сравнения аналогов
34. Способ сравнения аналогов используется в отношении организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоотведения и водоснабжения по транспортировке воды, сточных вод.
35. При установлении тарифов с применением способа сравнения аналогов величина нужной валовой выручки регулируемой организации на очередной период регулирования определяется исходя из экономически обоснованных затрат обеспечивающей организации в централизованных совокупностях водоснабжения и (либо) протяжённости и водоотведения сети регулируемой организации и рассчитывается по формулам:
, (2)
, (2.1)
где:
— нужная валовая выручка, установленная в отношении n-ной регулируемой организации, тыс. руб.;
УТР — удельная нужная валовая выручка в расчете на метр водопроводной (канализационной) сети, тыс. руб./км;
— протяженность водопроводной (канализационной) сети n-ной регулируемой организации, определенная в сопоставимых размерах, км;
A — нормативный уровень затрат на амортизацию главных нематериальных активов и средств в расчете на протяженность сети, тыс. руб./км;
— текущие затраты обеспечивающей организации, отнесенные на вид деятельности по транспортировке воды (сточных вод), тыс. руб.;
— протяженность водопроводной (канализационной) сети обеспечивающей организации, определенная в сопоставимых размерах, км.
36. Нормативный уровень затрат на амортизацию главных нематериальных активов и средств в расчете на протяженность сети определяется органом регулирования тарифов исходя из среднего уровня затрат на амортизацию в структуре нужной валовой выручки регулируемых организаций, в размере, не превышающем 15 процентов удельной нужной валовой выручки в расчете на километр водопроводной (канализационной) сети.
37. Удельная нужная валовая выручка регулируемой организации рассчитывается каждый год исходя из текущих затрат обеспечивающей организации на транспортировку воды, сточных вод, определенных в соответствии с главой VI.I настоящих Методических указаний. Наряду с этим в составе таких затрат не учитываются:
сбытовые затраты обеспечивающей организации;
расходы и доходы обеспечивающей организации, появившиеся в связи с применением штрафных санкций, корректировкой тарифов и выплатой компенсаций в связи с выполнением (неисполнением) установленных целевых показателей деятельности обеспечивающей организации;
затраты, предусмотренные подпунктами 3 — 7 пункта 49 настоящих Методических указаний, за исключением арендной платы за почву.
38. Протяженность водопроводной (канализационной) сети регулируемой организации определяется в сопоставимых размерах, затраты на прокладку которой эквивалентны средним расходам на прокладку сети диаметром 500 мм по формулам:
, (3)
, (3.1)
где:
— протяженность в километрах трубопроводов организации i в сопоставимых размерах, км;
— протяженность в километрах трубопроводов диаметра d организации i, км;
— протяженность в километрах трубопроводов диаметра d в централизованной совокупности водоснабжения (водоотведения), км;
— коэффициент разделения цены строительства сетей в зависимости от их диаметра d;
— средняя цена строительства трубопровода диаметра d, тыс. руб./км;
— средняя цена строительства трубопровода диаметра 500 мм, тыс. руб./км.
VI. Расчет нужной валовой выручки способом доходности
инвестированного капитала
39. Нужная валовая выручка на очередной год долговременного периода регулирования рассчитывается на базе долговременных параметров регулирования расчёта и параметров тарифов тарифов, установленных на текущий год. При определении параметров расчета тарифов употребляются фактические значения таких параметров за истекшие периоды регулирования. Нужная валовая выручка на очередной год корректируется с учетом отклонения фактических параметров расчета тарифов от значений, учтенных при расчете нужной валовой выручки.
40. К долговременным параметрам регулирования тарифов относятся:
1) базисный уровень операционных затрат;
2) индекс эффективности операционных затрат;
3) норматив чистого оборотного капитала;
4) норма доходности инвестированного капитала;
5) срок возврата инвестированного капитала;
6) начальный размер инвестированного капитала;
7) уровень утрат воды;
удельный расход электроэнергии.
41. К параметрам расчета тарифов относятся:
1) индекс потребительских цен (в среднем за год к прошлому году), определенный в базисном варианте прогноза развития экономики РФ (потом — индекс потребительских цен). Если срок долговременного периода регулирования тарифов превышает срок, на что установлен индекс потребительских цен, используется индекс потребительских цен, установленный в прогнозе развития экономики на последний год его действия;
2) цена приобретения единицы энергетических ресурсов, а также электроэнергии (мощности), теплоносителя и тепловой энергии, и цена приобретения тёплой, питьевой и технической воды, а также в целях оплаты утрат воды при транспортировке;
3) индекс трансформации количества активов;
4) доходность долговременных национальных обязательств;
5) величина неподконтрольных затрат;
6) расчетные количества отпуска воды, принимаемых сточных вод в соответствии с главой II настоящих Методических указаний;
7) сроки и стоимость начала строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию объектов, предусмотренных утвержденной инвестиционной программой регулируемой организации, источники финансирования утвержденной инвестиционной программы, включая плату за подключение к совокупностям водоотведения и водоснабжения.
42. Нужная валовая выручка регулируемой организации на очередной год долговременного периода регулирования рассчитывается по формуле:
, (4)
, (5)
, (6)
где:
— нужная валовая выручка, устанавливаемая на год i долговременного периода регулирования, тыс. руб.;
— величина трансформации нужной валовой выручки, определяемого на год i, создаваемого в целях сглаживания тарифов;
— текущие затраты регулируемой организации, планируемые на год i, тыс. руб.;
— средства, снабжающие возврат инвестированного капитала в году i, тыс. руб.;
— средства, снабжающие получение дохода на инвестированный капитал в году i, тыс. руб.;
— величина трансформации нужной валовой выручки в году i, проводимого в целях сглаживания, где i1 — последний год долговременного периода регулирования, i0 — первый год долговременного периода регулирования;
НД — норма доходности на капитал, инвестированный по окончании начала долговременного периода регулирования;
— величина сглаживания нужной валовой выручки, определенная органом регулирования;
— нужная валовая выручка, устанавливаемая на год i долговременного периода регулирования не учитывая сглаживания, тыс. руб.
VI.I. Расчет текущих затрат
43. Текущие затраты рассчитываются по формуле:
, (7)
где:
— текущие затраты, тыс. руб.;
— операционные затраты, тыс. руб.;
— затраты на приобретение электроэнергии (мощности), тепловой энергии, топлива, вторых видов энергетических ресурсов и холодной воды, тыс. руб.;
— неподконтрольные затраты, тыс. руб.
При определении затрат на приобретение электроэнергии (мощности) и холодной воды учитываются значения долговременных параметров регулирования тарифов, таких как удельный расход электроэнергии и уровень утрат воды , если установление тарифов осуществляется на базе долговременных параметров регулирования.
44. Операционные затраты включают в себя:
1) производственные затраты, определенные в соответствии с пунктами 16 — 18 настоящих Методических указаний, за исключением затрат на электрическую энергию (мощность, другие виды и тепловую энергию энергетических ресурсов);
2) ремонтные затраты, определенные в соответствии с пунктами 23 — 24 настоящих Методических указаний;
3) административные затраты, определенные в соответствии с пунктом 25 настоящих Методических указаний;
4) сбытовые затраты.
45. Операционные затраты на первый год долговременного периода регулирования (потом — базисный уровень операционных затрат) рассчитываются с применением способа экономически обоснованных затрат (затрат) в соответствии с пунктами 17 — 26 настоящих Методических указаний (за исключением затрат на электрическую энергию (мощность, другие виды и тепловую энергию энергетических ресурсов)). Операционные затраты на второй и последующие годы долговременного периода регулирования рассчитываются по формуле:
, (8)
где:
— операционные затраты в году i (базисный уровень), тыс. руб.;
ИЭР — индекс эффективности операционных затрат, процентов;
— индекс потребительских цен, определенный в базисном варианте прогноза развития экономики РФ на год i-1;
— индекс трансформации количества активов в году i-1.
Индекс трансформации количества активов рассчитывается по формуле:
, (8.1)
где:
— индекс трансформации количества активов в году i;
— соответственно часть операционных затрат на транспортировку сточных вод и воды, установленная исходя из размера соответствующей доли затрат за последний отчетный год;
— изменение количества условных метров водопроводной и (либо) канализационной сети, эксплуатируемых регулируемой организацией, случившееся в году i, выраженное в процентах;
— изменение операционных затрат на водоподготовку, очистку сточных вод, которое связано с вводом в эксплуатацию нового объекта водоподготовки, очистки сточных вод в году i, тыс. руб. Такая величина определяется органом регулирования тарифов при вводе объекта в эксплуатацию и в будущем не уточняется и не корректируется.
46. Индекс эффективности операционных затрат устанавливается органом регулирования тарифов для каждой регулируемой организации для обеспечения постепенного успехи действенного уровня операционных затрат организации в размере от 1 до 5 процентов в год. На первый долговременный период регулирования индекс эффективности операционных затрат определяется в размере от 1 до 3 процентов в год.
47. Расчет индекса эффективности операционных затрат осуществляется по формуле:
(9)
где:
— индекс эффективности операционных затрат, определяемый по итогам сравнительного анализа затрат для j-й регулируемой организации, осуществляющей деятельность по транспортировке воды (сточных вод);
— коэффициент сопоставимости, учитывающий характеристики централизованной совокупности водоснабжения и (либо) водоотведения j-ой регулируемой организации (а также протяженность централизованной совокупности водоснабжения и (либо) водоотведения, диаметр трубопроводов, тип прокладки трубопроводов), определяемый органом регулирования методом сопоставления показателей деятельности регулируемой организации с показателями, определенными как средние для сравниваемых регулируемых организаций по цене строительства централизованной совокупности водоснабжения и (либо) водоотведения, принадлежащей регулируемой организации на праве собственности либо другом законном основании, исходя из федеральных единичных расценок, рекомендуемых Министерством регионального развития РФ в рамках реализации полномочий в области ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности;
— удельные операционные затраты j-ой регулируемой организации, осуществляющей деятельность по транспортировке воды (сточных вод), тыс. руб./км;
— удельные операционные затраты, определенные как средние для сравниваемых организаций, осуществляющих деятельность по транспортировке воды (сточных вод), тыс. руб./км.
48. Затраты на обслуживание бесхозяйных сетей не учитываются при определении операционных затрат и, например, индекса трансформации количества активов. Такие затраты учитываются в составе неподконтрольных затрат.
49. Неподконтрольные затраты включают в себя:
1) затраты на оплату товаров (одолжений, работ), получаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
2) затраты на уплату налогов, сборов и других необходимых платежей, а также необходимого страхования, предусмотренных законами РФ, включая плату за негативное действие на внешнюю среду, в пределах, установленных для регулируемой организации нормативов и (либо) лимитов;
3) затраты на арендную плату, концессионную плату и лизинговые платежи, размер которых определяется с учетом требований, предусмотренных пунктом 29 настоящих Методических указаний;
4) затраты по вызывающим большие сомнения долгам для обеспечивающей организации в размере не более 2 процентов от нужной валовой выручки, относимой на население (абонентов, предоставляющих услуги ЖКХ в сфере водоотведения и водоснабжения населению) за прошлый период регулирования;
5) экономию, достигнутую в следствии понижения затрат прошлого долговременного периода регулирования и вычисленную в соответствии с пунктами 53 — 60 настоящих Методических указаний;
6) затраты на обслуживание бесхозяйных сетей, эксплуатируемых регулируемой организацией в размере, определенном органом регулирования тарифов исходя из цены мероприятий по модернизации и реконструкции, текущему и капремонту таких сетей;
7) затраты на выплату экономически обоснованных затрат, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования, и (либо) недополученных доходов.
В составе затрат на уплату налогов, сборов и других необходимых платежей, включаемых в неподконтрольные затраты, не учитываются сборы и налоги с фонда зарплаты , учитываемые в составе операционных затрат.
, если регулируемая организация самостоятельно осуществляет производство (поставку) тепловой энергии и теплоносителя, затраты на теплоноситель и тепловую энергию определяются исходя из себестоимости производства регулируемой организацией тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с пунктами 15 — 33 настоящих Методических указаний.
50. Затраты на приобретение воды включают в себя затраты на приобретение питьевой воды, технической воды по тарифам на пресную воду (питьевое водоснабжение), техническую воду у других регулируемых организаций, например, осуществляющих подъем воды и водоподготовку, и затраты на оплату утрат воды при транспортировке (для регулируемых организаций, в отношении которых устанавливаются тарифы на транспортировку воды), рассчитываемые по формуле:
, (10)
где:
— затраты на оплату утрат воды, тыс. руб.;
— плановый количество утрат воды при транспортировке в году i, тыс. куб. м;
T — тариф на питьевую либо техническую воду, руб./куб. м.
51. Затраты на арендную плату, концессионную плату и лизинговые платежи относятся к неподконтрольным, в случае, если контракт аренды (лизинга, концессии) заключен в отношении централизованных совокупностей водоснабжения либо водоотведения, объектов и оборудования, применяемых в этих совокупностях, а также в случае аренды земельных участков, на которых расположены либо осуществляется строительство объектов водоотведения и централизованных систем водоснабжения в сроки, определенные инвестиционной программой. В остальных случаях затраты на арендную плату, концессионную плату и лизинговые платежи включаются в состав операционных затрат.
52. В целях определения затрат по вызывающим большие сомнения долгам обеспечивающая организация обязана осуществлять расчет количества питьевой воды, подаваемой населению на основании контрактов водоснабжения, водоотведения и холодного единых договоров водоснабжения, информации об количествах отпуска воды, определенных по показаниям устройств учета воды, утвержденных нормативов потребления услуг ЖКХ, и выставленных регулируемой организацией квитанций на оплату воды, сделанных одолжений. Количество нужной валовой выручки, относящейся к населению, определяется по формуле:
, (11)
где:
— нужная валовая выручка, относящаяся к населению в году i, тыс. руб.;
— нужная валовая выручка, относящаяся к питьевому водоснабжению либо водоотведению соответственно в году i-2, тыс. руб.;
— количество воды, отпускаемый населению и приравненным к нему абонентам (сточных вод, принимаемых у населения и приравненных к нему абонентам), тыс. куб. м;
Q — количество воды, отпускаемый всем абонентам (сточных вод, принимаемых у всех абонентов), тыс. куб. м.
VI.II. Расчет экономии
53. Экономия, достигнутая регулируемой организацией в следствии понижения затрат в прошлый долговременный период регулирования, а также связанная с сокращением утрат воды при транспортировке, имеет место, в случае, если фактический количество операционных затрат и (либо) затрат на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды регулируемой организации меньше величины таких затрат, установленных на долговременный период регулирования, и регулируемая организация выполняет обязательства, предусмотренные производственной программой полностью.
54. Экономия, достигнутая регулируемой организацией в следствии понижения затрат в каждом году долговременного периода регулирования, учитывается в составе нужной валовой выручки в течение последующих 5 лет. Если часть из этих 5 лет приходится на следующий долговременный период регулирования, экономия затрат учитывается в нужной валовой выручке регулируемой организации, устанавливаемой на следующий долговременный период регулирования, в составе неподконтрольных затрат в порядке, определенном в соответствии с пунктом 49 настоящих Методических указаний.
55. При расчете тарифов на очередной долговременный период регулирования учитывается экономия от понижения потребления энергетических ресурсов, холодной воды, а также связанная с сокращением утрат воды при транспортировке, при условии что затраты на проведение мероприятий по его понижению не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств.
Экономия, достигнутая в следствии понижения операционных затрат, и экономия от понижения потребления энергетических ресурсов, холодной воды, сокращения утрат воды при транспортировке рассчитывается в соответствии с Приложением 6.6, 6.7, 6.8 к настоящим Методическим указаниям.
56. Экономия, достигнутая в следствии понижения затрат прошлого долговременного периода регулирования, включается в неподконтрольные затраты и учитывается в составе нужной валовой выручки в течение очередного долговременного периода регулирования, в размере, определенном по формуле:
, (12)
где:
ЭК — экономия затрат, включаемая в нужную валовую выручку в течение очередного долговременного периода регулирования, тыс. руб.;
ЭОР — экономия операционных затрат, достигнутая в прошлом долговременном периоде регулирования, определенная в соответствии с пунктом 57 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;
ЭП — экономия от понижения потребления энергетических ресурсов и холодной воды, а также сокращения утрат воды при транспортировке, достигнутая в прошлом долговременном периоде регулирования, определенная в соответствии с пунктом 58 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;
i0 — первый год очередного долговременного периода регулирования;
— значение индекса потребительских цен в j-м году.
57. Экономия операционных затрат, учитываемая в очередном долговременном периоде регулирования, рассчитывается по формулам:
Для первого года очередного долговременного периода регулирования:
, (13)
Для второго и последующих годов очередного долговременного периода регулирования:
, (13.1)
где:
i1 — последний год текущего долговременного периода регулирования;
ЭОР(1) — экономия операционных затрат, учитываемая в первом году очередного долговременного периода регулирования, тыс. руб. Рассчитывается в стоимостях года i1. Величина экономии принимается равной нулю, в случае, если расчет дает отрицательное значение;
ЭОР — экономия операционных затрат, учитываемая во втором и последующих годах очередного долговременного периода регулирования, тыс. руб. Рассчитывается в стоимостях года i1. Величина экономии принимается равной нулю, в случае, если расчет дает отрицательное значение;
— прирост экономии операционных затрат в i-м году если сравнивать с годом i-1. Если длительность долговременного периода регулирования образовывает 3 года значение величины принимается равным нулю;
— значение индекса потребительских цен в i1 году (в среднем за год к прошлому году), определенное на основании параметров прогноза развития экономики РФ;
, — фактические значения индекса потребительских цен (в среднем за год к прошлому году) в годах i1-1, i1-2 соответственно.
58. Экономия от понижения потребления энергетических ресурсов и холодной воды, а также сокращения утрат воды при транспортировке, учитываемая в очередном долговременном периоде регулирования, рассчитывается по формулам:
Для первого года очередного долговременного периода регулирования:
, (14)
Для второго и последующих годов очередного долговременного периода регулирования:
, (14.1)
где:
i1 — последний год текущего долговременного периода регулирования, за что имеются фактические эти;
ЭП(1) — экономия затрат от понижения потребления энергетических ресурсов и холодной воды, а также сокращения утрат воды при транспортировке, учитываемая в первом году очередного долговременного периода регулирования, вычисленная в стоимостях года i1, тыс. руб. Величина экономии принимается равной нулю, в случае, если расчет дает отрицательное значение;
ЭП — экономия затрат от понижения потребления энергетических ресурсов и холодной воды, а также сокращения утрат воды при транспортировке, учитываемая во втором и последующих годах очередного долговременного периода регулирования, вычисленная в стоимостях года i1, тыс. руб. Величина экономии принимается равной нулю, в случае, если расчет дает отрицательное значение;
— прирост экономии от понижения потребления энергетических ресурсов и холодной воды, а также сокращения утрат воды при транспортировке, в i-м году если сравнивать с годом i-1, определяемый в соответствии с пунктом 60 настоящих Методических указаний, тыс. руб. Если длительность долговременного периода регулирования образовывает 3 года, значение величины принимается равным нулю;
— значение индекса потребительских цен в i1 году (в среднем за год к прошлому году), определенное на основании параметров прогноза развития экономики РФ;
, — фактические значения индекса потребительских цен (в среднем за год к прошлому году) в годах i1-1, i1-2 соответственно.
Прирост экономии от понижения потребления энергетических ресурсов и воды в последний год долговременного периода регулирования учитывается в количестве, прогнозируемом регулирующим органом с учетом данных, предоставленных регулируемой организацией.