(69:11–12).
Кое-какие толкователи показывали, что вода, вставшая вы-ше самых высоких гор, покрыла всю почву, и?не осталось на ней ничего живого.
Аллах Всевышний сообщил:
[Потом ковчег] поплыл с?ними
среди волн, аналогичных горам, Нух же обратился к?собственному сыну, что держался в?стороне: «О?сынок мой! Садись с?нами и?не оставайся с?неверующими!»
Тот сообщил: «Я укроюсь на?горе, которая спасёт меня
z144 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y
от воды».[Нух]сказал:
«Сейчас нет ничего, что спасёт от?веления Аллаха[никого],
не считая тех, над кем Он сми-лостивится».[После этого]волна отделила их[друг отдруга], и?он был [одним]
из потопленных(11:42–43).
Данный сын Нуха относился к?числу неверных и?совершал непра-ведные дела. Он выступил против собственного отца и?погиб вместе с?вторыми, не смотря на то, что вместе с?Нухом Аллах спас людей, каковые не состояли с?ним в?родстве, но были приверженцами его религии, потому что Нух воззвал к?Аллаху: «…и спаси меня и?тех верующих, каковые со мной!»(26:118).
Аллах Всевышний сообщил:
И было сообщено: «О?почва, поглоти собственную воду! О?небо, прекрати[проливатьдождь]!»?— [после чего] вода дремала, и?веление[Аллаха]осуществилось.[Когда жековчег] пристал [к горе] Аль-
Джуди*, было сообщено: «Да?будут прокляты люди несправедливые!»(11:44).
Это значит: в то время, когда на земле больше не осталось тех, кто поклонял-ся не Всемогущему и?Великому Аллаху, Аллах приказал почва впи-тать воду, а?дождю?— остановиться, по окончании чего «вода дремала»,
z Рассказ о Нухе? y145
и?«веление [Аллаха] осуществилось». Это значит, что с?теми, кто не уверовал, произошло то, о?чём Аллаху было известно зара-нее и?что было предопределено Им. Слова «было сообщено: “Да будут прокляты люди несправедливые!”»означают, что онибыли прокляты Аллахом и?удалены от Его милости и?прощения.
Аллах Всевышний сообщил:
Но они сочли его лже-цом, Мы же спасли его и?тех, кто был с?ним, в?ковчеге, и?потопили тех, каковые на данный момент-являли ложью Отечественные знаме-ния. Воистину, были они сле-пыми людьми(7:64).
Аллах Всевышний кроме этого сообщил:
Они сочли его лжецом, а?Мы спасли его и?тех, кто был с?ним, в?ковчеге, и?сделали их преем-никами[тех, кого Мы погу-били], и?потопили тех, каковые
посчитали ложью Отечественные знаме-ния. Взгляни же, каков был финиш тех, кого предупреж-дали!(10:73).
Аллах Всевышний кроме этого сообщил:
И Мы оказали ему помощь[в борьбе] против людей,
z146 Ибн Касир.? Рассказы о пророках
каковые посчитали ложью Отечественные знамения. Воистину, они были плохими людьми, и?Мы потопили их всех
(21:77).
Аллах Всевышний кроме этого сообщил:
И Мы спасли его и?тех, кто?[был]с?ним, в?ковчеге, наполненном[всемитварями],
а?позже потопили остальных.
Воистину, в?этом?— знаме-ние, но в?большинстве собственном они не верят
(26:119–121).
Аллах Всевышний кроме этого сообщил:
И Мы спасли его вместе с?теми, кто был в?ковчеге, и?сделали[этот ковчег]зна-мением для[обитателей]
миров(29:15).
Аллах Всевышний кроме этого сообщил:
Позже Мы потопили осталь-ных(37:82).
y
z Рассказ о Нухе? y147
Аллах Всевышний кроме этого сообщил:
И Мы покинули его1как зна-
мение, но найдётся ли тот, кто извлечёт[из этого]урок?
Сколь[ужасна]была Моя кара[и?сколь многочисленныбыли] предостережения!
Мы сделали Коран лёгким для запоминания, но найдётся ли тот, кто усвоит[его настав-ления]? (54:15–17).
Аллах Всевышний кроме этого сообщил:
За грехи их они были потоп-лены, и?ввергнуты в?Пламя, и?не нашли они ассистентов кроме Аллаха2.
И?Нух сообщил: «Господь мой! Не оставляй на земле в?жи-вых никого из неверных!
Воистину, если Ты покинешь их, они введут в?заблуждение
1 Имеется в виду ковчег.
2 Другими словами они осознали, что никто не в силах обезопасисть их от наказания Аллаха.
z148 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y
твоих рабов и?породят лишь неверных грешников»
(71:25–27).
Так, Аллах Всевышний?— хвала Ему!?— внял мольбе Нуха и?не оставил в?живых никого из тех, кто не уверо-вал. Неясно, по какой причине кое-какие толкователи утверждают, что ‘Аудж, сын ‘Унка (либо ‘Анака), являвшийся современни-ком Нуха, был ещё жив, в то время, когда показался Муса. Говорят кроме этого, что он был непокорным и?упорным неверным. Говорят кроме этого, что он был незаконнорожденным, и?его родила ‘Унк, дочь Ада-ма, которая совершила прелюбодеяние. Говорят кроме этого, что он был столь высок, что доставал рыбу со морского дна и?жарил её на солнце! И?утверждают, что он задавал вопросы не, что нахо-дился в?ковчеге: «Что это у?тебя за посудина?»?— и?насмехал-ся над ним. Говорят кроме этого, что его рост составлял 3333,3?локтя. Помимо этого, приводятся и?другие столь же нелепые россказни, каковые мы не стали бы приводить в?силу того, что они про-тиворечат здравому смыслу и?всем точным сообщениям, если бы они не виделись столь довольно часто в?разных толкова-ниях Корана и?трудах историков. И?вправду, возможно ли допустить, что Аллах погубил за неверие сына Нуха, являв-шегося пророком собственного народа и?главой верующих, но оставил в?живых ‘Ауджа, сына ‘Унка, что, по их же словам, был ещё более несправедливым?
Сейчас обратимся к?точным сообщениям. Аллах Всевышний сообщил: «Позже Мы потопили остальных». Ал-лах Всевышний кроме этого сообщил: «И Нух сообщил: “Господь мой! Не оставляй на земле в?живых никого из неверных!”»Сле-дует подчернуть, что упомянутые выше сообщения о?росте этого человека противоречат содержанию хадиса, в?котором сообща-ется, что Пророк? сообщил:
z Рассказ о Нухе? y149
Аллах создал Адама, рост которого равнялся шести-десяти локтям, …что же касается людей, то [со вре-мени сотворения Адама] и?до сих пор они продолжа-ют уменьшаться [в?размерах] [Бухари, №?2559; Муслим,
№?2612].
Это?— слова правдивого, хорошего доверия и?безукоризненного пророка, о?котором в?Коране сообщено так:
Говорит он не по[собствен-ной] прихоти?—
воистину, это?— не что иное, как ниспосылаемые открове-ния!(53:3–4).
Слова Пророка? , сообщившего, что люди «до сих пор продол-жают уменьшаться [в размерах]», означают, что они умень-шались только , пока Аллах не поведал об этом про-року, и?такими они останутся до самого Дня воскресения. Следовательно, ни один из потомков Адама не был выше не-го, поскольку же эти толкователи имели возможность упускать из виду выше-упомянутые точные сообщения и?надеяться на утверж-дения лжецов из людей Писания, каковые подменили и?исказили ниспосланные более Писания Аллаха? Я пологаю, что сообщения, касающиеся ‘Ауджа, сына ‘Унка, являются не чем иным, как измышлениями еретиков и?нечестивцев из неприятелей пророков, а?Аллах знает об этом лучше.
Потом Аллах Всевышний упомянул о?мольбе за сына, с?ко-торой Нух обратился к?собственному Господу. Он заявил, что Господь давал слово ему спасти участников его семьи, к?числу которых относил-ся и?его сын, и?задал вопрос, отчего же тот утонул. На это Аллах
z150 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y
ответил Нуху, что его сын не принадлежал к?участникам его семьи, другими словами к?числу тех, кого Аллах давал слово спасти, и?указал, что ему было сообщено: «…и [всех членов] твоей семьи, за исклю-чением тех из них, о?[гибели]которых уже[было ниспосла-но Отечественное веление]» (23:27). Что же касается сына Нуха, то от-носительно него было ниспослано веление, в?силу которого он должен был умереть за собственное неверие. Вот по какой причине он утонул вместе с?другими неверными и?несправедливыми людьми.
Аллах Всевышний сообщил:
И было сообщено: «О Нух! Сходи[на землю]с?миром от
Нас и?благословениями тебе и?общинам,[которые составятпотомки тех], кто находится с?тобой.[Другим же]общинам Мы[сначала]дадим пользо-ваться[всеми мирскими благами,но] позже постигнет их мучи-тельное наказание»(11:48).
По окончании того как вода ушла в?почву и?всё успокоилось, Аллах приказал Нуху? сойти на землю из ковчега, что в?конеч-ном итоге пристал к?горе Аль-Джуди. Слова «с миром от Нас и?благословениями»означают: сходи с?миром и?благослове-ниями тебе и?твоим потомкам, каковые родятся потом. Из всех, кто пребывал в?ковчеге, Аллах даровал потомство лишь Нуху? , потому что в?Коране сообщено «и [сохранили на земле только] его потомство» (37:77). Так, все люди, жи-вущие сейчас на земле, являются потомками трёх сыновей Ну-ха?— Сама, Хама и?Яфиса.
z Рассказ о Нухе? y151
Ответ людям, отрицающим факт потопа
Кое-какие невежественные люди из обитателей Пер-сии и?Индии отрицали то, что на земле был потоп, другие же признавали это. Одни говорили: «Потоп был в?Вавилоне и?не достиг нас». Другие утверждали: «Мы наследуем власть, которая передаётся от одного владыки к?второму со времён Ка юмарса*». Так говорили зороастрийцы, каковые поклоняют-ся огню и?следуют по стопам шайтана, но их слова явля-ются безлюдной болтовнёй, проявлением ужасного неверия и?крайнего невежества и?обвинением во лжи Самого Господа небес и?почвы! В это же время приверженцы всех религий, пере-дававшие слова посланников Милостивого, сходились на том, что потоп вправду имел место, в?результате чего под во-дой была вся поверхность почвы, и?Аллах, внявший моль-бе Собственного пророка, которому была оказана помощь, и?осущест вивший то, что было Им предопределено, не оставил в?живых никого из Собственных неверующих рабов.
Кое-какие сообщения о?Нухе как таковом?
Аллах Всевышний сообщил: «Воистину, был он благодарным рабом»(17:3). Говорят, что Нух воздавал хвалу Аллаху за еду,питьё, одежду, равно как и?за всё другое, чем он пользовался. Передают со слов Анаса ибн Малика? , что Пророк? сообщил:
Воистину, Аллах непременно останется доволен [та-ким Своим] рабом, что начнёт воздавать Ему хвалу за [каждый] съеденный им кусок и?за [каждый] сделан-ный им глоток [Ахмад, т.?3, с.?117; Муслим, №?2734; Тирми-
зи, №?1816; Насаи, т.?4, с.?202, №?6899].
z152 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y
Ясно, что благодарным можно считать для того чтобы человека, кото-рый проявляет повиновение Аллаху во всём, будь то действия сердца, слова либо дела, потому что любое воздействие для того чтобы рода имеется выражение признательности.
Наставление, которое Нух? дал собственному сыну
Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр сообщил:
[Однажды], в то время, когда мы пребывали у?Посланника Алла-ха? пришёл какой-то бедуин, одетый в?зелёный (либо: тёмный) плащ, к?которому пуговицами была пристёгну-та [накидка из] дибаджа1. Он сообщил: «Разве данный ваш товарищ2 не унизил (либо: не желает унизить) каждого наездника, являющегося сыном наездника, и?не возвысил каждого пастуха, являющегося сыном пастуха?» Пос-ле этого Посланник Аллаха? взялся за его плащ и?спро-сил: «А разве я не вижу на тебе одежду тех, кто ничего не смыслит?»
[‘Абдуллах ибн ‘Амр передал, что] позже [Пророк? ] сообщил:
Воистину, в то время, когда к?пророку Аллаха Нуху? пришла смерть, он сообщил собственному сыну: «Я даю тебе [следующее] наставление: я велю тебе делать две вещи и?запрещаю две [других]. Я велю тебе [помнить, что] нет всевышнего, не считая Ал-лаха, потому что в случае, если на одну чашу весов положить семь небес
1 Д и б а д ж — наименование дорогой материи. 2 Имеется в виду Пророк .
z Рассказ о Нухе? y153
и?семь земель, а?на другую?— [свидетельство о?том, что] нет всевышнего, не считая Аллаха, то [это свидетельство] переве-сит. И?если бы семь небес и?семь земель являлись замкну-тым кольцом, то [свидетельство о?том, что] нет всевышнего, не считая Аллаха, и?[слова] “слава Аллаху и?хвала ему”1 порвали бы его, потому что они?— [часть] молитвы всего [сотворённого], и?благодаря их [произнесению] людям ниспосылается про-питание. И?я запрещаю тебе [всё, что может привести тебя к] многобожию и?гордости».
[‘Абдуллах ибн ‘Амр] сообщил:
Я сообщил (либо: кто-то сообщил): «О Посланник Алла-ха, мы знаем, о?каком многобожии идёт обращение, но что та-кое гордость? [Если] кто-нибудь из нас имеет кра-сивые сандалии с?прекрасными ремнями [является ли это
проявлением высокомерия]?» [Пророк? ] сообщил: «Нет». [Кто-то] задал вопрос: «А?дорогая одежда, которую носит кто-нибудь из нас?» [Пророк? ] сообщил: «Нет». [Кто-то] задал вопрос: «А верховое животное, на котором ездит кто-ни-будь из нас?» [Пророк? ] сообщил: «Нет». [Кто-то] спро-сил: «А?товарищи, каковые планируют у?кого-нибудь из нас?» [Пророк? ] сообщил: «Нет». Тогда я?задал вопрос (либо: кто-то задал вопрос): «О Посланник Аллаха, так что же такое гордость?»?— [и Пророк? ] сообщил: «Неприятие ис-тины и?пренебрежение по отношению к?людям» [Ахмад,
т.?2, с.?169; Бухари?2, №?548. Точный хадис].
1 Субхана Ллахи ва би-хамди-хи ?????? ???? ?????
z y
Рассказ о?Худе?
Пророк Худ? происходил из арабского племени ‘преисподняя. ‘Адиты обитали среди высоких песчаных холмов Йемена между Ома-ном и?Хадрамаутом в?Шахаре*, местности, которая имела вы-ход к?морю. На данной территории находится вади1 Мугис, где жили эти люди, жилищами для которых довольно часто помогали шат-ры, державшиеся на огромных столбах. На это показывают сло-ва Аллаха Всевышнего, Что сообщил:
Разве не[знаешь]ты, как посту-
выпивал Господь твой с?‘адитами,
[которые жили в?шатрах, подде-рживаемых огромными] стол-бами,[людьми из народа]
Ирама…**(89:6–7).
Тут имеются в?виду первые ‘адиты, что же касается вторых ‘адитов, то они жили позднее, о?чём обращение отправится ниже. Слова же тех, кто утверждал, словно бы Ирам?— это город, что пе-ремещается по земле, появляясь то в?Шаме, то в?Йемене, то в?Хиджазе***, далеки от истины и?не имеют под собой ника-ких оснований.
1 В а д и — равнина; сухое русло.
z Рассказ о?Худе? y155
Чистокровные и?арабизированные арабы
Чистокровными именуют тех арабов, каковые жили до Ис ма‘ила? . Они принадлежали к?таким племенам, как ‘преисподняя, са-муд, джурхум, тасм, джадис, умайм, мадьян, ‘имляк, джасим, ‘убайль, кахтан, бану яктан и?многие другие.
Что же касается арабизированных арабов, то они явля-ются потомками Исма‘ила ибн Ибрахима? , первого из тех, кто изъяснялся на литературном арабском языке. Он обучился арабскому языку у?людей из племени джурхум, каковые оста новились недалеко от его матери Хаджар на том месте, где сейчас находится святилище Мекки, о?чём, в случае, если захочет Аллах, обращение отправится ниже. Аллах наделил Исма‘ила, как и?Посланни-ка Аллаха? , неординарным красноречием.
Что говорится о?Худе? в?Священном Коране
Первые ‘адиты стали первыми поклоняться идолам по окончании пото-па, и?исходя из этого Аллах отправил к?ним их соплеменника Худа? , что призвал их к?Аллаху. Об этом говорится в?суре «Огра ды» по окончании упоминания о?народе Нуха:
И[послали Мы]к?[людямнарода] ‘преисподняя брата их Худа,
что сообщил: «О народ мой! Поклоняйтесь Аллаху?— нет у?вас иного всевышнего, не считая Него! Неужто вы не убоитесь?!»
Знатные люди из его народа, каковые не уверовали, сообщили:
z156 Ибн Касир.? Рассказы о пророках
«Воистину, мы видим, что ты[впал] в?слабоумие, и?мы думаем,
что ты?— из лжецов!»
[Худ] сообщил: «О народ мой!
Я не слабоумный, я?— посланник Господа миров.
Я довожу до вас послания моего Господа, и?я для вас?— советчик хороший, надёжный.
Неужто вы удивились тому, что напоминание от вашего Господа пришло к?вам через одного из вас, дабы он пре-достерёг вас? Вспомните же о?том, как сделал Он вас пре-емниками народа Нуха1
и?сделал вас более сильными и?высокими. Не забывайте о?благо-деяниях Аллаха, дабы вы преуспели!»
Они сообщили: «Для того ли ты явился к?нам, дабы мы стали поклоняться одному только Аллаху и?отреклись от того, чему поклонялись отечественные отцы?
y
1 Тут имеется в виду, что Аллах поселил ‘адитов на земле по окончании смерти наро-да Нуха.
z Рассказ о?Худе? y157
Сделай же с?нами то, чем ты нам угрожаешь, если ты из правдивых!»
[Худ] сообщил: «Уже постигли
вас наказание и?бешенство Господа вашего1. Неужто станете вы
спорить со мной об именах, которыми вы и?ваши отцы нарекли[своих идолов]?
Аллах не ниспосылал о?них никакого аргумента, так ожидайте же, и?я стану?ожидать вместе с?вами!»
И?Мы спасли его и?тех, кто был вместе с?ним, по милости Отечественной, стёрши с лица земли всех, кто объявлял ложью Отечественные зна-мения и?не веровал[в Аллаха], до последнего(7:65–72).
В суре «Нух» по окончании упоминания о?народе Нуха сообщено:
И [Мы направили] к?‘адитам
их брата Худа,[который]ска-
зал: «О народ мой! Покло-няйтесь Аллаху?— нет у?вас всевышнего, не считая Него, вы же лишь измышляете неправда.
1 Другими словами вы уже заслужили наказание Аллаха.
z158 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y
О?народ мой! Я не прошу у?вас награды за это1,[ибо]
наградит меня только Тот, Кто создал меня. Неужто вы не?уразумеете?
О?народ мой! Попросите про-щения у?вашего Господа, а?за-тем принесите Ему покаяние,[и тогда] Он отправит вам обиль-ные[дожди с]неба и?прибавит
вам силы. Не отворачивайтесь же[от того, к?чему я призываювас, подобно] безбожникам!»
Они сообщили: «О Худ! Ты не привёл нам никаких убеди-тельных доказательств, но мы не отречёмся от отечественных всевышних,
[полагаясь лишь на] твои
слова, и?не уверуем в?тебя.
Мы можем лишь заявить, что это2?— кара одного из
отечественных всевышних, которая?по стигла тебя».[Худ]сказал:
«Воистину, я призываю в?свидетели Аллаха и?призы-
1 Другими словами за послание Аллаха, которое я довожу до вашего сведения.
2 Имеется в виду сумасшествие, якобы поразившее тех, кто осмелился непочтительно отзываться о всевышних идолопоклонников.
z Рассказ о?Худе? y159
ваю вас подтверждать, что я непричастен к?тем, кому вы поклоняетесь
помимо[Аллаха]. Замыш-
ляйте же плохое против меня все вы1, а?позже не давайте
мне отсрочки!
Воистину, я уповаю на Аллаха, Господа моего и?Гос-пода вашего. Нет ни одного живого существа, которым Он не[распоряжался бы пол-новластно]. Воистину, Господь мой?— на прямом пути2.
В случае, если же вы отвернётесь,[пом-ните], что я довёл до?вашего
сведения то, с?чем я?был к?вам отправлен. Господь мой сделает вашими преемниками[людей]другого народа3, вы же не[смо-жете] причинить Ему никакого
вреда. Воистину, Господь мой?— Хранитель всего».
1 Другими словами вы вместе с вашими божествами.
2 Это значит: Аллах честен, что проявляется в Его ответах, законах и?велениях.
3 Другими словами сотрёт с лица земли вас, и на смену вам придут люди, каковые будут покор-ны Аллаху.
z160 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y
В то время, когда же пришло Отечественное веле-ние, Мы по милости Собственной спасли Худа и?тех, кто уверо-вал вместе с?ним, и?избавили их от жёсткого наказания.
Таковы были[люди народа]
‘преисподняя, каковые отвергали знаме-ния собственного Господа, не подчи-нялись Его посланникам и?следовали велению каждого гордого упрямца.
[За это] в?мире дольнем их постигло проклятие,[что ожидает‘адитов] и?в?Сутки воскресения. Воистину,[люди народа]‘преисподняя
были неблагодарны собственному Господу, да сгинут же ‘адиты, народ Худа!(11:50–60).
В суре «Верующие» по окончании упоминания о?народе Нуха сообщено:
После этого Мы создали по окончании них второе поколение[людей]
и?отправили к?ним посланника из их?же[числа, который]сказал:
«О?народ мой! Поклоняйтесь Аллаху?— нет у?вас всевышнего, не считая Него! Неужто же?вы не убоитесь?!»
z Рассказ о?Худе? y161
Знатные люди из его народа, каковые не уверовали, сочтя ложью[его слова о]встрече
в?мире вечном, и?которых Мы?щедро оделили[всемиблагами] в?мире дольнем, ска-
зали: «Это?— всего лишь человек, подобный вам. Он ест то же, что и?вы, и?выпивает то?же, что и?вы,
и?если вы подчинитесь чело-веку, что подобен вам, то обязательно потерпите убыток.
Неужто он обещает вам, что?вас выведут[из могил]
по окончании того, как вы погибнете и?[превратитесь]в?прах и?кости?
На большом растоянии, далеко[от истины]то,
что вам обещают!
[Не будет ничего], не считая данной
нашей жизни,?— мы умираем и?живём,[но]не будем вос-
Крешены.
Он?— всего лишь человек,?что возвёл неправда на Аллаха, и?мы не уверуем в?него!»
z162 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y
Он воззвал: «Господь мой! Помоги мне, потому что они сочли меня лжецом!»
[Аллах] сообщил: «Уже не так долго осталось ждать
Они обязательно пожалеют
[об?этом]!»
И?[погубил]их по спра-ведливости[ужасный]
крик*, и?перевоплотили Мы их в?[подобие]сора,
[влекомого] потоком.
Да?сгинут же неспра-ведливые люди! ?
(23:31–41).
В суре «Поэты» кроме этого по окончании упоминания о?народе?Нуха?сообщено:
‘Адиты вычисляли ложью[слова] посланников.