Вопрос 2. мифология, религия и философия как формы мировоззрения. их преемственность и различия.

Вопрос 2. Мифология, философия и религия как формы мировоззрения. Их различия и преемственность.

Исторически первым типом мировоззрения считается миф, т.е. попытка (осуществленная в форме наивных и фантастических представлений) ответить на вопросы происхождения мира и обосновать наличие естественного порядка. В мифе человек не выделяет себя из природы. Его мышление конкретно образно, а не абстрактно и понятийно. Мифологическое сознание синкретично: в нем все находится в единстве и нерасчлененности – правда и вымысел, объект и субъект, природа и человек. В мифе человек не выделяет себя из мира, помимо этого он очеловечивает мир и природу, пробует растолковать их существование и происхождение по аналогии с самим собой. Не обращая внимания на это миф представляет собой наиболее значимую предпосылку философии как как следует более большого уровня осмысления действительности. Переход от мифа к философии происходил под влиянием многих факторов (социальных, экономических и духовных). Философия появляется и существует достаточно продолжительно в форме предфилософии, все еще тесно связанной с религией и мифологией. Не обращая внимания на сходство религии, и мифа, религиозному сознанию свойствен последовательность характерных отличительных качеств: 1)жесткость религиозной догматики. Религиозные вероучения рассматриваются как эти более священные смыслы, связывающие человека с Всевышним, исходя из этого вероучительные тексты считаются священными, содержащими безотносительную истину, не подлежащую пересмотру и сомнениям. Критическое отношение к ним рассматривается приверженцами религии как святотатство, недопустимая ересь. 2) главенствующая превосходство и роль веры ее над разумом в религиозном сознании. Вся совокупности средств религиозного действия на человека направлена на развитие у него глубокой веры в истины Священного Писания. Аргументы разума, логика, факты действительности имеют в лучшем случае подчиненное значение. От философии религии отличается, в первую очередь тем, что, как и миф, растолковывает явления и процессы окружающего мира наличием сверхъестественного. Как метод целостного, синтетичного восприятия мира миф – это форма сознания, соответствующая первобытной эре. Но он не только растолковывает мир, но и делает регулятивно-прагматические функции. Философия, в отличие от религии и мифа, строится на правилах обоснования и доказательности, но, однако, сохраняет изначальное родство с мифом. Особенно отлично это видно на материале древней философии, чем и разъясняется ее поэтичность. Так, миф, подвергшись определенной рациональной интерпретации, перешел в область философии – исторически сложившемуся типу мировоззрения.

Вопрос 2. Мифология, философия и религия как формы мировоззрения. Их различия и преемственность. Исторически первым типом мировоззрения считается миф, т.е. попытка (осуществленная в форме наивных и фантастических представлений) ответить на вопросы происхождения мира и обосновать наличие естественного порядка. В мифе человек не выделяет себя из природы. Его мышление конкретно образно, а не абстрактно и понятийно. Мифологическое сознание синкретично: в нем все находится в единстве и нерасчлененности – правда и вымысел, объект и субъект, природа и человек. В мифе человек не выделяет себя из мира, помимо этого он очеловечивает мир и природу, пробует растолковать их существование и происхождение по аналогии с самим собой. Не обращая внимания на это миф представляет собой наиболее значимую предпосылку философии как как следует более большого уровня осмысления действительности. Переход от мифа к философии происходил под влиянием многих факторов (социальных, экономических и духовных). Философия появляется и существует достаточно продолжительно в форме предфилософии, все еще тесно связанной с религией и мифологией. Не обращая внимания на сходство религии, и мифа, религиозному сознанию свойствен последовательность характерных отличительных качеств: 1)жесткость религиозной догматики. Религиозные вероучения рассматриваются как эти более священные смыслы, связывающие человека с Всевышним, исходя из этого вероучительные тексты считаются священными, содержащими полную истину, не подлежащую пересмотру и сомнениям. Критическое отношение к ним рассматривается приверженцами религии как святотатство, недопустимая ересь. 2) главенствующая превосходство и роль веры ее над разумом в религиозном сознании. Вся совокупности средств религиозного действия на человека направлена на развитие у него глубокой веры в истины Священного Писания. Аргументы разума, логика, факты действительности имеют в лучшем случае подчиненное значение. От философии религии отличается, в первую очередь тем, что, как и миф, растолковывает явления и процессы окружающего мира наличием сверхъестественного. Как метод целостного, синтетичного восприятия мира миф – это форма сознания, соответствующая первобытной эре. Но он не только растолковывает мир, но и делает регулятивно-прагматические функции. Философия, в отличие от религии и мифа, строится на правилах обоснования и доказательности, но, однако, сохраняет изначальное родство с мифом. Особенно отлично это видно на материале древней философии, чем и разъясняется ее поэтичность. Так, миф, подвергшись определенной рациональной интерпретации, перешел в область философии – исторически сложившемуся типу мировоззрения.

Вопрос 3. Главный вопрос философии. Главные направления в философии (материализм, объективные и субъективный идеализм, агностицизм)

Сущность главного вопроса философии была сформулирована в десятнадцатом веке Фридрихом Энгельсом «мышления и соотношение бытия, сознания и бытия, сознания и материи, духа и материи». Вопрос о соотношении и о первичности той либо другой субстанции и имеется главный вопрос философии. Сам вопрос показался в глубокой древности, то есть Энгельс заявил, что это конкретно главный вопрос философии. Главный вопрос философии имеет две стороны, другими словами, строго говоря, у нас два вопроса.

Первая сторона звучит следующим образом: «Что первично в основании мира?».

Принято именовать «Онтологическая сторона».

Лишь в таком виде примут на экзамене.

Вторая сторона звучит: «Познаваем ли мир?».

Принято именовать кроме этого «Гносеологическая сторона».

Вопрос 7. Философия Платона

Платон ученик Сократа, преподаватель Аристотеля. Основоположник Академии философской школы в Афинах, основоположник объективного идеализма.

Платон – первый философ, у которого имеется уже сложившаяся философская совокупность, а не просто он изучал отдельные элементы. Он разглядывает все главные само мироздание – и элементы бытия, и человека, и общество. Истоки объективного идеализма направляться искать уже у Сократа, которого вычисляют предтечей объективного идеализма (и в принципе идеализма по большому счету), что уже начал сказать о существовании некого неспециализированного уровня в сознании человека, неких неспециализированных идей в сознании, каковые свойственны человеку по большому счету, как роду. Но у Сократа это не научная совокупность, это были легко какие-то размышления, он лишь подошёл к этому, а Платон уже создал совокупность и изучил. Платон однако время от времени должен прибегать к мифу, это была вынужденная мера, поскольку не был ещё достаточно развит понятий аппарат науки. Платон писал свои работы в форме диалогов, в то время, когда философы (Сократ, по большей части – довольно часто присутствует, как один из персонажей, либо ученики) они берут какую-то проблему и разглядывают её. Диалог носит темперамент в какой-то степени и художественный, литературное произведение – это переходный этап от отдельных каких-то работ (ранее все носили темперамент поэм, полухудожественные-полунаучные произведения), что-то такое присутствует и у Платона и лишь Аристотель начнёт писать конкретно научные трактаты. «Как вероятны неспециализированные понятия?» Другими словами человек по большому счету, дерево по большому счету, животное по большому счету и без того потом – неспециализированные понятия. Платон задумался, как существуют эти неспециализированные понятия и что это такое. Греки не считали, что разум – это функция мозга, считалось, что существует некоторый божественный разум, неспециализированный, безотносительный разум, и в человеке только его часть, а человек сам на это не может. Неприятность соотношения неспециализированного и единичного начинается с Платона и, строго говоря, уже в Новое время лишь приобретает ответ в диалектике. Платон наделил неспециализированные понятия онтологическим статусом, другими словами наделил их, в противном случае говоря, подлинным бытием. Он заявил, что подлинны первичны, существуют эти неспециализированные понятия, каковые он именовал идеями, из этого у нас «идеализм». Платон сказал, что это – «условный мир идей, некое условное пространство, постижимое лишь посредством разума, где и находятся эти неспециализированные идеи». Соответственно, в случае, если мир идей первичен, то мир отечественный настоящий естественный чувственный мир (мир вещей) вторичен. Так, имеется мир вещей и мир идей.

Характеристики этих двух миров. 1)Мир идей вечен, а мир вещей временен. 2)Идеи неподвижны (это абстракции, какое уж тут перемещение), а в мире идей присутствует перемещение. 3)идеи идеальны (из этого «идеал»), а мир вещей, вещи – несовершенны, соответственно. 4)Идеи неизменны (так как они уже идеальны, так что изменяться им некуда и ненужно), а мир вещей, соответственно, изменчив.

Другими словами, иными словами, мир идей мы ещё можем назвать «мир бытия», а мир вещей – «мир становления». Как сказал Платон: «В мире вещей всё изменяется, делается, изменяется… Но ни при каких обстоятельствах не есть – мы ни при каких обстоятельствах за хвост не поймаем и ни при каких обстоятельствах не зафиксируем вещь, она ни при каких обстоятельствах не остановится, а вот мир идей – он имеется, он неизменен, вечен и неподвижен, это мир совершенств, абстракций и совершенства».

Отчего же мир вещей таковой? А всё весьма легко – мир вещей складывается из материи, вещи они конкретно вещи, они телесны и изменчивы. Конкретно материя и «виновата» в том, что вещи изменчивы. Сама по себе материя для познания вещи ненужно, как из пластилина – нам не имеет значения, из какого именно пластилина сделана вещь, нам ответственна её сущность: пластилин возможно различным, а сущность вещи от этого не изменяется.

Дабы познать вещь, необходимо лишь одно – познать её идею, другими словами познать, к какой идее вещь причастна. А познать это возможно лишь посредством разума, но никак не опыта.

Мысль кошки – познал её и машинально познал сущность кошки, и полностью, совсем не имеет значение, какова любая конкретная кошка – рыжая, белая, тёмная, пушистая, гладкошёрстая… Это не имеет значения – кошка она и имеется кошка. Эти идеи возможно изучать годами, пробуя осознать их сущность.Вообще-то одна вещь причастна не одной идее. Исходя из этого кошка причастна и к кошке, и к животному, в том месте ещё и возможно отыскать млекопитающим… В общем, вещь как матрёшка – она причастна не к одной идее. Скажем, красивая ваза, красивая женщина, красивая лошадь – лошадь красивая идее лошади, женщина – девушек, ваза – вазе, но все они причастны и ещё неспециализированной чёртом идеи «красивая». В конечном счёте красивое – это гармоничное сочетание, соотношение структуры, формы… В конечном счёте под красивым понимается гармоничная пропорция. Идеи, кстати сообщить, имеют иерархию. Высшей идеей Платон вычислял идею блага, но, снова же, он считал, что для человека мысль блага – это одно, а для животного – другого. Благо различное для всех, но мысль блага верховная и всё к ней пытается. Появляется ещё один вопрос, самый непростой вопрос для Платона – откуда берутся вещи, неприятность соотношения идеи и вещей, и это притом, что у Платона они разведены категорически. И конкретно тут, решая эту проблему, Платон был должен прибегнуть к мифу, поскольку рационально он обосновать это не имел возможности.Платон вводит фигуру демиурга. Демиург – это так называемый «божественный ремесленник». Всевышний христианский творит мир актом воли, всё творит. По большому счету. Вот демиург не имеет сил христианского всевышнего, он не творит идеи – идеи всегда существующие, на творение идей сил у него нет. Божественный ремесленник – у него имеется силы на что-то определённое, но не на всё. Но он достаточно могущественен, дабы их конкретно созерцать, созерцать идеи в мире идей. И, глядя на них, как на пример, творит материальный мир.

Демиург – он могущественен, но не всемогущ, он не имеет возможности отобразить всю землю идей, в силу того, что творит он из материи, а материя несовершенна. Вещь в любой момент хуже идей, они ни при каких обстоятельствах не достигают уровня идей. Вещь в любой момент связана с идее в меньшей либо в основном. Ещё раз подытожим: 1)Мысль, во-первых, выступает как сущность вещи (онтологический нюанс; в случае, если уж демиург делает кошку, то она однако кошка, в большей либо меньшей степени соответствия идеи). 2)Кроме этого мысль выступает как понятие вещи (гносеологический нюанс). 3)Третий нюанс (мысль как план, замысел, набросок, проект и без того потом).

Вопрос 7. Философия Платона Платон ученик Сократа, преподаватель Аристотеля. Основоположник Академии философской школы в Афинах, основоположник объективного идеализма. Платон – первый философ, у которого имеется уже сложившаяся философская совокупность, а не просто он изучал отдельные элементы. Он разглядывает все главные само мироздание – и элементы бытия, и человека, и общество. Истоки объективного идеализма направляться искать уже у Сократа, которого вычисляют предтечей объективного идеализма (и в принципе идеализма по большому счету), что уже начал сказать о существовании некого неспециализированного уровня в сознании человека, неких неспециализированных идей в сознании, каковые свойственны человеку по большому счету, как роду. Но у Сократа это не научная совокупность, это были легко какие-то размышления, он лишь подошёл к этому, а Платон уже создал совокупность и изучил. Платон однако время от времени должен прибегать к мифу, это была вынужденная мера, поскольку не был ещё достаточно развит понятий аппарат науки. Платон писал свои работы в форме диалогов, в то время, когда философы (Сократ, по большей части – довольно часто присутствует, как один из персонажей, либо ученики) они берут какую-то проблему и разглядывают её. Диалог носит темперамент в какой-то степени и художественный, литературное произведение – это переходный этап от отдельных каких-то работ (ранее все носили темперамент поэм, полухудожественные-полунаучные произведения), что-то такое присутствует и у Платона и лишь Аристотель начнёт писать конкретно научные трактаты. «Как вероятны неспециализированные понятия?» Другими словами человек по большому счету, дерево по большому счету, животное по большому счету и без того потом – неспециализированные понятия. Платон задумался, как существуют эти неспециализированные понятия и что это такое. Греки не считали, что разум – это функция мозга, считалось, что существует некоторый божественный разум, неспециализированный, безотносительный разум, и в человеке только его часть, а человек сам на это не может. Неприятность соотношения неспециализированного и единичного начинается с Платона и, строго говоря, уже в Новое время лишь приобретает ответ в диалектике. Платон наделил неспециализированные понятия онтологическим статусом, другими словами наделил их, в противном случае говоря, подлинным бытием. Он заявил, что подлинны первичны, существуют эти неспециализированные понятия, каковые он именовал идеями, из этого у нас «идеализм». Платон сказал, что это – «условный мир идей, некое условное пространство, постижимое лишь посредством разума, где и находятся эти неспециализированные идеи». Соответственно, в случае, если мир идей первичен, то мир отечественный настоящий естественный чувственный мир (мир вещей) вторичен. Так, имеется мир вещей и мир идей. Характеристики этих двух миров. 1)Мир идей вечен, а мир вещей временен. 2)Идеи неподвижны (это абстракции, какое уж тут перемещение), а в мире идей присутствует перемещение. 3)идеи идеальны (из этого «идеал»), а мир вещей, вещи – несовершенны, соответственно. 4)Идеи неизменны (так как они уже идеальны, так что изменяться им некуда и ненужно), а мир вещей, соответственно, изменчив. Другими словами, иными словами, мир идей мы ещё можем назвать «мир бытия», а мир вещей – «мир становления». Как сказал Платон: «В мире вещей всё изменяется, делается, изменяется… Но ни при каких обстоятельствах не есть – мы ни при каких обстоятельствах за хвост не поймаем и ни при каких обстоятельствах не зафиксируем вещь, она ни при каких обстоятельствах не остановится, а вот мир идей – он имеется, он неизменен, вечен и неподвижен, это мир совершенств, абстракций и совершенства». Отчего же мир вещей таковой? А всё весьма легко – мир вещей складывается из материи, вещи они конкретно вещи, они телесны и изменчивы. Конкретно материя и «виновата» в том, что вещи изменчивы. Сама по себе материя для познания вещи ненужно, как из пластилина – нам не имеет значения, из какого именно пластилина сделана вещь, нам ответственна её сущность: пластилин возможно различным, а сущность вещи от этого не изменяется. Дабы познать вещь, необходимо лишь одно – познать её идею, другими словами познать, к какой идее вещь причастна. А познать это возможно лишь посредством разума, но никак не опыта. Мысль кошки – познал её и машинально познал сущность кошки, и полностью, совсем не имеет значение, какова любая конкретная кошка – рыжая, белая, тёмная, пушистая, гладкошёрстая… Это не имеет значения – кошка она и имеется кошка. Эти идеи возможно изучать годами, пробуя осознать их сущность.Вообще-то одна вещь причастна не одной идее. Исходя из этого кошка причастна и к кошке, и к животному, в том месте ещё и возможно отыскать млекопитающим… В общем, вещь как матрёшка – она причастна не к одной идее. Скажем, красивая ваза, красивая женщина, красивая лошадь – лошадь красивая идее лошади, женщина – девушек, ваза – вазе, но все они причастны и ещё неспециализированной чёртом идеи «красивая». В конечном счёте красивое – это гармоничное сочетание, соотношение структуры, формы… В конечном счёте под красивым понимается гармоничная пропорция. Идеи, кстати сообщить, имеют иерархию. Высшей идеей Платон вычислял идею блага, но, снова же, он считал, что для человека мысль блага – это одно, а для животного – другого. Благо различное для всех, но мысль блага верховная и всё к ней пытается. Появляется ещё один вопрос, самый непростой вопрос для Платона – откуда берутся вещи, неприятность соотношения идеи и вещей, и это притом, что у Платона они разведены категорически. И конкретно тут, решая эту проблему, Платон был должен прибегнуть к мифу, поскольку рационально он обосновать это не имел возможности.Платон вводит фигуру демиурга. Демиург – это так называемый «божественный ремесленник». Всевышний христианский творит мир актом воли, всё творит. По большому счету. Вот демиург не имеет сил христианского всевышнего, он не творит идеи – идеи всегда существующие, на творение идей сил у него нет. Божественный ремесленник – у него имеется силы на что-то определённое, но не на всё. Но он достаточно могущественен, дабы их конкретно созерцать, созерцать идеи в мире идей. И, глядя на них, как на пример, творит материальный мир. Демиург – он могущественен, но не всемогущ, он не имеет возможности отобразить всю землю идей, в силу того, что творит он из материи, а материя несовершенна. Вещь в любой момент хуже идей, они ни при каких обстоятельствах не достигают уровня идей. Вещь в любой момент связана с идее в меньшей либо в основном. Ещё раз подытожим: 1)Мысль, во-первых, выступает как сущность вещи (онтологический нюанс; в случае, если уж демиург делает кошку, то она однако кошка, в большей либо меньшей степени соответствия идеи). 2)Кроме этого мысль выступает как понятие вещи (гносеологический

Вопрос 8. Аристотель. Учение о материи и форме
По Аристотелю, для познания и нашего понятия единичное бытие имеется материи «и» сочетание «формы». В плане бытия «форма» — сущность предмета. В плане познания «форма» — понятие о предмете либо те определения существующего в себе предмета, каковые смогут быть сформулированы в понятии о предмете. В соответствии с Аристотелю, то, с чем может иметь дело знание, имеется лишь понятие, заключающее в себе значительные определения предмета. Дабы знание было подлинным, оно, по Аристотелю, не только должно быть понятием предмета. Помимо этого, самим предметом познания возможно не преходящее, не изменчивое и не текучее бытие, а лишь бытие непреходящее. Такое познание быть может, не смотря на то, что отдельные предметы, в которых лишь и существует непреходящая сущность, постоянно будут лишь предметами преходящими, текучими. Но такое познание возможно лишь познанием либо понятием о «форме». Эта «форма» для каждого предмета, «формой» которого она есть, вечна: не появляется и не погибает. Допустим, мы замечаем, как, к примеру, глыба меди делается статуей, приобретает «форму» статуи. В «форме» Аристотеля соединяются общность и вечность. Установление этих определений «формы» дает .возможность продолжить изучение субстанции, либо самобытного единичного бытия. Чтобы «форма» имела возможность стать «формой» такого-то единичного либо личного предмета, нужно, дабы к «форме» присоединилось еще что-то. Но в случае, если к «форме» присоединится что-то, талантливое быть выраженным при помощи определенного понятия, то это снова будет «форма».

Из этого Аристотель выводит, что присоединяемый к «форме» новый элемент может стать элементом субстанции лишь при условии, если он будет совсем «неизвестным субстратом» либо «неизвестной материей». Это тот субстрат (материя), в котором общее («форма») в первый раз делается определенностью другого бытия. Каждый предмет, получающий новое свойство, которое возможно выражено в новом определении, до этого приобретения, разумеется, не имел этого свойства. Исходя из этого, дабы ответить на вопрос, что такое «материя», либо «субстрат», нужно уяснить следующее: «материя» имеется, во-первых, отсутствие («лишенность», «отрицание») определения, которое ей предстоит купить как новое определение. В противном случае говоря, «материя (‘ ulh )» — «лишенность» «формы». Но понятие «материи» не может быть сведено как к единственной чёрту к «лишению» либо к «отсутствию» формы, к «отрицанию» формы. В то время, когда в «материи» появляется новая определенность, новая «форма», к примеру, в то время, когда глыба меди преобразовывается в бронзовый шар либо в бронзовую статую, то основанием данной новой определенности не может быть простое отсутствие («лишение» — отрицание) формы шара либо формы статуи. Иначе, новая «форма» появляется в «материи», которая не имела ранее данной «формы». Из этого следует, заключает Аристотель, что «материя» — что-то большее, чем «лишенность» («отсутствие»). Откуда же берется в «материи» новая «форма»? «Форма» эта, отвечает Аристотель, не имеет возможности появиться, .во-первых, из бытия. Если бы она появлялась из бытия, то при таких условиях что-то, появляющееся как -новое, появляющееся в первый раз, существовало бы еще до собственного происхождения. Но «форма» эта, во-вторых, не имела возможности появиться и из небытия: так как из небытия ничто случиться не имеет возможности. Выходит, что-то, из чего появляется «форма», не есть ни отсутствие «формы», ни уже появившаяся, настоящая «форма», а имеется что-то среднее между отсутствием («лишенностью») «формы» и «формой» настоящей. Это среднее между действительным бытиём и отсутствием бытия имеется, в соответствии с Аристотелю, бытие «в возможности» ( dunamei ). «Материя» («субстрат») заключает в себе два определения: 1) отсутствие «формы», которая в ней появится потом, и 2) возможность данной «формы» как уже настоящего бытия. Первое определение («лишенность») всего лишь отрицательное, второе («возможность») — хорошее. В отличие от «материи», которая имеется бытие «в возможности», «форма» имеется «реальность», т. е. осуществление вероятного. Аристотель различает в понятии «материя» (субстрата) два значения. Под «материей» он разумеет, во-первых, субстрат в абсолютном смысле. Это лишь «материя», либо, в противном случае, чистая возможность. И во-вторых, под «материей» он осознаёт и таковой субстрат, что уже не только возможность, но и реальность. Аристотель различает первую и последнюю материю. «Последняя» материя, в соответствии с разъяснению Аристотеля, — это та «материя», которая не только имеется возможность известной «формы», но, помимо этого, будучи таковой возможностью, имеется одновременно и особенная «реальность». В отличие от «последней» материи, «первая» материя имеется «материя», которая может стать действительностью, но не так, как делается ею «последняя» материя.

Вопрос 8. Аристотель. Учение о материи и форме По Аристотелю, для познания и нашего понятия единичное бытие имеется материи «и» сочетание «формы». В плане бытия «форма» — сущность предмета. В плане познания «форма» — понятие о предмете либо те определения существующего в себе предмета, каковые смогут быть сформулированы в понятии о предмете. В соответствии с Аристотелю, то, с чем может иметь дело знание, имеется лишь понятие, заключающее в себе значительные определения предмета. Дабы знание было подлинным, оно, по Аристотелю, не только должно быть понятием предмета. Помимо этого, самим предметом познания возможно не преходящее, не изменчивое и не текучее бытие, а лишь бытие непреходящее. Такое познание быть может, не смотря на то, что отдельные предметы, в которых лишь и существует непреходящая сущность, постоянно будут лишь предметами преходящими, текучими. Но такое познание возможно лишь познанием либо понятием о «форме». Эта «форма» для каждого предмета, «формой» которого она есть, вечна: не появляется и не погибает. Допустим, мы замечаем, как, к примеру, глыба меди делается статуей, приобретает «форму» статуи. В «форме» Аристотеля соединяются общность и вечность. Установление этих определений «формы» дает .возможность продолжить изучение субстанции, либо самобытного единичного бытия. Чтобы «форма» имела возможность стать «формой» такого-то единичного либо личного предмета, нужно, дабы к «форме» присоединилось еще что-то. Но в случае, если к «форме» присоединится что-то, талантливое быть выраженным при помощи определенного понятия, то это снова будет «форма». Из этого Аристотель выводит, что присоединяемый к «форме» новый элемент может стать элементом субстанции лишь при условии, если он будет совсем «неизвестным субстратом» либо «неизвестной материей». Это тот субстрат (материя), в котором общее («форма») в первый раз делается определенностью другого бытия. Каждый предмет, получающий новое свойство, которое возможно выражено в новом определении, до этого приобретения, разумеется, не имел этого свойства. Исходя из этого, дабы ответить на вопрос, что такое «материя», либо «субстрат», нужно уяснить следующее: «материя» имеется, во-первых, отсутствие («лишенность», «отрицание») определения, которое ей предстоит купить как новое определение. В противном случае говоря, «материя (‘ ulh )» — «лишенность» «формы». Но понятие «материи» не может быть сведено как к единственной чёрту к «лишению» либо к «отсутствию» формы, к «отрицанию» формы. В то время, когда в «материи» появляется новая определенность, новая «форма», к примеру, в то время, когда глыба меди преобразовывается в бронзовый шар либо в бронзовую статую, то основанием данной новой определенности не может быть простое отсутствие («лишение» — отрицание) формы шара либо формы статуи. Иначе, новая «форма» появляется в «материи», которая не имела ранее данной «формы». Из этого следует, заключает Аристотель, что «материя» — что-то большее, чем «лишенность» («отсутствие»). Откуда же берется в «материи» новая «форма»? «Форма» эта, отвечает Аристотель, не имеет возможности появиться, .во-первых, из бытия. Если бы она появлялась из бытия, то при таких условиях что-то, появляющееся как -новое, появляющееся в первый раз, существовало бы еще до собственного происхождения. Но «форма» эта, во-вторых, не имела возможности появиться и из небытия: так как из небытия ничто случиться не имеет возможности. Выходит, что-то, из чего появляется «форма», не есть ни отсутствие «формы», ни уже появившаяся, настоящая «форма», а имеется что-то среднее между отсутствием («лишенностью») «формы» и «формой» настоящей. Это среднее между действительным бытиём и отсутствием бытия имеется, в соответствии с Аристотелю, бытие «в возможности» ( dunamei ). «Материя» («субстрат») заключает в себе два определения: 1) отсутствие «формы», которая в ней появится потом, и 2) возможность данной «формы» как уже настоящего бытия. Первое определение («лишенность») всего лишь отрицательное, второе («возможность») — хорошее. В отличие от «материи», которая имеется бытие «в возможности», «форма» имеется «реальность», т. е. осуществление вероятного. Аристотель различает в понятии «материя» (субстрата) два значения. Под «материей» он разумеет, во-первых, субстрат в абсолютном смысле. Это лишь «материя», либо, в противном случае, чистая возможность. И во-вторых, под «материей» он осознаёт и таковой субстрат, что уже не только возможность, но и реальность. Аристотель различает первую и последнюю материю. «Последняя» материя, в соответствии с разъяснению Аристотеля, — это та «материя», которая не только имеется возможность известной «формы», но, помимо этого, будучи таковой возможностью, имеется одновременно и особенная «реальность». В отличие от «последней» материи, «первая» материя имеется «материя», которая может стать действительностью, но не так, как делается ею «последняя» материя.

ЭТАП

Курс хорошей философии» О. Конт.
Самый известный открытый закон О. Конт – закон трех стадий. По нему общество проходит три ступени:1. теологическая2. метафизическая3. хорошая
По первой стадии люди растолковывают мир посредством сверхъестественных сил. По второй стадии мир пробуют растолковать посредством философских определений. По третей стадии мир начинают растолковывать посредством науки.
Философия обязана выступать в виде методики.
Второй закон – закон «Подчинения воображение наблюдения». Наука обязана отталкиваться от наблюдения. Наука обязана отвечать на вопрос КАК, а не По какой причине. Самая серьёзная философия науки по Конту это прогностическая.
Третий закон – закон «Классификации науки».
Четыре классификации науки – физика, химия, биология, социология.
Конкретно Конт формирует науку социология к начале она именовалась «Социальная физика»

ЭТАП

Происхождение второго этапа позитивизма— эмпириокритицизма относится к 70—90-м гг. 19 в. и связано с именами Авенариуса и Маха. Отличие данной стадии от предшествующей – главная задача философии не в построении безграничной совокупности научного знания, а в разработке теории научного знания. Основоположники “второго позитивизма” разделяют идею об упразднении ветхой метафизики, об трансформации положения философии в культуре. Но в отличие от позитивистов “первой волны”, каковые думали, что философия обязана заниматься созданием единой картины мира и классификацией наук, метафизики видели задачу философии в установлении правил упорядочивания явлений в сознании исследователя. Э. Мах ввел наименование принципа экономии мышления. Мах полагал, что в целях экономии мышления описание должно находиться в центре наук. Объяснение предполагает привлечение ненужных догадок, не имеет возможности обойтись без понятия причинности. Ядром же всякого описания должен быть анализ ощущений – данных чувственного познания; наука обязана оставаться в экспериментальной сфере.

ЭТАП

формирование и Возникновение новейшего позитивизма, либо неопозитивизма, связано с деятельностью Венского кружка (О. Нейрат, Карнап, Шлик, Франк и др.) и берлинского Общества эмпирической философии (Рейхенбах, Ф. Крауз и др.), объединявших в себе направления: логический атомизм, логический позитивизм, неспециализированную семантику (близки к этим направлениям операционализм, прагматизм). Главное место на этом, третьем, этапе, занимают философские неприятности языка, символической логики, структуры научного изучения и др. Отвергнув психологизм, представители этого направления пошли по линии сближения “логики науки” с математикой, по линии формализации гносеологических неприятностей.

ЭТАП

К Поппер (1902-1996), Его учение наз. «критический рационализм» Согласно его точке зрения, легко отыскать подтверждение для любой теории. По Попперу в начале познания лежат не факты, а незнания и дуга знания, т.е. неприятность Предлагает принцип фальсификации (потделывать). Для проверки теории на истинность, она обязана пройти диагностику опровержением.

1.3 Философия как мировоззрение — Философия для бакалавров


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: