Ведущие направления мировой социологии

Предпосылки происхождения

Слово “социология” на русский язык: возможно перевести как “наука об обществе”.

Основоположником социологии принято вычислять французского философа Огюста Конта (ввел понятие социологии, выяснил место соц в сис-ме наук, внес предложение первое научное знание). Истоки понимания обстоятельств происхождения социологии как независимой науки об обществе неразрывно связаны с философской совокупностью позитивизма, что, со своей стороны, появился на волне бурного развития естествознания в конце XVIII – начале ХIХ вв. Позитивизм по-своему трактовал понятие научного знания, считая научным лишь такое знание, которое основано на опыте. Именно это рвение поставить учение об обществе на научную базу и явилось тем отправным фактом, что стал причиной развитию и формированию социологии. В совокупности О.Конта обоснование осуществляется на базе сформулированного им закона о трёх последовательных стадиях общества и интеллектуального развития человека: теологической,метафизической, хорошей.

1. Теологическая ( люди растолковывали все явления через сверхъестественное)

2. Метафизич. (пробуют все растолковать при помощи абстр. сущностей, обстоятельств)

3. Хорошая (мир познается посредством объективных наук)

О.Конт стремился к органическому синтезу наук, при котором их законы, не смотря на то, что и связаны иерархически, не сводятся к несложным законам физики. Он классифицировал науки по нескольким основаниям:историческому (по времени и последовательности происхождения); логическому (от абстрактного к конкретному); по сложности предмета изучения (от несложного к сложному); по характеру связи с практикой.

В базу построения социологии как независимой науки О.Конт положил идею “социальной совокупности”, т.е. признание факта существования общества как собственного рода организма, определённой целостности, элементы которой делают своеобразные функции и помогают требованиям данной совокупности. В концепции О.Конта индивид есть абстракцией, т.е. не существует самостоятельно, изолированно от целого, тогда как общество выступает первичной действительностью и начинается по своим естественным внутренним законам. Причём общество есть самой сложной из существующих совокупностей.Большое внимание О.Конт уделил разработке способов социологии. Он полагал, что в социологии применимы все главные общенаучные способы: наблюдение ; опыт; сравнительный способ. Но главным длясоциологии О.Конт вычислял исторический способ. Задача этого способа заключалась в сравнении последовательных состояний общества с учётом того, что прошлое, будущее и настоящее тесно связаны. Исторический способ направлен на обнаружение закономерностей и тенденций развития. В качестве неспециализированного предмета социологии О.Конт определяет глобальное общество, Человечество. Его интересуют в большинстве случаев перемены в совокупности. Социология, полагал О.Конт, обязана открывать неспециализированные законы социального трансформации.Всю социологию О.Конт дробил на социальную динамику и социальную статику. Социальная статика должна была раскрывать взаимоотношения между социальными университетами, изучать общества “в состоянии спокойствия”. Социальная динамика обязана изучать изменения и законы развития социальных совокупностей.

Так, социология изначально появилась как наука, призванная изучать общество как сложную совокупность. Она должна была разбирать социальные факты и открывать неспециализированные законы социального трансформации. направляться подчернуть, что современная социология существенно отличается от социологии О.Конта.

Хороший этап развития.

Период с 30-х гг. ХIХ в. до начала ХХ в. принято именовать хорошим этапом в развитии социологии – это время теоретического развития социологии, формирования её исходных методологических правил, разработки категорий, нужных для объяснения и описания социальных процессов и явлений.

Историю социологии принято затевать с момента введения в научный оборот самого понятия “социология”. Исходя из этого всё, что происходило до О.Конта, считается предысторией социологии. Это весьма долгий период в развитии обществознания.

Первый ход в создании новой науки об обществе сделал О.Конт. Ввел понятие социологии, выяснил место соц в сис-ме наук, внес предложение первое научное знание.Но не смог достаточно чётко выяснить предмет новой науки и отыскать научный способ, разрешающий всесторонне изучать закономерности публичного развития.

Взоры Конта развивал социологи и английский философ Герберт Спенсер. Концепция Г.Спенсера основана на идеяхэволюционизма.Фундаментальный закон социального развития по Спенсеру–закон выживания самый приспособленных индивидов.Функции естественного отбора делает экономическая конкуренцияГосударство не должно вмешиваться в процесс естественного отбора, а от наименее приспособленных индивидов полезно избавляться. Такая позиция стала называться“социального дарвинизма”.

Огромное влияние на обществоведение ХIХ и ХХ вв. оказал марксизм. Его основоположниками были К.Маркс и Ф.Энгельс. Марксистская социология предлагала материалистическое познание истории. В соответствии с марксизму, общество дифференцировано на 2 класса:

*собственники рабочей силы;

*собственники средств производства;

Отношения между классами конфликтные и данный конфликт снабжает развитие общества. Развитие соц. совокупности увенчается стадией коммунизма.

Появляются более сложные теоретические совокупности, заостряющие внимание на психосознательных факторах людской поведения. Так, на рубеже ХIХ и ХХ вв. в социологии сложилось психотерапевтическое направление, которое возможно поделить на три течения: индивидуалистское, групповое, социетарное. Так, представители первого течения думали, что социальные явления обусловлены действием личных психологических факторов и исходя из этого должны разъясняться при помощи анализа психики индивида . Согласно точки зрения приверженцев второго направления, подобные действия должны осуществляться с позиций психологии группы (рода, племени, коллектива). Представители третьего течения разглядывали психику индивида как продукт общества и предлагали доходить к процессам и социальным явлениям с позиций социологии и общественной психологии.

самые известными представителями психотерапевтического направления в социологии классичскго периода являются Лестер Уорд, Франклин Гиддингс,; Уильям Мак-Дугалл .

Против психологизма и натурализма в социологии выступил французский учёный Эмиль Дюркгейм. Он обосновывал, что общество – это действительность особенного рода, не сводимая ни к какой второй. Э.Дюркгейм стремился к автономии социологии, отделению её предмета от предмета вторых наук об обществе. Общество Э.Дюркгейм трактовал как надындивидуальное бытие, закономерности и существование развития которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сходу

Отечественная социология

В контексте эволюции понимания предмета социологической науки чётко просматриваются три исторических этапа развития русском социологии.

Первый этап (финиш60-х – первая добрая половина 80-х гг. ХIХ в.). Социология в РФ, как и на Западе, появляется в лоне позитивистской теории. С позиций позитивизма, соц-я рассматривается как естественная наука, применяющая все другие науки как “склад” фактов для разработки собственных з-нов динамики и социальной статики.

Раньше всех организовала собственные правила субъективная социология. Движущим мотивом создателей субъективной социологии П.Л.Лаврова и Н.К.Михайловского было рвение обосновать народничества русского и идеи социализма.

Идеи психотерапевтического направления разрабатывались в трудах Е.В.направляться. Центральной в его концепции была мысль о решающей роли культурных факторов как главных мотивов людской поведения.

Объективно-ориентированная социология взяла самоё полное воплощение в работах А.И.Стронина и П.Л.Лилиенфельда. Последний, за Г.Спенсером, был одним из основателей социологического органицизма как независимого направления в социологии. А.И.Стронин и П.Л.Лилиенфельд собственные представления об обществе строили на основании аналогии общества с биологическим организмом.

Второй этап (вторая добрая половина80-х– 90-е гг. ХIХ в.). В это время складывается антипозитивистские установки и марксизм, быстро критикуются натуралистические концепции. Известное влияние на развитие социологической мысли в РФ сейчас оказал П.Б.Струве.

Ответственным моментом развития социологической мысли в РФ можно считать публикацию двухтомного труда М.М.Ковалевского“Социология”. Осознавая социологию как науку об эволюции и организации общества, М.М.Ковалевский подчёркивал, что она имеет дело со сложным переплетением экономических, психотерапевтических, географических факторов, ни один из которых не есть определяющим.

Третий этап (первые два десятилетия ХХ в.). Ведущей школой сейчас делается неопозитивизм (П.А.Сорокин, К.М.Тахтарев), трактовавший социологию как неспециализированную теорию социального. В один момент оформляется необычная “христианская социология” в русле религиозной философии (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк), во многом близкая к отмеченной трактовке предмета социологии. В рамках ортодоксального марксизма, с одной стороны, улучшается политизация и вульгаризация социальной теории (В.И.Ленин), с другой – выделяется направление, стремящееся соединить марксистские идеи с современной наукой.

Марксистский вариант социологии просуществовал в Советском Альянсе до середины 30-х годов. Социология как независимая наука об обществе стала ненужной, более того, она была заявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему.

Паузу в развитии социологической мысли в СССР длился до начала 60-х гг. Восстановление социологических изучений началось с наступлением “хрущёвской оттепели”. Но и конкретные социологические изучения в 70–80-е гг. проводились под контролем власти и подвергались твёрдой цензуре. С середины 80-х годов вместе с реформами в СССР начинается и новый этап в развитии отечественной социологии. За последние полтора десятилетия случились кардинальные трансформации в состоянии социологической науки как в Российской Федерации, так и в РБ – социология была не только признана независимой наукой об обществе, но и стала обширно популярна.

предмет и Объект

Объект науки – это часть мира, на которую направлено внимание исследователей.

Что касается объекта социологии, то это, несомненно, – общество. Разумеется да и то, что предметом изучения социологии являются связи и отношения в объекте. Но дать более конкретное и чёткое определение предмета социологии достаточно сложно . Оно во многом будет зависеть от принадлежности учёного к той либо другой социологической школе.

Сначала собственного происхождения социология развивалась в двух главных направлениях: макросоциология и микросоциология. Необходимость объединения макро- и микросоциологии в единую науку об обществе требует соединения этих двух подходов. Для этого необходимо было отыскать базисную(главную)категорию, т.е. “единицу социального измерения”, собственного рода “социальный ген”.

Потребление в качестве базисной категории таких понятий, как “общество” либо “социальная совокупность”, весьма абстрактно, а “человек” – не разрешает выйти на уровень теоретического обобщения. Исходя из этого большая часть учёных сходится во мнении, что базисной категорией в социологии возможно

“социальная общность”.

Социальная общность– многочисленная либо малая группа, занимающих однообразное социальное положение и имеющих неспециализированные социальные показатели.

Для каждой общности характерно выделение того либо иного ведущего показателя: пол, возраст, национальность, профессия, роль, статус и т.д. Данный неспециализированный показатель есть главным и обязан принадлежать всем участникам общности, определяя её специфику и отделенность от вторых общностей. Иначе, неспециализированный показатель есть тем консолидирующим началом, благодаря которому разрозненная масса людей получает темперамент целостного образования. Данный неспециализированный показатель может иметь природный (пол, возраст) либо социальный (религиозная принадлежность, статус и т.д.) темперамент.

Социология– наука о законах становления, функционирования и развития общества как целостной совокупности социальных взаимоотношений, и составляющих его общностей.

В совокупности публичных и гуманитарных наук социология занимает особенное место, которое определяется тем, что:

1) она есть наукой об обществе, его процессах и явлениях;

2) она включает в себя неспециализированную социологическую теорию либо теорию общества, которая есть методологией и теорией всех других публичных наук;

3) все публичные и гуманитарные науки включают в себя социальный нюанс, т.е. закономерности и те законы, каковые реализуются через деятельность людей;

4) техника и его изучения деятельности и методика человека, разрабатываемые социологией, нужны и употребляются всеми вторыми публичными науками.

Положение социологииможно выяснить формулой: в случае, если имеется“n”различных социальных объектов для изучения, то наук, их изучающих, будет “n+1”.

Структура социологии

Структурусовременной социологии возможно представить в виде трёхуровневой модели:

• теоретическая социология (включает в себя теории самый высокого уровня ; занимается разработкой способов изучения разных социальных объектов и методикой исследовательского процесса);

  • социология отраслевых теорий (отраслевая) (Все теории среднего уровня возможно поделить на три группы:

*теории социальных университетов (социология семьи);

*теории социальных общностей (социология молодёжи);

* теории специальных социальных процессов (социология образования));

• социология конкретного изучения (эмпирическая) (призвана не просто собрать и обработать факты, а обеспечить надёжную диагностику теории).

Наровне с трёхуровневой моделью структуры социологии существует кроме этого структурная модель, в которой социология делится на макро- и микросоциологию.

Макросоциологияакцентирует внимание на обычных примерах поведения, каковые позволяют понимания общества в целом. Главными структурными элементами в обществе с позиций макросоциологии выступают семья, экономические и политические университеты, образование, религия. Основной интерес для макросоциологических теорий

являются изучением больших закономерностей в развитии общества, взаимоотношения между главными элементами публичной совокупности и изменение этих взаимоотношений.

Микросоциологияобращает внимание в первую очередь на поведение индивидов, на смыслы и мотивы, каковые люди вкладывают во сотрудничество. Конкретно те смыслы, каковые люди вкладывают в собственное сотрудничество с другими людьми, с позиций микросоциологии, и воздействуют на развития общества и процесс возникновения.

Социальные законы, каковые пытается раскрыть и изучить социология, пара отличаются от тех законов, каковые проявляются в жизни природы. В собственном конкретном проявлении социальные законы выступают как законы-тенденции.

Социальный закон не имеет возможности проявляться в противном случае, как в средней, массовой закономерности при взаимопогашении личных уклонений в ту либо иную сторону. Социальные действия, обусловленные жизненными обстоятельствами и индивидуальными особенностями совершающих их людей, определяются как случайные размеры. Эти случайности (личные отклонения) взаимопогашаются в рамках социальных групп, наделённых однородными особенностями; систематично происходит их превращение и уравнивание в так именуемые средние равнодействующие.

Дабы сформулировать закон-тенденцию, нужно забрать среднюю равнодействующую какого-либо явления либо процесса. Для этого необходимо:

• установить направленность действий сходных групп людей в однообразных условиях;

• распознать структуру социальных связей, рамками которых эта деятельность обусловливается;

• выяснить устойчивости и степень повторяемости социальных взаимодействий и действий групп в условиях данной социальной совокупности.

Функции социологии

То, на что способна наука, да и то, какую пользу она может принести людям, определяются её функциями. В обществе социология делает последовательность функций, каковые по критерию “теория – практика” возможно поделить на две группы: теоретико-познавательные и управленческо-преобразовательные.

Познавательная функцияозначает возможность социологии раскрыть причины и ход какого-либо социального явления либо процесса и поведать об этом окружающим. Собственное органическое продолжение она находит в прогностической функции, которая говорит о способности социологии предвещать (просчитывать) развитие данного процесса либо явления в будущем.

Прогностическая функция социологии возможно реализована в нескольких формах:

а) социальное проектирование – разработка конкретной модели социального процесса либо социальной совокупности (системы) с чётко спецификой функционирования и заданными параметрами;

б) социальное конструирование – неспециализированное мыслительное построение нового социального объекта безотносительно к конкретно нормативам и заданным параметрам, т.е. это создание собственного рода “математической модели” развития некоего обычного социального явления либо процесса, где параметры возможно изменять (конструировать);

в) социальное планирование – разработка целевых комплексных программ развития отдельных сфер публичной судьбе (жильё, здравоохранение, свободное время) на предприятии, в регионе, стране в целом.

Управленческая функцияозначает, что выводы, советы, предложения социологов, их оценки состояния социального объекта смогут стать основанием для принятия и выработки управленческих ответов. Но направляться осознавать, что потому, что социологическая наука не имеет властных полномочий, то она не имеет возможности нести полной ответственности за направление и характер управленческого ответа.

Организационно-технологическая функция– результаты изучения социологов представляются не только в виде теории, но и в виде рекомендаций, предложений, методик, социальных разработок. Социальная разработка – это программа преобразовательной деятельности и сама деятельность на базе данной программы, призванная в корне поменять обстановку.

Помимо этого, направляться назвать ещё одну функцию социологии, которая присутствует при реализации каждой из перечисленных функций, это идеологическая функция, илифункция ценностного ориентирования. Дело в том, что социология, имеющая дело конкретно с заинтересованностями людей, не имеет возможности абсолютно отвлечься от своих собственных оценок изучаемых явлений. Учёные-социологи, имея суждения и свои мнения, воображая данные, прогнозируя предстоящий движение событий, предлагая методики преобразовательной деятельности, ориентируют людей на следование определённым сокровищам.

ОПРОС

Опрос– самый распространённый вид изучения в современной социологии, благодаря которому она приобретает до 90 % информации. В каждом случае опрос предполагает обращение к яркому участнику и нацелен на те стороны процесса, каковые мало поддаются либо не поддаются по большому счету прямому наблюдению. Вот по какой причине опрос незаменим , в то время, когда речь заходит об изучении тех содержательных черт, публичных, коллективных и межличностных взаимоотношений, каковые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать только в ситуациях и определённых условиях.

Существуют две главные разновидности соц. опроса: анкетирование, интервьюирование.

При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетёра либо без него. По форме проведения оно возможно индивидуальнымилигрупповым. Оно возможно такжеочнымизаочным(почтовый опрос, прессовый – через газету, издание). У каждого из этих видов имеется недостатки и свои достоинства. Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (либо его полпред) сам задаёт вопросы и фиксирует ответы. По форме оно возможно прямым(“лицом к лицу”) и опосредованным(по телефону).

В зависимости от источника (носителя) первичной социологической информации различают опросы массовые и специальные. В массовом опросе главным источником информации выступают представители разных социальных групп, деятельность которых конкретно не связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято именовать респондентами. В специальных опросах основной источник информации–компетентные лица, чьи опытные либо теоретические знания, жизненный опыт разрешают делать авторитетные заключения. По сути дела, участниками таких опросов являются специалисты, талантливые дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам. Из этого ещё одно обширно распространённое в социологии наименование таких опросов – экспертные опросы либо оценки.

Социометрический опрос (социометрия)– способ обнаружения межличностных взаимоотношений в коллективах и группах посредством процедуры выбора желательных и отклонения нежелательных партнёров для совместной деятельности. Посредством социометрии возможно выяснить неформального фаворита группы, степень её сплочённости и уровень конфликтности. Основоположником социометрии есть социальный психолог и американский психиатр Дж. Морено, создавший данный способ в 30-е гг. ХХ в.

АНКЕТНЫЙ ОПРОС

Анкета– самый обширно распространённый инструмент социологического анализа. Грамотно составленная анкета–не просто любой комплект вопросов, существуют определённые правила её составления, требования к ней. Только при соблюдении этих условий мы можем взять объективные количественно-качественные характеристики предмета анализа.

Начинаться анкета обязана с краткого обращения к участнику опроса, в котором указывается: кем и с какой целью проводится анкетирование, как заполняется и как возвращается заполненная анкета; выражается просьба учавствовать в опросе.

По окончании обращения направляться главная часть анкеты, складывающаяся из целевых вопросов,каковые возможно поделить на три категории:

а) контактные – они необходимы для привлечения внимания опрощеных к опросу;

б) главные – необходимы для получения главн. инф-ции, необх. для реш-я задач иссл-ия;

в) последние – они снимают психотерапевтическое напряжение у респондента, создают уверенность в полезности совершённого опроса.

Завершается анкета паспортичкой– пара вопросов, касающихся социально-демографических изюминок опрошенных (пол, возраст, образование, место жительства).

Верно оформленная анкета обязана заканчиваться выражением признательности респонденту за участие в опросе.

Существуют и определённые требования к вопросам анкеты: все вопросы должны быть чётко сформулированы и понятны респонденту (включая применяемые термины); они не должны быть больше компетентности и возможности памяти опрашиваемого (респондента); не должно быть перегруженности вариантами ответов, предложенных в анкете; вопросы не должны вызывать отрицательных чувств и задевать самолюбие респондента.

В анкетах употребляются разные виды вопросов.

Анкетные вопросы возможно поделить на главные и дополнительные. Первые раскрывают главную проблему изучения, вторые оказывают помощь решить дополнительные задачи.

По формевопросы анкеты смогут бытьоткрытыеизакрытые. Закрытымназывается таковой вопрос, на что предложен полный комплект вариантов ответа. Открытыйвопрос не содержит вариантов ответа, и опрашиваемому предлагается самому сформулировать и вписать ответ. Время от времени употребляется кроме этого смешанная форма вопроса. В анкете употребляются косвенные вопросы и прямые. Прямые вопросы направлены на выражение взаимоотношений респондента к разным сторонам разбираемой неприятности. Косвенные вопросы в большинстве случаев задаются тогда, в то время, когда прямые вопросы не в полной мере эргономичны – это ситуации, касающиеся частных сторон судьбы человека, в то время, когда возможно высказать предположение, что на прямые вопросы не будут даны искренние ответы. Часто в анкету включаются контрольные вопросы, каковые разрешают выяснить достоверность и искренность ответов. Ещё в анкетах смогут употребляться вопросы-фильтры. Они необходимы, дабы отсеить либо, напротив, выбрать из всех опрощеных нужных людей для ответа на какие-н. особенные вопросы.

Для успешного проведения анкетирования принципиально важно мочь применять разные формы его организации (личное либо групповое, очноеили заочное),учитывая их преимущества и недочёты. По окончании завершения сбора социологической информации её нужно обработать. Обработка анкетной информации начинается с выбраковки собранного материала. Анкеты нужно проверить на полноту и точность заполнения. Сложилось правило: в случае, если отсутствуют ответы (или неправильно выполнены) на 30% вопросов и более, анкета выбраковывается и не подлежит обработке

В любом случае нужно затевать с процедуры упорядочения и количественного обобщения первичной информации, содержащейся в анкетах. Тут первым делом употребляется построение таблиц распределений, и графиков и схем. По окончании получения результатов математического обсчёта исследователь может приступать к анализу социологических данных и их интерпретации. На последнем этапе изучения его результаты оформляются документально в виде отчёта, приложения к нему и аналитической справки.

Отчётдолжен включать обоснование актуальности изучения и его чёрта (цели, задачи, выборочную совокупность и т.д., анализ эмпирического материала, практические рекомендации и теоретические выводы). Приложение к отчётувключает методические и вспомогательные документы (анкеты, инструкции и т.д.).

12.Социологическое наблюдение представляет собой целенаправленное и систематизированное восприятие какого-либо явления, черты, особенности и свойства которого фиксируются исследователем. Формы и приемы фиксации смогут быть разными: бланк либо ежедневник наблюдения, фото-, теле-или киноаппарат, другие технические средства.

Особенность наблюдения как вида изучения и как способа сбора первичной информации – свойство проанализировать явление в развитии, воспроизвести жизненный процесс во всём его достатке. Наблюдение может активно использоваться при изучении степени активности населения на собраниях, митингах, интереса слушателей, поведения участников массовых публично-политических мероприятий и т.д. Часто наблюдение употребляется наряду с другими способами сбора информации.

В зависимости от позиции наблюдателя социологическое наблюдение возможно включённым (наблюдатель делается участником изучаемых событий) и невключённым (наблюдатель регистрирует изучаемое явление “со стороны” и не вмешивается в процесс). Включённое наблюдение делится на скрытое (замечаемые не подозревают, что за ними ведётся наблюдение) и открытое.

Но при всех преимуществах наблюдения у него имеется один большой недочёт – это его субъективность. антипатии и Симпатии наблюдателя, его эмоциональное состояние смогут существенно оказать влияние на выбор единиц наблюдения, на оценку происходящего и конечные результаты изучения.

Изучение документов. Данный способ дает возможность приобрести сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже нереально. Изучение документов часто разрешает распознать тенденции и динамику их развития и изменений. Источником социологической информации выступают в большинстве случаев текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, решениях и резолюциях, публикациях, письмах и т.п. В качестве документа может выступать и некоторый предмет, что несёт данные о событиях прошлого. Разновидностью изучения документов есть контент-анализ– способ извлечения информации из громадных текстовых массивов посредством выделения смысловых единиц , к каким относятся определённые понятия, темы, имена знаменитостей и др.

В социологии употребляется и способ опыта. Опыт помогает не только способом сбора данных, но и в той либо другой степени видоизменяет реальность. Для обнаружения причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями вносятся целенаправленные трансформации в изучаемые объекты. В большинстве случаев опыт употребляется для проверки на практике теоретических расчётов. Необходимым условием опыта есть наличие наровне с экспериментальной группой–группы контрольной, где никакие трансформации не вносятся.

13. Программа социологического изучения

Подготовка социологического изучения начинается с разработки программы. В программе излагаются методологические, методические и организационные правила будущего изучения, описываются средства и приёмы изучения определённого явления либо процесса.

Поэтому функции, каковые делает программа социологического изучения, следующие:

• методологическая, т.е. теоретическое обоснование направлений научного поиска;

• методическая, т.е. описание процедуры сбора, анализа и обработки информации;

• организационная, т.е. координация деятельности участников исследовательского процесса.

Программа социологического изучения в большинстве случаев включает в себя подробное, чёткое и завершённое изложение следующих разделов:

обоснование часть– проблемы и методологическая формулировка, указание цели, определение предмета и объекта изучения, логический анализ главных понятий, формулировка задач и гипотез изучения;

методическая часть– определение обследуемой совокупности, черта применяемых способов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора данной информации, логические схемы обработки взятых данных.

Программа социологического изучения в большинстве случаев складывается из разделов либо параграфов, количество которых сильно зависит от сложности и масштабности задач, изюминок исследуемого явления, возможностей организаторов изучения. Но каждая программа обязана содержать пара пунктов, без которых обойтись легко нереально:

1. Обоснование неприятности изучения. Социологической проблемой есть реальновозникшее жизненное несоответствие как частного, так и характера.

2. Определение предмета и объекта изучения.Объект–это в любой момент определённая общность людей, отражающая ту либо иную социальную проблему. Предмет – те стороны, свойства, отношения в объекте, каковые конкретно связаны с изучаемой проблемой.

3. Определение цели и задачисследования. Определение цели изучения в большинстве случаев предусматривает ответ либо научной, либо практической задачи, либо той и второй в один момент.

Задачи изучения– это те действия, каковые нужно совершить с целью достижения конечной цели. Задач в изучении в любой момент пара.

4. Приступая к изучению, социолог формулирует догадки– это предположение, одно из первых объяснений явления, которое на протяжении изучения предстоит подтвердить либо опровергнуть. Это –предварительная конструкция, выявляющая главную, ведущую идею для предстоящего

изучения. Догадка предопределяет внутреннюю логику его задачи и исследования.

Наровне с основной смогут быть и дополнительныегипотезы.

5. Ключевую роль призван сыграть логический анализ главных понятий либо операционализация понятий. Он предполагает правильное объяснение применяемых категорий, обоснование их содержания.

6. Программа социологического изучения непременно включает описание способов сбора информации, способов её анализа и обработки.

В программе нужно сообщить и о предполагаемых итогах изучения.

7. Целесообразно разработать и рабочий замысел изучения. Он обязан отражать главные процедурные мероприятия и разрешать заблаговременно предусмотреть и самый определить количество научных, организационных и денежных затрат, помогать избежать суеты, придать изучению ритмичность на всех его этапах.

ОБЩЕСТВО

Учёные по-различному трактуют понятие “общество”. Это сильно зависит от той школы либо направления в социологии, каковые они воображают. Так, Э.Дюркгейм разглядывал общество как надиндивидуальную духовную действительность, основанную на коллективных представлениях. По М.Веберу, общество – это сотрудничество людей, являющееся продуктом социальных, другими словами ориентированных на вторых людей действий. Большой американский социолог Толкотт Парсонс определял общество как совокупность взаимоотношений между людьми, связующим началом которой являются ценности и нормы. С позиций К.Маркса, общество – это исторически развивающаяся совокупность взаимоотношений между людьми, складывающихся в ходе их совместной деятельности.

Социальная совокупность – это целостное образование, главными элементами которого являются люди, их связи, отношения и взаимодействия. Эти связи, сотрудничества и отношения устойчив и воспроизводятся в историческом ходе, переходя много поколений.

Так, общество – это определённая совокупность (объединение) людей. Но каковы границы данной совокупности? При каких условиях это объединение людей делается обществом?

Показатели общества таковы:

1) Объединение не есть частью какой-либо более большой совокупности (общества).

2) Браки заключаются между представителями данного объединения.

3) Оно пополняется в основном за счёт детей тех людей, каковые уже являются его признанными представителями.

Социология. Вводная лекция.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: