевтической работы.
В течение последних десятилетий существенно расширились направления и диапазон психотерапевтических изучений, показались новые научные дисциплины. Изменился понятийный аппарат психотерапевтической науки, выдвигаются концепции и новые гипотезы, психология непрерывно обогащается новыми эмпирическими данными. Так, Б. Ф. Ломов в книге Методологические и теоретические неприятности психологии, характеризуя современное состояние науки, отмечал, что на данный момент быстро возрастает потребность в предстоящей (и более глубокой) разработке методологических неприятностей психотерапевтической науки и ее неспециализированной теории.
Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, свойства и состояния человека, имеющие различную степень сложности – от элементарного различения отдельных показателей объекта, влияющего на органы эмоций, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно отлично изучены, а описание вторых сводится только к несложной фиксации наблюдений.
в течении многих лет психология была в основном теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. На данный момент ее роль в публичной судьбе значительно изменилась. Она все более делается областью особенной опытной практической деятельности в совокупности образования, в индустрии, национальном управлении, медицине, культуре, спорте и т. д. Включение психотерапевтической науки в ответ практических задач значительно изменяет и условия развития ее теории. Задачи, ответ которых требует психотерапевтической компетентности, появляются в той либо другой форме во всех сферах судьбы общества, определяясь возрастающей ролью так именуемого антропогенного фактора. Под антропогенным причиной понимается широкий спектр социально-психотерапевтических, психотерапевтических и психофизиологических особенностей, которыми владеют люди и каковые так или иначе проявляются в их конкретной деятельности.
От того, какое место отводится психологии в совокупности наук, сильно зависит познание возможностей применения психотерапевтических данных в других науках. На данный момент самая общепринятой считается нелинейная классификация, предложенная академиком Б. М. Кедровым. Она отражает многоплановость связей между науками, обусловленных их предметной близостью. Предложенная схема имеет форму треугольника, вершины которого воображают науки естественные, социальные и философские. Такое положение обусловлено настоящей близостью метода и предмета каждой из этих главных групп наук с методом и предметом психологии, ориентированным в зависимости от поставленной задачи в сторону одной из вершин треугольника.
Психология, как наука
Общест. науки филос. Наука
Методы получения психотерапевтических знаний. Житейские психотерапевтические знания о себе и других людях. Источники научных психотерапевтических знаний. Главные различия житейских и научных психотерапевтических знаний.
Методы получения психотерапевтических знаний. Как сказал в свое время психолог и отечественный философ Челпанов Георгий Иванович (1862-1936): Не из наблюдения лишь самого себя, а из наблюдения по большому счету всех живых существ психолог пытается строить законы душевной судьбе . Эти наблюдения психология черпает из многих вторых наук. Тот материал, что нужен психологу для построения совокупности психологии, мы можем изобразить в следующем виде. Психологу необходимы три группы данных: 1)Эти сравнительной психологии:. ко мне входит так называемая психология народов (этнография, антропология), и история, художественные произведения и т.п.; психология животных; психология ребенка. 2)Анормальные явления ( душевные заболевания; гипнотические явления, сон, сновидения; психологическая судьба слепых, глухонемых и т.п.). 3) Экспериментальные эти.
Итак, мы видим, что для современного психолога, в первую очередь, нужно иметь эти сравнительной психологии. Ко мне относится психология народов ,в которую входят развитие и история религиозных представлений, история мифов, нравов, обычаев, языка, история искусств, ремесел и т.п. у некультурных народов. История, обрисовывая прошедшую судьбу народов, обрисовывает и таких ситуации в их жизни, как народные перемещения и т.п., это дает богатый материал для так называемой психологии массы. Изучение развития языка доставляет кроме этого очень важный материал для психологии. Язык имеется воплощение людской мысли. В случае, если мы проследим развитие языка, то мы вместе с этим можем проследить движение развития людских представлений. Очень ответственный материал для психологии доставляют кроме этого и художественные произведения: к примеру, для изучения таковой страсти, как скупость, нам направляться обратиться к изображению ее у Пушкина, Мольера и Гоголя.
Психология животных ответственна по причине того, что в психологической судьбе животных те же самые способности, каковые у человека являются в неясной форме, появляются в простой, элементарной форме, благодаря чего дешёвы более легкому изучению; к примеру, инстинкт у животных выступает в значительно более ясной форме, чем у человека.
Психология ребенка имеет серьёзное значение по причине того, что, благодаря ей, мы можем видеть, как высшие свойства развиваются из элементарных. К примеру, развитие свойства речи возможно было проследить у ребенка, начиная с самой зачаточной формы.
Изучение анормальных явлений, куда относятся душевные заболевания, так именуемые гипнотические явления, а равным образом сновидения и сон, кроме этого нужно для психолога. То, что у обычного человека выражено неясно, у душевнобольного выражается очень светло. К примеру, явление утраты памяти замечается и у обычного человека, но особенно четко оно выступает у душевнобольных.
В случае, если, потом, мы заберём людей с разными физическими недостатками, у которых отсутствует, к примеру, орган зрения, слуха и т.п., то наблюдения над ними смогут для психологии представить очень серьёзный материал. У слепого нет органа зрения, но имеется представление о пространстве, которое, само собой разумеется, отличается от представления о пространстве у зрячего. Изучение изюминок представления о пространстве слепого дает нам возможность выяснить природу представления о пространстве по большому счету.
Экспериментальные эти, эти полученные эмпирическим методом на протяжении наблюдения за отдельными психологическими фактами дают нам возможность классифицировать феномены психологической действительности, установить контролируемую на опыте закономерную связь между ними. самый эффективным способом получения этих данных есть лабораторный опыт.
Вот тот бессчётный материал, на основании которого строится совокупность психологии.
Житейские психотерапевтические знания о себе и других людях. Житейская психология – это психотерапевтические знания, каковые накапливаются и употребляются человеком в повседневной судьбе. Они в большинстве случаев конкретны и формируются у человека в ходе его личной жизни в следствии наблюдений, размышлений и самонаблюдений. Люди различаются в плане житейской мудрости и психологической зоркости. Одни очень проницательны, способны по выражению глаз, лица, жестам, позе, перемещениям, привычкам легко уловить настроение, намерения либо черты характера человека. Другие не владеют такими свойствами, менее чувствительны к пониманию поведения, внутреннего состояния другого человека. Источником житейской психологии есть не только личный опыт человека, но и люди, с которыми он конкретно соприкасается.
Содержание житейской психологии воплощается в народных обрядах, традициях, поверьях, в поговорках и пословицах, в афоризмах народной мудрости, в песнях и сказках. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражая многовековой житейский опыт. Многие пословицы и поговорки имеют прямое либо косвенное психотерапевтическое содержание: «В негромком омуте линии водятся», «Мягко стелет, да жестко дремать», «Пуганая куста и ворона опасается», «Хвалу, честь и славу и дурак обожает», «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «Повторение – мать учения». Богатый психотерапевтический опыт накоплен в сказках.
Основной критерий истинности знаний житейской психологии – их очевидная полезность и правдоподобность в повседневных жизненных обстановках. Изюминками этих знаний являются практичность и конкретность. Они постоянно характеризуют поведение, мысли и эмоции людей в конкретных, хоть и обычных обстановках. В знаниях этого типа проявляется неточность употребляемых понятий. Житейские термины в большинстве случаев расплывчаты и многозначны. Отечественный язык содержит много слов, обозначающих явления и психические факты. Кстати, многие из этих слов сходны с подобными терминами научной психологии, но менее правильны в потреблении.
Способы обработки данных.
- способы количественного анализа, тут имеются в виду весьма широкая несколько способов математической обработки данных и способов статистики в приложении к задачам психотерапевтического изучения.
- способы качественного анализа: разделение фактического материала по группам, описание типовых и необыкновенных случаев.
Интерпретационные способы.
Нужно чётко осознавать, что сами фактические эти ещё мало что означают. Исследователь приобретает результаты в ходе интерпретации фактических данных, исходя из этого конкретно от той либо другой интерпретации многое зависит.
- Генетический (фило — и онтогенетический) способ разрешает трактовать целый фактический материал в терминах развития, выделяя фазы, стадии развития, и критические моменты становления психологических функций. В следствии устанавливаются «вертикальные» связи между уровнями развития.
- Структурный способ устанавливает «горизонтальные» связи между разными элементами психики, наряду с этим используются простые способы изучения всевозможных структур, например, классификация и типологизация.
Преимущества:
Достаток собираемых сведений(снабжает как анализ вербальной информации, так и действий, перемещения, поступков)
.сохранена естественность условий деят-ти
.возможно применение разнообразных тех средств
необязательно получение предварительного согласия испытуемого
Оперативность получения информации
Относительная низкая стоимость способа
.обеспечивается высокая точность результатов
Вероятны повторные изучения в подобных условиях
осуществляеться практически полный контроль за всеми переменными
недочёты:
.субъективность (результаты сильно зависят от опыта, научных взоров, квалификации, пристрастий)
2.нереально осуществлять контроль обстановку, вмешиваться в движение событий без их искажений
3.благодаря пассивности наблюдателя требуют больших затрат времени
условия деятельности испытуемых не соответствует действительности
2. исследуемые знают о том, что они являются объектами изучений.
Структура психики
Психологические процессы |
Психотерапевтическое состояние |
Психотерапевтические особенности личности |
Психологические процессы Это устойчивые образования, развитие и формирование которых обусловлено внешними условиями жизнедеятельности. Психологические процессы подразделяются на две многочисленные группы: познавательные и эмоционально-мотивационные. |
Эмоционально-волевые процессы |
Познавательные процессы |
o — ощущения – начальная форма источник, источник первичных знаний об окружающем мире; o — восприятие – процесс создания образа окружающей действительности; o — внимание – состояние концентрации; o — память – свойство отражать опыт в ходе сохранения информации; o — воображение – свойство к созданию несуществующего образа; o — мышление – верховный процесс познания, сущность которого в способности обнаружить сущность вещей. o — Обращение – верховная психологическая функция, которая содержится в способности усвоения условных единиц, благодаря которым делается допустимо передача и восприятие информации. |
Психологические качества (личностные характеристики) Личностными чертями именуют устойчивые образования, каковые появляются под действием окружающей действительности и генотипа человека. К ним относятся: темперамент; темперамент; интеллект. |
Психотерапевтическое состояние – около 2000 (1974г. Левитов)- безразличие, угнетённость, депрессия, творческий подъём…) |
Эмоционально-волевые процессы
— |
Эмоц.-волевые процессы.
эмоции – высшее проявление психики человека, отражающее способность и внутренний мир принимать вторых людей; высшими эмоциями являются любовь, — — дружба, патриотизм и т. д.;
— эмоции – свойство волноваться и передавать значимые обстановки;
— мотивация – процесс управления деятельностью человека, побуждения к действиям;
— воля – элемент сознания, заключающийся в способности функционировать в соответствии с принятым ответом довольно часто вопреки событиям.
Филогенез – историческое развитие, которое охватывает миллионы лет эволюции (история развития разных видов организмов).
I этап. А.Н. Леонтьев в собственной книге «Неприятности развития психики» продемонстрировал, что первый этап развития психики – это стадия элементарной сенсорной психики. Так, для животных с элементарной сенсорной психикой характерно инстинктивное поведение.. Инстинкт – это такие действия живого существа, каковые не требуют обучения. Животное «как бы знает» от рождения, что ему делать. В применении к человеку инстинкт – это действия, которое человек создаёт как бы машинально, еще не поразмыслив об этом (отстранение руки от пламени костра, махание руками при попадании в воду).
II этап эволюции психики – стадия перцептивной психики (принимающей). Животные, каковые находятся на данной стадии, отражают окружающий мир уже не в формы отдельных элементарных ощущений, а в форме образов целостных их соотношений и предметов между собой. Данный уровень развития психики требует новой стадии развития нервной совокупности – центральной нервной совокупности.. Вместе с инстинктами в поведении таких животных главную роль начинают играться навыки, освоенные в ходе судьбы каждым отдельным существом. Навык – освоение в ходе жизненного опыта собственных личны для каждого животного форм поведения, основанных на условных рефлексах.
III этап развития психики – стадия интеллекта (верховный уровень поведения). Особенности «разумного» поведения животного:
– отсутствие долгих ошибок и проб, верное воздействие появляется сходу;
– вся операция проходит как целостный постоянный акт;
– отысканное верное ответ постоянно будет использовано животным в подобных обстановках;
– применение животным вторых предметов с целью достижения цели.
Так, в психике животных мы находим много существующих предпосылок, на базе которых в особенных условиях появилось человеческое сознание.
10.Понятие о сознании. Структура сознания. Сознательное и бессознательное как главная форма отражения внешнего мира.
Сознание – верховная, характерная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых закономерностей и свойств окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в следствии чего достигается преобразование и познание окружающей действительности.
Функция сознания содержится в формировании целей деятельности, в предварительном предвидении и мысленном построении действий их результатов, что снабжает деятельности человека и разумное регулирование поведения. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к вторым людям.
Выделяют следующие особенности сознания: построение взаимоотношений, переживание и познание. Из этого следует включение эмоций и мышления в процессы сознания. Вправду, главной функцией мышления есть обнаружение объективных взаимоотношений между явлениями внешнего мира, а главной функцией чувства – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются виды отношений и эти формы, и они определяют как организацию поведения, так и самосознания и глубинные процессы самооценки. Реально существуя в едином потоке сознания, мысль и образ смогут, окрашиваясь чувствами, становиться переживанием.
Сознание начинается у человека лишь в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и делается вероятным только в условиях активного действия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание допустимо только в условиях существования языка, речи, появляющейся в один момент с сознанием в ходе труда.
И первичным актом сознания есть акт идентификации с знаками культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, знака и идентификацией с ним направляться исполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов людской поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по регуляции окружающего и отражению мира собственного поведения.
Деление психики на сознательное и бессознательное есть главной предпосылкой психоанализа, дает ему возможность осознать и подвергнуть научному изучению ответственные патологические процессы в душевной судьбе..
Сознание — это первым делом совокупность знаний о мире. Не просто так оно тесно связано с познанием. В случае, если познание имеется сознание в его активной направленности вовне, на объект, то само сознание со своей стороны итог познания. Тут обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, тем выше отечественные познавательные потенции и напротив — чем больше мы познаем мир, тем богаче отечественное сознание. Следующий серьёзный элемент сознания — внимание, свойство сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой другой деятельности, держать их в собственном фокусе. Потом, по всей видимости, направляться назвать память, свойство сознания накапливать данные, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, и применять ранее приобретенные знания в деятельности. Но мы не только знаем что-то и что-то запоминаем. Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, общения и деятельности в виде чувств. К эмоциональной сфере сознания относятся фактически эмоции — эйфории, наслаждения, горя, и настроения и аффекты либо, как их именовали в прежнее время, страсти — бешенство, гнев, кошмар, отчаянье и т.д. К ранееназванным направляться добавить и таковой значительный компонент сознания, каким есть воля, воображающая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение либо воздействие.
1.Человек, владеющий сознанием, выделяет себя из окружающего мира, отделяет себя, собственный “я” от внешних вещей, а свойства вещей – от них самих.
2. Способен заметить себя в определенной совокупности взаимоотношений с другими людьми.
3. Способен заметить себя находящимся в определенном месте пространства и в определенной точке временной оси, связывающей настоящее, будущее и прошлое.
4. Способен устанавливать адекватные причинно-следственные отношения между явлениями внешнего мира и между ними и собственными действиями.
5. Отдает отчет в собственных ощущениях, мыслях, переживаниях, желаниях и намерениях.
6. Знает изюминке личности и своей индивидуальности.
7. Способен планировать собственные действия, предвидеть их результаты и оценивать их последствия, т.е. способен к осуществлению преднамеренных произвольных действий [7].
Все эти показатели противопоставляются противоположным чертам неосознаваемых и бессознательных психологических процессов и импульсивных, автоматических либо рефлекторных действий.
Совокупность психологических явлений, действий и состояний, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, сейчас, контролю, охватывается понятием бессознательного. Неосознанное выступает то, как установка, инстинкт, влечение, то, как чувство, восприятие, мышление и представление, то, как интуиция, то, как гипнотическое состояние либо сновидение, состояние аффекта либо невменяемости. К бессознательным явлениям относят и подражание, и творческое воодушевление, сопровождающееся неожиданным “озарением” новой идеей, рождающихся как бы от какого-либо толчка изнутри, случаи мгновенного ответа задач, продолжительно не поддававшихся сознательным упрочнениям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым, и второе
Игра — это особенный вид деятельности, результатом которого не делается производство какого-либо материального либо совершенного продукта. Игра не формирует публично значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение.