Первые христианские общины появились в I в. в Антиохии, откуда идеи христианства распространились по всей Римской империи. Особенно популярны они были в восточных провинциях среди иудеев.
Воспитание в раннехристианских общинах было ориентировано на Библию — собрание канонических произведений, складывающееся из двух частей: Ветхого Завета (самые ранние тексты — XI в. до н. э.), откуда восходит начало христианской религиозной традиции воспитания, и Нового Завета (создан в I-II вв.), где обоснованы содержание воспитания и христианские цели. Новый Завет написан рядом авторов (Матфей, Марк, Лука, Иоанн, Петр, Павел и др.). В базе их философских и педагогических взоров лежат любовь ко всем людям и мысль самосовершенствования для вечной жизни и спасения.
Как направляться из евангельских текстов, Христос и его апостолы были странствующими преподавателями.
Для христианского воспитания были свойственны приоритет веры над наукой и знанием, сообщение обучения с нравственным религиозным воспитанием, утверждение большого значения трудового воспитания. Последнее положение отлично иллюстрируют слова апостола Павла: Кто не желает трудиться, тот не ешь.
Раннее христианство признавало особенную роль домашнего воспитания, продолжая тем самым педагогическую традицию уходившей эры.
Идеологи раннего христианства (II-V вв.) (Григорий Назианский, Василий Великий, Святой Иероним, Иоанн Златоуст, Блаженный Августин и др.) в противном случае, чем представители Древней мысли, трактовали его воспитание и сущность человека. В случае, если одной из главных идей Античности являлся постулат Что полезно для человека, то должно быть сделано, то христианское учение исходило из иного императива: Что справедливо, то должно быть сделано. Так, Древняя идея ставила в центр земное существование, а христианство — вечные общечеловеческие сокровища. В противовес Древним совершенствам самоутверждения и соревнования, культу образованности, тела и прекрасного ума отцы христианской церкви проповедовали совершенства духовной и взаимопомощи независимости, смирения, аскетизма (умерщвление плоти), объявляли, например, безнравственной мерзостью эстетическое воспитание.
Евангелие дало людям нравственные ориентиры, облеченные в форму заповедей: Не убий, Не похить, Возлюби ближнего собственного и другие, каковые легли в базу воспитания в общинах ранних христиан. Иоанн Златоуст (354-407) упрекал школы, придерживавшиеся древней традиции, в том, что их основная цель научить отлично сказать и тем самым получать деньги, а не наставить душу и организовать ум.
К тому же, в проповедях Иоанна Златоуста христианские способы воспитания предлагались с учетом древней традиции. В частности, он советовал наставление и беседу. Полагая, что в воспитании нужно обращаться к божественному началу в человеке, Иоанн Златоуст настаивал на антиавторитарном воспитании (увещевание, совет, предостережение). Основным источником обучения признавалась Библия.
Неоднозначное отношение к древней педагогической традиции высказывали другие отцы церкви. Так, Григорий Назианский (ок. 329-390) был поклонником греческой литературы. Климент Александрийский (? — до 215) изучал и по-своему развивал идеи Платона, а дидактические идеи Василия Кесарийского (330-379) были созвучны педагогическим взорам Плутарха.
Василий Кесарийский — создатель трактата О том, как юные люди смогут извлечь пользу из языческих книг. В трактате предлагалось воспитывать хорошее отношение к наследию греко-римского образования. Светскую образованность Василий Кесарийский оценивал как нужную в временном мире, но совсем ненужную для нахождения в другом мире. Соответственно отличных показателей воспитания признавались такие, в то время, когда юный человек уходил от мирской судьбы, полностью посвящая себя посту и молитвам.
Аврелий Августин (354-430) кроме этого признавал определенные преимущества древнего образования и древней педагогической мысли. Он почитал Платона, именуя его предшественником христианства. Как и кое-какие древние мыслители, Августин проявлял интерес к психологии ребенка, сказал о том, что физические наказания наносят детям ощутимые психологические травмы. Августин высоко ставил возможности и значение обучения по программе семи свободных искусств. Вместе с тем он утверждал, что древняя традиция образования погрязла в выдумках, изучении слов, но не вещей. Августин полагал, что основное место в образовании должно занять христианской догматики и изучение Библии, а светские знания направляться расценивать как второстепенные и вспомогательные.
Сначала христиане учили собственных детей в публичных учебных заведениях.
Но уже в I в. христианская церковь приступила к организации собственных школ катехуменов. Первые школы христиан не принадлежали к определенным социальным стратам и носили очевидно демократический темперамент. Они предназначались для катехуменов, т. е. тех, кто хотел сделаться участником христианской общины, но не познал христианского учения. В числе обучающихся были новообращённые и дети верующих христиане. Главным было изучение Библии. Давались базы музыкального образования. Обучающиеся пребывали под надзором, систематично выслушивая нравственные наставления священника.
Школа катехуменов была предшественницей школы катехизиса, где давали образование повышенного типа. Одна из первых школ катехизиса появилась в Александрии в 179 г. Она предназначалась для подготовки священников. В программе данной школы сочетались элементы христианского и древнего образования. Подобные школы были основаны и в других центрах Древнего мира — Антиохии, Эдессе, Низибе.
В будущем школы катехизиса, со своей стороны, трансформировались в кафедральные и епископальные школы. Одна из первых епископальных школ была открыта в начале III в. в Риме.
Но, большая часть христиан впредь до V в. получали высшее образование в учебных заведениях древнего типа. Они посещали риторские школы, где изучали науки по древней программе «семи свободных искусств». С III в. растет число преподавателей-христиан: грамматиков, риторов, философов. Данный процесс продолжался и по окончании указа императора Юлиана (331-363 гг.), запрещавшего христианам преподавать в школе. Вот по какой причине, в то время, когда в начале IV в. христианство стало национальной религией Римской империи, в самом Риме среди преподавателей выяснилось множество тех, кто исповедовал это вероучение.