Воистину, аллах любит творящих добро.

Сура 3 «Семейство ‘Имрана», аяты 133-134

В Судный сутки Господь призовёт тех, кто сдерживал бешенство, перед всеми остальными творениями, чтобы они выбрали себе любую гурию, какую они захотят. Сахль ибн Му’аз ибн Джабаль передаёт от собственного отца таковой хадис: «Того, кто сдерживал собственный бешенство, в то время, когда имел возможность дать ему волю, призовёт Аллах перед всеми творениями в Судный сутки чтобы он выбрал себе любую из чернооких гурий»[Тирмизи; Абу Давуд; Сахих аль-джами’ ас-сагир, № 6394].

Те, кто давал свободу рабам-мусульманам.Среди добропорядочных деяний, помогающих человеку преодолеть препятствия, появляющиеся на пути людей в Судный сутки, — освобождение рабов. Всевышний
ГЛАВА 8. ПОЛОЖЕНИЕ ЛЮДЕЙ В СУДНЫЙ Сутки 369

сообщил: «Он не стал преодолевать крутую тропу. Откуда ты имел возможность знать, что такое крутая тропа? Это — освобождение раба»(сура 90 «Город», аяты 11-13).

Ибн Касир в собственном комментарии к данной суре приводит хадисы, которые содержат пояснение к этим аятам. Вот они.

Имам Ахмад сообщил: «Меккий ибн Ибрахим передаёт от ‘Абдаллаха [ибн Са’ида ибн Абу Хинда], слышавшего от Исма’иля ибн Абу Хакима, вольноотпущенника семейства аз-Зубайра, которому поведал Са’ид ибн Марджана, что он слышал от Абу Хурайры, как Посланник Аллаха сообщил: В случае, если человек высвободит верующего раба, Аллах за каждую часть тела высвобожденного раба избавит от Огня соответствующую часть его собственного тела: руку — за руку, ногу — за ногу, а половые органы — за половые органы. ‘Али ибн аль-Хусейн задал вопрос: Ты слышал это от Абу Хурайры? Са’ид сообщил: Да. Тогда Али ибн аль-Хусейн сообщил самому проворному из собственных слуг: Позови ко мне Мутаррифа. А в то время, когда тот пришёл, он сообщил ему: Иди, ты свободен для Аллаха!» Данный хадис приводится у аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи и ан-Насаи от Са’ида ибн Марджаны, а в версии Муслима упоминается о том, что этого раба, которого ‘Али ибн аль-Хусейн Зайн-аль-‘абидин отпустил на волю, он приобрел за десять тысяч дирхемов.

Катада передаёт от Салима ибн Абу аль-Джа’да, слышавшего от Ми’дана ибн Абу Тальхи, которому Абу Наджих говорил, что слышал, как Посланник Аллаха сообщил: «В случае, если мусульманин высвободит раба-мусульманина, за каждую кость избавленного от рабства Аллах избавит кость того, кто высвободил его, от Огня, и в случае, если мусульманка высвободит рабыню-мусульманку, за каждую кость избавленной от рабства Аллах избавит кость той, которая её высвободила, от Огня». Данный хадис приводит Ибн Джарир. А Абу Наджих — это ‘Амр ибн ‘Абаса ас-Сальми.

Имам Ахмад сообщил: «Нам передал Хайва ибн Шурайх со слов Бакийи, слышавшего от Баджира ибн Са’да, которому говорил Халид ибн Ми’дана, слышавший от Касира ибн Мурры, которому говорил ‘Амр ибн ‘Абаса, что Пророк сообщил: Тому, кто выстроит мечеть чтобы в ней поминали Аллаха, выстроит Аллах дом в Раю. А тому, кто высвободит верующего раба, он послужит откупом от Огня. А для того, кто дожил до седин в исламе, эта седина станет светом в Судный сутки».

Ахмад сообщил: «Шурахбиль ибн ас-Симт сообщил ‘Амру ибн ‘Абасе: Поведай нам таковой хадис, в который ничего не добавлено
ГРОМАДНОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 370

и из которого ты ничего не забыл. ‘Амр сообщил: Я слышал, как Посланник Аллаха сообщил: . Данный хадис приводит Абу Давуд, а ан-Насаи приводит часть его».

Ахмад передаёт: «Абу Умама сообщил: Я попросил его (‘Амра ибн ‘Абасу ас-Сулями): ,и что ты не забываешь абсолютно, и в который не добавлено ничего постороннего. Он ответил: .У этого хадиса хорошие сильные иснады… А вся хвала в собственности Аллаху».

Абу Давуд сообщил: «Аль-Гариф ибн ‘Айяш ад-Дайлями говорил: Мы пришли к Василе ибн аль-Аска’ и сообщили ему: . Тогда он сообщил:

141 Другими словами ошибаетесь и забываете, не обращая внимания на то, что в своё время записывали эти хадисы собственной рукой и эти свитки так же, как и прежде сохраняются в ваших зданиях.

ГЛАВА 8. ПОЛОЖЕНИЕ ЛЮДЕЙ В СУДНЫЙ Сутки 371

мы пришли к Посланнику Аллаха вместе с одним отечественным товарищем, что был на грани попадания в Преисподняя, потому, что совершил убийство, и он сообщил: ‘Высвободите за него раба, и Аллах за каждую часть тела высвобожденного избавит соответствующую часть его тела от Огня’». Данный хадис приводит кроме этого ан-Насаи среди хадисов от Ибрахима ибн Абу ‘Абля, каковые тот слышал от аль-Гарифа ибн ‘Айяша ад-Дайлями, пересказавшего их со слов Васили.

Ахмад сообщил: «’Укба ибн ‘Амир аль-Джухани передаёт, что Посланник Аллаха сообщил: Тому, кто высвободит раба-мусульманина, он послужит откупом от Огня. ‘Абд-аль-Ваххаб аль-Хаффаф передаёт, что Са’ид слышал от Катады: Нам заявили, что Кайс аль-Джузами передаёт от ‘Укбы ибн ‘Амира, что Посланник Аллаха сообщил: ».В таком виде данный хадис передаёт лишь Ахмад.

Имам Ахмад сообщил: «Яхья ибн Адам и Абу Ахмад передают: ‘Иса ибн ‘Абд-ар-Рахман аль-Баджли из племени бану Буджайля, входящего в бану Суляйм, передаёт со слов Тальхи ибн Муаррифа, что тот слышал от ‘Абд-ар-Рахмана ибн ‘Ауджаса слышанное тем от Бара’ ибн ‘Азиба: и сообщил: ‘О Посланник Аллаха ! Научи меня такому делу, которое введёт меня в Эдем’. Он ответил: ‘Ты сообщил мало, но наряду с этим отлично поставил вопрос… Высвободи раба либо помоги рабу обрести свободу’.Тот человек сообщил: ‘О Посланник Аллаха! А разве это не одно да и то же?’ Он ответил: ‘Нет. Высвободить раба — это в то время, когда ты лично освобождаешь его, а оказать помощь человеку обрести свободу — значит внести собственный вклад в освобождение раба. Кроме этого давай в пользование дойных животных и оказывай благодеяние родственникам, каковые относятся к тебе несправедливо и обижают тебя. В случае, если же ты не сможешь сделать это, тогда корми голодающего, пои жаждущего, побуждай к одобряемому, удерживай от осуждаемого. Если не сумеешь сделать и это, тогда удерживай язык собственный от всего, не считая благого’»[Ибн Касир. Тафсир].

Среди тех, кто будет иметь преимущество перед остальными людьми в Судный сутки, — муаззины142.У них в Судный сутки будут самые долгие шеи. Му’авия ибн Абу Суфьян передаёт:

142 Другими словами люди, произносящие азан.

ГРОМАДНОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 372

«Я слышал, как Посланник Аллаха сообщил: У муаззинов будут самые долгие шеи в Судный сутки»[Муслим, № 387]. А долгая шея — это красота, к тому же это свойство замечательно сочетается с их делом в нашем мире: так как они доносили до людей собственными голосами слова азана, что объявляет о единобожии и созывает людей на молитву.

В данный Сутки все, кто слышал голос муаззина в нашем мире, будут свидетельствовать в его пользу. Абу Са’ид аль-Худри сообщил ‘Абд-ар-Рахману ибн Са’са’а: «Я вижу, ты обожаешь пастбища и овец… В то время, когда будешь рядом со собственными овцами либо рядом со стоянками бедуинов и начнёшь произносить призыв на молитву, повысь голос, потому что, воистину, любой джинн, человек и по большому счету все, что слышало голос муаззина, будет свидетельствовать в его пользу в Судный сутки» [Фатх Аль-Бари, т. 13, с. 518].

Те, кто дожил до седин в исламе.Эта седина станет в Судный сутки светом, в случае, если человек был мусульманином. Об этом говорится в точных хадисах. К примеру, Ка’б ибн Мурра передаёт, что Посланник Аллаха сообщил: «Для того, кто поседел, будучи мусульманином, эта седина станет светом в Судный сутки»[Насаи; Тирмизи; Сахих аль-джами’ ас-сагир, № 6183].

‘Амр ибн ‘Абаса передаёт, что Посланник Аллаха сообщил: «Кто поседел на пути Аллаха, для того эта седина станет светом в Судный сутки»[Ахмад; Тирмизи; Насаи; Ибн Хиббан; Сахих аль-джами’ ас-сагир, № 6184].

‘Абдаллах ибн Амр (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт таковой хадис: «Седина — свет верующего. В случае, если человек поседел, будучи мусульманином, за любой седой волос ему запишется одно благое дело и будет возвышена его степень» [Байхаки; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 1243].

Имеется ещё один хадис с похожим смыслом, от Абу Хурайры: «Не выщипывайте седые волосы, потому что они станут светом в Судный сутки. Тому, кто поседел в исламе, за любой седой волос будет записано одно хорошее дело и будет возвышена его степень»[Ибн Хиббан].

Фадаля ибн ‘Убайд передаёт, что Посланник Аллаха сообщил: «Седина — свет лица мусульманина, и кто хочет [выщипывать седые волосы], выщипывает свет собственный!» [Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 1244].

Преимущества малого омовения.Тех, кто внял призыву Посланника ,совершал малое и молитву омовение так, как приказал
ГЛАВА 8. ПОЛОЖЕНИЕ ЛЮДЕЙ В СУДНЫЙ Сутки 373

им их Пророк, в Судный сутки призовут, и те части тела, каковые они омывали на протяжении совершения малого омовения, будут сиять. Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сообщил: «Воистину, моя община будет названа в Судный сутки гурран мухаджжалина» [Бухари].

Ибн Хаджар сообщил: «Гурран — множественное число от слова агарр,другими словами обладатель гурры. Слово гурра некогда означало ‘белая отметина на лбу лошади’ (которую ещё именуют звездой), но позднее начало употребляться для указания на добрую славу и красоту. Тут имеется в виду, что лица участников общины Мухаммада будут светиться. В то время, когда их позовут в присутствии всех остальных людей, их позовут конкретно так — гурран мухаджжалина — и наряду с этим у них вправду будет данный отличительный показатель. А слово мухаджжалина происходит от слова тахджиль,которым обозначают белизну (отметины) на трёх ногах коня. База этого слова — слово хиджлъ,которое свидетельствует украшение наподобие браслета, которое дама надевает на ноги. В этом случае это слово кроме этого свидетельствует ‘свет’» [Фатх Аль-Бари, № 236].

Эти сияющие отметины будут украшением верующего в Судный сутки. Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сообщил: «Украшения верующего будут доходить до тех мест, до которых доходила вода при совершении им малого омовения»[Муслим; Миш-кат аль-масабих, № 291].

Этим украшением, этим сиянием исламская община будет выделяться среди всех остальных общин в Судный сутки, и конкретно по нему определит собственную общину Посланник Аллаха . И такими будут не только его сподвижники. Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха ,придя на кладбище, сообщил: «Мир вам, о пребывающие в обители верующие, мы же, в случае, если захочет Аллах, присоединимся к вам, и я бы желал, дабы мы заметили отечественных братьев!»Люди задали вопрос: «А разве мы не являемся твоими братьями, о Посланник Аллаха?» Он сообщил: «Вы — мои сподвижники, а мои братья — это те, кто ещё не пришёл в мир данный». Они задали вопрос: «Как же ты определишь тех участников твоей общины, каковые ещё не пришли в мир данный, о Посланник Аллаха?» Он сообщил: «Сообщите мне, в случае, если у человека имеется лошади с белыми звёздами во лбу и белыми отметинами на ногах, каковые смешались с вороными лошадьми без отметин, разве не определит он собственных лошадей?»Они сообщили: «Само собой разумеется, определит, о Посланник Аллаха!» Тогда он сообщил:
ГРОМАДНОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 374

«Воистину, благодаря омовению они придут с сияющими отметинами, а я уже буду ожидать их у водоёма»[Муслим; Мишкат аль-масабих, № 298].

Абу ад-Дарда передаёт, что Посланник Аллаха сообщил: «Мне первому будет разрешено совершить земной поклон в Судный сутки, и мне первому будет разрешено поднять голову. И я взгляну вперёд и определю собственную общину среди вторых общин, и сзади меня будет столько же, и справа столько же, и слева столько же». Один человек сообщил: «О Посланник Аллаха! Как ты определишь собственную общину среди общин, поскольку в том месте будут все, от общины Нуха до твоей общины?» Он ответил: «У них будут сияющие отметины от омовения, которых не будет ни у кого, не считая них. К тому же я определю их по тому, что им дадут свитки с записью их дел в правую руку, и я определю их по тому, что перед ними будут идти их потомки»[Ахмад; Мишкат аль-масабих, № 299].

Глава 9. Заступничество

В то время, когда страдания людей в данный великий и страшный Сутки станут невыносимыми и они утомятся от своих поисков человека, занимающего высокое положение, дабы он заступился за них перед их Господом, попросив о том, дабы избавление людей и начало расчёта от тягот и ужасов этого Дня ускорились, им наконец-то будет даровано облегчение. Сперва они придут к собственному отцу Адаму, хотя, дабы он походатайствовал за них перед Аллахом. Наряду с этим они начнут перечислять его преимущества и сказать о том почёте, что оказал ему Всевышний. Но Адам откажется защищать за них и сообщит, что не имеет возможности сделать этого, в силу того, что сам он ослушался Господа собственного, в то время, когда съел плод с запретного дерева. После этого он даст совет им пойти к Нуху, первому из посланников Аллаха к людям, которого Всевышний назвал благодарным рабом. Но Нух также откажется защищать за них, упомянув о некоторых собственных упущениях и проступках по отношению к Господу. Так посланники будут направлять людей друг к другу , пока они не придут к последнему из посланников — Мухаммаду ,которому забыл обиду Аллах все его грехи, и он займёт место, в результате которого его будут восхвалять первые и последние, и тогда станет очевидным его высокое положение. Он попросит у Всевышнего разрешения на заступничество, и Он разрешит ему защищать. Позже он восхвалит Всевышнего и походатайствует перед ним за собственную общину, и его ходатайство будет принято. Это по причине того, что Всевышний даровал каждому пророку возможность обратиться к Нему с мольбой за собственную общину, дав обещание, что мольба эта не будет отвергнута. Все пророки поспешили обратиться с этими мольбами к Аллаху ещё в нашем мире, и лишь отечественный Пророк покинул эту мольбу на данный Сутки, на данный час, в который его община больше всего испытывает недостаток в его мольбе. И да благословит его Аллах и да

ГРОМАДНОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 376

приветствует, воистину, он хорош и милосерден по отношению к верующим — так сообщил о нём сам Всевышний.

Анас ибн Малик передаёт, что Посланник Аллаха сообщил: «Любой пророк попросил о чём-то для собственной общины в нашем мире, я же приберёг собственную мольбу, дабы применять её для заступничества за мою общину в Судный сутки»[Бухари; Муслим].

Джабир ибн ‘Абдаллах (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Пророк сообщил: «У каждого пророка была мольба, которая связана с его общиной, с которой он обратился к Аллаху. Я же отложил мольбу собственную на позже, дабы заступиться за мою общину в Судный сутки»[Муслим].

Абу Хурайра передаёт таковой хадис: «Каждому пророку дарована была мольба, которая не остаётся без ответа. Все пророки поспешили со своей мольбой, а я отложил её на Судный сутки, дабы заступиться за собственную общину, и она объемлет — в случае, если будет на то воля Аллаха — всех тех из моей общины, кто погиб, никого и ничего не придавая Аллаху в сотоварищи»[Бухари; Муслим; Тирмизи; Джами’ аль-усуль. № 8011].

А Анас передаёт, что Посланник Аллаха сообщил: «Я буду защищать за тех из моей общины, кто совершил великие грехи»[Тирмизи; Абу Давуд; Джами’ аль-усуль, № 8012].

Хадисы о заступничестве

До нас дошло множество хадисов, в которых описывается величайшее заступничество. Мы приведём те из них, каковые собрал Ибн аль-Асир в «Джами’ аль-усуль».

1. Ма’бад ибн Хиляль аль-‘Анзи передаёт:

Мы отправились к Анасу ибн Малику и забрали с собой Сабита (дабы он ввёл нас к нему). В то время, когда мы пришли к нему, он совершал молитву-духа. Сабит попросил для нас разрешения войти, и мы вошли к нему. Наряду с этим Сабита он усадил рядом с собой, и тот сообщил ему: «О Абу Хамза, твои братья из обитателей Басры просят тебя пересказать им хадис о заступничестве». Анас сообщил: «Мухаммад поведал нам следующее: В то время, когда настанет Судный сутки, людей охватит беспокойство, и они будут в смятении обращаться друг к другу, по окончании чего

ГЛАВА 9. ЗАСТУПНИЧЕСТВО 377

придут к Адаму и взмолятся: Он сообщит: Тогда они придут к Ибрахиму, что сообщит: Тогда они придут к Мусе, что сообщит: Тогда они придут к ‘Исе, что сообщит: Тогда они придут ко мне, и я сообщу: И я попрошу у собственного Господа разрешения начать заступничество, и Он разрешит мне. Я поднимусь пред Ним, и воздам Ему хвалу, произнося такие слова восхваления, каковые я не имел возможность сказать, если бы Он не внушил их мне. А позже я склонюсь перед отечественным Господом в земном поклоне, и Он сообщит: Тогда я сообщу: И мне будет сообщено: И я отправлюсь и сделаю это. Позже я возвращусь, опять воздам Ему ту же хвалу и склонюсь перед Ним в земном поклоне, и мне будет сообщено: Тогда я сообщу: И мне будет сообщено: И я отправлюсь и сделаю это. Позже я возвращусь и опять воздам Ему

ГРОМАДНОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 378

ту же хвалу, по окончании чего склонюсь перед Ним в земном поклоне, и мне будет сообщено: Тогда я сообщу: И Он сообщит мне: И я отправлюсь и сделаю это».

Это хадис, что пересказал нам Анас. Мы вышли от него и, в то время, когда дошли до верхней части кладбища, решили зайти к аль-Хасану, что прятался (от аль-Хаджжаджа) в доме Абу Халифы. И мы зашли к нему, поприветствовали его и сообщили ему: «О Абу Са’ид, мы пришли к тебе от брата твоего Абу Хамзы. Мы ни при каких обстоятельствах не слышали хадис о заступничестве, что он нам пересказал». Он сообщил: «Поведайте мне». Мы пересказали ему услышанный хадис, и он сообщил: «Продолжайте». Мы сообщили: «Он ничего не прибавил, в то время, когда пересказывал нам данный хадис» Он сообщил: «Данный хадис он говорил нам ещё двадцать лет назад. Тогда он был ещё не ветхим, крепким и здоровым человеком. А на данный момент он опустил часть хадиса, и я не знаю, забыл ли он либо просто не захотел сказать вам то, почему вы имели возможность отказаться от всяких действий, положившись на то, что вас ожидает». Мы сообщили: «Поведай же нам!» Он улыбнулся и сообщил: «Воистину, человек создан нетерпеливым… Я сообщил вам об этом не в противном случае как чтобы пересказать оставшуюся часть». Затем он сообщил: «…а позже я возвращусь к моему Господу в четвёртый раз и опять воздам Ему хвалу, по окончании чего склонюсь перед Ним в земном поклоне, и мне будет сообщено: О Мухаммад, подними голову, скажи, и тебя выслушают, проси, и тебе будет даровано, обращайся с заступничеством, и оно будет принято! Тогда я сообщу: О Господь мой, разреши мне заступиться за тех, кто сказал: ! И Он сообщит:

ГЛАВА 9. ЗАСТУПНИЧЕСТВО 379

Это не для тебя. Но клянусь Собственной величием и славой, Я непременно выведу оттуда тех, кто сказал: !» [Бухари; Муслим].

А в версии, которую передаёт Катада от Анаса, говорится, что Посланник Аллаха сообщил: «Соберёт Аллах людей в Судный сутки, и придёт им в голову такая идея: Вот бы нам отыскать кого-нибудь, кто походатайствовал бы за нас перед отечественным Господом, дабы Он избавил нас от стояния в этом месте! Тогда они отправятся к Адаму и сообщат: Ты Адам, папа всех людей, Аллах создал тебя рукой Собственной, и вдохнул в тебя от духа143 Собственного, и повелел ангелам пасть ниц пред тобою. Заступись же за нас пред отечественным Господом, дабы Он избавил нас от стояния в этом месте! Но Адам сообщит: Я не тот, кто вам нужен. И он упомянет о собственном грехе, за что ему стыдно перед Господом, и сообщит: Идите к Нуху, первому посланнику, которого направил Аллах к жителям почвы. Люди отправятся к Нуху, но он сообщит им: Я не тот, кто вам нужен. И он упомянет о собственном грехе, за что ему стыдно перед Господом, и сообщит: Идите к Ибрахиму, которого Аллах избрал для Себя халилем. Тогда они отправятся к Ибрахиму, но он сообщит: Я не тот, кто вам нужен, — и он упомянет о собственном грехе, за что ему стыдно перед Господом, и сообщит: Идите к Мусе, с которым сказал Аллах и которому Он даровал Тору. Тогда они отправятся к Мусе, но он сообщит им: Я не тот, кто вам нужен, — и он упомянет о собственном грехе, за что ему стыдно перед Господом, и сообщит: Идите к ‘Исе — духу от Аллаха и слову от Него. Тогда они придут к ‘Исе, но он сообщит им: Я не тот, кто вам нужен. Идите к Мухаммаду — рабу Аллаха, которому Он забыл обиду все ранние и поздние грехи. Тогда они придут ко мне, и я попрошу у Господа моего разрешения, и Он разрешит мне, и, в то время, когда замечу я Его, совершу земной поклон, и Он покинет меня в таком положении, сколько захочет, а позже мне будет сообщено: О Мухаммад! Встань и скажи, и ты будешь услышан, проси, и тебе будет дано, защищай, и заступничество твоё будет

143 Ac-Сади сообщил: «Другими словами один из духов (душ), каковые Он создал и дополнил преимуществами и благими нравственными качествами».

ГРОМАДНОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 380

принято! Затем я подниму голову, воздам хвалу моему Господу так, как Он меня научит, и буду защищать, и мне будет установлен предел, и я выведу соответствующее число людей из Огня и введу их в Эдем. После этого я возвращусь и опять паду ниц, и Аллах покинет меня в таком положении, сколько захочет, по окончании чего мне будет сообщено: Встань, о Мухаммад! Скажи, и ты будешь услышан, проси, и тебе будет дано, защищай, и твоё заступничество будет принято.’ И я подниму голову, воздам хвалу моему Господу так, как Он меня научит, а позже буду защищать, и мне будет установлен предел, и я выведу из Огня соответствующее число людей и введу их в Эдем. И я не знаю, в третий либо в четвёртый раз я сообщу: Господи, не осталось в Огне никого, не считая тех, кого задержал Коран, и тех, кто обречён на вечное нахождение в том месте»[Бухари; Муслим].

Аль-Бухари приводит похожий хадис от Катады со слов Анаса: что Пророк сообщил: «Будут задержаны верующие в Судный сутки…»Потом направляться хадис приблизительно для того чтобы же содержания, как тот, что приведён выше, лишь финиш его звучит так: «Не осталось в Огне никого, не считая тех, кого задержал Коран, — другими словами тех, кто обречён на вечное нахождение в Огне». Затем Пророк прочёл следующий аят: «Возможно, Господь твой возведёт тебя на хвалимое место» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 79).

Затем он пояснил: «Это и имеется то хвалимое место, которое было обещано вашему Пророку».

А в второй версии имеется добавление: «Выйдут из Огня те, кто сказал: Нет божества, не считая Аллаха, и в чьих сердцах наряду с этим было благо хотя бы на вес ячменного зёрнышка. Позже выйдут из Огня те, кто сказал: Нет божества, не считая Аллаха, и в чьих сердцах наряду с этим было благо хотя бы на вес пшеничного зёрнышка. А после этого выйдут из Огня те, кто сказал: Нет божества, не считая Аллаха и в чьих сердцах наряду с этим было благо хотя бы на вес пылинки».

Язид ибн Зурай’ говорит: «И я встретил Шу’бу, и поведал ему хадис, а он сообщил: Катада передал нам со слов Анаса ибн Малика от Пророка таковой хадис… Наряду с этим Шу’ба вместо слова зарра (пылинка) упомянул слово зура (зерно сорго)». Язид сообщил: «Абу Бистам допустил в нём описку». Такова версия Язида от Шу’бы в сборнике Муслима.

Аль-Бухари сообщил: «Абан передал от Катады что-то подобное. Лишь в том месте стоит слово вера вместо слова благо и ещё добавлено,
ГЛАВА 9. ЗАСТУПНИЧЕСТВО 381

что Пророк ,говоря о том, как верующие будут просить заступничества, сообщил: Они придут ко мне, и я попрошу разрешения обратиться к Господу моему, и мне будет дано разрешение».

Аль-Бухари приводит часть этого хадиса от Хумайда со слов Анаса: «Я слышал, как Посланник Аллаха сообщил: В Судный сутки я буду защищать и сообщу: , — и они войдут. Затем я сообщу: ». Анас сообщил: «И я как словно бы наблюдаю на пальцы Пророка ».

2. Абу Хурайра передаёт: «в один раз мы сидели у кого-то в гостях вместе с Пророком ,и ему дали верхнюю часть бараньей ноги, поскольку он обожал её. Он откусил кусочек, а позже сообщил: Я стану господином всех людей в Судный сутки. А понимаете ли вы о причине этого? Аллах соберёт первых и последних на одной широкой равнине так, что всех их возможно будет охватить взглядом и все они смогут услышать глашатая. И солнце приблизится к ним, и охватит их такая скорбь, тревога и печаль, что положение их станет невыносимым. Тогда люди начнут говорить друг другу: И одни люди сообщат вторым: Затем они придут к Адаму и сообщат ему: Адам сообщит: Затем они придут к Нухуи сообщат ему: Он сообщит: ГРОМАДНОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 382

мольбой, и я обратился к Нему с мольбой о том, дабы Аллах погубил мой народ; сам я, сам я, сам я [нуждаюсь в заступничестве]! А вы идите к второму, ступайте к Ибрахиму! Затем они придут к Ибрахиму и сообщат ему: Он сообщит им: Затем они придут к Мусе и сообщат ему: Он сообщит: Затем они придут к ‘Исе и сообщат: ‘Иса сообщит: Но он не начнёт упоминать о каких-либо грехах. ! Затем они придут к Мухаммаду и сообщат: И тогда я отправлюсь к подножию Трона и склонюсь в земном поклоне перед моим Господом. После этого Он откроет мне прославления и такие слова восхваления Его, каких никому до меня не открывал, а позже будет сообщено: И тогда я подниму голову и сообщу: Тогда будет сообщено: ГЛАВА 9. ЗАСТУПНИЧЕСТВО 383

введи через правые врата из врат Рая тех из твоей общины, кому не предстоит расчёт144, но они смогут входить вместе с людьми и через другие врата!.

А позже Пророк сообщил: Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, воистину, расстояние между каждыми двумя створками райских врат равняется расстоянию между Меккой и Хаджаром145!» [Бухари; Муслим; Тирмизи].

А в второй версии хадиса говорится: «Перед Посланником Аллаха поставили блюдо с саридом и мясом, и он забрал верхнюю часть бараньей ноги — а он больше всего обожал конкретно её, — откусил отнеё кусочек и сообщил: Я буду господином людей в Судный сутки. Позже опять откусил от неё кусочек и сообщил: Я буду господином людей в Судный сутки.Заметив, что его сподвижники ни о чём не задают вопросы, он сообщил: Вы не задаёте вопросы, как?Тогда они задали вопрос: Как, о Посланник Аллаха? Он сообщил: Люди предстанут пред Господом миров…Потом направляться хадис, весьма похожий на приведённый выше, лишь к истории Ибрахима добавлено: «И он упомянет о том, как он сообщил на звезду: Это мой Господь! — и его слова о разрушении их идолов: Это сделал их старший! — и его слова: Воистину, я болен.. Клянусь тем, в Чьей длани душа Мухаммада, Воистину, между каждыми двумя створками райских врат, от косяка до косяка, такое же расстояние, как между Меккой и Хаджаром…»Данный хадис передают аль-Бухари, Муслим и ат-Тирмизи, лишь у Муслима любой пророк говорит «Сам я, сам я…»два раза, у аль-Хумайди — так, как мы упомянули, а в версии ат-Тирмизи любой пророк говорит «Сам я, сам я, сам я…»трижды.

3. Хузайфа ибн аль-Яман и Абу Хурайра. (да будет доволен Аллах ими обоими) передают, что Посланник Аллаха сообщил: «Всевышний Аллах

Воистину Аллах любит творящих добро. 3/134


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: