Волгоградский институт бизнеса

Волгоградский университет бизнеса

Экономика

Лекции (конспекты лекций)

Материал допускается к применению в учебном ходе

Учитель __________ / ___________________

Заведующий кафедрой __________ / ___________________

«___»_____________ 2011г.

Учитель __________ / ___________________

Заведующий кафедрой __________ / ___________________

«___»_____________ 2012г.

Учитель __________ / ___________________

Заведующий кафедрой __________ / ___________________

«___»_____________ 2013г.

Учитель __________ / ___________________

Заведующий кафедрой __________ / ___________________

«___»_____________ 2014г.

Учитель __________ / ___________________

Заведующий кафедрой __________ / ___________________

«___»_____________ 2015г.

Содержание

Тема №1. «метод и Предмет экономики». 3

Тема №2. «развития и Основные этапы становления экономической теории». 10

Тема №3. «Базисные понятия экономики». 26

Тема №4. «Экономические совокупности. Кругооборот благ и доходов». 29

Тема №5. «предложение и Спрос. Механизм рыночного ценообразования». 38

Тема №6. «Потребительский выбор». 43

Тема №7. «Предпринимательство: формы и содержание». 50

Тема №8. «Издержки производства и прибыль». 58

Тема №9. «Типы рыночных структур. Рынок идеальной борьбе». 61

Тема №10. «Рынок монополий». 63

Тема №11. «Рынок олигополии и монополистической конкуренции». 66

Тема №12. «Рынок заработная плата и труда». 68

Тема №13. «Рынок капитала. Рента». 74

Тема №14. «Национальная экономика: методы расчётов и основные показатели». 79

Тема №15. «Неспециализированное экономическое равновесие». 82

Тема №16. «Экономический рост, его модели и типы». 87

Тема №17. «безработица и Занятость». 91

Тема №18. «Инфляция». 94

Тема №19. «финансовая политика и Финансовая система». 100

Тема №20. «денежный рынок и Денежная система». 104

Тема №21. «налоговая система и Налоги». 106

Тема №22. «Кредитно-банковская совокупность». 110

Тема №23. «Национальное регулирование экономики». 113

Тема №1. «метод и Предмет экономики»

Замысел:

Публичное производство, две его стороны и главные стадии

Предмет экономической теории и его эволюция. Главная экономическая неприятность

Функции экономической теории. Связь экономической теории с другими науками, с хозяйственной практикой и с экономической политикой

Методика экономической теории

Вопрос 1.Публичное производство, две его стороны и главные стадии

Все многообразие определений предмета экономической теории возможно свести к единому началу: в центре ее изучения лежит хозяйственная деятельность людей, которая начинается по неспециализированным законам сотрудничества человека с природой. Это сверхсложный и запутанный комплекс разнообразных процессов и явлений. В индустриально развитых государствах сейчас выделяется около 500 больших отраслей и блоков хозяйства, где вырабатываются услуг миллионов и десятки товаров для удовлетворения производственных и личных потребностей людей. Любой из экономических блоков со своей стороны имеет сложную структуру. Наряду с этим хозяйственную деятельность реализовывают не просто члены общества, а экономические агенты в лице работников, обладателей имущества, банкиров, домохозяйств и т.д. На всех этапах хозяйственной деятельности между группами людей, фирм, собственниками, в компаний, между деревней и городом, между гражданами, всеми ими с одной стороны, и страной иначе развиваются экономические отношения. Вне этих взаимоотношений, при нарушенных хозяйственных связях не будет выработан продукт для удовлетворения имеющихся потребностей.

Потребность — это потребность в чем-либо нужном для поддержания жизнедеятельности, общества и развития личности в целом. Потребности подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизненноважные потребности человека и вторичные (кино, театр, спорт и т.д.). Чаще их разглядывают как материальные и духовные потребности. К материальным потребностям относятся и многие виды одолжений. С позиций конечного применения экономические блага подразделяются на индивидуальные и производственные.

Необходимость в хозяйственной деятельности и вызывается имеющимися потребностями. Но компания либо другой предприниматель совсем не озабочены рвением удовлетворить ту либо иную публичную потребность. Пчела собирает нектар не чтобы опылять цветы, но извлечь мед она не имеет возможности не опылив цветок. Так и с предприятием: его цель — польза, но прибыль оно может взять лишь помогая заинтересованностям общества.

В общем замысле в хозяйственной деятельности выделяются четыре стадии: ПРОИЗВОДСТВО — РАСПРЕДЕЛЕНИЕ — ОБМЕН — ПОТРЕБЛЕНИЕ, а целый процесс деятельности протекает в противоречивой форме. Ресурсов, в большинстве случаев, меньше, чем нужно для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономразвития. Главное свойство ресурсов содержится в их уникальности либо ограниченности. Потребности же общества бесконечны и полностью не смогут быть удовлетворены.

По словами В. Леонтьева, — экономика каждой страны представляет собой громадную совокупность, в которой довольно много различных видов деятельности и все они взаимодействуют между собой. характером и Содержанием сотрудничества элементов в данной сложной совокупности определяется само ее лицо, эффективность функционирования.

Нужно иметь в виду, что любая стадия в продвижении и создании готового продукта к потреблению является подсистемой в общей совокупности экономических взаимоотношений. В системе действуют собственные своеобразные законы, каковые высказывают устойчивые причинно-следственные связи в данном хозяйственном ходе, в данном его звене. Доли большого хозяина материальных условий производства и отлично трудящегося человека постоянно будут выше если сравнивать с нерадивым либо неумелым работником, и обладателем меньшего капитала.

Тема №2. «развития и Основные этапы становления экономической теории»

Замысел:

Экономическая идея в классических экономических совокупностях (Древний Восток, Древний мир, феодализм)

Меркантилизм – первая научная экономическая школа

Хорошая политическая экономия

Марксизм

Неоклассическое направление.

Кейнсианство

Институционализм

Экономическая идея в РФ

Вопрос 4. Марксизм

Как логическое продолжение учения А. Смита и Д. Рикардо в середине XIX в. показался марксизм. Основатель марксизма Карл Маркс (1818–1883) появился в Трире в семье юриста, закончил юридический факультет Берлинского университета, имел ученую степень профессора философии , погиб и похоронен в Лондоне на Хайгетском кладбище. Основной труд его жизни «Капитал», сделавший его одним из трех величайших экономистов мира, Ф. Энгельс назвал «библией рабочего класса». «Капитал» складывается из четырех томов.

Первый том «Капитала» вышел в свет в 1867 г. и именуется «Процесс производства капитала».

Второй том «Капитала» вышел в свет в 1885 г. (издан Ф. Энгельсом) и именуется «Процесс обращения капитала».

Третий том «Капитала» опубликован Энгельсом в 1894 г. Он именуется «Процесс капиталистического производства, взятый в целом».

Четвертый том «Капитала» опубликован Каутским в 1905–1910 гг. и именуется «Теории прибавочной цене». В нем в форме полемики с предшественниками содержится подробная критика истории центрального пункта политэкономии – теории прибавочной цене.

Во всех работах предметом собственного изучения Маркс вычислял капиталистический метод производства и соответствующие ему обмена и отношения производства, а конечной целью – открытие экономических законов капитализма. Главным в учении Маркса явилась теория прибавочной цене, в которой утверждалось, что ее производство достигается методом эксплуатации пролетариата (потому что прибавочная цена – это неоплаченный труд рабочего), а ее присвоение капиталистами есть постоянным источником повышения их богатства.

Как и А. Смит, К. Маркс вычислял рынок могучим средством накопления капитала. Но в отличие от Смита он полагал, что закончится данный процесс ухудшением классовой борьбы и смертью капитализма, поскольку его несоответствия столь важны, что рыночный механизм не сможет с ними совладать. Эта мысль до сих пор вызывает споры, поскольку несложных ответов на эти вопросы не существует.

Критики Маркса обосновывают, что капитализм не упал, что рабочий класс не обнищал и что предсказания Маркса не подтвердились.

Приверженцы Маркса считают, что Маркс прав, поскольку тот капитализм, что он изучил и смерть которого предрекал, упал еще во время Великой депрессии 30-х гг., а сейчас существующая рыночная экономика – это уже другая модель, которая есть новым, предсказанным Марксом этапом на пути к обществу, которое он назвал «хорошим гуманизмом».

Экономическое учение Маркса стало широко распространено в РФ. Оно было подхвачено Г. В. Плехановым, В. И. Лениным, М. А. Бакуниным, первым инициатором перевода «Капитала» на русский язык Г. А. Лопатиным и др.

В течение 70 лет марксистское экономическое учение в СССР было единственным, а потому господствующим. Все, что рождалось немарксистской мыслью, с порога отвергалось. Лишившись борьбы точек зрения, марксизм получил монополию на истину, которая, как любая монополия, чревата застоем. Теория Маркса, лишившись развития, превратилась в догму. В следствии самоизоляция марксизма привела его к глубокому кризису.

Оценивая научные успехи К. Маркса, возможно сделать следующие выводы.

1. Экономическое учение К. Маркса явилось вершиной хорошей политэкономии.

2. Созданное им экономическое учение было основано на германской хорошей философии (Гегель, Фейербах), британской хорошей политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо), французском утопическом социализме (Сен-Симон, Фурье) и в течение 70 лет являлось национальной идеологией в СССР.

3. Его учение об публично-причинах и экономических формациях их смены разрешило разглядывать историю в виде логической совокупности, а не хаоса фактов.

4. В первый раз в истории экономической науки капитализм был изучен им не фрагментарно, а как единая совокупность категорий и законов, что разрешило ему:

— раскрыть двойственный темперамент труда (конкретный и слишком общий);

— вскрыть несоответствия товара (между меновой и потребительной ценой);

— развить учение о прибавочной стоимости;

— раскрыть сущность капиталистической эксплуатации и наёмного труда;

— развить теорию средней прибыли, заработной платы, процента и ренты;

— создать теорию кризисов и воспроизводства.

По окончании К. Маркса политическая экономия начала развиваться в рамках трех главных направлений: неоклассического, кейнсианского и институционально-социологического.

Вопрос 6. Кейнсианство

В базу формирования этого направления легли идеи британского ученого Джона Мейнарда Кейнса.

Д. М. Кейнс (1883–1946) наровне со А. Смитом и К. Марксом есть одним из трех величайших экономистов мира. Он окончил Итонский и Кембриджский университеты, взял экономическое и математическое образование, слушал лекции А. Маршалла.

Кейнс был не только ученым, но и функционером: помощником канцлера казначейства, участником Правления Британского банка, разрабатывал базы послевоенных интернациональных денежных взаимоотношений, каковые были приняты Бреттон-Вудской конференцией (1944) и стали причиной созданию МВФ и Международного развития и банка реконструкции.

В отличие от неоклассиков Кейнс предметом собственного анализа сделал народное хозяйство в целом.

Таковой подход стал называться экономического, а созданное им направление, изложенное в книге «Неспециализированная теория занятости, денег и процента» (1936 г.), – кейнсианством.

Кейнсианство – это экономическая теория, признающая и обосновывающая значимость и необходимость национального регулирования рыночной экономики.

Согласно точки зрения Кейнса, национальному регулированию подлежат такие экономические показатели, как ВВП, совокупное предложение, совокупный спрос, занятость, инвестиции и сбережения. Главным причиной, талантливым вывести экономику из кризиса, есть, согласно точки зрения Кейнса, совокупный спрос. Он определяется тремя составляющими: потреблением населения, инвестициями фирм, национальными затратами. Исходя из этого кейнсианскую экономическую политику довольно часто именуют концепцией управления спросом.

В противоположность неоклассическому направлению интерес к кейнсианству обостряется в кризисы , которыми по окончании Великой депрессии 1929–1933 гг. были отмечены 50-е гг. XX в. (восстановление уничтоженной в следствии Второй мировой экономики) и 70-е гг. (всемирный финансовый кризис). На каждом из этих этапов кейнсианство обогащалось новыми идеями, модифицировало и уточняло собственный наименование. Так, в восстановительный период (50-е гг. XX в.) развернувшаяся в Европе НТР настойчиво попросила отыскать новые национальные рычаги долговременного экономического подьема. Теория Кейнса такие советы не содержала, поскольку давала рекомендации не на возможность, а на короткий период вывода экономики из кризиса. Направление, содержащее новые идеи, начало называться неокейнсианством. На следующем этапе, в следствии мирового финансового кризиса 1974–1975 гг. сложилось посткейнсианство. Оно достаточно эклектично, поскольку содержит в себе концепцию Кей-нса, положения хорошей школы Смита и Рикардо, кое-какие идеи экономической теории К. Маркса. Вместе с тем посткейнсианство выступает против фундаментальных положений неоклассической школы: теорий предельной производительности и предельной полезности.

Беглый обзор кейнсианства разрешает сделать последовательность выводов:

1. В отличие от своих предшественников кейнсианская теория создала экономический способ изучения экономики.

2. Обосновала необходимость и назвала конкретные рычаги национального регулирования рыночной экономики как на протяжении кризиса, так и на долгую возможность.

3. Циклическое экономическое развитие (спад, оживление, подъем) растолковывала не объективными законами, а психологией людей: их рвением по мере роста дохода больше сберегать, чем потреблять, результатом чего делается уменьшение «действенного спроса», которое ведет к замедлению темпов занятости и роста производства.

Борьба неоклассической и неокейнсианской школ за претворение в судьбу собственных идей идет неизменно, наровне с этим предпринимаются попытки соединить отдельные положения хорошей теории, кейнсианства и неоклассицизма. Это течение стало называться «неоклассического синтеза» и считается главным в современной западной науке.

Вопрос 7. Институционализм

На рубеже XIX–XX вв. появилось и сформировалось институционально-социологическое направление (от лат. institutio – обычай, наставление, указание). Его основоположник – американский экономист Т. Веблен. Оно явилось реакцией реформистски настроенных экономистов на негативные социально-экономические стороны капитализма.

Институционализм – это совокупность теорий, в которых акцентируется внимание на роли социальных университетов в развитии экономики.

Термин «институционализм» в первый раз применен американским экономистом У. Гамильтоном в 1916 г. для обозначения совокупности взоров на экономику и общество, в базе которой лежит категория университета.

Принципиальное отличие данной концепции от вторых пребывало в том, что в ней экономические процессы разъяснялись не только экономическими, но и социально-политическими, правовыми, социально-психологическими, этическими условиями судьбы, и обычаями, привычками и традициями, существующими как в жизни отдельного человека, так и общества в целом. Согласно точки зрения первых авторов данной теории, один из трех постулатов А. Смита, модель homo economicus («экономического человека», непрерывно сопоставляющего полезность благ и тяготы их приобретения), безнадежно устарела. В действительности экономическое поведение человека в значительной степени определяется социальноправовым устройством общества и его «неписаными» законами, каковые обязана изучить экономическая теория. Исходя из этого в экономическом анализе предлагалось учитывать разного рода «институции», закрепленные обычаем, и «университеты» (порядки, закрепленные в законах и в деятельности разного рода учреждений). «Институции» (обычаи, традиции, навыки) – это комплект неформальных правил. В число формальных правил (университеты) входит, с одной стороны, совокупность учреждений (рынки, компании, профсоюзы, государство), с другой – совокупность правовых норм (законы, указы, распоряжения и т. д.).

На данный момент понятие «институция» ушло из экономического лексикона. Термин «университеты» вобрал в себя как институции (обычаи), так и фактически университеты (учреждения, законы), так как объединил в себе как формальные, так и неформальные «правила игры».

Существует две главные ветви институционализма: а) классический, либо ветхий; б) новый, либо неоинституционализм.

Классический иституционализм – это совокупность достаточно разнородных концепций: технократическая концепция Т. Веблена, теория постиндустриального общества (Гэлбрайт, Белл), теория экономической отсталости Г. Мюрдаля, которая сейчас есть самая фундаментальной теорией развития государств третьего мира. Первой версией институционализма считается работа Веблена «Теория праздного класса» (1899), в которой база экономики увязана с действием психотерапевтического фактора.

К новому институционализму относят теорию прав собственности (Р. Коуз, А. Алчиан), теорию публичного выбора (К. Эрроу, Дж. Бьюкенен), новую экономическую историю (Д. Норт), теорию агентов (Т. Стиглиц), трансакционную теорию организаций (О. Уиль-ямсон). Термин «новая институциональная экономика» был введен О. Уильямсоном в 1975 г. в работе «иерархия и Рынки».

Между ветхим и новым иституционализмом имеется последовательность значительных различий:

1. Классический иституционализм разглядывает не частные случаи, а обобщения (теории постиндустриального, постэкономического общества, экономика и теория конвергенции мировых проблем). Неоинституционалисты идут от общих правил к выяснению конкретных явлений публичной судьбе: выясняют сущность взаимовыгодного обмена (контрактная парадигма), институциональной среды (правила игры), пилотных и реализованных соглашений и т. д.

2. Классический иституционализм пробует изучать экономические неприятности способом вторых наук: социологии, психологии, юриспруденции. «Новые» идут вторым методом: изучают правовые и другие неприятности с применением современной теории и микроэкономики игр. Такое явление стало называться «экономического империализма». 3. В фокусе внимания «ветхих» институционалистов пребывали действия коллективов (профсоюзы, государство), не затрагивающих заинтересованностей индивидов. Наоборот, «новые» институциона-страницы изучают поведение индивида, что по собственной воле решает, чем и где ему направляться заниматься.

3. Считается, что институционализм есть магистральным течением современной науки

Классическая экономика.

Плановая экономика

Рыночная экономика

Переходная экономика

Вопрос 3. Плановая экономика

Плановая экономика – это экономика, при которой материальные ресурсы составляют гос собственность, а координация и направление экономической деятельности осуществляются при помощи централизованного планирования, контроля и управления.

Плановая экономика функционирует на базе публичной собственности на экономические ресурсы. Главные экономические ответы принимаются централизованно в виде замыслов развития экономики. При помощи исполнения замыслов достигается сбалансированность экономической деятельности.

Существуют два вида плановой экономики: демократическая плановая экономика и командная плановая экономика.

Демократическая плановая экономика предполагает как публичную, так и личную собственность на экономические ресурсы, но господствующей формой остается публичная собственность. Планирование имеет неспециализированный, а не детальный темперамент. Исполнение замыслов непременно только для национальных фирм. Для остальных участников экономики замыслы являются рекомендацией.

Элементы демократической плановой экономики имеются как в развитых государствах (Франция, Германия), так и в развивающихся (к примеру, в Индии с 1951 г. разрабатываются пятилетние замыслы развития экономики страны).

Командная плановая экономика воображает более твёрдую модель, характерную для бывшего СССР, и для последовательности государств Восточной Азии и Европы. Она основана на гос собственности на экономические ресурсы. Личная собственность полностью исключается. Планирование охватывает все сферы экономической деятельности, а исполнение замысла непременно для всех.

В условиях командной экономики управление всеми фирмами осуществляется из единого центра. Исходя из этого яркие производители ограничены в принятии экономических ответов. Они не имеют возможности самостоятельно выбирать поставщиков сырья, оборудования, и осуществлять сбыт продукции. Со своей стороны, потребители ограничены в выборе предлагаемых продуктов. Итогом этого есть отсутствие борьбы, торможение роста качества продукции, введения инноваций и производительности труда. Господство административных способов в бывших социалистических государствах стало причиной постоянному недостатку услуг и товаров, что разрешило венгерскому экономисту Я. Корнаи назвать такую экономику «экономикой недостатка»

Эффект сноба.

В этом случае у потребителя ярко проявляется рвение выделиться из толпы. Действительно, и в этом случае отдельный потребитель зависит от выбора вторых, но эта зависимость обратная. Исходя из этого под эффектом сноба понимается эффект трансформации спроса по причине того, что другие люди потребляют данный товар. В большинстве случаев реакция направлена в противоположную сторону по отношению к общепринятой.

Эффект Веблена

Таким термином X. Лейбенстайн именует респектабельное либо демонстративное потребление, ярко обрисованное в книге «Теория праздного класса» (1899) Т. Веблена, в то время, когда товары либо приобретаются чтобы произвести неизгладимое впечатление на вторых. Цена товара в этом случае складывается из двух составных частей: его настоящей стоимости и респектабельной. Исходя из этого под эффектом Веблена понимается эффект повышения потребительского спроса, который связан с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену.

Эффект Веблена похож на эффект сноба. Но различие содержится в том, что эффект сноба зависит от размеров потребления остальных, в то время как эффект Веблена зависит в первую очередь от цены. Так, к примеру, вещь от определенного дизайнера респектабельна и стоит намного дороже сходной по качеству вещи, но «несложного» производства.

Тема №7. «Предпринимательство: формы и содержание»

Замысел:

признаки и Содержание предпринимательства

Факторы предпринимательства

Вопрос 1. признаки и Содержание предпринимательства

Предпринимательство — это инициативная, которая связана с хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов применения ресурсов деятельность, ведущаяся с целью приумножения собственности и извлечения дохода. По собственной экономической природе предпринимательство неразрывно связано с рыночным хозяйством и есть его продуктом.

Экономическая природа предпринимательства характеризуется через его показатели: инициативу, ответственность и коммерческий риск, комбинирование факторов производства, новаторство.

Предпринимательская инициатива.

Предпринимательство — инициативная деятельность. Постоянное рвение к поиску нового, будь то производство новых товаров либо освоение новых рынков, одним словом, поиск новых возможностей извлечения пользы — отличительная черта предпринимателя. Предпринимательская инициатива — это рвение к реализации возможностей, предоставляемых самим процессом рыночного обмена, осуществляющегося к обоюдной пользе участников этого процесса. Предпринимательство направляться ассоциировать не с насилием и обманом, а с извлечением пользы при помощи удовлетворения публичных потребностей — с «духом ненасильственного приобретательства».

Инициатива требует известной хозяйственной свободы. В то время, когда уровень регламентации предпринимательской деятельности через чур высок, инициативная активность понижается, оборачиваясь рабочий стагнацией. В этом смысле создание условий для активизации инициативы у субъектов хозяйствования — главная задача перехода к предпринимательству.

хозяйственная ответственность и Коммерческий риск.

Но ассиметрия информации формирует и известную неопределенность в деятельности предпринимателя. Неопределенность появляется как в связи с чисто рыночными особенностями — изменение конъюнктуры, предпочтений и цен потребителей, так и в силу специфики предпринимательства, выраженной, в первую очередь, в непредсказуемой реакции рынка на предлагаемые ответы. Так, вся окружающая предпринимателя реальность представляется в виде неподвластной ему неопределенности, что и порождает коммерческий риск.

Коммерческий риск отличается от риска по большому счету тем, что основывается на учёте и трезвом расчёте вероятных отрицательных последствий. Рвение к успеху тут постоянно уравновешивается хозяйственной серьезностью. Сопровождающая риск хозяйственная ответственность ставит перед предпринимателем задачу овладения риском и управления им. И в случае, если упразднить рыночную неопределенность не в силах предпринимателя, то снизить риск ему в полной мере под силу. самый известным механизмом понижения риска есть страхование, разрешающее трансформировать риск в незначительные дополнительные издержки. Неприятность, но, пребывает в том, что новаторский темперамент предпринимательской деятельности очень затрудняет точную оценку возможного риска, сужая, тем самым, возможности применения страхования конкретно в сфере предпринимательства. Предпринимательская же инициатива, напротив, предполагает создание новых, ранее не видевшихся обстановок, возможный финал которых оценить весьма тяжело, а иногда нереально. Следовательно, возможности для страхования конкретно предпринимательской деятельности понижаются. Второй метод снизить риск — это поделить его с другими заинтересованными лицами. В это же время, содействуя понижению риска (вероятные утрата для отдельного участника), данный метод подрывает предпринимательскую мотивацию, поскольку предпринимательский доход будет разделен среди участников предприятия.

Несоответствие, появляющееся между мотивированным рвением к риску и жаждой снизить степень риска, возможно не запрещаеться методом создания совокупности управления риском. В самом неспециализированном виде такая совокупность обязана включать: 1) обнаружение источников риска и последствий деятельности в условиях риска; 2) адаптивные мероприятия по преодолению вероятных негативных последствий.

Риск как свойство предпринимательской деятельности характеризует не только специфику предпринимательства. Он имеет и общеэкономическое значение. Присутствие риска заставляет предпринимателя скрупулезно разбирать варианты вероятных альтернатив, выбирая лучшие и самые перспективные из них, что ведет к прогрессивным сдвигам в производительных силах я росту эффективности публичного производства. Иначе, присутствие риска в предпринимательской деятельности требует применения в отношении ее регламентации и определённых ограничений.

Комбинирование факторов производства.

Стремясь к увеличению доходности ресурсов, предприниматель прибегает к самые рациональным методам их применения. самая очевидной формой увеличения эффективности располагаемых ресурсов есть их перемещение на рынки, где их другая сокровище больше и они принесут больший доход. Такая деятельность именуется арбитражированием. Арбитражирование легко найти в биржевой деятельности и сфере торговли. При всем различии форм проявления для него свойственны: а) применение неравновесных рыночных обстановок как источника новых возможностей; б) рвение к рационированию распределения ресурсов как источнику дополнительного дохода; в) содействие установлению рыночного равновесия через перераспределение благ. Перемещение ресурсов в целях их более действенного применения — только неспециализированная формула более сложного по содержанию процесса увеличения эффективности применения ресурсов. Второй, более сложной по содержанию формой увеличения эффективности применения ресурсов есть комбинирование факторов производства Сущность его пребывает в поиске самый рационального варианта сочетания факторов методом замещения одного фактора вторым. Варьируя факторами производства, предприниматель не просто обеспечивает переход к более действенному применению ресурса, но и, проявляясь в новых разработках, снабжает поступательный движение публичных производительных сил. В ходе индустриализации экономики комбинирование на базе «принципа замещения» делается определяющим причиной извлечения дохода, а «дух рационализма» пронизывает все содержание предпринимательства и отождествляется с ним.

Новаторство.

Деятельность в условиях неопределенности требует от творческого подхода и предпринимателя изобретательности. Новаторство — это использование на практике принципиально новых товаров, разработок, новых форм организации производства и сбыта, самих форм организации предпринимательской деятельности. Как форма проявления творческого потенциала личности новаторство, конечно же, связано с антропогенным причиной. Но сколь очень сильно не зависела бы склонность к новаторству от личностных качеств индивидов, как явление экономической судьбе новаторство все же обусловлено характером предпринимательской деятельности. Изобретатель еще не новатор. Он делается таковым только тогда, в то время, когда реализует себя как предприниматель, другими словами лицо, борющееся за отличных показателей хозяйствования. Конкретно в этом новаторство есть главным цементом. Во первых, мешающая успеху предпринимателя рыночная неопределенность подталкивает его к поиску дорог трансформации самой рыночной ситуации в удачном для себя направлении, что допустимо лишь при помощи инновационной деятельности. Во вторых, рвение к извлечению допустимо большего предпринимательского дохода возможно реализовано лишь методом приобретения некоторых рыночных преимуществ в следствии новшеств. Исходя из этого в экономическом смысле настоящим источником новаторства есть борьба между предпринимателями, «борьба, порожденная новым товаром, новой разработкой, новым источником снабжения, новым типом организации».

Новаторский темперамент предпринимательства заставляет разглядывать во в качестве только активного фактора научно движущей силы и технического прогресса роста поизводства. Иначе, перемена взоров на роль предпринимательства в экономическом ходе стала причиной пересмотру представлений о характере самого процесса экономразвития. Он предстает не в виде поступательного эволюционного процесса роста поизводства, а быстрого, чередующегося периодами депрессии и подъёма, динамического развития.

Борьба: виды и понятие

Модели рыночных структур

Показатели чистой монополии

Поведение олигополистов

Способ добавленной цене

Для верного расчета ВВП нужно учесть все услуги и продукты, произведенные в данном году, но без повторного, либо двойного счета. Вот по какой причине в определении ВВП речь заходит о услугах и конечных товарах. Т.е. те блага, каковые потребляются в рамках домашних хозяйств либо компаний, и не участвуют в будущем производстве, в отличие от промежуточных товаров. К примеру, продовольственные товары, стиральные машины, парикмахерские услуги, получаемые домашними хозяйствами — обычный пример потребления конечных услуг и товаров. В отличие от них, мука, приобретённая хлебозаводом для выпечки хлеба, представляет собой промежуточную продукцию.

Исключить двойной счет разрешает показатель добавленной цене, что воображает отличие между продажами компаниями их готовой продукции и приобретением материалов, инструментов, топлива, услуг и энергии у других компаний. Иными словами, добавленная цена — это рыночная цена продукции компании, за вычетом цены потребленного материалов и сырья, приобретённых у поставщиков.

Суммируя добавленные цены, произведенные всеми компаниями в стране, возможно выяснить ВВП, что и воображает рыночную оценку всех выпущенных услуг и товаров.

Технологический прогресс

типы и Понятие безработицы

Безработица ожидания

Тема №18. «Инфляция»

Замысел:

виды и Сущность инфляции

Количественная теория денег

их функции и Сущность денег

Структура кредитной совокупности

Сущность ГРЭ, задачи и цели

Волгоградский университет бизнеса

Экономика

Лекции (конспекты лекций)

Платные пятерки: в Волгограде учителя одного из вузов поставили сдачу сессии на поток — Россия 24


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: