Гносеологии (от греч. Гносис — познание), теория познания – раздел философии, исследующий особенности субъективного освоения человеком внешнего мира. К главным проблемам гносеологии относят:
Перваяпроблема-выяснение природы самого познания, обнаружение условий и основ познавательного процесса. Переводя эту проблему для понимания в более упрощенное русло, возможно поставить вопрос: а по какой причине, фактически, ум человека ищет объяснений происходящего? Непременно, ответов может даже больше чем нужно: по обстоятельству практической, в силу интересов и потребностей и т. д. В этом отношении любопытна идея, высказанная В.П. Алексеевым: … при превышении определенного уровня сложности совокупность, дабы вести себя адекватно окружающей среде, обязана начать предугадывать движение будущих событий. В другом случае она, сталкиваясь с трансформацией условий, в силу невозможности и своей сложности стремительной перестройки, будет всегда отставать в собственных ответах на новые задачи. Это предположение В.П. Алексеева наводит на определенное познание, по какой причине ум человека ищет объяснений. Но не меньше ответственна и вторая часть неприятности — выяснение условий познавательного процесса. К условиям, при которых появляется познавательный феномен, относятся: 1) природа (всю землю в его нескончаемом многообразии качеств и свойств); 2) человек (мозг человека как продукт той же природы); 3) форма отражения природы в познавательной деятельности (мысли, эмоции). В случае, если все три компонента в наличии и во связи, феномен познания появляется. В другом случае сказать о познании проблематично.
Втораяпроблема гносеологии — определение конечного источника знаний, черта объектов познания. Эта неприятность распадается на последовательность вопросов: Откуда черпает познание собственный исходный материал? Что такое объект познания? Какие конкретно бывают объекты познания? Говоря об источнике познания, мы можем с достаточным основанием утверждать, что внешний мир доставляет в конечном итоге исходную данные для обработки. Под объектом познания в большинстве случаев в широком смысле понимается то, на что направлено познание — материальный мир (природный и социальный), окружающий человека и включенный в сферу их отношений и деятельности людей.
К третьейпроблеме теории познания возможно отнести проблему субъекта познания. Что такое субъект познания? Какую роль играется субъект в ходе сотрудничества с объектом? Вот круг вопросов, как бы обозначающих сущность данной неприятности.
Формулировкачетвертойпроблемы теории познания может звучать так: каковы содержание, формы, закономерности процесса познания? Как идет развитие знания? На сегодня наука выделяет чувственное и рациональное познание, видит познавательные возможности интуиции. Имеется ли закономерности данного процесса? В случае, если да, то каковы они? Каковы несоответствия процесса познания, как они решаются?
Пятаяпроблема связана с оценкой результатов познания. Что имеется истина? Как соотносятся заблуждение и истина? Как добывается истина и каковы ее критерии? Дж. Локк, характеризуя стиль и частично суть успехи истины, писал: Поиски разумом истины воображают род соколиной либо псовой охоты, в которой сама погоня за дичью образовывает большую часть удовольствия. Любой ход, что делает ум в собственном перемещении к знанию, имеется некое открытие, каковое есть не только новым, но и самым лучшим, на время, по крайней мере
Так , гносеология (теория познания, эпистемология) — это раздел философии (и отрасль философского знания), в котором изучаются: его природы возможности и проблемы познания; отношение знания к действительности; исследуются общие предпосылки познания; выявляются условия его истинности и достоверности.
Вопрос 29. Главные неприятности гносеологии Гносеологии (от греч. Гносис — познание), теория познания – раздел философии, исследующий особенности субъективного освоения человеком внешнего мира. К главным проблемам гносеологии относят: Перваяпроблема-выяснение природы самого познания, обнаружение условий и основ познавательного процесса. Переводя эту проблему для понимания в более упрощенное русло, возможно поставить вопрос: а по какой причине, фактически, ум человека ищет объяснений происходящего? Непременно, ответов может даже больше чем нужно: по обстоятельству практической, в силу интересов и потребностей и т. д. В этом отношении любопытна идея, высказанная В.П. Алексеевым: … при превышении определенного уровня сложности совокупность, дабы вести себя адекватно окружающей среде, обязана начать предугадывать движение будущих событий. В другом случае она, сталкиваясь с трансформацией условий, в силу невозможности и своей сложности стремительной перестройки, будет всегда отставать в собственных ответах на новые задачи. Это предположение В.П. Алексеева наводит на определенное познание, по какой причине ум человека ищет объяснений. Но не меньше ответственна и вторая часть неприятности — выяснение условий познавательного процесса. К условиям, при которых появляется познавательный феномен, относятся: 1) природа (всю землю в его нескончаемом многообразии качеств и свойств); 2) человек (мозг человека как продукт той же природы); 3) форма отражения природы в познавательной деятельности (мысли, эмоции). В случае, если все три компонента в наличии и во связи, феномен познания появляется. В другом случае сказать о познании проблематично. | Втораяпроблема гносеологии — определение конечного источника знаний, черта объектов познания. Эта неприятность распадается на последовательность вопросов: Откуда черпает познание собственный исходный материал? Что такое объект познания? Какие конкретно бывают объекты познания? Говоря об источнике познания, мы можем с достаточным основанием утверждать, что внешний мир доставляет в конечном итоге исходную данные для обработки. Под объектом познания в большинстве случаев в широком смысле понимается то, на что направлено познание — материальный мир (природный и социальный), окружающий человека и включенный в сферу их отношений и деятельности людей. К третьейпроблеме теории познания возможно отнести проблему субъекта познания. Что такое субъект познания? Какую роль играется субъект в ходе сотрудничества с объектом? Вот круг вопросов, как бы обозначающих сущность данной неприятности. Формулировкачетвертойпроблемы теории познания может звучать так: каковы содержание, формы, закономерности процесса познания? Как идет развитие знания? На сегодня наука выделяет чувственное и рациональное познание, видит познавательные возможности интуиции. Имеется ли закономерности данного процесса? В случае, если да, то каковы они? Каковы несоответствия процесса познания, как они решаются? Пятаяпроблема связана с оценкой результатов познания. Что имеется истина? Как соотносятся заблуждение и истина? Как добывается истина и каковы ее критерии? Дж. Локк, характеризуя стиль и частично суть успехи истины, писал: Поиски разумом истины воображают род соколиной либо псовой охоты, в которой сама погоня за дичью образовывает большую часть удовольствия. Любой ход, что делает ум в собственном перемещении к знанию, имеется некое открытие, каковое есть не только новым, но и самым лучшим, на время, по крайней мере Так , гносеология (теория познания, эпистемология) — это раздел философии (и отрасль философского знания), в котором изучаются: его природы возможности и проблемы познания; отношение знания к действительности; исследуются общие предпосылки познания; выявляются условия его истинности и достоверности. |
Вопрос 30. Процесс познания. Его особенности и формы
Одним из наиболее значимых положений гносеологии есть то, что познание имеется сложный, противоречивый процесс. Сложность в том, что познание — это многостадийный, многоаспектный, детерминированный условиями и различными причинами, разворачивающийся в пространстве и во времени акт. Противоречивость познания проявляется уже в том, что оно переводит материальное в собственную противоположность — совершенное. В ходе отражения физическое (внешний мир, его отношения и действительные свойства) преобразуется в физиологическое (работа нервной совокупности, мозга) и, наконец, в психологическое — в факт сознания, мысленные образы вещей, событий, процессов. Противоречивость познания проявляется кроме этого в специфике его форм, в характере связей этих форм между собой.Цель познания — знания. Они необходимы для: ориентации человека в окружающем мире; предвидения и объяснения событий; реализации и планирования деятельности. Знание — средство преобразования действительности и это совокупность. Знание появляется в ходе познания, а он складывается из форм, этапов, уровней. В теории познания выделяют, в большинстве случаев, чувственное и рациональное познание, и разглядывают интуицию как особенный момент связи чувственного и рационального. Исторически начальная ступень познания – чувственное познание. Чувственное познание осуществляется при помощи органов эмоций (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Для него свойственны: — непосредственность (прямое воспроизведение объекта); — предметность и наглядность появляющихся образов; — воспроизведение объектов на уровне явления, т.е. их свойств и внешних сторон. Главные формы чувственного отражения: ощущения, восприятия, представления. Ощущения отражают стороны объекта и отдельные свойства (цвет, запах и т.д.) и сами по себе не дают цельной картины объекта познания. Восприятия — синтез ощущений, при котором формируется целостный образ предмета в единстве его свойств и сторон. И, наконец, наглядное воспроизведение прошлых восприятий посредством воображения и памяти рождает такую форму образа, как представление. Рациональное познание — более сложный, свойственный человеку метод отражения действительности при помощи мышления. Мышление возможно представлено тремя главными уровнями, каковые соответствуют в общем истории его развития: сенсорно-перцептивным; уровнем представлений; вербально-логическим уровнем (уровнем понятийного мышления). Для него свойственны : — опора на результаты чувственного отражения, опосредованность эмоциями; — обобщенность и абстрактность появляющихся образов; — воспроизведение объектов на уровне сущностей, внутренних отношений и закономерных связей. К главным формам рационального познания возможно отнести: понятия, суждения, умозаключения, законы, догадки, теории. Понятие – логический образ, воспроизводящий отношения и существенные свойства вещей. С него начинается и им завершается любой цикл осмысления действительности. Происхождение понятия – это в любой момент скачок от единичного к общему, от конкретного к абстрактному, от явления к сущности. Суждение – это идея, связывающая пара понятий и именно поэтому отражающая отношения между разными их свойствами и вещами. Посредством суждений строятся определения науки, все ее отрицания и утверждения. Умозаключение является выводом из нескольких взаимосвязанных суждений нового суждения, нового утверждения либо отрицания, нового определения науки. Посредством понятий, умозаключений и суждений выдвигаются и обосновываются догадки, формулируются законы, строятся целостные теории – самые развитые и глубокие логические образы действительности. И еще одно ответственное положение, которое нужно сформулировать при характеристике рационального познания. Нужно различать понятия “интеллект” и “мышление”. Интеллект направляться разглядывать как интегральную и высокодифференцированную свойство к мышлению, как универсальную тренированность мозга. Это собственного рода духовный потенциал личности, где функциональное раскрытие порождает все достаток форм и оттенков людской мышления. Под мышлением (умственной активностью), наоборот, понимается та конкретная деятельность, которая производится носителем интеллекта. Чувственное и рациональное познание как формы не исчерпывают процесс познания. Познание осуществляется и посредством интуиции , на природе которой и ее познавательных возможностях направляться остановиться подробнее. Интуиция — (внимательно наблюдаю) определяется как свойство постижения истины методом ее усмотрения без обоснования посредством доказательств. Еще ее определяют как чутье, проницательность, яркое познание, основанное на предшествующем опыте и теоретических научных знаниях. Выделение в познании чувственного и рационального познания, и интуиции вовсе не свидетельствует, что процесс познания протекает конкретно в таковой последовательности. В настоящем познании все сосуществует одномоментно, формы познания в настоящем познавательном акте неразделимы.
Вопрос 30. Процесс познания. Его особенности и формы Одним из наиболее значимых положений гносеологии есть то, что познание имеется сложный, противоречивый процесс. Сложность в том, что познание — это многостадийный, многоаспектный, детерминированный условиями и различными причинами, разворачивающийся в пространстве и во времени акт. Противоречивость познания проявляется уже в том, что оно переводит материальное в собственную противоположность — совершенное. В ходе отражения физическое (внешний мир, его отношения и действительные свойства) преобразуется в физиологическое (работа нервной совокупности, мозга) и, наконец, в психологическое — в факт сознания, мысленные образы вещей, событий, процессов. Противоречивость познания проявляется кроме этого в специфике его форм, в характере связей этих форм между собой.Цель познания — знания. Они необходимы для: ориентации человека в окружающем мире; предвидения и объяснения событий; реализации и планирования деятельности. Знание — средство преобразования действительности и это совокупность. Знание появляется в ходе познания, а он складывается из форм, этапов, уровней. В теории познания выделяют, в большинстве случаев, чувственное и рациональное познание, и разглядывают интуицию как особенный момент связи чувственного и рационального. Исторически начальная ступень познания – чувственное познание. Чувственное познание осуществляется при помощи органов эмоций (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Для него свойственны: — непосредственность (прямое воспроизведение объекта); — предметность и наглядность появляющихся образов; — воспроизведение объектов на уровне явления, т.е. их свойств и внешних сторон. Главные формы чувственного отражения: ощущения, восприятия, представления. Ощущения отражают стороны объекта и отдельные свойства (цвет, запах и т.д.) и сами по себе не дают цельной картины объекта познания. Восприятия — синтез ощущений, при котором формируется целостный образ предмета в единстве его свойств и сторон. И, наконец, наглядное воспроизведение прошлых восприятий посредством воображения и памяти рождает такую форму образа, как представление. Рациональное познание — более сложный, свойственный человеку метод отражения действительности при помощи мышления. Мышление возможно представлено тремя главными уровнями, каковые соответствуют в общем истории его развития: сенсорно-перцептивным; уровнем представлений; вербально-логическим уровнем (уровнем понятийного мышления). | Для него свойственны: — опора на результаты чувственного отражения, опосредованность эмоциями; — обобщенность и абстрактность появляющихся образов; — воспроизведение объектов на уровне сущностей, внутренних отношений и закономерных связей. К главным формам рационального познания возможно отнести: понятия, суждения, умозаключения, законы, догадки, теории. Понятие – логический образ, воспроизводящий отношения и существенные свойства вещей. С него начинается и им завершается любой цикл осмысления действительности. Происхождение понятия – это в любой момент скачок от единичного к общему, от конкретного к абстрактному, от явления к сущности. Суждение – это идея, связывающая пара понятий и именно поэтому отражающая отношения между разными их свойствами и вещами. Посредством суждений строятся определения науки, все ее отрицания и утверждения. Умозаключение является выводом из нескольких взаимосвязанных суждений нового суждения, нового утверждения либо отрицания, нового определения науки. Посредством понятий, умозаключений и суждений выдвигаются и обосновываются догадки, формулируются законы, строятся целостные теории – самые развитые и глубокие логические образы действительности. И еще одно ответственное положение, которое нужно сформулировать при характеристике рационального познания. Нужно различать понятия “интеллект” и “мышление”. Интеллект направляться разглядывать как интегральную и высокодифференцированную свойство к мышлению, как универсальную тренированность мозга. Это собственного рода духовный потенциал личности, где функциональное раскрытие порождает все достаток форм и оттенков людской мышления. Под мышлением (умственной активностью), наоборот, понимается та конкретная деятельность, которая производится носителем интеллекта. Чувственное и рациональное познание как формы не исчерпывают процесс познания. Познание осуществляется и посредством интуиции , на природе которой и ее познавательных возможностях направляться остановиться подробнее. Интуиция — (внимательно наблюдаю) определяется как свойство постижения истины методом ее усмотрения без обоснования посредством доказательств. Еще ее определяют как чутье, проницательность, яркое познание, основанное на предшествующем опыте и теоретических научных знаниях. Выделение в познании чувственного и рационального познания, и интуиции вовсе не свидетельствует, что процесс познания протекает конкретно в таковой последовательности. В настоящем познании все сосуществует одномоментно, формы познания в настоящем познавательном акте неразделимы. |
Вопрос 31. Специфика познания социальной действительности.
Раскрывая неприятности, связанные со спецификой познания социальной действительности, направляться уделить время некоторым достаточно дискуссионным проблемам, связанным с познанием социума. Первая неприятность — это определение того, что подразумевается под социальным познанием. В одних работах под социальным познанием имеют в виду познание обществом всего окружающего мира, а также природного, в других — познание общества. По какой причине социальное познание как бы выделяется в довольно независимую область в сфере теории познания? Одна из обстоятельств этого возможно та, что стало катастрофически не хватать абстракций для описания специфики познания социума, потому что познание пошло вглубь средств и объекта, которых хватало для описания явлений, стало слишком мало для описания сущности. Вторая неприятность связана с определением природы человека, фактически того, что разворачиваясь в нескончаемых вариациях и образовывает настоящую людскую судьбу. Для современного социального познания, но, как и для познания естественнонаучного, характерно углубление методологической рефлексии, т.е. углубление оснований для изучения самого себя. В особых работах, а также в конкретных изучениях ставятся вопросы о специфике социальной действительности и социального познания, о субъектно-объектных отношениях в социальном познании, о логической природе, методологическом статусе, эвристической роли социального знания и его объяснительных возможностях. Ответ названных вопросов призвано обогащать знания, нужные для описания, объяснения, методов исследования и теоретического обоснования приёмов социальной действительности. Наряду с этим нельзя не учитывать специфику социального познания. В определении отличительных линия социального познания возможно дать согласие, в общем, с Э.С. Крапивенским, что пишет о трех отличительных чертах социального познания: 1)Социум есть самым сложным из объектов познания, потому что представляет собой высшую форму перемещения материи. Поэтому сущность социальных процессов и явлений, закономерные связи между ними обнаруживаются значительно тяжелее, чем это происходит при изучении неорганической и органической природы.
2)В социальном познании мы имеем дело с изучением не только материальных (как в естествознании), но и совершенных, духовных взаимоотношений.
3)В социальном познании общество выступает и как объект, и как субъект познания.
Рассмотрение специфики социального познания с необходимостью требует учета изюминок социальной действительности, определенных ее участков и областей. В случае, если учитывать регулярности и обнаружения объективные трудности повторяемости в социальной судьбе, то, само собой разумеется, нельзя считать реалистичным требование применения хотя бы одного научного закона в каждом акте объяснения социальных явлений. Выдвигая те либо иные требования при познании, нужно учитывать принадлежность изучаемых явлений к определенной сфере публичной судьбе, их пространственно-временные параметры, степень сложности их истории и структуры, их объективную логику по большому счету. Одна из изюминок социального познания содержится в том, что тут имеет место сотрудничество фактически научного изучения с обыденным сознанием (здравым смыслом), с разными вненаучными формами практического познания и ценностного сознания. В познании социальной действительности на современном этапе все более характерным делается применение особых эмпирических процедур, статистических способов, каковые не только имеют, без сомнений, позитивное значение, но и смогут быть связаны с определенными издержками. Серьёзное место в понимании специфики познания социальной действительности занимает научное объяснение идей, которое делается глубже и полней тогда, в то время, когда, наровне с раскрытием социальных обстоятельств тех либо иных воззрений, исследуется еще и социально-психотерапевтический “механизм” их развития и формирования: темперамент восприятия социальных явлений; отношения между социальными группами; механизмы идентификации людей с той либо другой социальной группой; соотношение сознательного и бессознательного в познании социальных явлений и т.д.
Вопрос 31. Специфика познания социальной действительности. Раскрывая неприятности, связанные со спецификой познания социальной действительности, направляться уделить время некоторым достаточно дискуссионным проблемам, связанным с познанием социума. Первая неприятность — это определение того, что подразумевается под социальным познанием. В одних работах под социальным познанием имеют в виду познание обществом всего окружающего мира, а также природного, в других — познание общества. По какой причине социальное познание как бы выделяется в довольно независимую область в сфере теории познания? Одна из обстоятельств этого возможно та, что стало катастрофически не хватать абстракций для описания специфики познания социума, потому что познание пошло вглубь средств и объекта, которых хватало для описания явлений, стало слишком мало для описания сущности. Вторая неприятность связана с определением природы человека, фактически того, что разворачиваясь в нескончаемых вариациях и образовывает настоящую людскую судьбу. Для современного социального познания, но, как и для познания естественнонаучного, характерно углубление методологической рефлексии, т.е. углубление оснований для изучения самого себя. В особых работах, а также в конкретных изучениях ставятся вопросы о специфике социальной действительности и социального познания, о субъектно-объектных отношениях в социальном познании, о логической природе, методологическом статусе, эвристической роли социального знания и его объяснительных возможностях. Ответ названных вопросов призвано обогащать знания, нужные для описания, объяснения, методов исследования и теоретического обоснования приёмов социальной действительности. Наряду с этим нельзя не учитывать специфику социального познания. В определении отличительных линия социального познания возможно дать согласие, в общем, с Э.С. Крапивенским, что пишет о трех отличительных чертах социального познания: 1)Социум есть самым сложным из объектов познания, потому что представляет собой высшую форму перемещения материи. Поэтому сущность социальных процессов и явлений, закономерные связи между ними обнаруживаются значительно тяжелее, чем это происходит при изучении неорганической и органической природы. 2)В социальном познании мы имеем дело с изучением не только материальных (как в естествознании), но и совершенных, духовных взаимоотношений. | 3)В социальном познании общество выступает и как объект, и как субъект познания. Рассмотрение специфики социального познания с необходимостью требует учета изюминок социальной действительности, определенных ее участков и областей. В случае, если учитывать регулярности и обнаружения объективные трудности повторяемости в социальной судьбе, то, само собой разумеется, нельзя считать реалистичным требование применения хотя бы одного научного закона в каждом акте объяснения социальных явлений. Выдвигая те либо иные требования при познании, нужно учитывать принадлежность изучаемых явлений к определенной сфере публичной судьбе, их пространственно-временные параметры, степень сложности их истории и структуры, их объективную логику по большому счету. Одна из изюминок социального познания содержится в том, что тут имеет место сотрудничество фактически научного изучения с обыденным сознанием (здравым смыслом), с разными вненаучными формами практического познания и ценностного сознания. В познании социальной действительности на современном этапе все более характерным делается применение особых эмпирических процедур, статистических способов, каковые не только имеют, без сомнений, позитивное значение, но и смогут быть связаны с определенными издержками. Ответственное место в понимании специфики познания социальной действительности занимает научное объяснение идей, которое делается глубже и полней тогда, в то время, когда, наровне с раскрытием социальных обстоятельств тех либо иных воззрений, исследуется еще и социально-психотерапевтический “механизм” их развития и формирования: темперамент восприятия социальных явлений; отношения между социальными группами; механизмы идентификации людей с той либо другой социальной группой; соотношение сознательного и бессознательного в познании социальных явлений и т.д. |
Вопрос 32. Научное его характеристика и познание.
Однозначное определение науки вряд ли допустимо. Об этом свидетельствуют многообразие ее трактовок, дискуссии по проблеме других форм и разграничения науки познания. Но при всей непохожести определений у них имеется общее — это то, что наука имеется производство знаний. Науки возможно классифицировать по различным основаниям. По предмету науки смогут быть: естественные, публичные и технические. По сфере приложения науки возможно классифицировать как фундаментальные и прикладные. обыдённого познания и Различие науки возможно совершить по предмету, средствам, продукту, субъекту и методам деятельности, цели и результату. В случае, если обыденное познание отражает лишь те объекты, каковые в принципе смогут быть преобразованы в видах и способах практической деятельности, то наука способна изучать и такие фрагменты действительности, каковые смогут стать предметом освоения в практике далекого будущего. При выяснении природы научного познания возможно выделить совокупность отличительных показателей научного познания, среди которых главными являются:
1)установка на изучение законов преобразования объектов и реализующая объективность установку и эту предметность научного знания;
2)выход научного знания за рамки предметных обыдённого опыта и структур производства и изучение ею объектов довольно независимо от сегодняшних возможностей их производственного освоения. Научное познание неоднородно, в нем достаточно четко выделяются два уровня — эмпирический и теоретический. Эмпирическое изучение базируется на ярком практическом сотрудничестве исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Исходя из этого средства эмпирического уровня нужно включают в себя другие средства и приборы эксперимента и реального наблюдения. В теоретическом же изучении отсутствует яркое практическое сотрудничество с объектами. На этом уровне объект может изучаться лишь опосредованно, в мысленном опыте, но не на протяжении настоящего действия. Смыслом эмпирических терминов являются особенные абстракции, каковые возможно было бы назвать эмпирическими объектами. Эмпирические объекты — это абстракции, выделяющие в конечном итоге некий комплект отношений и свойств. Идеализированные теоретические объекты, в отличие от эмпирических, наделены не только теми показателями, каковые мы можем найти в реальности, но и показателями, которых нет ни у одного настоящего объекта (конструкции ума исследователя). Эмпирический и теоретический уровни познания отличаются по предмету, методам и средствам изучения. Но самостоятельное рассмотрение и выделение каждого из них являются абстракцией . В действительности эти два слоя постоянно взаимодействуют. Научное познание начинается с накопления фактов. Перед тем как добывать факты для науки, ученый определяет, по крайней мере, для себя, какого именно рода факты он планирует накапливать; из какой области; где в данной последней будет искать их и какими методами; какими средствами наряду с этим будет пользоваться и т.п. В добывании фактов решающая роль в собственности двум противоречивым методам — эксперименту и наблюдению. Наблюдение — это метод изучения вещей, процессов, при котором исследователь не вмешивается в движение их развития и движения. Вторым методом накопления научных фактов есть опыт, отличающийся от наблюдения активным вмешательством ученого в исследуемый объект. Описание. Описание фактов — значительная функция и вместе с тем наиболее значимый этап развития научного познания. Они планируют чтобы потом их изучать, изучить, делать из них выводы. Описание фактов — важная задача, потому, что при ее ответе чаще вероятен субъективизм, чем при собирании фактов.