Народы Средней Азии, входящие сейчас в СССР, еще в глубокой древности создали высокую культуру. Среднеазиатские ученые развивали и двигали науку вперед в то время, в то время, когда в Западной Европе она пребывала в упадке. Коперник и другие великие ученые Европы, создавшие в XVI—XVII вв. новое учение об устройстве Вселенной, имели хороших предшественников в лице великих среднеазиатских ученых IX—XV вв.
Среднеазиатские народы должны были с глубокой древности в ожесточённой борьбе отстаивать собственную независимость. Широкие области Средней Азии в первой половине IV в. до н. э. были завоеваны греками под предводительством Александра Македонского, а спустя тысячу лет — арабами.
В начале XIII в. Среднюю Азию захватили монголы во главе с Чингис-ханом. Из этого монголы распространили собственные завоевания на Восточную Европу и Кавказ. Но ни войны, ни временное господство чужеземных завоевателей не могли остановить развитие культуры среднеазиатских народов.
в течении многих столетий в низовьях Аму-Дарьи процветала культура Хорезмского страны.
Улуг-бек — известный узбекский астролог. (Рисунок В. И. Таубера.)
Только в наши дни труды советских археологов позволили вернуть величественную культуру Старого Хорезма с ее превосходными монументами изобразительного искусства и архитектуры. Большими культурными центрами Средней Азии были Бухара, столица могущественного Таджикского страны, и Мерв и Самарканд (наиболее значимый центр узбекской культуры, развивавшийся в условиях тяжёлого гнета монгольских завоевателей).
Успехи среднеазиатских ученых, трудившихся в Старом Хорезме, Бухаре, Мерве, Самарканде, не только на большом растоянии опередили науку вторых народов, но и предвосхитили последующие успехи европейской науки. В особенности это относится к астрономии.
Уже в первой половине IX в. в Хорезме жил и трудился превосходный ученый Мухаммед, прозванный Аль-Хорезми (из Хорезма), наибольший математик собственной эры, один из создателей алгебры. Аль-Хорезми был кроме этого большим астрологом, он существенно улучшил таблицы перемещений планет, составленные Птолемеем, и изобрел астролябию — прибор, что довольно много столетий использовали для долготы мест и определения широты на поверхности Почвы.
В конце X и первой половине XI в. протекала деятельность самого выдающегося из хорезмийских ученых — Бируни (973—1048). Труды Бируни являлись высшим достижением науки в ту эру.
Живя в условиях господства мусульманской религии (которая относилась к науке столь же враждебно, как и христианская), не сильный смело и с уверенностью выступал против религиозного миропонимания. Он считал, что в природе все существует и изменяется по законам самой природы, а не по божественному велению. Согласно точки зрения Бируни, вера в загадочные силы, словно бы бы существующие в природе и воздействующие на судьбы людей, появилась из-за незнания законов природы. Постигнуть же эти законы люди смогут лишь посредством науки.
Бируни трудился в разных областях науки: он внес довольно много нового в историю, в географию и в минералогию. Он был самым выдающимся астрологом собственного времени. Бируни категорически утверждал, что Почва имеет шарообразную форму. Он показывал, что если бы Почва не была шарообразным телом, то многие явления природы представлялись бы нам совсем иными, к примеру длительность ночей и дней не изменялась бы в разные времена года.
Исходя из верного представления о форме Почвы, Бируни выяснил размеры (длину окружности) Почвы более совершенно верно, чем это сделал в свое время Эратосфен. Из наблюдений над понижением линии горизонта, разглядываемой с возвышенного места, он высчитал, что протяженность окружности Почвы образовывает (в переводе на отечественные меры) 41 550 км. Настоящая протяженность окружности Почвы, установленная современной наукой методом более расчётов и точных измерений, мало отличается от вычисленной Бируни.
Бируни довольно много занимался астрономическими наблюдениями и старался научно растолковать замечаемые явления, каковые были тайной для современных ему астрологов. Так, он считал, что солнечная корона — сияние около Солнца, видимое на протяжении полных солнечных затмений,— вызывается потоками легкого вещества, аналогичного дыму, что вырывается из недр Солнца. Эту предположение Бируни в наши дни наука подтвердила. Но, само собой разумеется, явления на Солнце, вызывающие образование солнечной короны, более сложны, чем в свое время имел возможность думать Бируни. Он считал, что в астрономии, как и во всякой науке, никакие мысли не заслуживают доверия, если они не обоснованы опытом и наблюдением.
Бируни критически относился к учению Птолемея и допускал возможность перемещения Почвы около Солнца. Так, за пятьсот лет до Коперника Бируни верно воображал себе устройство нашей системы. Как настоящий ученый, Бируни постоянно боролся против вмешательства религии в дела науки. За собственные передовые взоры он всегда подвергался преследованиям со стороны мусульманских фанатиков и три раза должен был покидать отчизну и прятаться в изгнании.
Старшим современником Бируни был великий таджикский ученый Ибн-Сина, приобретший в Европе известность под именем Авиценны. Авиценна больше всего прославился как основоположник медицины, но он в один момент был и астрономом и выдающимся математиком.
В XI и в начале XII в. протекала деятельность и жизнь Омара Хайяма (около 1040—1123 гг.) — великого таджикского поэта, философа и учёного. Омар Хайям был настоящим революционером в науке. Он считал, что Почва, как и другие небесные тела, движется в нескончаемом пространстве Вселенной, вращаясь около собственной оси. Омар Хайям утверждал, что Вселенная ни при каких обстоятельствах не была создана — она существует всегда. Как и Бируни, Омар Хайям учил, что лишь наука может открывать законы природы и заставлять природу помогать нам.
В Закавказье (в Азербайджане) в XIII в. прославился собственными наблюдениями астролог Мухаммед Насирэддин Туси(1201—1274), выстроивший прекрасную обсерваторию в Мараге. Вместе с другими астрологами он составил таблицы положения планет и звезд, более правильные, чем Птолемея и таблицы Гиппарха. Он ознакомил восточных ученых со всеми достижениями древнегреческой астрономии.
Великие ученые Средней Азии были не только выдающимися мыслителями, высказывавшими верные, позднее подтвержденные наукой взоры на устройство мира, но и превосходными наблюдателями, с необычайным вниманием смотревшими за явлениями природы. Особенно прославились собственными наблюдениями самаркандские астрологи XV в., в числе которых был и сам правитель Самарканда Улуг-бек (1394—1449). Улуг-бек был внуком известного завоевателя Тимура, что во второй половине XIV в. пришел ко власти в Средней Азии, а позже по окончании успешных походов был во главе огромной империи, простиравшейся от Инда до Волги, от границ Китая до Малой Азии. Столицей страны Тимура был Самарканд. В данный город Тимур завлекал ученых, живописцев, строителей как из вторых городов Средней Азии, так и из завоеванных государств. Благодаря их трудам Самарканд украсился превосходными постройками, стал одним из прекраснейших городов мира.
По окончании смерти Тимура его огромная империя распалась. Улуг-бек, что еще в юные годы был наместником в Самарканде, а потом объединил под собственной властью большую часть Средней Азии, не был завоевателем — его призванием была наука.
Изучив астрономию под управлением ученых, привлеченных им в Самарканд, Улуг-бек сам начал производить наблюдения над небом. Он выстроил в Самарканде грандиозную обсерваторию. Таких больших и отлично оборудованных обсерваторий не было нигде ни до Улугбека, ни довольно много времени спустя по окончании него.
Огромное строение данной обсерватории, воздвигнутой на одном из холмов в Самарканде, поражало современников великолепием и своими размерами. Но еще более превосходным было ее оборудование. Она была оснащена лучшими по тому времени инструментами. Телескопов тогда еще не существовало. Астрологи вели собственные наблюдения при помощи угломерных инструментов, помогавших для определения положения светил на небе и расстояний между ними, выраженных в минутах и градусах дуги. Инструменты обсерватории Улуг-бека были самыми большими и идеальными, какие конкретно лишь возможно было тогда изготовить. Располагая ими, самаркандские астрологи — Джемшид, Али Кушчи и др. — достигли таковой точности в собственных наблюдениях, которая еще полтора века спустя оставалась непревзойденной.
Самым превосходным из трудов самаркандских астрологов были «Звездные таблицы» — каталог, содержавший правильные положения на небе 1018 звезд. Данный каталог продолжительно оставался самым полным и самым правильным; европейские астрологи переиздавали его еще спустя два века. Не меньшей точностью отличались и самаркандские таблицы перемещений планет. Наблюдения астрологов Улуг-бек как правитель обширно применял для практической цели — определения географических координат разных мест в Средней Азии.
Улуг-бек враждебно относился к мусульманской религии и беспокоился о распространении просвещения в народе. В других городах и Самарканде он открывал учебные заведения, в которых преподавались «светские» науки. Ясно, что мусульманские фанатики ненавидели Улуг-вероотступника — и бека вольнодумца. В итоге Улуг-бек был убит.
Так преждевременно закончилась жизнь Улуг-бека, а после этого и деятельность объединявшихся около него ученых. По окончании смерти Улугбека в стране началось угнетение против учёных и науки, каковые были вынуждены покинуть страну. Скоро мусульманские фанатики уничтожили ненавистную им обсерваторию, и развалины ее с течением времени сровнялись с почвой. Самое местонахождение обсерватории было позже забыто. Лишь в недавнее время отечественным ученым удалось найти в почве остатки обсерватории Улуг-бека и составить полное представление об этом прекрасном для собственного времени сооружении.
Вынужденные покинуть Самарканд астрологи трудились в других государствах, продолжая изучения. Но еще и при жизни Улуг-бека труды самаркандских астрологов были легендарны во всем мире и сильно повлияли на развитие астрономии.
Наступление реакции во многих государствах Средней Азии и усилившийся гнет мусульманской религии на долгое время задержали развитие культуры народов Средней Азии, снова расцветшей только при СССР. Но их гордостью и поныне остаются имена выдающихся ученых Мухаммеда из Хорезма, Бируни, Омара Хайяма, Улуг-бека и др. Трудами этих ученых астрономия была поднята на такую высоту, какой она нигде не достигала до появления Коперника.
Самаркандские астрологи были последними из известных среднеазиатских астрологов той эры. Спустя сто лет в славянских почвах Европы Коперник сделал собственный великое открытие, ставшее базой развития отечественных современных знаний о Вселенной.
В собственных научных исканиях ученые Средней Азии применяли успехи науки Старой Греции, и и индийской науки, достигшей большого развития в IV—VIII вв., особенно в области математики, астрономии и физики. Как мы знаем, что индийские астрологи Ариабхата (начало V в.) и Варахамихара утверждали не только шарообразность Почвы, но и ее вращение около собственной оси. К сожалению, не сохранилось никаких сведений о том, какие конкретно аргументы они приводили для обоснования собственного мнения. В VII в. второй превосходный мыслитель — Брамагупта высказал предположение, что Почва притягивает к себе все другие тела. Брамагупта, так, приближался к мысли о существовании глобального тяготения, не смотря на то, что и не имел возможности обосновать это так, как спустя свыше тысячи лет это сделал Ньютон. Формированию астрономии в Индии содействовали удачи индийской математики, которая позже сильно повлияла на европейскую математику. (В Индии была создана и распространилась на всю землю десятичная совокупность счисления.)